В) Земледельческие народы Африки



Большинство народов Африки занимается земледелием. Здесь возделываются растения и окультуренные на континенте, и завезенные извне. В Африке были окультурены многие зерновые (сорго, просо, фонио, рис, пшеница и ячмень, тэфф), клубневые (разные виды ямса), бобовые (нисбе или коровий горох, воандзея), масличные (кунжут, клещевина, карите), разные виды пальм (масличная, финиковая, кокосовая). Местного же происхождения арбузы, кофе, малагета или гвинейский перец. Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзин), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент проникли гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в., португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу; а в XVII—XVIII столетиях — арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии — манго.

По использованию сельскохозяйственных культур и некоторым особенностям технологии можно выделить две основные зоны земледелия. В сухих саваннах тропического пояса северного и южного полушарий, в Восточной Африке, на плоскогорьях с сухим климатом основными культурами являются зерновые, а во влажных районах экваториального пояса их место занимают корнеплоды.

Мотыжное земледелие сухих саванн.

Хауса — многочисленный народ, живущий на севере Нигерии и в сопредельных странах: Нигере, Камеруне, Чаде, ЦАР. Области, где живут хауса, расположены между южной границей Сахары и лесными экваториальными лесами, обладают достаточной, но не чрезмерной влажностью, покрыты в основном саваннами, и это дает возможность обходиться без корчевки.

Ассортимент культурных растений здесь очень разнообразен. На приусадебных участках сажают овощи: лук, помидоры, тыквы, бобовые и т. п. На полях в стороне от поселений возделывают преимущественно разные виды сорго и проса. Почти повсюду выращивают кукурузу, бататы, табак, арахис, хлопок, занимаются и рисосеянием. Издавна здесь разводили индиго для изготовления синего красителя.

Хауса, как и другие народы Западной Африки (бамбара, сонгаи и др.), имеют несколько видов мотыг разной формы и величины, применение которых строго обусловлено. Чем тверже почва, тем более прочная и тяжелая рабочая часть мотыги. Другие сельскохозяйственные орудия тоже имеют строгую специализацию. Так, одни серпы используются для срезания травы и злаков, другие — для уничтожения сорняков на рисовых полях. Было у хауса и несколько видов топоров.

Земли после сбора урожая оставляли на несколько лет под залежь. Обычно как удобрение использовалась зола, получавшаяся при расчистке целины под поле и сжигании трав и кустарников на нем. Благодаря тесному соседству со скотоводческим народом фульбе хауса удобряют поля фекалиями. В некоторых районах не косят зерновые, а выкапывают особой лопатой «цимма». Сухие стебли оставляют на участке. Перегнивая, они также удобряют почву. Важная черта африканского земледелия — высаживание одновременно нескольких культур. Например, сорго высевают вместе с камышевидным просом, кукурузу — на одном поле с бобовыми. Это также помогает сохранять необходимый набор элементов в почве.

Хауса разводят также мелкий рогатый скот, в меньшей степени — лошадей. Лошадь здесь — животное престижное.

Мотыжное земледелие экваториального пояса

В экваториальном поясе также возделываются зерновые: 5—6 видов просяных культур, кукуруза, но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые — бататы, ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, бобы, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево-кола, бананы, цитрусовые.

Дифференциации сельскохозяйственных орудий, подобной хаусанской, здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами — мотыга. Ее вид варьируется от народа к народу. У баконго преобладает мотыга с круглой или треугольной рабочей частью;: в Анголе — двуручная с острой рабочей частью и т. д. Но в любом случае это универсальное орудие труда: одна и та же мотыга используется и на твердых, и на мягких почвах, на плантациях и приусадебном огороде, при подъеме целины и обработке всходов. В этих районах широко использовали топоры и ножи для вырубки деревьев и срезки кустарников при подготовке поля к посеву или посадке корнеплодов. Система переложного подсечно-огневого типа земледелия, характерная, для традиционного земледелия во всей Африке, здесь требует больших усилий и затрат энергии, чем в сухих саваннах: надо вырубить часть деревьев (кроме очень крупных), выкорчевать пни, расчистить будущее поле от зарослей кустарников. Это дело мужчин. Остальные виды работ в земледелии ложатся на плечи женщин.

