Нравственное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема



 

Дошкольный возраст представляет собой важный период воспитания, при котором происходит формирование личности ребенка и его нормативного поведения, определенных психических и личностных качеств – так, приобретая опыт от микросоциума, по мнению О.С. Смирновой, дошкольник преодолевает определенные этические инстанции – моральное сознание, моральная саморегуляция поведения и развитие нравственных чувств, которые во многом определят его особенности и отношение к окружающим людям в будущем.

Т.А. Бабакова, рассматривая термин «воспитание» непосредственно в педагогической системе, отмечает, что в узком смысле оно являет взаимодействие двух субъектов, одна цель которого – постичь окружающий благодаря помощи второго; в широком оно являет собой упрощенную модель общественной жизни, ввиду того, что оно также характеризуется приобретением социального опыта исходя из систематизации деятельности извне.

Б.Б. Айсмонт определяет воспитание, как процесс в образовательной среде, способствующий развитию личности в рамках определенных педагогических нормативах. Т.И. Баринова, И.О. Гарипова и Н.П. Леонова дают более подробную характеристику, выдвигая на первый план именно ценностные ориентации, так как они способствуют формированию духовно-нравственных и материальных ценностей в пределах данной образовательной среды.

Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни согласно принятым социокультурным нормативным правилам.

ФГОС ДОО устанавливает определенные принципы обучения, согласно «Основные принципы дошкольного образования и их реализация», подмечая важность их реализации ввиду того, что именно они составляют первую ступень образования, а тем самым образование в этом случае тесно сопряжено с воспитывающей функцией и потому включает в себя:

1. Принцип воспитывающего обучения, согласно которому цель образования и воспитания – формирование духовно-нравственных ценностей.

2. Принцип развивающего обучения, ввиду чего обучающийся должен обучаться на таком уровне сложности, чтобы осуществить преемственный переход на более высокую ступень.

3. Принцип научности, определяющий применение не только теоретических знаний, но и обязательную апробацию на практике – эмпирический уровень, чтобы обучающийся мог определять и выявлять взаимосвязи между происходящими явлениями.

4. Принцип наглядности, соответствующий формированию двух типов мышления – наглядно-действенному, при котором решение задачи сводится к взаимодействию с реально осязаемыми предметами, и наглядно-образному, где решение сводится со зрительным представлением ситуации.

5. Принцип активности и сознательности, предполагающий, что реализация интерактивных форм образовательной деятельности будет способствовать возможности обучающегося рациональными способами разрешать задачи творческого характера.

6. Принцип систематичности и последовательности, подразумевающий определённый порядок и систему преподавания, основанных на чёткой логической хронологии.

7. Принцип прочности, развивающий способность обучающегося при необходимости воспроизвести раннее изученное и применить приобретенные знаниями на практике.

8. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, в ходе которого реализуется отбор учебных материалов, соответствующий интеллектуальным, возрастным и физическим, способностям обучающихся.

При этом содержание воспитания базируется на системе знаний, убеждений, навыков, качеств и черт индивида, цель воспитания – способствовать формированию всесторонне и гармонически развитой личности посредством:

собственных возможностей индивида и его дарований через освоение культуры;

поиска нравственных образов, разработки собственных ценностей, норм и законов жизнедеятельности;

жизненного самоопределения;

личностная направленности, предполагающее движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей.

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям, при этом наиболее обобщенная классификация включает в себя:

умственное, подразумевающее организованное воздействие взрослых с целью развить умственные способности детей;

нравственное, предполагающее приобщение детей к нравственно-моральным принцип в условия данного общества;

трудовое, как деятельность, цель которой – развить общетрудовые способности дошкольников, сформировать готовность и ответственно по отношению к труду;

физическое воспитание, как система мероприятий, нацеленных на воспитание здоровой и всесторонней личности ввиду приобщения к физической культуре.

Однако в дошкольном возрасте господствующую роль играет именно «нравственное воспитание», охватывающее множество аспектов жизнедеятельности человека – так, В.А. Сухомлинский был уверен, что именно оно является системообразующим признаком в воспитательной системе развития личности, а сердцевиной – формирование нравственных чувств личности. В связи с этим в своих работах термин «воспитание» автор трактует, как целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение обучающихся, цель чего – формирование нравственных качеств в рамках норм общественной морали. А.П. Усова тождественна в своих выводах с В.А. Сухомлинским, утверждая, что нравственное воспитание являет собой процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Д.С. Колмаченко определяет нравственное воспитание, как процесс отношений, способствующий взаимодействию, деятельности, общению и преодолению разногласий между входящими в неё субъектами взаимоотношений образовательной среды. По её мнению, это являет процесс систематических задач и решений, самоопределения и самоуправления, выборов волевых действий в пользу моральных норм.

