Понятие «неолитическая революция»



Вопрос

Археология это древняя наука(с латыни)1)Объект, предмет и задачи археологии как науки. 1. Археология: ✓ изучает историю человечества по материальным памятникам; ✓ занимается: • поисками определенных археологических памятников; • их исследованием (раскопками); • извлечением из полученных источников информации с помощью специальных приемов, процедуры лабораторных исследований; ✓ фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба. Без данных археологии невозможно понять мировую историю, например, заселение в палеолите Американского континента и начало освоения Северной Америки и Японских островов. Необходимо также отметить, что в ряде стран сложилась так называемая "индустриальная археология", изучающая объекты XIX и XX веков,современный "культурный слой". 2. В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом исследования понимают само древнее общество во всех его аспектах: ✓ материальном;✓ духовном;✓ бытовом;✓ этногенетическом; ✓ социальном. Под объектом исследования понимают вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Таким образом, археология – это наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. 3. В задачи археологии входит исследование омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом. Главный) результат исследования в археологии – реконструкция- ✓исторических процессов; ✓объектов;✓ фактов. В археологии выделяют два метода исследования ✓ источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников; ✓ интерпретационный, включающий в себя: • анализ полученных источников; • историческую реконструкцию на основе полученных данных.

2 вопрос

Понятие "археологическая культура". Археологическая культура – это группа памятников (поселений, могиль­ников, жилищ и иных сооружений, орудий труда,, украшений и т.д.), ограничен­ных определенным временем и территорией, обладающих определенным сход­ством и внутренним единством, выражающимся в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики, погребального обряда и отличающихся от па­мятников других территорий и эпох. Археологическая культура существовала ранее, и, в то же время, мы имеем ее сейчас в виде ископаемых вещей. Пред­ставление о культуре складывается по добытым вещам, выявленным обрядам, традициям и т.д. Название археологической культуры происходит от: 1) названия одного из памятников, чаще впервые исследованного, наиболее яркого поселения; 2) особенностей самой культуры: по вещам (культура боевых топоров), по могильникам (культура ямная, катакомбная, срубная); 3) названия народа (культура царских скифов). Археологическая культура может соответствовать племени, союзу племен или даже государству. Бывает, что у близкородственных народов существует не­сколько археологических культур, которые формируются под влиянием времени и соседей (так, у восточных славян минимум четыре культуры). Иногда несколь­ко народов образуют одну культуру (черняховская культура II – IV вв. – готы, герулы, фракийцы, сарматы, последние крымские скифы и тавры) Виды археологических памятниковАрхеологические памятники – это любые остатки древних сооружений, следы трудовой или культовой деятельности древних людей, а также сами древние вещи, изготовленные когда-либо человеком или приспособленные им для своих целей.Артефакт – это любая древняя вещь.Виды памятников:

1. Поселение. 2. Городище 3. Телль. 4. Стоянка. 5. Селища.

 

3 вопрос

Олдува́йская культу́ра (олдованская культура, галечная культура) — наиболее примитивная культура обработки камня, в которой для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,6 млн лет назад, исчезла около 1 млн лет назад.Достоверно известно, что первые галечные орудия могли создавать представители вида Homo habilis. Вопрос о том, могли ли создавать орудия труда австралопитеки, остаётся открытым. Единственным австралопитеком рядом с которым найдены осколки костей антилоп и галечные орудия труда является австралопитек гархи (2,6—2,5 млн л. н.)[1].Название культуры дано по части Восточно-Африканской рифтовой системы — Олдувайскому ущелью в Серенгети (Танзания), в районе кратера Нгоронгоро. Здесь Луисом Лики и его женой Мэри были обнаружены остатки многослойных поселений эпохи палеолита. Нижние слои (около 1,8—1,7 млн лет назад) дали название олдувайской культуре. Здесь были обнаружены останки зинджантропа и презинджантропа, а верхние слои, которые были отнесены к шелльской и ашельской культурам, содержали останки олдувайского питекантропа[2]. А в 1960 году супругами Лики здесь был обнаружен человек умелый[3].В Кении каменные орудия возрастом 2,6 млн л. н. похожи на олдувайские[4].В Эфиопии орудия, изготовленные по олдувайской технологии, датируются возрастом 2,58—2,61 млн лет назад[5]. Галечные орудия (чопперы) из эфиопского местонахождения, датируемые возрастом 2,55—2,58 млн лет назад, более архаичны, чем классические орудия олдувайской культуры, но более прогрессивны, чем орудия из Бокол Доры 1[6].В Кокиселее, что на северо-западном берегу озера Туркана (Кения), также были обнаружены инструменты ашельского и олдувайского типов в одних и тех же пластах гравия, песка и аргиллита возрастом 1,76 млн лет. Данные находки дают возможность предположить, что к моменту, когда люди олдувайской культуры впервые начали покидать Африку, ашельская культура уже существовала[8]. На острове Сокотра олдувайские орудия были найдены в 2008 году[9].В России орудия олдувайского типа выявлены на стоянках Краснодарского края (Кермек и др.) и Дагестана (Айникаб-1, Мухкай II и др.)[10][11]. В Крыму к олдовану относятся стоянки Коз, Эчки-1 и Аслан[12].Самые северные стоянки олдувайской культуры Байраки и Крецешты найдены в Молдавии в пойменных отложениях палео-Днестра[13][14].Техникаоббивкиширокоприменяласьприизготовлении нуклеусов, чопперов, ручных рубил.Для олдувайской эпохи характерны три основных группы орудий: многогранники, чопперы и орудия на отщепах.