Традиционно использовали чередование культур, или чаще — одновременное высаживание нескольких видов. Таким образом повышалось плодородие почвы или по крайней мере замедлялось его разрушение.

Земельные угодья и в этой зоне были обычно двух видов. Рядом с поселениями разбивали сады-огороды, где вместе с другими фруктовыми деревьями, бананами и пальмами росли овощи, бобовые, ароматические травы. Вдали от поселений располагались полевые участки и плантации, где возделывали зерновые и сажали маниоку и другие корнеплоды и клубневые.

Соблюдается строгое чередование работ по сезонам. Баконго во время «массанза» (январь и февраль) сажают фасоль и кукурузу, в это же время закладываются плантации бананов. В течение «кунди» (март-апрель) занимаются уходом за посадками, прополкой. «Кинтом-бу» — самый жаркий сезон (май-июнь) — некоторый перерыв в интенсивности полевых работ. В сезон «сейву» (июль-август) занимаются •сбором урожая зерновых, делают посадки во влажных низинах по берегам рек. В сезоне «пиаза» (сентябрь-октябрь) с первыми дождями женщины высаживают черенки маниоки, готовят землю для новых посевов. Завершает год «нкиала» (ноябрь-декабрь), когда засевают зерновые и бобовые. Как правило, в экваториальной зоне можно получать по два урожая в год.

Подавляющее число африканских земледельцев занимается экстенсивным хозяйством. Лишь в некоторых районах континента мотыжное земледелие сочетается с интенсивными методами. Так, в густонаселенных гористых районах Руанды и в особенности в Бурунди существует хорошо организованная система ирригации, проведено множество оросительных каналов, местами вода проводится по деревянным колодам. Глава селения следит за правильным распределением воды по каналам, глава округа организует общественные работы по проведению новых каналов, очистке и починке старых. На склонах холмов применяется террасное земледелие. В обрабатываемые участки регулярно вносится удобрение: перед посевом разбрасывают золу сожженных растений, стеблей папируса; после уборки урожая сорго, гороха, бобов и других культур сухие стебли тоже сжигают; навоз, птичий помет и даже кухонные остатки вывозят на поля.

Плужное земледелие традиционно сложилось лишь в одном районе Африки — в ее северовосточной части. Здесь с помощью плуга обрабатывают землю народы Республики Судан и Эфиопии. В Эфиопии возникла собственная модель пахотного орудия — мареша. Это амхарское название для пахотного орудия, которым пользуются и другие народы Эфиопии (галла-земледельцы, сидамо и др.). По своему устройству мареша, не имеющая отвала, ближе к сохе (черкающему орудию), чем к плугу (разрывающему землю). Тягловый скот в Эфиопии — быки, иногда коровы, лошади, мулы, ослы, верблюды. Дополнительно поле обрабатывается также мотыгами.

Система земледелия, продовольственные и технические культуры, технология обработки общие у всех земледельцев Эфиопии независимо от этнической принадлежности. Повсюду распространена подсечно-огневая и двупольная система земледелия с севооборотом. В горных областях, особенно в скалистом, каменистом и засушливом Тигре, широко распространено террасное земледелие. Удобрений используют немного. Только около селений удобряют землю навозом. Чаще же на те участки, которые оставляют под пар, выгоняют скот. Жатва начинается в сухой сезон, в сентябре-октябре. Там, где сеют вторично, жатва происходит в феврале-марте. У большинства народов — это мужское занятие, только у агау жнут женщины. Обмолачивают зерно, прогоняя по снопам скот, провеивают его с помощью вил, лопат, плоских плетенок, сит, корзин, метелок.

