Лев Книппер и Дмитрий Кабалевский



Лев Книппер — племянник знаменитой мхатовской актрисы О. Л. Книппер-Чеховой. Белый офицер, ставший сотрудником ОГПУ–НКВД. Во время войны выполнял задания в Западной Украине и Иране, завербовал родную сестру, знаменитую актрису Ольгу Чехову — любимицу фюрера, ставшую фактически агентом НКВД в Берлине… Альпинист, тренировавший бойцов Красной Армии. И талантливый композитор. Его песня «Полюшко-поле», тема которой звучит и в 4‑й симфонии, облетела весь мир.

«Горную серенаду», написанную в 1945 и удостоенную Сталинской премии в 1946, сыграли музыканты «Академ-квартета», сделавшие переложение партитуры для струнного квартета и контрабаса.

Д. Кабалевский по классу композиции учился у Н. Мясковского в Московской консерватории, которую закончил в 1930 году. Во время войны композитор был эвакуирован в Свердловск, где преподавал в Уральской консерватории. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Георгий Свиридов

Ученик Шостаковича в Ленинградской консерватории, он многое перенял от Учителя. Интересно, что, несмотря на разницу в возрасте, учитель и ученик почти одновременно стали лауреатами Сталинской премии.

Свиридов вспоминал, как Шостакович хвалил его Трио, за которое композитор получил Сталинскую премию: «Спросил: “А Вас не смущает, что место перед концом (хорал) похоже на мое Трио?”. Я сказал: “Я знаю, но мне это приятно!” Тогда он сказал: “Пусть будет так!”».

Моисей Вайнберг

19‑летний Вайнберг бежал в СССР из оккупированной Варшавы: выжил один из всей семьи, родители и сестра погибли в 1942 в концлагере Травники. Учился в консерватории в Минске, в эвакуации был в Ташкенте. В 1943 познакомился и на всю жизнь подружился с Шостаковичем («Это знакомство решило всю мою жизнь, как будто я заново родился», — говорил Вайнберг). Женился на дочери С. Михоэлса. После убийства Михоэлса (в январе 1948) был под наблюдением органов.

Вайнберг рассказывал: «6 февраля 1953 года был концерта в зале им. Чайковского, где Ойстрах играл транскрипцию моей “Молдавской рапсодии” для скрипки с оркестром. Потом пришли мы домой, со мной пришел Чайковский (Борис Александрович) с супругой и Николай Иванович Пейко. Сидели за столом. В два часа ночи раздался звонок в дверь, и меня забрали, а они просидели всю ночь при обыске».

Вайнберг был арестован по обвинению «в еврейском буржуазном национализме». Его поместили в одиночную камеру на Лубянке:

«Можно только сидеть. Лежать нельзя. Ночью иногда бьет очень сильный юпитер в глаза, так что спать невозможно».

Композитор вышел на свободу 25 апреля 1953 благодаря ходатайству Д. Шостаковича, Н. Пейко и Б. Чайковского.

«Подспудной темой его творчества был страх насилия… Война, гибель родителей, последующее уничтожение евреев во время войны, во время сталинских репрессий и после — все это впитала в себя музыка Вайнберга», — пишет И. Барсова.

Дмитрий Шостакович

В его жизни предвоенные годы — это статья в «Правде» «Сумбур вместо музыки», запрет 4‑й симфонии и «Катерины Измайловой». Расстрел близкого друга М. Тухачевского. 5‑я симфония, в которой — ужас и протест, предвестие будущей войны и страх перед тем, что происходит. Работа над оркестровкой «Бориса Годунова»: размышления о трагедии царя, человека, власти, народа.

Война застала Шостаковича в Ленинграде. В блокадном городе он начал 7‑ю симфонию, тушил «зажигалки» на крышах. Эвакуировавшись в Куйбышев, писал друзьям:

«Моя мать, сестра и племянник, а также родные жены остались в Ленинграде. Изредка оттуда приходят письма, которые необычайно тяжело читать. Например, съедена моя собака, съедено несколько кошек. Мои хлопоты о том, чтобы их вывезти сюда, пока не увенчаны успехом» (М. Шагинян, 3 февраля 1942).

«Иногда по ночам, терзаемый бессонницей, я плачу. Слезы текут обильные, горючие. Нина и дети спят в другой комнате, и это обстоятельство не мешает мне предаваться слезам. А потом успокаиваюсь. Нервы шалят…» (И. Гликману, 4 января 1942).

«Помоги, пожалуйста, мне в денежном отношении. Мне надо Нину и детей отправить в Дом отдыха. <…> А сейчас у меня денег нет совсем, и я живу займами» (Л. Атовмьяну, 22 июня 1942).

Шостакович пишет 7‑ю симфонию, которая триумфально шествует по миру, затем 8‑ю. 2‑ю фортепианную сонату, Фортепианное трио № 2, оперу «Игроки». Уходят из жизни его учитель Л. Николаев и друг И. Соллертинского. Тиф, страдания, страх за семью. Две Сталинские премии (за Квинтет и 7‑ю симфонию). Возвращение в Москву. Впереди — новые триумфы и новые трагедии.

Цикл «Шесть романсов на стихи английских поэтов» написан в 1942. Романсы посвящены супруге Нине, И. Соллертинскому, Л. Атовмьяну, И. Гликману, Г. Свиридову, В. Шебалину. Гениальная музыка и тексты, актуальные вечно. Поразительно, как произведение, написанное на такие тексты, не было запрещено.

Три вещи есть, не ведающих горя,
Пока судьба их вместе не свела.
Но некий день их застигает в сборе,
И в этот день им не уйти от зла.

Те вещи: роща, поросль, подросток.
Из леса в бревнах виселиц мосты.
Из конопли веревки для захлесток.
Повеса ж и подросток — это ты.

Заметь, дружок, им врозь не нарезвиться.
В соку трава, и лес, и сорванец.
Но чуть сойдутся, скрипнет половица,
Струной веревка, и юнцу конец.

Помолимся ж с тобой об избежаньи
Участия в их роковом свиданьи.
(У. Ралей, перевод Б. Пастернака)

 

Музыка Войны и Победы

Фортепианный квинтет Д. Шостаковича был написан в 1940. В октябре 1940 автор исполнил Квинтет с Квартетом им. Глазунова в Союзе композиторов Ленинграда, причем все произведение было сыграно на бис.

23 ноября 1940 Шостакович и Квартет им. Бетховена исполнили Квинтет в Москве, в Малом зале консерватории. И это было триумфальное исполнение, аплодисментам не было конца.

М. Шагинян писала: «Произведение гениальное в полном смысле слова, то есть достигшее той обобщающей силы, когда целая эпоха получает свое полное выражение, когда вещь, как чаша, налитая до краев, демонстрирует своею вобранностью, слитностью, цельностью — исторические усилия множества людских энергий, говорит за всех».

Еще ничто не предвещало войны. Но напряжение, оцепенение и трагические предчувствия уже жили в музыке Шостаковича. Впереди Война, Блокада, эвакуация, Победа.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!