Историки до сих пор не могут подсчитать, сколько же погибших во всем мире за годы Второй мировой войны: 20 лет назад считалось, что 50 млн., теперь — более 70 млн. человек.



Г.

Сценарий классного часа

«Музыка Войны и Победы»

Подготовили: Суханова Т.А., Шишко С.А.  

 

Музыка Войны и Победы — это не только прекрасные, всенародно любимые песни, но и превосходные симфонические и камерные сочинения.

Ко Дню Победы готовится каждый человек нашей страны, каждый человек растит в себе ожидание чувства светлой печали, осознание чудовищной трагедии человечества. Задается вопросами: как же это могло случиться? Почему это было?

Память о жертвах, праведный гнев, Праздник Победы, уважение, любовь к павшим и живым. А живых остается все меньше и меньше. Представьте себе, что даже если человеку — участнику войны в 1944 было 16 лет, то сегодня ему должно быть 93 года.

Что было в душе и сознании человека, родившегося, скажем, в 1895, на чью долю пришлись: три революции, Первая мировая война, гражданская война, голод и голодомор, раскулачивание, сталинские репрессии, ГУЛАГ, Вторая мировая? Что он пережил, передумал и перечувствовал к 50 годам, ко Дню Победы? На что надеялся? Как дожил — и дожил ли — до 50, пройдя через все это, через все жестокости XX века?

Н. Мясковский, С. Прокофьев, Л. Книппер, Д. Кабалевский, Д. Шостакович, Г. Свиридов, М. Вайнберг. Они были именно такими людьми и жили именно в такое время. Они были свидетелями и участниками этого времени. Их музыка была свидетелем времени, и в их музыке, так или иначе, отражалось их время.

Николай Мясковский

Выпускник Петербургского военно-инженерного училища и Петербургской консерватории, Мясковский был участником двух войн: Первой и Второй мировой. В начале Первой мировой войны он был призван в армию и два года провел на передовой.

«…С 23 апреля по 10 мая мы находились в состоянии неудержимого лихорадочного бегства под напором немчуры.  Было это нечто кошмарное: пушки, аэропланы, пулеметы, разрывные пули, бессонные ночи и ходьба, ходьба, ходьба!

…Время это было чрезвычайно тяжелое, бои шли невероятно упорные с огромными потерями (особенно у нас), и каждый кончался какой-нибудь случайностью, вызывавшей неблагоприятный исход. Сейчас мы уже дня 4 сидим на одной и той же позиции и держимся лишь чудом каким-то, так как войска тают как весенний снег: в один день от полка в три с лишним тысячи человек остается человек 600—700! Невероятные потери от немецкого артиллерийского огня — эти бестии тяжелыми снарядами буквально молотят наши окопы и, когда затем идут в атаку, их никто уже более не в состоянии встретить. Что царит теперь в армии вообще — какая путаница, верхоглядство, неосведомленность, неспособность считаться с силами войск (под Ярославом войска около пяти суток не спали, и были случаи, что сдавались от полного бессилия — изнеможенные) неумение вести операции — кошмар! Как удалось нам (нашему батальону) до известной степени уцелеть — богу известно» (из письма С. Прокофьеву от 17 мая 1915).

«На войну 1914—1918 годов я был мобилизован в первый же месяц и после небольшой проволочки попал на австрийский фронт на осаду крепости Перемышль. Затем — поход в Бескиды на границу Венгрии, стремительное обратное бегство через Галицию и Польшу. <…> Почти все время — на передовых линиях, и только последний год войны — на постройке морской крепости Ревель. <…> После Октябрьской революции я через пару месяцев был переведен в Морской генеральный штаб, в котором и прослужил до своей полной демобилизации и приглашения профессором Московской консерватории в 1921 году» (Из «Автобиографических заметок о творческом пути»).

В консерватории Мясковский работал до своей смерти в 1950. Среди его учеников — Д. Кабалевский, А. Локшин, Б. Мокроусов, В. Мурадели, Л. Оборин, Н. Пейко, В. Шебалин, А. Хачатурян, Б. Чайковский…

Мясковский был очень влиятельной, уважаемой и авторитетной фигурой: и как композитор, и как общественный деятель. С первых лет учреждения Сталинской премии он входил в Комитет по присуждению премий и лоббировал близких ему художников (в частности, Прокофьева).

Квартет № 9, удостоенный Сталинской премии, был написан в 1943, посвящен 20-летию Квартета им. Бетховена. Этот ансамбль, который составили выпускники Московской консерватории скрипачи Д. Цыганов и В. Ширинский, альтист В. Борисовский и виолончелист С. Ширинский, был первым исполнителем многих Квартетов Д. Шостаковича. Каждому из участников Квартета Шостакович посвятил одно из сочинений в этом жанре.