Северо-восточная часть Африки отличается особым богатством продовольственных культур, многие из которых эндемичны. Один из самых распространенных злаков — тэфф. В Хараре самый распространенный злак — дурра (вид сорго), а на юго-западе и западе — кукуруза. Пшеницы получили меньшую популярность, хотя Эфиопия — родина нескольких видов этой зерновой культуры. Менее часто сеют балток, ячмень (его чаще используют не для муки, а для приготовления пива), рис, овес (только как корм для скота и птицы), дагуссу, которую больше возделывают на северо-западе Эфиопии. Не менее разнообразны бобовые растения: шымбра (вид турецкого гороха), горох, несколько видов бобов, чечевица. Широко распространены масличные культуры: лен, горчица, сезам, нуг, земляные орехи, подсолнечник, хлопок и др. В последние годы значительно расширился ассортимент овощей и фруктов. Традиционно культивировали здесь только те виды овощей, из которых готовили приправы — перец, тмин, чеснок, помидоры, капусту, огурцы, тыкву. Ныне к ним добавились морковь, шпинат, сельдерей, редис, баклажаны и т. д. Большое количество фруктовых садов с разнообразными тропическими фруктами покрывают почти все провинции страны. В последние годы возродилось и виноградарство, исчезнувшее в прошлом веке. Особое место занимает возделывание кофе. Эфиопия — родина этого растения, плоды которого получили название от области Каффа. На юге страны издавна возделывают также чай и табак. В последние годы начали высаживать и сахарный тростник. Технических культур значительно меньше, это прежде всего хлопок.

 

Материальная культура

А) Ремесленное производство

Металлургия и кузнечество

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов.

В древности и средневековье африканское железо было одним из важных предметов вывоза. Восточная Африка поставляла железо из современной Замбии и близлежащих районов на рынки Ближнего Востока и Индии. Африканское железо было и в составе знаменитых булатных сталей.

Наиболее древние непрерывные разработки руды долго сохранялись в современной Шабе (в Заире) и Замбии. Руду здесь разрабатывали открытым способом. Самыми примитивными плавильными печами были земляные ямы. Часто использовали в качестве печей термитники. Многие народы и сами делали плавильные печи, иногда значительных размеров. Чаще они, как у балуба, были высотой около 80 см и диаметром 30—50 см. В отверстие в вершине печи засыпали руду, а у основания вырывали небольшую яму, куда из нижнего отверстия поступала спекшаяся руда. Здесь же устраивали костер. С противоположной стороны глиняная воронкообразная трубка соединяла плавильную печь с мехами. Чашечные кузнечные меха (наиболее распространенная форма в Африке) затягивали кожей козы или антилопы и приводили в движение с помощью деревянных палочек, прикрепленных к середине мехов. Такие же мехи употребляли при ковке. В качестве топлива использовался древесный уголь. В течение многих веков мастера-металлурги обеспечивали таким образом потребности африканских народов в металлах. С появлением европейских металлических товаров, а затем и промышленных предприятий в основных районах залежей руд традиционная металлургия сошла на нет.

Обработка металла — столь же древнее ремесло, как и его плавка. Вначале медь, железо и сплавы использовались лишь в качестве украшений и для изготовления культовых предметов. Между изделиями кузнецов древности и средневековья главное место, безусловно, занимают бронзовые изделия из Ифе и Бенина (Нигерия): ритуальные колокольцы, топоры, ножи из бронзы, скульптурные изображения людей и животных, пластины с барельефами. В Бенине почти вся бронзовая скульптура хранилась во дворце правителя, крышу которого венчали фигуры расправивших крылья птиц и змей, символов могущества правящего рода. В собрании Британского музея хранится около 200 бронзовых пластин-барельефов.

Находки первых бронзовых скульптур Ифе в начале нашего столетия так потрясли воображение европейцев, что они не могли поверить в их местное происхождение и приписывали их то атлантам, то древним египтянам, то европейцам эпохи Возрождения.

На всем протяжении западного побережья Африки и Гвинейского залива расположены зоны литья мелкой пластики. Особенно широко известны работы по металлу ашанти (Гана). Их гирьки для взвешивания золотого песка представляют собой миниатюрные скульптурные группы, изображающие жанровые сценки по мотивам пословиц и поговорок.

