Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.



Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «Утиная охота» – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова».

Главной проблемой, положенной в основу этого произведения, является снижение роли духовных ценностей.

Произведение имеет достаточно сложную структуру, поскольку состоит из трех частей: реалий жизни главных героев, воспоминаний и промежуточного пласта видений. Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова.

Конфликт в произведении не внешний, а внутренний – нравственный. Трагизм усиливается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем. Вампилов отвечает на один из ключевых вопросов внутренней духовной жизни: зачем человеку совесть, правда? В этом состоит художественная индивидуальность драматурга.

Пьеса носит исповедальный характер. Произведение построено как исповедь, длящаяся на протяжении всей пьесы.

Вся пьеса драматурга построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющую постепенно, отчего жизнь пуста, и способен ли герой изменить ее.

Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Напоминает Евгения Базарова – небрежность, скука, уверенность в себе: происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Пьеса начинается с «шутки»: главному герою приносят похоронный венок с издевательской надписью: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Символ смерти заставил Зилова оглянуться назад и задуматься о прожитой жизни.

Зилов — инженер, работает в центральном бюро технической информации. Но вот к службе своей уже давным-давно потерял интерес.

Виктор Зилов, главный герой «Утиной охоты», воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут «эпохой застоя». Этот тридцатилетий, физически крепкий человек, у которого в жизни есть всё – работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, – живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не «проживая душой» всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене Галине и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит – ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.

Парадокс Зилова состоит в том, что мы видим Зилова его глазами, и свою жизненную несостоятельность он разоблачает сам. Психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека.

Зилов не знает сыновних чувств, уважения к женщине, дружеских привязанностей. Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».

Важным моментом в раскрытии образа Зилова становится его ответ на вопрос, что же он любит. К жене он давно не испытывает прежних чувств, к ней у него лишь потребительское отношение. К любовнице Вере он тоже равнодушен, его даже тяготит ее присутствие на новоселье. Работа инженера ему также не по душе.

Виктор меняет женщин, заводя все новые и новые отношения, но это не спасает его от всепоглощающей скуки, лишь на время заставляет о ней забыть. Зилов и сам приходит к той мысли, что он ленив и развратен, может быть, еще бы и можно было что-то изменить, но совершенно не хочется. Единственное, что привлекает этого человека – вечеринки, банкеты, попойки, которым нет числа, они просто чередой проходят по жизни Виктора Зилова. Это человек без цели и, соответственно, без осмысленного жизненного пути.

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Второе действие катастрофично для Зилова: смерть отца, уход жены, сомнение в своем чувстве к Ирине, угроза увольнения. У главного героя на работе неприятности – он подсунул липовый отчет начальству. Его предал друг-сослуживец, увильнув от ответственности за содеянное. Этот пласт обилен событиями. Но особого драматизма он в себе не несет.

Основные конфликтные моменты из жизни Зилова.

Работа Друзья Любовь, жена Родители
Инженер, но к службе интерес потерял. Способный, но деловой хватки не хватает. Проблем избегает. Девиз «Спихнуть – и делу конец». Он давным-давно «сгорел на работе» Зилов, чувствуя себя чужим среди своих, не выдерживает и кричит друзьям: «Я вам не верю», а после экскурса в прошлое хочет закончить начатую приятелями шутку. Рядом – прекрасная женщина, но она одинока с ним. Все хорошее – позади, в настоящем – пустота, обман, разочарование. Можно доверять технике, но не ему. Однако боится потерять жену «Я тебя замучил!» Давно не был, плохой сын. Отец, по его словам, старик-дурак. Смерть отца поражает «неожиданностью», но на похороны не торопится из-за свидания с девушкой.

Ситуация выбора — основная в пьесе «Утиная охота». Герой, принимая решение, руководствуется минутным желанием, выгодой или новой страстью. Стремясь сделать приятное начальнику, приглашает на новоселье бывшую любовницу; из-за желания побыть с Ириной откладывает вылет на похороны отца; увидев, что не Галина слушала его исповедь, он не пытается догнать жену, а изворачивается перед Ириной и т. д. Видимо, это искусственное упрощение существования и явилось причиной опустошения его души и жизни. Там, где Гамлет отвечает: «Быть», — Зилов говорит: «Не быть». Покоряясь обстоятельствам, Зилов все дальше уходит от настоящей жизни.

