Возрастные особенности нравственного воспитания детей 4-5 лет



 

Особенностями нравственного воспитания, как отмечает НИ. Болдырев, является невозможность ограничить его одним лишь воспитательным процессом, а потому формирование нравственного морального облика должно происходить в результате различной деятельности, как игра, или учеба – то есть в той, где реализуются всевозможные отношения со сверстниками и взрослыми. Однако стоит учитывать, что нравственное воспитание – целенаправленный процесс, требующий конкретной структуры содержания, формы, приемов и методов педагогического воздействия.

А.Н. Бражникова и Е.П. Ильин подчеркивала в своих работах, что для обучающихся дошкольного уровня важно формирование нравственных чувств и, как следствие, тесная взаимосвязь со взрослыми, ведь при взаимодействии с ними появляется способность любить и привязывать к ним, действовать их указаниям, воздерживаться от неблагородных поступков. Можно сказать, что это развивает эмоциональную отзывчивость – фундамент нравственных чувств, как, например, удовлетворение от свершения благородных поступков и неприятных переживаний от плохого.

Однако у старших дошкольников нравственные чувства протекают более осознанно: формирование таких чувств, как любовь, долга, справедливости, уважения, собственное достоинство уже сопряжено с такими сознательными вопросами – «как?» и «почему?». При этом А.С. Макаренко подчеркивает, что даже несмотря на их абстрактное осознание безнравственности поступка, обучающиеся ввиду произвольности поведения и слабого самоконтроля все равно совершают их. Этим выявляется необходимость ставить во главе подзадачу нравственного воспитания – формирование нравственных навыков поведения, которые впоследствии образуются в нравственные привычки, например, бережное отношение к вещам, привычка приветствовать, как взрослого, так и сверстника, прилично вести себя в общественных местах, умение учитывать состояние других людей и не мешать окружающим и т.д.

Другая подзадача педагога в вопросах нравственного воспитания является развитие нравственных представлений – обобщенного образа знания о нравственных нормам, критериях требуемого, правильного и истинного отношения, как себе, так и к обществу в целом. Воспитатель должен давать конкретные объяснения основных моральных понятий, как «добрый», «вежливы» и т.д., стараться делать так, чтобы дошкольник соотносил с ними содержание своих и чужих поступков – даже если мышление не позволяет обучающимся полностью их осознать, процесс формирования мотивов поведения все равно происходит.

П.И. Подласый и А.З. Рахимова отмечают, что в дошкольном возрасте появляется понятие «формальных знаний», как особый вид знаний, в которых имеется только словесная форма выражения, однако содержание самой мысли не усвоено: дети абстрактно имеют представление о том, как им поступить в возможной сложившейся ситуации, однако, сталкиваясь с этим в реальной жизни, опираться на данные представления они не могут.

 Можно сказать, что сформированные в процессе воспитания нравственные представления являют собой базу для развития мотивов поведения, стимулирующую обучающихся совершить тот или иной поступок. Благодаря изучения мотиву поступка, педагог способен определить – чем данный поступок вызван, после чего подобрать соответствующий метод воздействия на воспитание дошкольника. Также стоит отметить, что именно детский сад способствует формированию определенных норм поведения, отражающих отношение ко взрослым и сверстникам и процесс усваивания которых обуславливается рядом правилом, регулирующих взаимоотношения между субъектами образовательной среды.

Н.В. Серебрякова, Т.С. Комарова и Н.Л. Белопольская в вопросе нравственного воспитания особое значение придают коммуникативному взаимодействию ребенка со взрослыми, ведь в возрасте от 4-5 лет отношения с ними расширяются, ввиду чего воспитатель вырабатывает у обучающихся правильные способы обращения ко старшим – формы уважительного отношения к последним, которые бы основывались на привязанности, уважении, послушании и доверии. Дошкольники, тем самым, активно желают общаться с более старшей возрастной категорией, что сказывается на нравственном воспитания: так, обучающийся, находясь под влиянием авторитета взрослых и его собственные оценочные суждения способствуют развитию способности опираться на усвоенные общественные правила, а также формируют такие качества, как самостоятельность и осознанность поведения.

