Неповторимость развития русской культуры.



Фотокопию выполненного в тетради задания отправить

на электронную почту tilyuhina68@mail.ru
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v

 

 

Дата  9 июня 2021 г.
№ занятия по расписанию 2
Группа 1 вг
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану 137
Тема Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе
Домашнее задание. Форма выполнения. Источник информации 1. Просмотреть 1) видеоурок 53 Литература конца 19 начала 20 веков https://www.youtube.com/watch?v=bZm-Ut6c_xY 2) презентацию Литература начала ХХ века 2. Учить по учебнику с. 36-42 (Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016). 3. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения. 4. Письменно. Составить конспект (основные выводы) по теме занятия.
Срок предоставления выполненного задания 10 июня 2021 г.

 

Здравствуйте, ребята.

Ø Проверьте свою готовность к занятию (наличие тетради, ручки).

Ø Не забывайте следить за правильностью посадки за компьютером.

Ø Делайте перерыв каждые 30 минут.

Ø Я желаю вам сегодня учебных успехов!

Ø Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

9.06

Домашняя работа

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе

 

Сегодня мы с вами начинаем изучать курс литературы ХХ века.

Цель занятия: рассмотреть особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.

Задачи:

– дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века;

– выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века,

– отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп в литературе рубежа эпох,

– познакомиться с новым направлением в искусстве – модернизмом, его содержанием, направленностью.

 

Перечень рассматриваемых вопросов по теме:

1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

2. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства.

3. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.

4. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

5. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Глоссарий

Декаданс, или декадентство (от лат. decadentia – «упадок»), – общее название кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ веков, отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.

Модернизм (от франц. moderne – «новейший», «современный») – общее название направлений в литературе и искусстве конца ХIХ – начала ХХ веков, для которых характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.

Направление, или метод (от греч. methodos – исследование), – основные принципы, которыми руководствуется писатель, изображая в художественных образах жизненные явления.

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Эпиграф к занятию.

Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения… Целые миры раскрывались для нас в те годы… Начало ХХ века ознаменовалось для нас ренессансом (возрождением) духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.

Н. Бердяев

1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Вся русская литература и XIX, и ХХ века имеет непосредственную связь с историей страны, литература отражает все события, происходящие на глазах у писателей и поэтов. Поэтому литературу ХХ века мы будем изучать, опираясь на историю России.

Немного о том, что же происходило в конце XIX в начале ХХ века в России. Вспомните, какими историческими событиями ознаменован рубеж веков и вообще ХХ век.

Начало ХХ века стало переломным по отношению к духовному состоянию России. И это вполне закономерно, так как промышленная эпоха того времени устанавливала свои собственные нормы жизни, разрушающие представления и веками складывающиеся традиционные ценности людей.

Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и вновь поставили вопросы о ее смысле. Многим внушали тревогу войны, милитаризм, разрушение природы в связи с развитием промышленности, социальные и моральные издержки индустриализма и городской жизни, классовая борьба и социальная напряженность в обществе. В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания грядущих социальных бедствий. Русский поэт А. Белый писал об этом мироощущении: «В 1898-1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори: зори в грозе. Это было знанием рубежа».

Искусство и литература развиваются под воздействием ожидания и свершения надвигающихся больших событий. Русский художник А. Бенуа в 1914 году написал: «Вот уже десять лет как усиливается какой-то сплошной кошмар в искусстве, в этом вернейшем градуснике духовного здоровья общества». Многие его современники отмечали «нездоровье» общества на рубеже веков. Это неудивительно, поскольку период ХIХ—начала ХХ века стал эпохой трех революций (1905-1907 гг. – первая русская буржуазно-демократическая революция, 1917 г. - Февральская буржуазная революция, 1917 г. - Октябрьская социалистическая революция), двух войн (1904-1905 гг. - Русско-японская война, 1914-1918 гг. – Первая мировая война), резкого скачка науки, бурного развития капиталистических отношений в России.