4 вопрос

Аше́льская (ашёльская) культура (1,76 млн[1][2] — 150/120 тыс. лет назад) — культура раннего палеолита. Возникла на основе шелльской, либо (если шелльскую рассматривать, как ранний период ашёльской) олдувайской культуры. Первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Евразии

Была распространена на территории Африки[3][4], Западной Европы Франции Испании, Северного Кавказа[5], Нагорного Карабаха (Азыхская пещера), Грузии (стоянка Дманиси[6]), Армении (Мурадово, Куртан I Карахач[6]), Казахстана (стоянки Бориказган и Танирказган[7]), Ближнего Востока Кореи (стоянка Чонгонни[8]), а также в Индии (Мадрас[9]), в Крыму. В России ашель выявлен на палеолитических стоянках приморского и горного Дагестана, таманских стоянках Родники 1—4, Богатыри/Синяя балка, Кермек[10], башкирских памятниках кызыл-яровского типа (стоянка-мастерская Кызыл-Яр-2, местонахождения Улек-Хазы 6, Утюльган 7, Кызыл-Яр-4)[11].

Активное распространение ашельской культуры произошло примерно 1,6 млн лет назад. Население данной культуры находилось на ранней стадии первобытнообщинного строя, пользовались огнём, занималось собирательством и охотой, пользовалось примитивными каменными (кремневыми) орудиями (макролиты — ручные рубила, отщепы). Предполагается, что представители ашельской культуры уже 700 тыс. лет назад поддерживали огонь, но ещё не умели его добывать. Техника раскалывания в раннеашельскую эпоху во многом сходна с олдувайской. Однако при дальнейшем развитии можно выделить различные технологические традиции. Одна из них получила название клектонской по стоянке Клектон в Англии. В раннем ашеле возникает и существует почти до конца палеолита радиальная техника. В среднем-позднем ашеле происходят важные изменения в технике обработки камня. Наряду с техникой клектон и техникой двусторонней оббивки появляется новая техника — леваллуа.

5 вопрос

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Мустьерская культура впервые определена Г. Мортилье в конце 1860-х годов и названа по пещере Ле-Мустье[fr] на юго-западе Франции,).Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 120 тысячами лет назад, закат культуры связывают с исчезновением неандертальцев 40 тысяч лет назад. Следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской и чисто кроманьонской . Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.Ареал культуры соответствует ареалу неандертальцев в пору их расцвета около 100 тысяч лет назад: Европа , Северная Африка, Ближний Восток и Средняя Азия. В местах контактов с предками кроманьонцев (Ближний Восток и северная Африка) примерно 100 тысяч лет назад появляются и стоянки кроманьонцев, изготовлявших орудия мустьерского типа, таким образом, вероятно, в этих районах имела место аккультурация кроманьонцев неандертальцами. На территории России следы таких контактов зафиксированы на Среднем Дону, в Костёнках[1], на Кавказе[2]. Имеется много разновидностей мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях.Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и так далее). Обработка кости развита слабо. Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и других животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев, возможно, свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях, однако точных доказательств связи погребений с ритуалом пока не представлено.К мустьерской эпохе относят появление зачатков искусства: на отдельных предметах находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. На некоторых памятниках присутствуют остатки охры, иногда в виде пятен, иногда — сточенным при употреблении куском (подобно карандашу). Остроконечники и скребла — самые многочисленные и разнообразные категории орудий в мустьерском инвентаре.

