Песня: «Стало ясно солнышко припекать».



АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННОМ ВОКАЛЕ

Из опыта работы

Грипась Елена Васильевна, руководитель народной вокальной студии «Родник»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННОМ ВОКАЛЕ

Из опыта работы

Грипась Елена Васильевна, руководитель народной вокальной студии «Родник»

МАКЕЕВКА

2021

Русский фольклор в современном вокале. Из опыта работы. / Е.В. Грипась, - Макеевка: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА МАКЕЕВКИ», 2020г. – 26с.

 

 

Рецензент: Полукеева В.Н. – методист методического центра управления образования администрации города  Макеевки.

 

 

Одобрено методическим советом методического центра управления образования администрации города Макеевки протокол от 21.12.2020г. № 6 (56)  

 

 

 Богатейшее наследие песенного фольклора - это самобытный, яркий, колоритный материал. Он дает большие возможности исполнителям творчески раскрыться и в пении, и в интонировании слова, и в пластике сценических движений.

Предполагаемый опыт представляет собой теоретический и практический материал, и может быть использован педагогом дополнительного образования, учителем музыки образовательных учреждений.

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 5

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ СТИЛИЗОВАННОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ.......................................................................................... 9

1. Вокально-исполнительская техника………………………………………… 10

2. Формирование художественного образа…………………………………… 10

3 Организация сценического действия………………………………………… ..11

 

 РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ………………………………….13

1. Схема музыкально-сценической работы над образом вокального произведения…………………………………………………………………….. 13

2. Сценическое воплощение номера. Артистизм……………………………… 14

3. Подбор репертуара и хореография в работе над народной песней........... 16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 18

 

СПИСОК ЛИТАРАТУРЫ……………………………………………………… 19

 

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................. 20

 


 

ВВЕДЕНИЕ

«Фольклор на современной сцене» до сегодняшнего дня остается открытой для поисков и экспериментов сценического воплощения народной песни.

Исполнение русской народной песни на современной сцене - один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение музыкально-песенного фольклора всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. Сценическое исполнение является воспроизведением фольклора - вторичным искусством. Необходимо одновременно сохранить черты, присущие фольклорному произведению (музыкальную, текстовую, смысловую основы), и в то же время приблизить его к современному зрителю.

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такую задачу я ставлю в своей работе. Наша вокальная студия работает по образовательной комплексной программе дополнительного образования детей «Родник», художественно эстетической направленности уже двадцать лет.

Одному из разделов программы, «Народное творчество» мы уделяем особое внимание. Это особая область, она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества, таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

На занятиях подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание уделяется русскому народному искусству, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах.

Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для меня важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях, праздниках, народных гуляниях.

Результатом нашей работы являются призовые места:

Ø Республиканский конкурс народной культуры «АРТ-Фольк 2019» - 1 место.

Ø Республиканский конкурс «Напевы Родины моей» -1 место, 3 место (2020 год).

Ø Международный фестиваль-конкурс «Небо победы» -2 место (2020 год).

Актуальность

Чтобы найти убедительную концертную трактовку явлениям фольклора, нужно глубокое его изучение. Народная песня, выходя на сцену, всегда будет нуждаться в усилении музыкально-драматических акцентов и законченности художественной формы. 

Богатейшее наследие песенного фольклора - это самобытный, яркий, колоритный материал. Он дает большие возможности исполнителям творчески раскрыться и в пении, и в интонировании слова, и в пластике сценических движений, в мимике. Средствами народного исполнительства являются песня, пляска, пантомима, декламация, инструментальная музыка. Объединить их, чтобы раскрыть художественный замысел одной песни или сцены – дело не простое, а обучить искусству владения ими, особенно в самодеятельной среде – огромный и ответственный труд. Поэтому творческая деятельность меня как руководителя певческого коллектива, включают в себя сложную систему знаний музыки, литературы, хореографии, живописи театра. Весь этот сплав должен быть направлен им в единое русло: на создание целостного произведения, представления, композиции.

Цель: сохранение и продвижение культурного наследия России, знакомство с фольклором как неотъемлемой частью традиционной культуры наших предков и показать значение фольклора в современном мире.

Для достижения данной цели, нужно выполнить следующие задачи:

Ø Создать систему работы по приобщению детей кистокам русской народной культуры через русские народные песни, музыкальный фольклор.

Ø Показать необходимость использования жанров фольклора в современном мире.

Ø Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений обучающихся.