В ФГОС ДО, в задачах социально-коммуникативного развития, также упоминается необходимость развития нравственного воспитания – «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности», что включает в себя

формирование основ гражданственности и патриотизма;

формирование гуманных чувств и отношений;

формирование чувства собственного достоинства и сопричастности к культурному наследию, как представителя своего народа;

формирование доброжелательных, коллективных, положительных взаимоотношения и эмпатийных чувств;

формирование уважения и любви к трудовой деятельности.

Делая вывод, можно сказать, что нравственное воспитание представляет целенаправленный процесс, включающий ряд педагогических мер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей, как моральные качества личности, характер, навыки, поступки и привычки поведения. При этом стоит отметить, что нравственное сознание и поведение обучающихся формируется в едином темпе, как подчёркивает Т.С. Комарова, это кардинальной принцип педагогической системы.

Нравственную сферу обучающегося можно охарактеризовать взаимодействием четырех компонентов по Г.А. Урунтаевой, К. Д. Ушинскому и В.К. Котырло, представленных на рисунке 1.

 

 

 

 

Рисунок 1 – Компоненты нравственной сферы

 Каждый компонент на представленной схеме отвечает следующим задачам:

1. когнитивный компонент, как сложный комплексный феномен, осуществляющий развитие познавательных процессов, а также отвечающий и за формирование нравственных оценок: обучающийся овладевает моральными знаниями, представлениями, осознанием предъявляемых моральных требований и критериев моральной оценки;

2. поведенческий компонент, позволяющий управлять эмоциями, продуктивно взаимодействовать с окружающими, позитивно влиять на результат итогов общения и формировать нравственное поведение: обучающийся начинает добровольно действовать согласно нормам морали, даже в тех случаях, когда возможное нарушение способно принести личную выгоду.

3. Аффективный компонент, являющийся эмоциональным или чувственным сегментом отношения и тем самым способствующий формирование нравственных чувств: у обучающегося складываются гуманистические чувства и отношения – так, он начинает проявлять интерес к жизни окружающих людей, считаться с их мнениями, переживать из-за нарушения норм и т.д.

Целостность когнитивного и аффективного компонента, как отмечает С.М. Яковлева, отражает именно нравственное суждение, как определённый класс высказываний – оценочные суждения о правилах и нормах поведения, удовлетворяющих какому-либо условию и включающих в свою структуру нравственное оценочное отношение к происходящим ситуациями или явлениям.

В.С. Агапов под нравственными суждениями выделяет идеи о правильном поведении и неправильном поведении, нуждающихся в реализации одних действий, но при этом препятствуя другим. Поведение обучающегося определяется в рамках нравственных норм и правил, однако нравственная культура индивидуальна, а потому и характеризуется особенностями взаимоотношения обучающегося с окружающими. Можно сказать, что обучающийся может сделать правильный выбор в случае овладения им нравственными нормами.

Нравственное сознание и поведение, как было уже отмечено, играет большое значение, при этом А.С. Макаренко в своих работах утверждает, что данный процесс требует вооружения обучающихся теорией морали, помимо этого он был уверен, что воспитание сознания представляет для воспитателей более легкую задачу, чем воспитание привычки.

Термин «воспитание нравственного поведения» автор определяет, как формирование нравственных поступков и привычек, где оно соотносится с отношением человека к происходящей действительности. Специфика и сложность заключается в том, что для стимулирования человека совершать нравственные поступки, в первую очередь необходимо воссоздать ту среду и условия, которая будет способствовать организации жизнедеятельности обучающихся с целью привить морально-нравственные ценности. Данной средой может выступать семья, круг сверстников, улица и т.д., но зачастую не всегда такое влияние благоприятно воздействует на обучающегося. Это обуславливается тем, что дошкольный возраст предполагает повышенную восприимчивость к происходящей социальной деятельности – он воспринимает и впитывает множество вербальных и невербальных знаков: методы общения, поведения и отношения, применяя для этого приобретённые эмпирические и теоретические знания.

Только высокоорганизованный детский коллектив способен сформировать целенаправленную и систематическую личность, что осуществляется посредством воспитательной работы, цель которой – воспитать всестороннюю развитую личность и заложить в неё определенный набор качеств, как трудолюбие, гуманность, патриотизм, гражданственность и коллективизм.

Задачи нравственного воспитания заключаются в становлении моральных ценностей мотивацией развития развивающейся личности, при этом их можно разделить на две группы:

1. задачи механизмов нравственного воспитания: формирование определений о содержании нравственного качества, воспитание нравственных чувств, норм и привычек, а также постижение практический знаний о поведении в обществе.

2. задачи ввиду потребностей семьи, общества и государства: формирование нравственного воспитания должно быть согласовано с качествами, являющимися востребованными в семье, обществе и государстве.

Процесс может характеризоваться подготовкой обучающихся к взрослой жизни, ответственности, труду, а также именно он приучает дошкольников быть патриотами – уважать и любить Родину, уметь трудиться, объединять в себе, как чуткость, так и заботливое отношение к окружающим. Именно это и формирует нравственно-воспитанного человека, так как развитая личность определяется наличием и моральных качеств.