6 вопрос

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.Северная и Южная Америка были колонизированы людьми 16 - 15 тыс. лет назад[1], через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

 

Считается, что люди современного анатомического облика (Homo sapiens sapiens) появились около 200 000 лет назад в Африке[2][3]. Однако их внешний вид не стал причиной изменения их образа жизни по сравнению с эректусами и неандертальцами. Люди по-прежнему использовали все те же грубые каменные орудия.Около 50 000 лет назад древняя каменная индустрия изменилась. Вместо одной-двух археологических культур, сходных на всех континентах, появилось множество разнообразных культур и артефактов. Сначала в Африке, а затем и в других регионах кроме каменных появились изделия из кости и рога, а также значительно увеличилось количество произведений древнего искусства. Судя по находкам в южноафриканской пещере Бломбос, в эту эпоху люди научились ловить рыбу. В течение последующих 3—4 тысяч лет[4] новые технологии распространились и в Европе, что привело к резкому росту численности населения и, возможно, стало причиной вытеснения и вымирания неандертальцев[en], конкурировавших с мигрантами из Африки. Пришельцы, которых принято называть кроманьонцами, по названию скального грота Кро-Маньон во французском селении Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй, оставили множество сложных каменных орудий, образцов резьбы по кости, оленьему рогу и бивням слона или мамонта, пещерной живописи и фигур палеолитических Венер[5][6][7].

Этот переход от среднего к позднему палеолиту называют революцией позднего палеолита. Неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, продолжали пользоваться древней мустьерской технологией изготовления каменных инструментов до своего полного исчезновения около 39 тысяч лет до нашей эры. Заселившие Европу кроманьонцы впервые начали строить более или менее постоянные поселения, нередко с ямами для хранения продуктов. Они часто располагались в узких горных долинах или среди обрывистых берегов рек, что, вероятно, облегчало охоту на проходящих вдоль берегов рек животных. Как правило, в местах поселений люди появлялись лишь в определённый сезон, когда происходили миграции животных, и уходили искать другие источники пищи, когда миграции заканчивались. Реже в селениях жили круглый год. Важнейшим для европейцев того времени пищевым ресурсом был северный олень[8]. Homo sapiens начала позднего палеолита, такие как усть-ишимский человек, были охотниками на травоядных животных. В их рационе преобладало мясо, тогда как у людей конца позднего палеолита — начала мезолита доля мяса в рационе была даже ниже, чем у неандертальцев[9].Технологические инновации этой эпохи включали существенное изменение в производстве каменных инструментов, которое заключалось в переходе на скалывание длинных пластин с призматических и пирамидальных нуклеусов. Такая техника позволяла более экономно расходовать материал и получать качественные заготовки для достаточно крупных ножей и наконечников. Кроме тяжелых копий появились легкие метательные дротики и гарпуны. Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для изготовления одежды — иглы с ушком. Иглы из слоновой кости (вероятно, мамонта), найденные на стоянке Костёнки, имеют возраст около 30 000 лет[10].В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков — копьеметалки. Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных.Искусство позднего палеолита включает многочисленные фигуры палеолитических Венер, художественную резьбу и гравюры животных на кости и роге, пещерную живопись, петроглифы, а также появление экзотических материалов далеко от места их происхождения, что позволяет предположить наличие навыков торгового обмена. Усложняется структура общества, входит в употребление символика и ритуалы, обозначающие групповую идентичность.

7 вопрос

Ранний и средний палеолит

Находки первобытных украшений, сделанные в последнее время, могут потребовать сдвига на много тысячелетий назад того времени, когда Homo sapiens sapiens впервые проявил способности к абстрактному мышлению. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет[3]. В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены геометрические узоры охрой[4] и более 40 раковин со следами окраски, свидетельствующими об их использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет[5]. Три раковины моллюсков с выполненной 90 тыс. лет назад перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, также могли использоваться в качестве украшений[6].

Отдельные учёные утверждают, что антропоморфные куски камня «Венера из Берехат-Рама» (230 тыс. лет) и «Венера из Тан-Тана» (более чем 300 тыс. лет) имеют искусственное, а не естественное происхождение. Если такая трактовка обоснована, то искусство не является прерогативой одного только вида животных — Homo sapiens. Слои, где были найдены указанные фигурки, принадлежат к периоду, когда соответствующие территории были населены более древними видами людей (Homo erectus, неандертальцы).