Охотничьи принадлежности в качестве подарка становятся своеобразным символом всей пьесы. Художественная деталь – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей. Для Зилова охота – единственный момент жизни духа. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение. Это возможность оторваться от повседневности, быта, суеты, лени, вранья, которые преодолеть он не в силах самостоятельно. Это мир идеальной мечты, высокой и не скомпрометированной нигде. В этом мире его бедной, скверной, изолгавшейся душе хорошо, она распрямляется и оживает, объединяясь в светлую и единую гармонию со всем живым. В сцене расставания с Галиной Зилов раскрывается перед ней: «Только там и чувствуешь себя человеком». Вот как поэтично он описывает охоту: «Мы поднимаемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман – мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви: А ночь? Боже мой!» Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: «Но они не на картинке. Они-то все-таки живые». Для Зилова утиная охота не для того, чтобы дичь подстрелить. Желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. Зилову хочется уйти от нелепой, суетной, пустой жизни. Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

Окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. Самым страшным является то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Все, что, по мнению многих, необходимо для счастливой и полноценной жизни (хорошая работа, любимая жена, друзья), у Зилова есть. «Да что же все-таки случилось? В чем дело? — удивляется Кузаков. — Чем ты недоволен?.. Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?»

Каковы же люди, находящиеся всегда рядом с Зиловым?

Кушак простоват, глуповат, в отсутствие жены с удовольствием ухаживает за Верой.

Саяпины кажутся хорошей супружеской парой: живут дружно, вместе ходят на футбол, Валерия, спасая мужа от гнева Кушака, грубо льстит начальнику. «Подруга жизни», — гордо говорит о ней Саяпин. Но за минуту до этого рассуждал: «Жена скандалит, а ты, если человек деликатный, терпи. А может, мне ее стукнуть хочется?.. Вот дадут квартиру, тогда мы еще посмотрим кто кого».

Саяпин считается лучшим другом Зилова, но, выгораживая себя, подставляет товарища: «Я не в курсе этой статьи. Ее готовил Зилов. Я ему доверял». И тут же ищет понимания у приятеля: «Старик, пойми! У меня же квартира горела! На твоих глазах! Неужели ты не понимаешь?» Зилов, конечно же, понимает: «Да уж, подобралась у вас семейка. И ты-то молодец...»
А когда Саяпин «простодушно», как отмечает автор, осматривает после неудавшегося самоубийства Зилова его квартиру («Витя, ты замечаешь, у тебя полы рассыхаются... Придется ремонтировать»), Зилов тоже понимает его: «Что же ты остановился?.. Пройдись по комнатам, прикинь, что куда поставить... ты пришел сюда за ключами... Бери, не стесняйся».
Чужим в этой компании кажется Кузаков. Обычно он появляется позже всех, в обществе держится в тени, «большей частью задумчив, самоуглублен, говорит мало, умеет слушать других». Но именно он отмечает: «Жизнь, в сущности, проиграна». Именно он удивляется: «Чего тебе не хватает?.. Живи да радуйся»; именно он выхватывает ружье из рук Зилова и готов даже пулю в себя принять, когда тот наставляет оружие на друзей; именно он, пытаясь образумить приятеля, кричит ему: «А если тебе не нравится твоя жизнь, ну и отлично, живи по-другому, кто тебе мешает?» Нет ни одного эпизода, где Кузаков хитрит, ловчит, изворачивается. Находясь среди приспосабливающихся людей, не пытается им подыгрывать. Не случайно его одного выделяет Вера из всех Аликов, называя по имени.

Но, видимо, простота и откровенность Кузакова, его независимость при незаметности больше всего и раздражают Зилова. С ним он был особенно резок и раздражителен.

Официант Дима тоже человек из окружения Зилова. «...Он ужасный, — говорит о нем Галина. — Один взгляд чего стоит. Я его боюсь». Не нравится он и Вере с Кузаковым. Сам же Зилов считает Диму «нормальным парнем», восхищается его спокойствием, выдержкой, завидует удивительной меткости. «Видел бы ты его с ружьем. Зверь, — говорит он Саяпину, — полсотни метров в лет — глухо... Мне бы так». Однако Дима теряет спокойствие, когда Зилов называет его лакеем: предварительно оглядевшись и убедившись, что никого рядом нет, бьет в лицо бесчувственного обидчика (ведет себя действительно по-лакейски).

Дима точно знает, что хочет получить от жизни, и идет к цели твердо и непреклонно, ни разу не отступая от своих правил. Поражает его поведение после неудавшегося самоубийства Зилова: заряжает ружье и возвращает его Зилову, спокойно и деловито «выторговывает» лодку в случае смерти товарища, уводит Кузакова и Саяпина, оставляя Зилова одного.
Он вместе с Зиловым ходит на охоту, однако не понимает его восторженного нетерпения и посмеивается над ним. Не может понять и откровений приятеля о друзьях: «Поссорился?.. Да разве у нас разберешься?.. я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся и я тебе говорю: „Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить“. И ты идешь со мной... хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки». Неудивительно, что Зилов, чувствуя себя чужим среди своих, не выдерживает и кричит друзьям: «Я вам не верю», а после экскурса в прошлое хочет закончить начатую приятелями шутку.

