Языкознание – наука о естественном человеческом языке. Объект и предмет языкознания



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования «Благовещенский

Государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

РЕФЕРАТ

На тему: Введение. Основные проблемы теории языка, ее место среди других наук.

По дисциплине: Введение в языкознание.

                                                                          Выполнила:

                                                                          Луц Е.Г., студентка 1 курса         

                                                                              заочного отделения 

                                                                        историко-филологического

                                                                            факультета

                                                                          Проверила: Быкова Г.В.

                                      

                                       

                                   Благовещенск, 2019г.

Содержание

Введение

1.Сущность понятия «язык». Теории происхождения языка(стр.1-6)                                                                         2. Языкознание – наука о естественном человеческом языке. Объект и предмет языкознания(стр.6-10)

3. Основные проблемы языкознания(стр.10-15)

5. Место языкознания среди других наук(стр.15-19)

Заключение

Список используемой литературы

 

                                                                                                                              1

Введение

Каждый язык это всеобъемлющая и всеобщая система коммуникативных средств, сформированная в процессе истории. Язык реален и объективен в своём сложном целом и во всех своих частях, сторонах и составляющих единицах. Именно поэтому язык был и остаётся предметом наблюдения, описания и обобщения, то есть предметом научных исследований. Изучение языка представляет собой последовательный и сложный процесс, основанный на подробном изучении исторических процессов, повлиявших на определенные языковые явления, влияний других языков, культуры и жизнедеятельности носителей определенного языка. Невозможно изучить язык, опираясь на анализ его современного состояния в языковой картине мира. Необходимо учитывать опыт изучений предыдущих поколений ученых-лингвистов.

Сущность понятия «язык». Теории происхождения языка                                                                        

Язык в обыденном сознании — неотъемлемое свойство человека. Это настолько обычное явление, сопровождающее человека всю его сознательную жизнь, что редко кто из нас задумывается над его сущностью. Как правило, язык воспринимается как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Однако уже в глубокой древности лучшие умы человечества  не могли не задумываться над одной из наиболее притягательных тайн, окружающих человека или составляющих его сущность. Такой загадкой издавна был человеческий язык. Объяснить его природу древним было не под силу, но понимание огромной значимости языка в жизни людей выливалось в различные формы устно-поэтического творчества.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления. Если язык не природное явления, то, следовательно, его место среди явлений общественных. Это решение правильное, но, для того чтобы была полная ясность, необходимо выяснить место языка среди других общественных явлений. Это место особое благодаря особой роли языка для общества. Что же общего у языка с другими общественными явлениями и чем же язык от них отличается? Общее у языка с ними состоит в том, что язык — необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности. Язык

                                                                                                                              2

 

обладает специфическими чертами. Он является одновременно и средством обмена мыслями, естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления. В отношении этого вопроса существуют две противоположные и в равной степени неправильные тенденции: 1) отрыв языка от мышления и мышления от языка; 2) отождествление языка и мышления. Язык — достояние коллектива, он осуществляет общение членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. И язык как коллективное достояние складывается и существует веками. Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление - это только «вещь для себя». Если мышление не может обойтись без языка, то и язык без мышления невозможен. Мы говорим и пишем, думая,  и стараемся точнее и яснее изложить свои мысли в языке. Таким образом, мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нем. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление представляют тождество. Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно, что уже говорилось выше. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека.

Существует большое количество ответов на вопрос «Что такое язык?», каждый из которых оказывает прямое влияние на определение методов и направлений изучения языка, установление форм и закономерностей его развития. Вот некоторые из этих ответов.

«Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык представляют поэтому неразрывное единство… Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное… Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» (В. Гумбольдт).

«Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так как он является ее внешним выражением» (Гегель).

«Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления… Законы, установленные Дарвином для видов животных и

 

                                                                                                                              3

 

растений, применимы, по крайней мере в главных чертах своих, и к организмам языков» (А. Шлейхер).

«Язык… есть выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков» (Г. Штейнталь).

«Язык есть… форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается» (А. А. Потебня).

   «Язык есть комплекс членораздельных и знаменательных звуков и созвучий, соединенных в одно целое чутьем известного народа и подходящих под ту же категорию, под то же видовое понятие на основании общего им всем языка… Язык есть одна из функций человеческого организма в самом обширном смысле этого слова» (И. А. Бодуэн де Куртене).

«Сущность языка заключается в общении» (Г. Шухардт).

«Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств» (О. Есперсен).

«Язык есть артикулированный, ограниченный и для цели выражения организованный звук» (Б. Кроче).