Диагональные царапки акульим зубом на яванской раковине возрастом в 500 000 лет, по мнению группы учёных, были сознательно нанесены человеком прямоходящим[7]. Полая бедренная кость пещерного медведя с двумя отверстиями возрастом 43 тыс. лет могла представлять собой подобие флейты, изготовленное неандертальцем (см. флейта из Дивье Бабе). С. Дробышевский описывает артефакт из пещеры Ла-Рош-Котар, населённой неандертальцами, следующим образом[8]:

Это плоский кусок камня с засаженным в естественную щель осколком кости, подпёртым к тому же маленьким клинышком. В торчащих с двух сторон половинках кости при желании можно узреть глаза, а в каменном мостике над щелью — нос. Вопрос только в том, знал ли неандерталец, что сделал «маску»?

Многие антропологи (включая Р. Клайна) отвергают рассуждения об искусстве неандертальцев как псевдонаучные спекуляции и отказывают артефактам среднего палеолита в каком-либо ином назначении, кроме утилитарного[9][10][11][12]. Таким образом, существование искусства возрастом свыше 45 тыс. лет пока что относится к области гипотез, а не установленных фактов.

Поздний палеолит К эпохе позднего палеолита (40—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят первые несомненные образцы пластики (т. н. «палеолитические венеры»), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости. На просторах Евразии получают распространение стилизованные перфорированные изделия из оленьего рога (en:Bâton de commandement), значение и функция которых окончательно не установлены (т. н. «командирские жезлы» или «жезлы повелевания»). Трасологи выяснили, что так называемые «жезлы», орнаментированные высверленными лунками, выполняли роль катушки при изготовлении верёвок[13]. Учёные из университета Льежа доказали, что жезл из кости мамонта длиной 20,4 см с четырьмя дырками 7 и 9 мм в диаметре, обрамлёнными глубокими чёткими спиральными нарезками, использовали для изготовления верёвок из растительных волокон, доступных в районе пещеры Холе-Фельс[14].

Художник палеолита изображал то, что волновало его воображение, — чаще всего животных, на которых охотился: оленей, лошадей, зубров, мамонтов, шерстистых носорогов. Реже встречаются изображения хищников, которые представляют опасность для человека, — львов, леопардов, гиен, медведей. Фигуры людей — большая редкость (причём одиночные изображения мужчин не встречаются практически до самого конца палеолита).

Обработанные человеком бивни и кости животных могли перемещаться на большие расстояния. Так, в центре Европы (Гённерсдорф) обнаружены обработанные раковины морских моллюсков, которые были принесены сюда с берегов Средиземного моря (1000 км к югу). К сожалению, повышение уровня моря, вызванное таяньем льдов на исходе ледникового периода, не позволяет исследовать приморские поселения палеолита, которые в своём большинстве ушли под воду.

Старейшим наскальным изображением в начале XXI века считалась сцена сражения носорогов во французской пещере Шове (возраст около 32 тыс. лет)[15]. В июне 2012 г. в журнале «Science» были опубликованы новые методы датировки по урану в Шове и 11 испанских пещерах. Международной группе учёных впервые удалось получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей. Изображения чёрных носорогов в пещере Шове оказались возрастом 35,3—38,8 тыс.лет. — на несколько тысяч лет позже, чем даты охристого пигмента изображений испанской пещеры Нерхи (43,5—42,3 тыс. лет)