Наряду с литьем, и здесь, и в других районах Африки хорошо была известна ковка металлов. Там, где не было собственных рудных залежей, кузнецы использовали закупленные на стороне железо и медь. Африканские кузнецы использовали простейшие инструменты: наковальню из камня или прочного металла, небольшие листовидные молоты, клещи и щипцы, которые нередко заменялись простыми деревянными палочками или дощечками. Такими несложными инструментами кузнецы Африки выполняли самые разнообразные изделия из металлов: рабочие части мотыг, наконечники копий и стрел, лезвия топоров и ножей. Ювелиры делали из меди, железа, бронзы, серебра, золота браслеты, кольца, шпильки для волос. Парадные ножи и топоры украшали узорами, выбитыми по металлу. Некоторые народы (бакуба) умели вытягивать проволоку и инкрустировать ею деревянные части металлических изделий и лезвия парадных мечей.

В лесной зоне Африки (особенно у йоруба и в бассейне Конго) это ремесло было окружено уважением и даже преклонением, рабам было запрещено им заниматься. Более того, каждый претендент на трон верховного правителя должен был доказать свое умение кузнеца.

В то же время в Западном Судане, на территории бывших громадных государств Мали и Сонгаи, лица, выплавляющие и обрабатывающие металлы, составляли низшую касту, их презирали и одновременно побаивались. У некоторых народов слово «кузнец» и «раб» оказывались близкородственными.

Резьба по дереву

Резьба по дереву имеет такие же, как обработка металла и ткачество, древние корни. Хотя в Африке был весьма доступен такой материал, как слоновая кость, резьба по слоновой кости все же не получила здесь сколько-нибудь значительного развития. Основным материалом африканского резчика было дерево твердых и мягких пород. Некоторые твердые породы деревьев тяжелы, как железо, хорошо противостоят термитам и грызунам, зато очень трудоемки в работе. Мягкие сорта дерева, напротив, быстрее поддаются обработке, но один неосторожный удар может погубить изделие» которое, как правило, вырезается из целого блока.

С помощью немногочисленных инструментов (ножа, молоточка, нескольких резцов) африканские мастера создавали изящные и разнообразные вещи: табуреты, подголовники, ложки, притолоки, рукоятки для ножей, копий и топоров, чаши для питья, подставки для хранения стрел (порт-флеш), деревянные части кроватей, ступы для растирания зерна и т. д. Делали и мелкие вещички: коробочки для хранения краски самой разной величины и формы: прямоугольные, квадратные, в виде полумесяца, полукруга и т. д., кубки и чаши. Например, чаши балуба или бакуба — это композиции из фигур или в форме головы человека. Из дерева делали и крупные изделия: барабаны, а из цельного ствола дерева вытесывали пироги разной величины (от рыбацких лодок на одного-двух человек до больших судов вместимостью до 80 воинов).

Такие бытовые вещи, простые и скромные, создавали практически все народы Африки. Однако некоторые из них резко выделялись на общем фоне. В Западной Африке — это бамбара, догон, сенуфо, ашанти; в Центральной — бамилеке, балуба и бакуба. Резьба по дереву у этих народов сочеталась с искусством деревянной скульптуры, носившей культовый характер. Оно столь своеобразно в каждом регионе Африки, что искусствоведы выделяют отдельные стили.

Характерная черта деревянной резьбы у бамбара, сенуфо и их соседей — преобладание масок-наголовников. Как правило, они изображали мифического предка — животное (у бамбара — антилопу чевара). Ашанти (Гана) искусно вырезали священные скамеечки (вместилища душ предков). Их делали в форме двух плоскостей, иногда вогнутых, соединенных перекладиной.

Приступая к работе, мастер обычно уже ясно представлял себе вид будущего изделия. Большим ножом он обрабатывал заготовку, оттеняя основные детали. Окончательную отделку производили маленьким ножом. Полировалась скульптура листьями. Иногда дальнейшая обработка проводилась составами, в которые входит пальмовое масло. В том случае, когда скульптура должна быть подвергнута раскраске, применялись минеральные и растительные красители (уголь, каолин, охра, порошок красного дерева и т. п.).