Таких стремительных перемен и изменений в общественной жизни, в политической, в психологии народа не знает ни одна страна.

Тревога, предчувствие катастрофы заставляли не только русскую, но и западноевропейскую интеллигенцию искать спасения в потустороннем мире. Возродились различные мистические учения, оживали старые теории. Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры. «Бог умер!» — воскликнул немецкий философ Ф. Ницше, считавший, что место бога займет «сверхчеловек» («злое, демоническое существо»), что необходимо создать «расу господ», «сверхчеловеков», которые будут повелевать чернью. Влияние философии Ницше испытали на себе известные писатели Т.Манн, Дж. Лондон и отчасти М. Горький.

Человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Пошатнулась вера людей в бога, в возможность достижения мировой гармонии, в ценность отдельной личности. Человек ощутил себя песчинкой, щепкой в водовороте событий. Катастрофичность бытия породила катастрофичность, разомкнутость сознания. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

Острые противоречия жизни, растерянность, отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определили не только общественную атмосферу в России, но и развитие философских течений. Преодоление всеобщего разобщения и дисгармонии восходило к духовному возрождению человека и человечества. Ощущение всеобщей катастрофичности, разобщенности и мечта о духовном возрождении человека, всеобщем единении, гармонии с природой – проблемы, которые пытается решать философская и литературная мысль России, в этом суть характера философских и литературных исканий.

Болезненная реакция на призыв к борьбе, к насилию породила неорелигиозные искания эпохи. Активизировалось появление различных религиозно-философских теорий («богоискателей», «богостроителей», «софиологов», «марксистов» и т. д.), которые возникли в условиях кризиса.

Часть русской интеллигенции обратилась к религии как к средству спасения. «Религиозное возрождение» и «религиозные искания» в культуре данного периода связаны с именами философов Н. А. Бердяева, С.Н.Булгакова, Д.С.Мережковского, В. Розанов, П. А. Флоренского и др. Всех их согревала греза о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине. Они мечтали не о социальной деятельности, которая приведет к переменам, а о «религиозной общественности», способной разбудить сонную душу современников, нравственно преобразить страну. Они противопоставили проповедям классовой ненависти христианские ценности – Добро, Любовь, Красоту. Религиозные мыслители и ряд писателей пытались найти в учении Христа путь к спасению отчуждённого от вечных ценностей человечества.

Русская религиозная философия развивалась в русле идеологии славянофилов и западников.

«Богоискатели» не принимали капиталистический путь развития России, так как считали его торжеством бездуховного прагматизма; в то же время и социализм они находили неприемлемым для России, видели в нем продолжение капитализма, отсутствие свободы и творчества. «Богоискатели» выступали и с критикой официального православия, развивали учение о новом «религиозном» сознании. Они предлагали перестроить современные формы жизни на основе обновления христианства, пытались сформулировать универсальный закон для поддержания мира и порядка.

Их мировоззренческой основой стало учение Вл. Соловьева о «Всеединстве». Соловьев защищал идею воссоединения омертвелого человека с вечным божественным началом. Достичь такого идеала, считал он, возможно силой разных прозрений – в религиозной вере, высоком искусстве, совершенной земной любви. Главное в его учении — образ жены, облаченной в Солнце, являющейся воплощением Истины, Добра и Красоты, дарующей миру нового Бога. Учение о всеединстве Вл. Соловьева соотносили с представлениями о Софии — премудрости Божьей. Его систему воспринимали как соединение религии, философии и науки. Свои философские идеи Вл. Соловьев реализовывал в собственном поэтическом творчестве, они были восприняты поэтами-символистами (А. Блок, А. Белый и др.), которые считали Вл.Соловьева своим наставником и «духовным отцом».

Религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров также призывал к пробуждению «в себе» божественного начала. «Благая весть» Христа привела Федорова к убеждению: «сыны человеческие могут стать воссоздателями разрушенной связи поколений и самой жизни, превратив слепую силу природы в сознательное творчество гармоничного духа».