Новизна

Песенная традиция живет в современном обществе, развивается и изучается как часть народной культуры. В современной исполнительской музыкальной культуре особое место занимает интерпретация песенного фольклора («аутентичный», «вторичный», «профессиональный»).

Практичность

Основным ориентиром сценической трактовки народной песни является традиционное искусство, ведь именно в нём заложена специфическая манера народного вокального исполнительства. При репродуцировании музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности драматическим искусством. Большой режиссёрской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний. 

Проблема исследования

В наши дни остро стоит проблема сохранения культуры народа, духовных богатств, постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно народные корни. Взрослые должны осознать, что ребёнку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.

На занятии мы познакомились с устным народным творчеством. Изучив эту тему, мы увидели, что устное народное творчество удивляет богатством народной выдумки, яркостью и выразительностью языка. Не одно столетие прошло с тех пор, как человек научился писать и читать. Нам стало интересно, жив ли фольклор в современном мире, нужен ли фольклор современному человеку.

Гипотеза

Если мы будем знать фольклор народа, использовать его в современной жизни, то мы можем сохранить русскую культуру. Во времена наших предков опыт воспитания сосредотачивался в пословицах, поговорках, поучениях, наставлениях; педагогические воззрения тесно увязывались с народными обычаями, традициями, фольклором. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьёвки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, частушки, приговорки, потешки, считалки. Все это являлось неоценимым по богатству материалом для формирования нравственных идеалов, гуманных чувств детей и подростков.

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО

ВОПЛОЩЕНИЯ СТИЛИЗОВАННОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

 

Методика работы по сценическому воплощению народной песни включает два направления:

1) Овладение принципами пения, основанными на инвариантных закономерностях фольклора (ощущение глубинного, языкового аспекта).

2) Освоение вокальной техники, как народной, так и эстрадной, приемов пения, типичных для традиции (речевой, исполнительский аспект).

Важно, чтобы сценическое исполнение народной песни было органичным выражением идеи произведения и соответствовало особенностям жанра. Манера исполнения народной песни логически вытекает из своеобразия ее музыкального языка, имеет свои генетические связи с природой народного искусства. Различимы две явные категории исполнителей: непосредственно, искренно переживающие, вторые исполняют песню без своего личного отношения, механически повторяя слышанное. Творцы не исполняют, а «проживают» песню. Исполнитель передает прелесть своего реалистического восприятия явлений, поднимает до высот самой сути, вскрывая и раскрывая душу песен, без прикрас и преднамеренностей. Подлинные творцы-исполнители заражают своей убежденностью, своим видением мира.

Народному пению присуща особая манера произношения слов – естественная, ненарочитая, непринужденная. Слушателя покоряет не столько собственно вокальный звук голоса певца – носителя традиции, сколько живое проявление свободно раскрывающейся души песни.

Знакомство с песней создает у детей эмоциональный отклик, который влечет за собой представление образа в общих чертах. Далее, в процессе осмысления, основанном на детальном анализе поэтического и музыкального текста песни и соотнесении с собственными переживаниями, и видением образа исполнителя, – исполнитель вникает в конкретное содержание песни, согласует его со своими личными переживаниями, жизненными впечатлениями, с тем, что его волнует, тревожит или воодушевляет.

1. Вокально-исполнительская техника.

Моя задача – утвердить целевую установку в сознании обучающегося и убедить его, что она выполнима только в результате овладения суммой необходимых для этого навыков:

1. Певческого дыхания и опорой звука, регулирующих плавность и ровность звуковедения.

2. Навыков естественного «открытого» способа пения ОТ СЛОВА.

3. Навыком координации слова и звука до ощущения СЛОВОЗВУКА, как единого целого.

4. Навыком координации словозвука с мелодией и темпо-ритмом музыкального произведения.

5. Навыком высокой позиции звука и точности музыкального интонирования. Они очень важны, без высокой позиции звука нельзя достигнуть точности музыкального интонирования.

6. Фразировкой и необходимой для этого гибкостью голоса.

7. Навыком соединения регистров, путем их естественного смешения на каждом звуке диапазона. Это достигается при помощи образно-смысловой интонации, посланной сверху на открытые гласные, при условии их собранного, вертикально-округленного и близкого произношения

2. Формирование художественного образа.

В работе над сценическим воплощением стилизованной народной песни, выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют, во-первых, формирование художественного образа, который выражается во взаимоотношении героев поэтического текста, в их переживаниях. Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Формирование художественного образа происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра вокального произведения. Вначале выявляется тема, идея и «сверхзадача» народной песни (обряда, жанровой постановки).