Бытовую резьбу — коробочки, ложки, чаши могли изготовить все мужчины. Выделка лодок, а тем более производство ритуальной скульптуры (масок, фигур предков, священных скамеечек) требовали особого мастерства. У некоторых народов (балуба, например) ритуальные изделия: обрядовые маски, различные амулеты, фигурки фетишей, знаки власти вождей, жезлы, мог изготовлять только особый специалист (балуба называли его «бвана мутумбо»).

Ныне широкая популярность африканской деревянной скульптуры за пределами континента породила взрыв спроса на нее и стала во многих странах особой отраслью, обслуживающей туристов, но при этом утратила свое ритуальное значение, а вместе с ним и неповторимость.

 

Ткачество

Ткачество — занятие преимущественно земледельческих народов. У народов западносуданских саванн хлопок издавна был сырьем, основным для ткачества. Наиболее искусные ткачи этой зоны — хауса — снабжали своими тканями не только многие другие народы региона, но и продавали их в Северную Африку.

Окраска тканей была поставлена на широкую ногу. Население целых кварталов, в Кано и других городах было занято исключительно этим промыслом. Окраску проводили в земляных ямах, выдерживая ткани до 10 дней. О широких размерах производства можно судить по тому, что в некоторых селениях нередко встречалось до 50 красильных чанов, не говоря уже о крупных городах, где их насчитывают до нескольких сот. Для окрашивания тканей в красный, зеленый, желтый и другие цвета использовали растительные красители из некоторых видов тростника, корней, растения турн, лимонного сока и др.

У йоруба существуют два вида ткацких станков: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сходен с ткацким станком хауса, на нем можно изготовить лишь узкую полоску ткани, на станках этого типа работают только мужчины. Второй тип станка, вертикальный, сходен со станками для плетения циновок, распространенными в Конго. На вертикальных станках у йоруба ткут женщины.

У народов лесной полосы вместо хлопка в качестве исходного сырья используется волокно пальмы-рафии и некоторые растения (их обрабатывают как коноплю). Еще в XVI—XVII вв. славились ткани баконго, вызывавшие изумление европейцев, которые сравнивали их с лучшими сортами бархата и шелка. Одна группа народа бакуба (Заир) даже получила от соседей наименование «бам-бала» — «люди ткани».

Перед употреблением листья пальмы-рафии подвергались довольно сложной обработке. Бакуба брали молодые листья, на которых с тыльной стороны листа делали надрезы и затем снимали тонкую кожицу. Ее засушивали, разрезали на тонкие ремешки, которые сплетали в длинные нити. Растительные волокна окрашивали. Связав пучками, их опускали на несколько дней в болотную воду. Пропитываясь водой и грязью болот, волокна в зависимости от времени пребывания в них принимали черный, коричневый или красно-коричневый цвет. В качестве красителей использовали охру и окись железа.

Ткачество считалось мужским ремеслом у бакуба, но все последующие операции по обработке тканей (размягчение, вышивку, окраску с нанесением рисунка) делали женщины. Однако, если ткань предназначалась для верховного правителя Куба, весь цикл работ проводили мужчины.

Делали бакуба и окрашенные ткани с оставленным рисунком. Окрашенный в красный цвет кусок ткани прикрывали кусками тростника в форме треугольников, розеток, кругов и ромбов, а оставшиеся участки тканей красили в черный цвет. Когда же высыхала краска, куски, тростника снимали. Так получали материю с красным рисунком на черном фоне.

В наши дни домотканые ткани в повседневной жизни вытеснены фабричными. В фабричных тканях Африки сохраняется традиция ярких контрастных тонов. Традиционную вышивку заменила набивка, стилизованная под вышивку.

 

Плетение

Если резьба по дереву — ремесло мужчин, то плетение почти у всех земледельческих народов — женское занятие. Мужчины плели лишь редкие циновки, которые устанавливались в заколах на реках, маленькие сети для рыбной ловли, верши. В плетении африканские женщины достигли, пожалуй, не меньших высот, чем мужчины в резьбе по дереву и обработке металлов.