Согласно концепции «богоискателей» все проблемы в новейшей литературе следует рассматривать как религиозные.

Целые литературные, поэтические объединения тяготели к своим кумирам: символисты –  к Соловьеву, футуристы –  к Федорову. Аналогичные тенденции наблюдались в музыке, живописи, театре.

«Богостроители» предпринимали попытки соединить научный социализм с религией, создать религиозный атеизм. Они объявили марксизм «наивысшей формой религии», старались раскрыть этическую ценность социализма. Видными представителями «богостроителей» были А.В.Луначарский, В. А. Базаров, П. С. Юшкевич, разделял эти идеи некоторое время и М. Горький.

Марксистская философия в основном строилась на пропаганде и борьбе с буржуазной идеологией, развивая основные положения эстетики русских революционных демократов. Например, Г. В. Плеханов считал, что научная теория эстетики «в основном будет подвигаться вперед лишь опираясь на материалистическое понимание истории». Важный этап в развитии материалистической философии связан с теорией В. И. Ленина о социалистической революции, учением о диктатуре пролетариата, о союзе рабочего класса с крестьянством.

Все эти философские теории способствовали богоотступничеству в России, провоцировали разные формы этого явления, но в то же время оказывали сильное воздействие на развитие сознания и творчества деятелей науки и искусства и бесспорно повлияли на развитие русской литературы.

Деструктивные процессы, разворачивающиеся в сознании людей, привели к пересмотру традиционных ценностей. Писатель уже не мыслился как пророк, а литература как учебник жизни. Главной целью искусства стало не пробуждение «чувств добрых» в сердцах читателей, а самовыражение художника.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Неповторимость развития русской культуры.

Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов.

Переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство, но и постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

Россия в конце ХIХ — начале ХХ века смогла удивить мир выдающимися научными открытиями, шедеврами искусства, определившими мировой уровень. Это тем более удивительно, если учесть, что в России существовала огромная, непреодолимая пропасть между культурной элитой и подавляющим большинством неграмотного населения, живущего в совершенно иной системе культурных координат.

Вследствие кризиса, который пережила страна, нарастания противоречий жизни думающие люди, особенно художники, испытывали потребность найти ответы на мучающие их вопросы, отыскать закономерности бытия, обрести покой, быть может, в творчестве, если не в жизни.

В связи с агрессивным натиском материального производства начался процесс пересмотра первостепенных проблем человечества, затронувший науку, литературу, архитектуру, музыку, кинематограф, театр и балет.
Расцвет культуры начала ХХ века был настолько невероятным, что охватил всю творческую деятельность людей. В этот период были созданы научные и литературные открытия, открыты новые незаурядные имена, имеющие мировое значение. Это социально-культурное явление стало называться серебряным веком русской культуры.

В этот период наблюдается интенсивное развитие всех видов искусства, это время стало благоприятным для раскрытия многогранных талантов деятелей культуры.

Например, Б. Л. Пастернак, известный как поэт и писатель, был еще и прекрасным музыкантом, оставил художественные полотна. Поэт М. Кузмин известен и как композитор.

Удивительным явлением в русской культуре рубежа веков стали «Среды» на «Башне» Вяч. Иванова. Еженедельно в зимний сезон 1905-1906 годов в его доме в Петербурге собирались философы, ученые, художники, актеры, писатели, музыканты. Они обсуждали разные проблемы: «Искусство и социализм», «Романтизм и современная душа», «Счастье», «Индивидуализм и новое искусство», «Актер будущего», «Религия и мистика», «Одиночество».

Архитектура, изобразительное искусство, музыка развивались в соответствии со своей спецификой, но вместе с тем и во взаимодействии друг с другом.

Промышленный прогресс на рубеже XIX — ХХ веков произвел подлинный переворот в градостроительстве. Появление новых строительных материалов (железобетона, металлоконструкций) и совершенствование строительной техники позволили использовать конструктивные и художественные приемы. В архитектуре активно развивался стиль модерн.