Идея – это основная мысль произведения, его суть. Идея не всегда лежит на поверхности, она чаще всего завуалирована и проявляется в символике текста, ладе, гармонии, мелодии. Идейному толкованию песни поможет кропотливая аналитическая работа над поэтическим и музыкальным текстом.

Авторская интерпретация идеи сценического действа проявляется в «сверхзадаче», которая направлена на формировании определенного отношения к конкретной проблеме. Понятие «сверхзадача» народной песни даёт ответ на вопрос, зачем коллектив берётся за исполнение данного произведения, какие чувства он хочет вызвать у слушателя.

Верному пониманию идеи, темы и «сверхзадачи» поможет определение времени и места действия, в основе которых лежат исторический период и социальные условия бытования песни, обряда.

3. Организация сценического действия.

Организация сценического действия включает в себя:

ü определения темпо-ритма произведения и отдельных его частей;

ü выстраивание мизансцен и хореографических композиций в сценическом пространстве;

ü создание атмосферы сценического действия.

В сценической интерпретации народной песни или музыкально-драматической постановки важную роль играет такое определение, как темпо-ритм. В музыкальном искусстве под темпом и ритмом мы понимаем скорость исполнения про изведения и чередование длительностей. Темп, так же, как и в музыке, в драматическом искусстве означает скорость движения совершаемого сценического действия, которое может развиваться быстро, насыщенность действий и переживаний исполнителей, а также соотношение остановок и движений в сценическом пространстве и времени. Темпо-ритм сценической постановки складывается из чередования темпов и характеров песен, составляющих её, скорости передвижения актёров, смены композиционных блоков, эпизодов и мизансцен.

 В контексте исполнения народной песни понятие «мизансцена» прежде всего подразумевает выход участников на сцену и расположение их в сценическом пространстве. Мизансцена обусловлена жанром, характером бытования народной песни и выражает её идею.

Сценическое пространство делится на несколько планов:

Первый план – это пространство от «красной» линии, соответствующей линии занавеса, до первой пары кулис, на этом плане зритель выделяет каждого исполнителя поочерёдно. Первый план сцены наиболее выгоден для донесения информации зрителю.

Второй план соответствует уровню второй пары кулис, здесь хорошо смотрятся танцевальные движения (хороводы, пляски, игры мизансцены).

На третьем и четвёртом планах, соответствующих линиям третьей и четвёртой кулис, зритель может охватить большее количество людей, и на этом сценическом пространстве обычно выстраиваются большие композиции

Важными элементами создания атмосферы сценического действия являются костюмы исполнителей и атрибуты. Сценический костюм несёт в себе огромную информацию об историческом времени, месте действия, о социальном статусе. Атрибутика помогает создать более точную картину действия и детализировать образы героев.

РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ

 

Для раскрытия художественно-сценического образа в исполнении музыкального произведения, ставим следующие задачи:

Ø Воспитание навыков восприятия музыки, через понимание образа произведения.

Ø Воспитание в детях интереса к музыке.

Ø Научить ребёнка передавать характер произведения, его образное содержание.

1. Схема музыкально-сценической работы над образом вокального произведения.

Основные этапы музыкально-сценической работы над образом:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор песни, читка текста, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка вокального произведения, в которое включены варианты воплощения музыкально-художественного образа, предложенные детьми в ходе занятия.

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

Методы работы над образом

1. Разбор содержание песни совместно с детьми;

2. Разбор средств музыкальной выразительности;

3. Создание своего, нового образа, его сценария поведения и действий.

В создании образа помогают сценическое движение. Упражнения в игровой форме, задания со словами «если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и телом (Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»).

Успешное сценическое воплощения песни:

Ø музыка;

Ø  слово;

Ø пение;

Ø сценические движения.

Когда мы говорим войти в образ, что это значит? (Это значит, на время быть не собой, а тем в чьём образе ты должен побывать).

Для чего нам нужен сценический образ? (Для того чтобы зрителю было интереснее слушать исполнителя).

2. Сценическое воплощение номера. Артистизм.

Сценическое воплощение – это, прежде всего глубокое проникновение в содержании песни и поиск адекватной ему формы сценического решения, а она может выражаться как в статике, так и в динамике: все диктует содержание песни.

Артистизм - это проявление творческого начала человека, искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

Большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену.

Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является лицо. Лицо – это часть тела человека, обладающая костной и мышечной тканью. А для развития, любых мышц необходим тренаж.

Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: маленький ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.