8 вопрос

Палеолит отношения общ. Стада, в которые собирались первобытные люди, насчитывали от 20 до 40 человек. Они возглавлялись стихийно выдвинувшимися вожаками — как правило, теми, кто был значительно сильнее сородичей или выступал организатором примитивного труда.Численность и прочность стад зависели, скорее всего, от местных условий жизни и возможности пропитания, от сезона и т. д.Стада могли распадаться и увеличиваться за счет присоединения чужаков, в результате чего изменялся первоначальный состав коллектива.Несомненно и то, что, например, брачные отношения внутри этих древнейших общин носили беспорядочный характер и определялись лишь биологическим инстинктом. Не существовало никаких ограничений для брачнополовых отношений между близкими родственниками, наоборот, существовала стадная общность жен и мужей. Кровная связь не осознавалась, счета родства не велось.Все это, несомненно, являлось источником конфликтов внутри стад, осложнявших жизнь формирующихся людей. Развивающаяся производственная деятельность требовала обуздания полового инстинкта, упорядочения половых отношений.О первых шагах регулирования половых отношений высказываются различные мнения. Есть предположение, что регламентация половых отношений в первобытном человеческом обществе заключалась во введении временных половых табу, то есть в запрещении половых отношений, например, на время проведения охоты. В дальнейшем половые отношения внутри стада были запрещены вообще.Можно предположить, что у синантропов постепенно происходило ограничение половых отношений рамками одного поколения в качестве первого шага к их урегулированию. Оно могло быть установлено, например, половзрослыми мужчинами, которые занимали доминирующее положение в стаде. Делалось это не для того, чтобы избежать вреда кровосмешения, а для того, чтобы не допускать конфликтов из-за женщин с младшим поколением мужчин ради сохранения единства коллектив в хозяйственных целях.

Мезолит общ отношение. Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Социальные отношения в мезолите претерпели некоторые изменения по сравнению с отношениями верхнего палеолита. Если ранее основной производственной ячейкой был род, то теперь почти все средства для жизни производила община, объединяющая группу семей, которые могли принадлежать как к одному роду, так и к разным родам. Во главе её стоял старейшина, выделявшийся среди других её членов своими знаниями, умениями и организаторскими способностями, которые вместе создавали ему наибольший авторитет. Женщины также как и мужчины принимали участие в решении общих дел, обязательно участвовали во многих церемониях и празднествах, но функции их были различны. Жизнь первобытного человека была строго регламентирована. Ему с детства объясняли разницу между старшими и младшими, между правами и обязанностями мужчин и женщин, объясняли кто является его родственником, а кто свояком, внушали, что все члены племени друзья, а люди из других племен могут оказаться врагами. Обычные нормы социального поведения внушались с детства, закреплялись через мифы и другие предания, освящались религиозными предписаниями. За нарушение социальных норм применялись разного рода санкции такие, как порицание, осмеяние, осуждение бранными словами и даже расправа с побоями, порой кончающаяся увечьями. Иногда наказуемые подлежали смертной казни или изгнанию, что тоже нередко заканчивалось смертью, если случайно не удавалось быть принятым в какое-то другое племя. Для того, чтобы стать взрослыми и получить право на брак, юноши и девушки должны были пройти длительную подготовку к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины, рода и фратрии, а потом пройти инициации — посвятительные обряды. Обучение подростков «стариками» перед прохождением и в процессе прохождения серии обрядов явилось первым общественным институтом социализации. Подготовляемые к инициациям юноши познавали приёмы охоты, нормы поведения, обычаи, традиции, предания, религиозные представления, — всё, что требовалось мужчине для жизни, после чего проходили мучительные испытания. Девушки получали знания, необходимые для ведения хозяйства и семейной жизни, и также проходили испытания, но менее жестокие.

9 вопрос

Тотемизм Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию. Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее. Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала. Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными. Фетишизм Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее. Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение. Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно. Потомками фетишизма можно считать любую современную религию, так как везде присутствуют те или иные предметы, помогающие наладить связь с Богом. Это иконы, кресты, полумесяцы, святые мощи, амулеты и так далее. Магия и религия Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным. Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков. Анимизм Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению. Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме. Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее. Шаманизм Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего – добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее). Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

10 вопрос.

Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего — около 15 тыс. лет назад, и уже около 12 тыс. лет назад сменился докерамическим неолитом. На большей части Европы мезолит был сменён неолитом около 5 тыс. лет до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива. Археологически мезолит был выделен по преобладанию в этот период микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем широко применялась и кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарство почти нигде не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая могла использоваться на охоте в качестве сторожа и - в качестве еды (пищи).Начало мезолита связано с окончанием последнего оледенения в Европе и исчезновением мегафауны, что вызвало пищевой кризис и затронуло большинство культур европейского региона. Для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна. Если образ жизни в палеолите был, как правило, кочевым, то в мезолите он становится всё более и более оседлым, начинается интенсивное освоение территории вместо экстенсивного. Площадь территории, которую контролировало племя, однако, остаётся по-прежнему довольно крупной. Селения, как правило, сезонного характера (в холодное время года селились ближе к зимним источникам питания, в тёплое — к летним). Активно развиваются ремёсла, не носившие в палеолите систематического характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее, охота, рыболовство и собирательство всё ещё играют доминирующую роль. Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становится более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Наиболее известным мезолитическим памятником в лесной зоне Восточной Европы является Оленеостровский могильник, который расположен на Южном Оленьем острове Онежского озера. Очень интересен могильник Попово (VII тысячелетие до н.э.), относящийся к культуре веретье в Восточном Прионежье. Погребенные лежали в грунтовых могилах, головой на восток и были засыпаны красной охрой и мелкой галькой. ... В Южном и Восточном Прикаспии многочисленные мезолитические памятники зачастую приурочены к берегам древних водоемов и руслам рек. Основным занятием древнего населения была охота и ловля осетровых рыб, а также собирательство растений и моллюсков. На юге Прикаспия обнаружены многослойные стоянки пещерного типа.