Русское изобразительное искусство рубежа веков переживало небывалый прежде подъем. Это время выдвинуло немало крупных талантов, оно отмечено возникновением большого числа художественных групп и объединений, всплеском выставочной и издательской деятельности в области искусства.

Жанровая живопись перестала быть ведущей. Художников в равной мере интересовала тема раскола крестьянской общины («На миру» С.А.Коровина), проза отупляющего труда («Прачки» А. Е. Архипова) и революционные события («Манифестация 17 октября 1905 года» И.Е.Репина). Размывание жанровых границ в исторической живописи привело на рубеже веков к развитию историко-бытового жанра. Ученик А.К.Саврасова И. И. Левитан, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму («Березовая роща») и явился создателем «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», «Озеро») до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем»).

Среди художников нового поколения выделялись два мастера живописного символизма — М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов.

Возникшее в конце 1890-х годов художественное объединение «Мир искусства» (В. М. Васнецов, М. В. Якунчикова, художники абрамцевского кружка) пропагандировало «русский национальный стиль» и новое западное искусство. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры в конце XIX—начале ХХ века и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства. Художники объединения «Бубновый валет», обратившись к эстетике постимпрессионизма, а также приемам русского лубка и народной игрушки, решили проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветов.

К 1910-м годам относятся первые эксперименты русских художников в области абстрактного искусства. Его главными представителями стали В.В.Кандинский («Импровизация 7», «Импровизация 11», «Композиция VI», «Импровизация холодных форм»), К. С. Малевич («Черный квадрат» и др.). В абстрактном искусстве нет человека, но есть особая форма воздействия на него при помощи цвета, геометрических фигур.

Композиторы разных поколений внесли свой вклад в русскую музыкальную культуру того периода. На это время приходится завершающий этап композиторской деятельности П. И. Чайковского, М.А.Балакирева, Ц.А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова; расцвет творчества А.К.Глазунова, С.И. Танеева, А. К. Лядова; период творческой зрелости А.Н.Скрябина, С.В. Рахманинова; этап становления дарования И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Н. Я. Мясковского.

К концу ХIХ века в России сложилась оригинальная композиторская школа. В Петербурге и Москве были открыты консерватории и оперно-балетные театры (Мариинский и Большой); появились крупные нотные издательства; с 1884-го по 1918 год выходила «Русская музыкальная газета». Начало ХХ в. – это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С.Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.

Крупнейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса стали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.

Активно развивалось театральное искусство.

В развитии русского театра рубежа веков прослеживаются две основные тенденции. Во-первых, демократизация, то есть создание множества самостоятельных трупп и частных театров в провинции после указа 1882 г. об отмене государственной театральной монополии. Вторая тенденция — возникновение русских театральных актерско-режиссерских школ.

Изменившим судьбу русского театра событием стало открытие К.С.Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Московского Художественного театра. (МХТ), позднее — МХАТ. МХТ стал новым театром по сути и идеологии: К.С. Станиславский ушел от внешнего реализма действия к психологической правде. Новому театру потребовалась новая драматургия — пьесы А.П.Чехова и М. Горького. Премьера «Чайки» А.П. Чехова 17 декабря 1898 года стала днем рождения МХТ.

При Московском Художественном театре был организован Новаторский театр-студия под руководством В. С. Мейерхольда при участии поэта В. Брюсова. Эта студия представляла собой первый, хотя и незавершенный, опыт создания в России символистского (метафорического) театра. Символистский театр — это «театр молчания», задача которого — выявление бытийного в повседневном, будничном быте. На сцене театра-студии Мейерхольд поставил две пьесы Л. Андреева: «К звездам» (1906) и «Савва» (1907).

В 1904 году в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, в его репертуаре были пьесы Горького, Чехова и других, отражавшие устремления демократической интеллигенции. Ученик Станиславского Е. Б. Вахтангов создал в Москве 3-ю студию МХТ, позднее преобразованную в театр его имени.