«Язык есть специфически человеческий и неинстинктивный способ передачи идей, чувств и желаний посредством системы произвольно производимых символов» (Э.Сепир).

«Язык есть всякое намеренное произнесение звуков как психических состояний» (А. Марти).

«Язык есть система знаков, выражающих идеи… социальный продукт речевой способности, совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц» (Ф. де Соссюр).

«Язык есть система условных знаков, которые можно произвольно воспроизводить в любое время» (Г. Эббингхаус).

«Язык есть знаковая структура, с помощью которой осуществляется выражение некоторого мыслительного и предметного содержания» (Ф. Кайнц).

Из этих определений следует, что основными функциями языка являются — коммуникативная и мыслеоформляющая (язык — орудие мысли). Именно они делают язык общественным явлением, требующим своего рассмотрения при всестороннем изучении также и в связи со всеми теми аспектами, которые являются определяющими для человеческого общества.

                                                                                                                              4   

 

Приведенные определения далеко не исчерпывают многообразия точек зрения на природу и сущность языка. Но они дают общее представление о различии подходов к изучению языка. Большое количество подходов также наблюдалось при попытках изучить происхождение языка. Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных, так как он тесно связан с происхождением самого человека. В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей. Расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека. Наибольшее число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жесты и мимика.
Только начиная с 18 в. проблема происхождения языка была поставлена как научно-философская (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер).

Логосическая теория (от лат. logos – слово, язык) существовала на ранних этапах развития цивилизации. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое обозначалось разными словами – «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух, воздействуя на материю в хаотическом состоянии творил мир. Конечным актом этого творения явился человек. Таким образом, духовное начало (или «Логос») существовало до человека, управляя инертной материей. Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. До н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг. Однако слово, согласно этой теории, имело не только божественное, но и человеческое происхождение. Более того, слово человека господствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.

   

 

                                                                                                                              5

 

Развитие науки (прежде всего астрономии, физики, биологии) способствовало утверждению новых знаний о земле, ее биологических, физических и социальных законах. «Творящая функция» божественного

слова – Логоса – не соответствовала новым воззрениям. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте рассматривался как продукт его деятельности.

   Звукоподражательная теория. Эта теория идет от стоиков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что “безъязычный человек”, слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Для того чтобы “звукоподражать”, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

Теория междометий (немецкий ученый Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использовать свои языковые способности. Сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным.

Теория трудовых команд и трудовых выкриков – вариант междометной теории. Ее выдвинули немецкие ученые Л. Нуаре и К. Бюхер. Согласно этой теории, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью.

Таким образом, последние три теории исходили из представлений о единстве человеческой психики, разума и рационального знания, что влекло за собой предположение о возникновении одной и той же первоначальной звуковой формы у всех членов общества в одинаковой ситуации. Поэтому первыми, наиболее простыми с точки зрения информативности были звукоподражательные слова, междометия и трудовые выкрики [9, C.191].

   Эволюционная теория. Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) зарождение языка связывали с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации

                                                                                                                              6

 

выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в трудах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человека. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека.

    Социальная теория была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и развивается только в человеческом обществе и усваивается каждым отдельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории – неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и развитием форм и способов общения.

Исследовав разнообразные теории и пробуя вывести свои гипотезы, современные ученые удостоверились, что историю языков можно реконструировать, сопоставив между собой их лексический состав и грамматический строй. Сегодня также ведутся исследования более отдаленных языковых связей, которые, возможно, откроют нам единственный источник всех мировых языков.

В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей. Расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала.

 

Языкознание – наука о естественном человеческом языке. Объект и предмет языкознания

Зарождение научной картины мира предполагало и накопление достоверных знаний о языке. Первые филологические знания формировались в разных науках о человеке и его мире, древнейшей из которых была философия (Древняя Индия, Древняя Греция, Древний Рим, Китай, Арабский Восток). Накопленные за много веков наблюдения и знания о языке и родственных связях между отдельными языками приблизительно к XVIII в. создают основу для выделения языкознания в специальную научную

                                                                                                                              7

 

дисциплину, уже располагающую «своим» предметом и методом (сравнительно-историческим) изучения языковых явлений.

Языкознание (лингвистика) – это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования, о классификации конкретных языков.         

Объект языкознания – речь как специфическая форма человеческой деятельности. Предмет – язык как средство общения людей, человеческий язык в его различных аспектах. Задачи: путем истолкования явлений и функций языка представить его как целостный феномен; раскрыть смысл базовых понятий данной науки; обеспечить не только практическими, но и теоретическими знаниями языка (языков).