11 вопрос

На У. эпоха М. - это время массового заселения региона. Кол-во открытых пам. исчисляется мн. десятками. Особенно мн. их в в басс. Камы и Вятки, Уфы и Белой, в верховьях р. Урала, Туры и Исети. В Сев. Приуралье пам. обнаружены в басс. Вычегды и Печоры, в Большеземельской тундре. Слабо изучено Сев. Зауралье, но и здесь выявлены отд. мезолитические комплексы. Подавляющее большинство пам. - пос.; изв. также кремнеобрабатывающие мастерские (Голокаменская мастерская), святилища (Шайтанская пещера, Дыроватый Камень). Пос. располагаются на речных террасах и по берегам оз. Культ. слои, залегающие на незначительной глубине, обычно маломощны, содержат каменный инвентарь, остатки очагов и сооружений. Особый интерес представляют торфяниковые стоянки (Висский I торфяник) в Сев. Приуралье, где обнаружены разнообразные предметы из дерева, коры, травы, Кокшаровско-Юрьинская стоянка и Шигирский торфяник в горно-лесном Зауралье, давшие богатые коллекции костяных изделий.По особенностям кремневых индустрий специалисты объединяют ч. пам. в археол. культуры: романовско-ильмурзинскую в басс. р. Белой и янгельскую в Юж. Зауралье, камскую в басс. р. Камы и Вятки среднезаур. средневычегодскую Перечисленные культуры составляют камскую (камско-печорскую) культ.-ист. общность; среднезаур. археол. культура вместе с пам. Зап. Сибири и, возможно, Сев. Казахстана, образуют ур.-сибирскую культ.-ист. общность. Иссл. отмечают значительное сходство большинства культур по обе стороны У., однако выделенные культ. образования не являются общепризнанными в среде специалистов.Столь же сложна проблема хронологии и периодизации ур. М. Региональная общепринятая схема периодизации не разработана, а недостаток естественнонауч. данных не позволяет определить точный возраст большинства пам. По совр. представлениям, эпоха М. на У. охватывает период с IX по VI(V) тыс. до н.э. Пос. переходного времени от палеолита к М. открыты на Юж. У. и в Прикамье. К раннему М. нек-рые иссл. относят пам. предогурдинского типа в Ср. Приуралье и отд. стоянки в Сев. Приуралье (Парч I-III). Осн. ч. пам. на всей рассматриваемой тер. датируется развитым и поздним М. (VII-VI тыс. до н.э.). Мезолитическое нас. вело довольно подвижный образ жизни, что устанавливается по характеру пос.: выделяются как долговременные базовые пос., так и сезонные, кратковременные стоянки. Число жилищ в пос. не превышало двух-трех. Зимние жилища - неглубокие полуземлянки - изучены в Ср. и Сев. Приуралье, в Ср. и Юж. Зауралье. Повсеместное распространение имели наземные каркасные постройки типа шалашей, чумов, служившие сезонными жилищами. В постройках и рядом с ними располагались очаги, хоз. ямы, раб. площадки. Отсутствие прочной оседлости объясняется особенностями комплексн. х-ва, важнейшей отраслью к-рого была охота. Ее вели индивидуально или небольшими группами; осн. промысловыми видами были копытные, бобр, боровая и водоплавающая птица. Существенную роль играла рыбная ловля. Предполагается, что в позднем М. практиковалось уже запорное и даже сетевое рыболовство, способствовавшее большей оседлости нас.

12вопрос.

Понятие «неолитическая революция»

Под термином «неолитическая революция» подразумевается качественный скачёк в производственной деятельности первобытного человека. Она характеризуется переходом от примитивного собирательства и охоты к более высокой степени организации производства – сельскому хозяйству.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!