О Симфонии № 22, которая была закончена 4 ноября 1941, Н. Мясковский писал: «Почему-то все считают, что на такую войну надо отзываться пушками и барабанами, между тем в моем представлении это грандиозное и трагическое общественное явление, и конечно, на меня эта сторона гораздо больше действует, чем возможность изображения каких-то частных подвигов. Симфонию я писал так, как мог писать человек, чувствующий всю глубочайшую трагедию совершающегося и верящий в конечную победу правды своего народа. Вот тема моей симфонии, а не баталии».

Статистика войны

«Одна смерть — трагедия, миллион смертей — статистика». По иронии судьбы, этот афоризм принадлежит И. В. Сталину.

В Ленинграде за 872 дня блокады, умерло около 700 000 человек, почти по 1000 человек в день, более 90% — от голода.

В Освенциме — около 1,5 миллионов, из них около 1 млн. евреи, остальные — поляки, русские, цыгане. Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, в лагерях смерти и тюрьмах содержалось 18 000 000 человек. Из них более 11 млн. были уничтожены. По другим сведениям, заключенных было более 20 млн. из 30 стран, 12 млн. не дожили до освобождения.

Среди погибших — 5 млн. граждан СССР, 6 млн. евреев из разных стран. Каждый пятый узник был ребенком.

В «усовершенствованных» печах Освенцима нацисты могли в день сжигать 2000 человек.

Историки до сих пор не могут подсчитать, сколько же погибших во всем мире за годы Второй мировой войны: 20 лет назад считалось, что 50 млн., теперь — более 70 млн. человек.

По разным сведениям, война унесла от 20 до 30 млн. жизней советских людей (включая военных и мирное население).

Художник и Время

Вся жизнь наша состоит из борьбы добра со злом, любви с ненавистью. Зло и ненависть уничтожают и ближних, и самих носителей Зла. И наша, невероятно сложная задача — уметь отличать одно от другого.

Как говорил Григорий Померанц: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах: и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца».

Мне же кажется, что, может быть, наиболее убедительный пример противостояния Злу, в любой его форме — это жизнь и творчество великих художников.

«Гений и злодейство — две вещи не совместные». Но так ли это? А талант и злодейство? А одаренность?..

Художник и война,
художник и власть,
художник и тирания,
художник и зло,
художник и государство,
художник и отечество, Родина,
художник и страх,
художник и время,
художник и заказчик…

Вечные вопросы

Но каждый художник творит — и каждый человек живет — в конкретной стране, в определенное время, в предлагаемых обстоятельствах. Времена не выбирают.

Так как же удавалось жить и творить в то время в нашей стране? На какие жертвы приходилось идти?

Что страшнее — написать Оду тирану или отказаться и быть расстрелянным? Или раздавленным если не физически, то морально.

Мы, спустя почти век, не знаем ответов на эти вопросы. А они — тогда?

И все же именно в то время и в той стране они творили, сочиняли, исполнялись, жили, любили, женились, разводились, наблюдали природу и радовались жизни, страшились и разочаровывались, приспосабливались и кривили душой, лгали и воскресали, получали награды и были гонимы, их предавали и восхваляли, их ненавидели и восхищались ими.

Мясковскому в 1941 исполнилось 60 лет, Прокофьеву 50, Книпперу 43, Кабалевскому 37, Шостаковичу 35, Свиридову 26, Вайнбергу 22.

Сергей Прокофьев

В середине 1930‑х вернулся в СССР. Был обласкан властью. Начался роман с М. Мендельсон. До войны написал кантату «К ХХ-летию Октября», «Здравицу» к 60‑летию Сталина. Но предощущение новой войны, страх перед ней чувствуются в «Ромео и Джульетте» (1935), «Александре Невском» (1938), «Семене Котко» (1940).

В начале войны Прокофьев эвакуирован в Нальчик, в 1942 переехал в Алма-Ату, затем в Пермь. Он работает над оперой «Война и мир», балетом «Золушка», 5‑й симфонией, заканчивает 7‑ю и 8‑ю фортепианные сонаты. Композитор пишет музыку к фильмам «Иван Грозный», «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Тоня», сюиту «1941», 2‑й квартет («Кабардинский»), «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным», гимн СССР. Премьера 7‑й сонаты состоялась в Москве 18 января 1943. Играл С. Рихтер (в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!