Все народы Африки именно техникой плетения изготовляли циновки, которые при отсутствии мебели играли универсальную роль, служили постелью, закрывали входные отверстия в хижинах, заменяли мешки и сумки. Некоторые виды плетений из листьев рафии отличаются особой тонкостью и эластичностью и употребляются даже для изготовления одежды. Из толстых стеблей тростника бакуба плели даже стены домов. Исходный материал (ротанг или тростник) окрашивали и, искусно переплетая разноцветные волокна, получали интересные цветовые сочетания и геометрические узоры.

Другое распространенное изделие — плетеная посуда. Многие народы Африки знают искусство такого плотного плетения, что оно позволяет использовать изделия для хранения и сыпучих (мука) и жидких веществ.

Плетение широко распространено и ныне во многих странах Африки. Земледельческие народы саванн, особенно на северо-востоке, пользуются в качестве исходного материала для плетения соломой самых разных зерновых культур. Плетеные изделия самой разнообразной формы и назначения очень распространены в Сомали и Эфиопии. Способ плетения корзин — спиральный. Обычно корзины плетут из простой некрашеной соломы. Для отделки пользуются соломой, окрашенной в разные цвета, чаще зеленый, желтый или фиолетовый; сомали и данакиль предпочитают желтый и лилово-красный. Орнамент чаще всего шахматный, ромбовидный или в виде концентрических кругов разной окраски. В большом ходу корзины продолговатые и плоскодонные; дно и отверстия их имеют овальную форму, крышки — конусообразную. Очень часто встречаются плетеные сосуды в виде стаканчиков, графинчиков, открытые корзины в форме вазы на подставке. Для упаковки кофе амхара, галла и тигре плетут большие мешки. Представляют интерес плетеные сита, стол-корзина, зонтики. Стол-корзина — это круглое плетеное блюдо на высокой широкой подставке в форме усеченного конуса. В перевернутом виде этот стол может служить корзиной для хранения продуктов.

Ныне утрачено искусство плетения стаканов или кувшинов, но продолжают плести циновки, корзины, декоративные блюда. Правда, сейчас плетение уже не является необходимостью. Как и резчики по дереву, плетельщики часто работают на рынок и для иностранных туристов.

 

Гончарство

Преимущественно женским ремеслом было и гончарство, знакомое всем земледельческим народам. Нередко изготовлением керамической посуды занимались жены кузнецов.

В отличие от скульптурных форм сосудов из дерева, керамические изделия были просты и строги. Это обычные глиняные горшки с округлым днищем, почти все сходной сферической формы, но очень разнообразные по размерам. Самые маленькие — 5—6 см в диаметре, самые большие — более 50, а иногда и до 80 см. Одни служили для хранения запасов воды и продуктов, другие — для изготовления масла, третьи — для приготовления пищи. Самые маленькие предназначались для различных соусов — обязательной приправы к любому мясному или рыбному блюду, и т. п.

Только в Центральной Африке женщины мангбету изготовляли необычные глиняные сосуды, украшенные скульптурными женскими головами с высокими прическами, а в Камеруне — керамические чаши с зооморфными или антропоморфными мотивами.

Гончарного круга в Африке не знали и лепили вручную. Балуба на плоской дощечке из единого куска глины с помощью небольшой деревянной планки лепили сосуд нужной формы и размеров. Готовые изделия высушивали на солнце, а затем полировали мелкими ракушками. Обжига здесь не знали.

Техника лепки в Эфиопии отлична от описанных выше. Амхара, тигре и галла делали посуду путем спирального наращивания валиков, каффичо и сомалийцы — путем вытягивания. Оба способа дают прекрасный результат даже без применения гончарного круга. Обычно сосуды подвергались длительному обжигу на огне. Иногда их покрывали снаружи глазурью.