Отношения людей, которым «все до лампочки», которым на всё «наплевать» не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так.

Зилов – рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. В третьем действии герой идет на сознательный бунт, мотивированной внутренней потребностью – разорвать привычный круг жизни. «В черном костюме, торжественный и возбужденный» Зилов собрал друзей, чтобы сказать им правду о них. Неприглядную. «Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия. Слышите? Ваши приличия мне опротивели: убирайтесь, я вам говорю!» Бунт это своего рода прозрение, очищение.

Зилов одинок, и «одинокость» его усиливается после скандала. «Друзья» присылают похоронный венок «герою своего времени», который «безвременно сгорел» на работе. И Зилов готов принять их вызов – покончить счеты с жизнью, потому что «жизнь, в сущности, проиграна», не хочет ехать на охоту, гонит своих «спасателей».

Драматизмом насыщен пласт видений героя, который прикидывает, как его сослуживцы, друзья, подруги отнесутся к вести о его смерти. Сначала он воображает ее себе, а затем она кажется ему неотвратимой. Пласт этот состоит из 2-х интермедий. Их текст, кроме двух-трех фраз, практически полностью совпадает словесно. Тем не менее, по эмоциональному знаку они полностью противоположны. В первом случае сцена смерти, которую воображает герой, носит шуточный характер, а во втором в тоне ее, в настроении нет ни тени улыбки. Драма, таким образом, развивается между полушутливым замыслом совершить самоубийство, который навеян «оригинальным» подарком Кузакова и Саяпина, в виде похоронного венка, и попыткой осуществления этого замысла всерьез.

В «Утиной охоте» нельзя однозначно назвать отрицательных и положительных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Все они несчастные люди, жизнь которых не сложилась, и, кажется, не могла с ложиться. У читателей Зилов вызывал и осуждение, и сочувствие.

Финал пьесы «Утиная охота» Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь звонит Диме и говорит «Да, всё прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов...». «Смех-плач» Зилова — это момент обретения героем нового видения, которое является не последней точкой в произведении, а скорее, новым зачином.

Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что все пережитое не пройдет бесследно, и этот человек начнет меняться. Но пугают ремарки автора: «Говорит ровным, деловым тоном»; а после и слова самого Зилова: «Совершенно спокоен».

По мотивам пьесы «Утиная охота» снят двухсерийный художественный телефильм «Отпуск в сентябре», где роль инженера Зилова сыграл Олег Даль.

Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А.Вампилова «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия – главный пафос драматургии А. Вампилова.

Две одноактные пьесы «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» были написаны А. Вампиловым в начале 1960-х годов, в 1968 году они были объединены в единый цикл «Провинциальные анекдоты».

Пьеса «История с метранпажем» А. Вампилова тесно связана с традицией анекдота в творчестве Н. Гоголя, что подчеркивается уже в эпиграфе, взятом из «Петербургских повестей». Эпиграф отсылает читателя к гоголевскому «Носу»: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают». Фабульную основу «Истории с метранпажем» составляет невероятный случай (когда ложь принимают за правду, а правду — за ложь), включенный в события реального мира. Кроме того, в «Истории с метранпажем» явственны аллюзии на гоголевского «Ревизора», когда никому не известного метранпажа Потапова принимают за некое официальное лицо, и это приводит в замешательство директора гостиницы «Тайга» Калошина, который испытывает смертельный ужас от присутствия «большого человека из Москвы». Гоголевские традиции проявились в произведениях А. Вампилова и в особой игровой стихии пьесы, где многослойная игра была не только средством развития сюжета, но и способом обнаружения скрытых качеств персонажей, а также раскрытия конфликта, который перенесен из мира внешнего в мир внутренний.

С помощью игровой стихии анекдота А. Вампилов показывает «мир наоборот», где смещаются нравственные ориентиры, где вместо любви царят ложные подозрения и прагматический расчет, где человек теряет истинное лицо. В создании образа перевернутого мира А. Вампилов следует за Н. Гоголем. В центре «мира наоборот» помещен человек, который изображен и как часть этого мира, и как его жертва.

Хронотоп гостиницы «Тайга» вызывает ассоциации с гоголевским «Ревизором», действие которого также происходит в гостинице, то есть не дома, во временном пристанище. В таком хронотопе А. Вампилов подчеркивает всеобщую бездомность и временность существования, отсутствие чего-то постоянного в жизни людей, в том числе и вечных ценностей. Название гостиницы символично: оно акцентирует образ аномального, одичалого мира, где люди утратили человеческие качества.