Однако особый интерес вызывают работы Ж. Пиаже, В.М. Холмогоровой и Л.С. Выготского, которые в своих работах выделяли важность «этических станций», определяющих индивидуальную специфику личности и его отношение к окружающим людям. Авторы выделяют несколько стадий развития морального сознания: развитие морального сознания, формирование моральной самостоятельной регуляции поведения и формирование морально-нравственных чувств. Так, этические оценки – подтверждение развития морального сознания, ведь они впоследствии позволяют дошкольнику определить характер поступка – благородный он или нет. Ссылаясь на труды, как отечественных, так и зарубежных авторов, можно выделить одно общее утверждение: моральное развитие обучающихся взаимосвязано со степенью непосредственного развития его моральных понятий, а те в свою очередь с моральными суждениями.

Ж. Пиаже, более подробно раскрывая содержание моральных суждений, предполагал, что моральные представления у дошкольников характеризуются нравственным реализмом, в ходе чего обучающимся принимаются правильные и адекватные нормы поведения, который до 11-12 лет перетекает в нравственный релятивизм, благодаря которому у ребенка вырабатывается твердое и непоколебимое понимание добра и зла. Это объясняется тем, что дети 4-5 лет воспринимают законы морали, базируясь на власть старших: установленные правила последними нельзя менять или игнорировать, то есть им не свойственно оценивать действия по намерениям – оценка производится на основе возможных последствий данных действий.

Л. Кольберг соглашается с гипотезой Ж. Пиаже, а потому основываясь на его трудах, предложил разделить этапы становления нравственных суждений на три уровня: доусловный, в ходе которого обучающиеся оценивают благородность поступка исходя из последующих событий; традиционный, посттрадиционный. Авторы были уверены, что именно в возможности индивида выслушать и принять мнения другого человека развивается децентрация, которое можно сопоставить с развитием и нравственных суждений.

Стоит отметить, что несмотря на то, что обучающиеся опираются на последствия, уровень моральных суждений зависит и от других факторов. Так, В.М. Холмогорова приводит аргумент, что нравственность, в противовес морали, не отличается индивидуальностью, тем самым являясь универсальным понятием, ведь ограничения в неё невозможны. Предполагается, что нравственное поведение не базируется на получении какой-либо выгоды, а основывается на таком восприятии другого, где обучающийся выступает, как самодостаточный индивид. Можно сказать, что нравственность у дошкольников должна определяться не тем, что они совершают благо за похвалу, – а тем, что он совершил благородный поступок.

Таким образом, в возрасте 4-5 лет ппроисходит интенсивный процесс освоения ребенком способов поведения и отношений в окружающем социуме. Влияние социума многогранно. Отделить правильное от неправильного, хорошее от плохого – очень непростая задача для ребенка-дошкольника. В силу недостаточно сформированного опыта жизни в обществе главным способом социализации, нравственного развития является подражание взрослому. Ребенок эмоционально реагирует на его действия, поступки, которые выступают в качестве образцов поведения. Оценки взрослых воспринимаются безоговорочно. Именно опыт общения с взрослым порождает развитие у ребенка стремления к регуляции своих отношений с окружающим социальным миром, овладение способности к эмоционально-оценочным и моральным суждениям.

Глубокое переживание нравственного чувства неразрывно со способностью нравственного суждения, т.е. с нравственной оценкой окружающих явлений и поступков. А.К. Дремов нравственную оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных нравственных принципах, на глубоком понимании сущности нравственного, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б. Лихачева. «Нравственное суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни».

На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составной этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому поведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

С.А. Миронова утверждает, что постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о взаимоотношениях людей).

Формированию нравственных суждений, по мнению Е.А. Земской, присуща динамика, выражающаяся в наличии стадий. В старшем дошкольном возрасте отмечены следующие стадии:

общее, малодетализированное рассмотрение нравственных поступков, когда в качестве нравственного значимого критерия оценки выбирается либо отдельный поступок, либо - общее эмоциональное отношение к объекту, совершившего тот или иной поступок;

в нравственном суждении на первое место выходят его аналитические функции, личные предпочтения и учет многих признаков;

детальное рассмотрение поведения и поступков соединяется с тем эмоционально-значимым фоном, который выделяется перципиентом при суждении о нем.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся нравственные чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о поступках, совершаемых людьми).

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!