Становление науки о языке ученые относят к началу ХIХ века. Но целый ряд проблем языкознания (язык и мышление, язык как система знаков, проблема происхождения языка, частей речи и членов предложения) разрабатывался уже в античные времена.

Языковедческая традиция насчитывает около трех тысяч лет. В V в. До н. э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка - грамматика Панини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке — в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков - они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

  Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином «грамматика» считалась одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем.

                                                                                                                              8 

 

В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них - индивидуальное представление человеческого языка вообще. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения школе. Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами - природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством. Структурная организация современного языковедения многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке. Языкознание включает в свой состав целый комплекс наук (или разделов науки о языке), изучающих язык с разных точек зрения.

Фонетика – наука о способах образования и акустических свойствах звуков человеческой речи (от греч. phōnē «звук, голос, тон», phōnētikós «звуковой, голосовой»).

Фонология – наука о звуках языка, выполняющих смыслоразличительную функцию (от греч. рhōnē и logos «слово, рассказ, разумение, наука»).

Орфоэпия – наука о правильном произношении (от греч. orthos «прямой, правильный», epos «слово, речь, повествование»).

Орфография – наука о правильном написании слов (от греч. orphos и graphō «царапаю, вырезаю, пишу»).

Морфемика – наука, изучающая функции морфем в составе слова, их структуру и классификацию (от греч. morphē «вид, образ, форма»).

Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Морфология изучает грамматические формы слова, а также части речи, а синтаксис – сочетание слов в предложении. Термин грамматика образован от греч. grammatikē «учение о письме и чтении, словесность», gramma «буква, черта, линия, письменный знак»; слово морфология от morphē и logos; синтаксис от греч.

                                                                                                                              9

 

syntaxis «устройство; сочетание, связь; повествование, изложение; синтаксис» syn «совместно», taxis «построение, боевой порядок, строй».

Лексикология – наука, изучающая словарный состав языка (лексику), раздел лексикологии – лексикография изучает составление словарей (от греч. lexis «слово, выражение, оборот» и logos, graphō).

Словообразование – наука, изучающая строение, образование и функционирование производных слов.

Фразеология – наука об устойчивых выражениях языка (от греч. phrasis «способ выражения, слог, стиль» и logos).

Семасиология (или семантика) – наука о значениях слов и выражений (от греч. sēma «знак, признак, отметка», sēmantikos «обозначающий, значимый», logos).

Семиотика (или семиология) – наука о знаках и знаковых системах (от греч. semeiōtikē «учение о знаках»). Основным разделом семиотики является языкознание.

Этимология – наука о происхождении слов (от греч.

etymon «истина, правда» и logos, etymologia «этимология, первоначальный смысл слова»).

Перечисленные науки – разделы науки о языке – образуют фундамент общего языкознания, или теории языка. Они охватывают все уровни – составные части языковой системы.

Но кроме того, есть другие науки или разделы, которые в системе наук о языке занимают периферийное место, но тем не менее играющие важную роль в понимании общей картины развития и функционирования языка. К числу таких дисциплин или разделов науки о языке относится ономасиология (от греч. ονοµăσία «именование, обозначение, перечисление» и logos) – раздел науки о языке, изучающий способы наименования предметов или явлений действительности средствами языка. Другие две дисциплины – топонимика (от греч. topos «место, местность, страна», onoma, onyma «имя, название») и ономастика (от греч. onomastikē «искусство давать имена») являются разделами ономасиологии. Первая из них изучает географические названия, вторая – собственные имена (фамилии, имена, отчества, прозвища и клички людей и животных).

Палеография (от греч. palaios [paleos] «старый, древний» и graphō) – вспомогательная филологическая дисциплина, исследующая внешний вид древних рукописей: материал, на котором написан текст, особенности написания букв.

                                                                                                                            10

 

Диалектология (от греч. dialektos «речь, говор, наречие, разговор, язык» и logos) – наука о народных говорах или, другими словами, о территориальных вариантах этнического языка.

Прагматика (от греч. pragma «дело, действие») – один из разделов семиотики, изучающий употребление языковых знаков

в процессе общения.

Важное значение в решении лингвистических проблем как частного, так и общего характера принадлежит психолингвистике, математической лингвистике, социолингвистике, этнолингвистике, лингвистической культурологии – дисциплинам, возникшим на стыке языкознания с психологией, математикой, социологией, этнографией и культурологией действительности.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!