Тремя наиболее крупными режиссерами рубежа веков были: К.С.Станиславский — создатель русской актерской психологической школы, то есть знаменитой «системы Станиславского» (две главные идеи: при создании спектакля ведущая роль принадлежит режиссеру, перед каждым актером стоит «сверхзадача» — он должен не играть роль, а стать ею, передав зрителю всю глубину психологического образа), В. Э. Мейерхольд (создатель актерской системы «биомеханика») и Е. Б. Вахтангов.

Обновление сценического и исполнительского стиля переживала на переломе веков и русская опера. Развитие лучших традиций музыкального театра было связано с частной оперой мецената С. И. Мамонтова и С.И.Зимина в Москве.

Пору расцвета переживал балет (композиторы А. К. Глазунов, И.Ф.Стравинский, С.С. Прокофьев).

Русскому балету по праву принадлежала ветка первенства в мировом балетном искусстве. В русском балетном искусстве существовали два направления: классический балет, опиравшийся на духовные традиции, сложившиеся к концу Х I Х века (продолжение традиций М. Петипа, яркой представительницей была ведущая балерина Мариинского театра М.Ф.Кшесинская), и «новый балет», главной отличительной чертой которого было сочетание балета с декорациями и костюмами (оформителями спектаклей становились знаменитые художники — К. Коровин, А. Бенуа, Л.Бакст, Н. Рерих). Изменения внесли молодой балетмейстер Александр Горский и реформатор балета Михаил Фокин, выдвинувшие принцип живописности против существующей в этот период эстетики балетного академизма. По этому принципу полноправными авторами балета наравне с балетмейстером и композитором, становится еще художник. Один из известнейших постановщиков «нового балета» — М. Фокин, танцовщики — А. П. Павлова (знаменитая хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь») и В. Ф. Нижинский.

Этот период отличается отчетливым проявлением тенденции синтеза разных видов творческой деятельности. Возглавил ее «Мир искусства», который объединил художников, поэтов, музыкантов и даже философов. Вершиной деятельности мира искусства стали организованные в столице Франции антрепренером Сергеем Дягилевым, признанные во всей Европе «Русские сезоны за границей» — ежегодные выездные фестивали русской музыки и балета (с оформлением современных русских художников) в странах Европы (Франция, Англия), затем в США в 1907-1913 гг.

В самом конце XIX в. возникает совершенно новый вид искусства — кинематограф (самый доступный публике, зачаток массовой культуры). Киноискусство быстро развивается в России: в 1903 г. появились первые стационарные кинотеатры, с 1907 г. началось регулярное производство кинофильмов (сначала были только документальные фильмы, затем — игровые картины, но все фильмы были немыми и черно-белыми). Российские деятели кино: режиссеры — Я. А. Протазанов и А. А. Хонжонков, актеры — И. И. Мозжухин, В. В. Холодная и др.

Феномен русского меценатства

«Серебряный» век породил еще одно социокультурное явление, которого не знали другие эпохи – меценатство. Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков – это величайшие культурные явления ХХ века. Они не просто помогли культуре выжить – их усилиями создавалась сама «ткань» эпохи, ее аура.

Так, С. Мамонтов создал кружок художников, писателей, деятелей культуры, без которого невозможно восприятие не только русского модерна, но и всего «серебряного» века.

Его роль огромна в создании таких произведений русского искусства, как «Три богатыря» Васнецова, «Демон» Врубеля. Абрамцево – великая часть русской культуры.

Это подмосковное имение стало для русских живописцев, актеров, композиторов особой средой, где сама русская природа, атмосфера усадебного быта, была основой творчества. Так была создана знаменитая абрамцевская церковь – плод коллективных усилий художников и мецената.

При участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью, которая была исполнена на его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов – композиторов, певцов, актеров, музыкантов.

Меценат С. Т. Морозов внес огромный вклад в финансирование Московского Художественного театра.

Русские меценаты (предприниматели, оказывавшие частную поддержку деятелям культуры), не просто отдавали средства на культуру – это было сотворчество. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания. Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!