На занятиях мы знакомимся с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка. При работе над развитием артистизма, следует подбирать обучающимся образы, соответствующие интересам и потребностям конкретного ребенка.

Методы и приемы вокальных занятий, направленных на развитие артистизма:

1. Демонстрационный.

2. Игровой.

3. Словесный.

4. Метод наблюдений.

5. Метод упражнений.

Работу над артистизмом мы начинаем после досконального выучивания нотного и литературного текста песни. Действуем по принципу: сначала голос и качество исполнения песни (музыка + текст), а потом уже идет актерский артистизм.

Актёрская манера пения – это не просто пение, это, прежде всего, актёрская игра, артистизм, раскрытие образа с полным погружением в этот образ, при этом пение служит лишь инструментом в достижении этой цели.

Исполнение народной песни требует артистизма, музыкального и театрального, для того, чтобы раскрыть образ песни. Можно сказать, что каждый артист вокального ансамбля и, тем более, солист – самобытная творческая индивидуальность. Каждая песня – маленький спектакль, сказка с яркими акцентами и интонациями. Песню не поют - ее играют.

Звук у песни должен быть живой, выразительный. Для этого во время пения необходимо представить себе изображаемого персонажа и мысленно перевоплотиться в него. Поёшь о зайчонке – нужно стать таким как он: маленьким, шустрым, тонкоголосым, трусливым. Изображаешь старого человека – это не просто прихрамывание, нужно поставить себя на место сгорбленного старичка, у которого болит спина и ноги, он еле ковыляет. Если хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Русский хоровод – спокойный, плавный, задумчивый.

Обработка песенного материала. Обрабатывая песенный фольклор, вносятся изменения в музыкальный, текстовый или драматический первоисточник. Прибегая к редактированию текста, мы учитываем, чтобы песня была пригодна для концертного исполнения, как по цельности образа, так и по времени звучания. Нередко старинная песня содержит большое количество строф (куплетов), что усложняет ее восприятие. Такой песне необходимо придать концертную форму, сократив текст. Сокращение не должно производиться механическим «отсечением» строф. При новом редактировании важно, чтобы сохранилось основное идейно-смысловое зерно.

При музыкальной аранжировке учитывается традиции многоголосного распева, присущие данной местности, в которой родилась песня.

3. Подбор репертуара и хореография в работе над народной песней.

Репертуарная направленность коллектива также коренным образом определяет его творческое лицо и пути дальнейшего развития. Правильно подобранный репертуар, формирует эстетический вкус обучающихся. В свой репертуар входят произведения различной жанровой принадлежности. Это и традиционный фольклор, и авторские сочинения, созданные в стиле народных песен, а также популярные городские песни и романсы.

Правильнее, если в основе репертуара фольклорного ансамбля будет стоять традиционный фольклор. Ведь в фольклорном искусстве, как в хорошем родительском доме, воспитываются нормы хорошего вкуса.

Для правильной и интересной работы, мы отражаем народно-песенную культуру данной местности, изучаем народное творчество местности с его традициями, участвуем в фольклорных праздниках, обрядах, конкурсах, фестивалях, поддерживаем контакт народными мастерами-исполнителями и с профессиональными собирателями музыкального фольклора.

Жанровый репертуар нашего коллектива, представляют календарные, хороводные, игровые, шуточные, плясовые песни. Особое место в репертуаре ансамбля занимают частушки, страдания, припевки, прибаутки. Хорошо воспринимаются детьми и авторские песни в народном стиле, лирические, патриотические песни.

При подборе репертуара – песни соответствуют возрасту детей.

Выбор исполнительских средств сценического воплощения песенного фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. 

В исполнительской практике народных песен немалое место занимают народная хореография, в нашей студии используются игровые песни, театрализованные действия. Этой формой народного творчества занимаемся с детьми не меньше, чем пением, а в младшем возрасте с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция: дети через игру быстрее воспринимают вокальное произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают.

В нашем коллективе целый арсенал хореографических движений, коленец, поворотов, дробушек, топотушек, проходок и т.д. Петь и танцевать одновременно, как это делалось в старину. Хореограф учит обучающихся определённому набору танцевальных движений, характерных для данной песни. Главную роль в ансамблевом произведении с танцевальными движениями играет песня. А танец – это средство более полного раскрытия её содержания.

Обучающиеся не только поют, но и хорошо играют на народных музыкальных (шумовых, ударных) инструментах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшая часть творческой работы нашей вокальной студии – концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление на сцене вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, демонстрирует сплоченность, собранность, музыкальность, сценичность. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные, конкурсные выступления являются для детей стимулом к дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской форме.