Сегодня человечество заинтересовано в том, чтобы создать высококультурное общество, где взаимоотношения между его субъектами будут обуславливаться социальной справедливостью, дисциплинированностью и совестью – именно общество данного типа способно формировать нравственную воспитанность каждого. При этом нравственность ограничивается ввиду общественного мнения – оно определяет, что аморально, а что – нет, те самым представляя оценочный механизм. Однако, как отмечает О.С. Богданова, важно то, как сама личность относится к совершаемым поступкам и в целом к своему поведению, к установленным общественным мнением установкам – необходимо, чтобы она сама хотела быть нравственной, и, как производное – хотела соблюдать правила и нормы ввиду внутреннего влечения и осознания их нужности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, как индивидуальное, так и общественное сознание тесно взаимосвязаны между собой, поскольку второе представляет совокупность множество таких сознаний, а потому не может игнорироваться ввиду его целесообразности установления определённых и исторически сложившихся духовно-нравственных качеств.

Нравственные качества, по мнению Т.Б. Лихачева, являют психические новообразования, возникающие благодаря взаимодействию обучающегося с окружающим миром в системе социальных отношений.

О.В Сухомлинский и А. Матвиенко рассматривали нравственные качества, как определение общественной направленности личности и были уверены в их тесной взаимосвязи с волевыми качествами, отмечая, что нравственные качества придают волевым содержание и направленность, а волевые нравственным – действенности.

 Можно сказать, что нравственные качества являют набор свойств характера, отражающих внутренний мир и мировоззрение человека ввиду усвоенных им моральных норм, принципов и правил, появившихся под влиянием гуманных чувств.

Т.А. Куликова и С.А. Козлова в своих работах особое внимание уделяли как раз механизму нравственного воспитания, объясняя это тем, что нравственное воспитание зависит от того, какой именно механизм был заложен в основу педагогического воздействия и происходил ли он осознанно. Это обуславливается тем, что обучающийся должен почувствовать искреннее стремление обладать нравственным качеством, а не только рационально его придерживаться, а потому основная задач воспитателей – способствовать приобретению мотивов соответствовать данному. Схема нравственного воспитания представлена на рисунке 3.

Знания и представления
Мотивы  
Чувства и отношения
Навыки и привычки
Поступки и чувства
Нравственные качества
+
+
+

Рисунок 3 – Механизм нравственного воспитания

Согласно схеме, именно мотив способствует влечению к качеству, формирующего социальные чувства, те, в свою очередь, придают процессу формирования индивидуально-значимую окраску, влияя на капитальность развивающего качества. При этом стоит отметить, что, как знания, так и чувства требуют практического применения в качестве поступков и поведения, берущих на себя функции обратной связи, помогающих определить – сформировалось данное качество или нет.

Как утверждает Л.Б. Тимофеевич, характер приведенного механизма имеет объективную природу, поскольку он может проявляться при формировании безнравственного и нравственного качеств, ключевой момент при этом – отсутствие принципа обратной заменимости, из-за чего ни один элемент в рассмотренном механизме нравственного воспитания не может быть исключаться или заменяться. Однако, несмотря на отсутствие взаимозаменяемости, механизм обладает гибкостью, ведь порядок их проявлений зависит от множества факторов, как специфичности формируемого качества, его сложности и возраста.

Таким образом, в результате деятельности – продуктивной, игровой, учебной и трудовой, а также изучения общечеловеческой культуры формирование нравственного воспитания у обучающихся протекает под влиянием объективных условий жизни, воспитания и обучения, а потому эффективность его формирования будет зависеть от индивидуальных и возрастных особенностей, где воспитательная работа должна включать нравственные идеи, интерактивные и продуктивные формы. Ввиду этого для формирования нравственных поступков и представлений следует:

рассматривать нравственное воспитание, как психолого-педагогический процесс;

знать и понимать сущность, значение механизмов формирования нравственности;

способствовать накоплению у обучающихся нравственного опыта, посредством стимуляции их общения и совместной деятельности;

побуждать осуществлять поведение по высоким мотивам.

Нравственные отношения и представления, как отмечают Г.Н. Година и С.А. Козлова, упрочняются и изменяются в сознании в досуговое время, как совместный труд, интерактивная деятельность, упражнения, беседы, игры и занятия на нравственную тему, – составляя совокупность факторов, влияющих на сознание обучающихся, образуется основа для формирования нравственных представлений.

В заключении стоит отметить, что трудность формирования личности заключается не имеет идеальной структуру, обуславливаясь накопленным опытом обучающего и его психический особенностей, из-за чего даже если одна группа обучающихся будет подвержена одинаковым воспитательным воздействиям, то формирование личности может происходить неопределенно. Можно сказать, что процесс организации воспитательных мероприятий не обеспечивает гарантированного нравственного развития обучающегося.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!