Кожевенное дело

Если все выше перечисленные выше ремесла в большей степени были присущи земледельческим народам, то с обработкой кожи были знакомы практически все жители Африки. Шкуры и кожи диких животных обрабатывали и охотничье-собирательские народы, и земледельцы, и скотоводы, в жизни которых охота также продолжала играть немалую роль, но у некоторых народов кожевенное дело было особенно развито. Так, у хауса кожевенное производство стояло по значимости сразу же за ткачеством. Кожевники изготовляли большие кожаные сумки, переплеты, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей и т. д. Кожевники-хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи:, ее дубят, окрашивают, из нее делают сафьян.

В крестьянских хозяйствах Эфиопии и Сомали из кожи изготовляют седла, сбрую, ремни, сумки, щиты и ножны, кувшины для воды, формой напоминающие чайники, разнообразную посуду, футляры для роговых и деревянных кубков. Щиты служат теперь только для военных парадов, их выделывают из кожи быка, гиппопотама или буйвола. Кожаные изделия сомалийцев мало отличаются от изделий жителей центральных и северо-западных областей Эфиопии.

Однако все же наибольшего расцвета это ремесло, естественно, достигло у народов скотоводческих. Как методы обработки, так и ассортимент этих изделий у многих народов, занимающихся разведением домашних животных, особенно крупного рогатого скота, очень сходны. Баккара дубили кожи соком коры низкорослых кустарников мимоз. У некоторых народов (у многих нилотов, например) для выделки кож применялись каменные молотки. Чаще же всего разминали кожи руками. Масаи и скотоводческие народы юга Африки выделывали одежду, обтягивали шкурами щиты, резонаторы музыкальных инструментов. Шиллук и динка имели даже особых бродячих мастеров, которые ходили из деревни в деревню, предлагая свои услуги. Каждый владел каким-либо одним видом ремесла: выделкой кожи, изготовлением барабанов, щитов, украшений и т. п.

Степень отделения ремесла от земледелия и других видов хозяйственной деятельности была различной у разных народов Африки. У охотников и собирателей ремесла были развиты слабо (это обработка кожи, плетение ремешков, веревок), и никаких признаков отделения их от других занятий не наблюдалось. У большинства земледельческих народов гончарным ремеслом, ткачеством, плетением умели и могли заниматься практически все. Кузнечество, пожалуй, было первым из ремесел, отделившихся от земледелия. Нередко особенности специализации того или иного района крылись в природных особенностях. Так, у баконго в зависимости от наличия глины или руд одни области специализировались по производству гончарных изделий, другие — металлов в слитках и т. п. Внутри районов уже складывались отдельные центры, где появлялись наследственные профессии.

В некоторых государствах этого региона (например, Куба) складывалась организация ремесленников, в некотором роде напоминавшая средневековые европейские цехи. Так, у бакуба скульпторы по дереву, ткачи, каменотесы, мастера по изготовлению веревок, плетению циновок и сетей, кузнецы, рыбаки, охотники, строители лодок, добытчики пальмового сока, соли, певцы, танцоры, музыканты объединялись в корпорации, имеющие свою внутреннюю юрисдикцию, своих постоянных представителей при дворе верховного правителя.

В многочисленных государственных объединениях народов Западной Африки эта специализация зашла еще дальше: и у фульбе, хауса, сонгаи и других народов сформировались касты ремесленников, довольно замкнутые и имевшие каждая свое место на социальной лестнице.

Так, у фульбе имелись касты кожевников, красильщиков, гончаров, ткачей, кузнецов. Сравнительно многочисленной была каста деревообделочников — лаобе. Эта и многие другие ремесленные касты были эндогамны и очень замкнуты.

В наши дни судьбы разных видов ремесла сложились по-разному: исчезла металлургия, переживает свой бум (правда, лишь количественный, но не качественный) резьба по дереву, утратило свои позиции, но все же сохранилось ткачество и т. д. Сохранение ремесел во многих случаях объясняется недостаточным снабжением населения фабричными изделиями. С другой стороны, правительства некоторых стран, понимая, что традиционные ремесла имеют не только чисто утилитарное, но и художественное значение, проводят политику поощрения их развития, создают школы и ремесленные училища.

Б) Поселения и жилища


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!