Фабульная основа «Ревизора» получает современную интерпретацию в пьесе «История с метранпажем». Как и для Н. Гоголя, для А. Вампилова главным было не столько изображение комических эпизодов, связанных с появлением «значительного лица», сколько выявление скрытых в человеке черт характера и общественных закономерностей.

Образ бюрократа Калошина представлен объемным, многогранным и динамичным. В начале пьесы Калошин уверен в том, что именно он правит в маленьком мире под названием гостиница «Тайга». Он ведет себя как хозяин жизни. Его интонации, как отмечено в авторских ремарках, звучат «игриво», «весело», «многозначительно». Калошин является воплощением определенного социального типа — «начальника», наделенного неограниченной властью. После потасовки с Потаповым в номере у Виктории Калошин говорит: «Разве нельзя было по-хорошему? Он что, не знает, как это делается?». В этих словах содержится намек на всеобщую систему взяточничества, чинопочитания, продажности.

Калошин — человек системы. Этот образ находится в галерее образов чиновников, у истоков которых стояли Н. Гоголь и А. Чехов. В монологе директора гостиницы раскрывается сущность абсурдного мироустройства, где правят калошины. Сама фамилия «Калошин», происходящая от «калоша» и предполагающая парность, символизирует всеохватность системы, где имеет значение не человек, а его должность.

Мотив замены человека чином, имеющей место в творчестве Н. Гоголя, присутствует и в пьесе А. Вампилова «История с метранпажем». Личные качества Калошина определяются системой иерархических отношений, поэтому он с течением времени потерял человеческое лицо. Он ничего не боялся, единственное, что вызывало у него страх, — это страх перед начальством. Страх патологический, физический, который абсолютно нивелировал личность и привел даже к раздвоению сознания.

Не зная значения слова «метранпаж», Калошин испытывает страх оттого, что его могут ожидать «последствия» за то, что он оскорбил и выгнал «большого человека из Москвы». В изображении образа Калошина А.Вампилов обращается к излюбленному приему гоголевской поэтики — включение «слухов» в коллизию произведения. В художественном мире Н. Гоголя «слухи» определяли сюжетные повороты, ход развития действия, а также влияли на изменение внутреннего состояния персонажа. В пьесе «История с метранпажем» «слухи» и различные «домыслы» о метранпаже становятся основной причиной изменений во внешнем и внутреннем мире Калошина.

Мотив безумия, включенный А. Вампиловым в повествование о чиновнике, безусловно, связан с поэтикой Н. Гоголя, и приобретает широкое обобщающее значение. Характерно, что впервые А. Вампилов использует здесь гротеск как способ изображения духовной трансформации личности: «Что же тогда он со мной сделает? Что же тогда будет, а? Что же он тогда со мной сделает? Ведь тогда он... Ведь он что захочет, то и сделает... Посадит на ладошку, дунет — и полетишь! Да еще, может, так полетишь, что нигде и не сядешь, не приземлишься никогда, а так и будешь вечно летать по воздуху!». В дальнейшем гротескный мотив безумия углубляется. «Я букашка, я мошка», — говорит о себе потерявший под влиянием страха человеческий облик Калошин. А чуть позже он уже произносит «безумные речи» не от себя лично, а от имени «мы»: «Мы мошки, мы букашки...», что становится еще одним средством художественного обобщения типичных явлений действительности. Образ администратора Калошина имеет не только комические, но и трагические черты. В нем писатель раскрыл процесс духовной деформации человека, трагедию нивелирования личности под влиянием абсурдной системы.

Таким образом, в художественном сознании А. Вампилова были творчески переосмыслены такие гоголевские мотивы, как мотив замены человека чином, безумия, одиночества и др. Гоголевские мотивы в художественной системе А. Вампилова выполняют разнообразные функции (конструктивную, динамическую, жанрообразующую), способствуют созданию духовного облика современной писателю действительности, раскрытию психологического состояния персонажей. А. Вампилов творчески использует такие приемы поэтики Н. Гоголя, как «говорящие» фамилии, «слухи», гротеск, прием отстранения, элементы площадного действа (драки, ссоры, суд над героем, изменение точек зрения и др.). Гоголевские мотивы в драматургии А. Вампилова вступают во взаимодействие между собой, а также с другими традициями русской и мировой литературы, фольклора, мифологии. Возникающие интертекстуальные связи способствуют созданию полифонического звучания пьес писателя, воплощению в них общечеловеческих проблем.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 5540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!