В заключение, хочется подчеркнуть, что артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, кропотливый, тяжелый труд, который я должна пройти со своими воспитанниками. Чтобы, в конце концов, увидеть на сцене ярких «звездочек», которые бы с полной искренностью, уверенностью с полной самоотдачей показывали высочайший уровень своего мастерства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 2009.

2.Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 2013.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2010.

4. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 20120.

5.Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на

участников художественной самодеятельности 2015.

6.Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 2014

7.Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен . сборник вып. 17. – М., 2015. – С.61-65

8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 2016.

 9. Лобкова Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля.

10.Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.1. М. – 2017.

11. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.2. М. – 2010.

12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М. – 2011.

13. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. – Москва, 2018.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 2012.

15. Руденко А.Ю. Сохранение традиционности в разработке сценарных композиций на основе народных обрядов и праздников. – Оренбург, 2007.

 


Приложение 1

Сценарий праздничного обряда:

«Весну встречаем - птиц созываем»

Цель: знакомство с русскими народными традициями.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о народных традициях, обрядах;

- формировать нравственные качества человека и гражданина, а именно: активности, ответственности, взаимопомощи, честности, трудолюбия.

Развивающие:

- развивать эстетические чувства, культуру поведения на сцене

- развивать художественный, сценический образ

-развивать вокальные, артистические способности

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся общенациональные базовые ценности общества таких, как любовь к своим традициям, культуре;

- воспитывать активность, ответственность, взаимопомощь, честность, трудолюбие.

- воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

Форма проведения: праздничный обряд.

Оборудование, оформление, реквизиты: звуковая аппаратура, ноутбук, ложки, птички на палочках, карусель, шапка солнца.

Использование современных образовательных технологий:

v Метод исходной мотивации.

v Вводная часть.

v Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии.

v Метод общения.

v Основная часть воспитательного мероприятия.

v Элементы кейс-технологии.

v Заключение и рефлексия.

План мероприятия:

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Итог праздника.

Ход праздника

I. Вводная часть. Звучит музыка. «Камаринская» в исполнении оркестра им. Осипова. Дети, взявшись за руки, входят в празднично украшенный зал, их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. Долго длится зимняя пора в России – уже промчались весёлые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Робкими и неуверенными шагами приближается к нам красавица весна. А зима то и дело даёт о себе знать, не желает расставаться со своим могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни люди придумали ещё один обряд – закликание весны. Много песен складывали люди о весне, посвящали ей хороводные гулянья, призывали её поскорей растопить зимние снега. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота.

II. Основная часть. Звучит музыка, выходит солистка и исполняет песню

Песня «Ой весна-весна»

Из-за кулис выходя, дети с каруселью, берут ленточки, танцуют, на последнем куплете уходят за сцену.

Девочка:

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Звучит музыка, из-за кулис выходят дети и строятся в ручеёк, проводится игра, дети проходят парами через воротца по направлению ведущих.

Игра «Ручеёк»

Дети:

Весну, весну пора звать

Зиму, зиму провожать (2 раза) прихлопывая деревянными ложками

Девочка:

Солнышко, солнышко.

Красное семенышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,

По лужайке скачут,

Птиц зовут —

Весну в гости ждут!

Звучит музыка, дети становятся в круг, водящий одевает на голову шапку солнца и на слова «Убегай скорее вон!» ловит любого из детей, кому передает шапку, игра продолжается несколько раз.

Игра «Солнышко»

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Динь-дон, динь-дон.

Убегай скорее вон. После игры дети убегают за кулисы .

Дети:

Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Девочка:
Песни, пляски заведем,

Не дадим Весне скучать,

Будем праздник отмечать! Уходят к детям.

Песня: «Как по травкам»

Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться то зимнего сна. 22 марта, когда день становился, по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревням, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песни – заклички. Давайте и мы возьмём своих жаворонков в ладошки, будем подбрасывать их вверх и исполнять песенку – закличку.

Дети берут жаворонков на палочках.

Девочка:

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Девочка:
И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

Мальчик:
Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Девочка:

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму

У нас корма нету!

Девочка:

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Девочка:

Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне

На овсяном снопе.

III. Итог праздника

Ведущий:

Наш праздник, посвящённый приходу весны, прилёту жаворонков заканчивается. Давайте напоследок поблагодарим Весну-красну, наших гостей и все вместе споем песню.

Песня: «Стало ясно солнышко припекать».


Приложение 2


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!