Этнография города: повседневно-бытовая жизнь городского населения в 1950–1960-е гг. глазами бывших крестьян. Вопросник



 

1. Вы родились в городе или переехали из сельской местности? Если переехали, то когда и почему?

2. В каком доме вы жили (частный дом, барак, коммуналка или отдельная квартира)? Сколько комнат было в доме/квартире? Чем городское жилье отличалось от жилья, которое у вас было в сельской местности? Какие у него были достоинства и недостатки? Начертите план квартиры или частного дома, в котором вы жили в это время. Когда вы получили новое жилье? В каком районе города? Какие чувства вы испытывали при получении нового жилья?

3. Какая у вас была мебель (опишите меблировку всех комнат и предметы мебели)? Где ее приобретали? Приходилось ли «доставать» необходимую мебель? Как именно и через кого решался данный вопрос? Какую мебель забирали с собой в город, а какая приобреталась заново? Почему? Приобретали ли вы модульную мебель? В чем были ее преимущества и недостатки? Как воспринимались случаи приобретения новой мебели? Начертите план расположения мебели, подпишите.

4. Где как и на чем спали члены семьи? Как решали проблемы с постельным бельем? Где приобретали? Какие спальные принадлежности привозили с собой из деревни, а какие покупали в городе? Чем они отличались? Применялось ли украшение спальных мест? Почему? Приобретались ли ковры? Сохранились ли какие-либо спальные принадлежности в вашей семье?

5. Опишите, где, когда и как принимали пищу в семье. Существовали ли семейные правила питания, поведения за столом? Какие блюда преобладали в повседневном питании; кто, где и как их готовил? Вспомните любимые блюда и их рецепты. Какие изменения произошли во время жизни в городе? Сохранились ли семейные правила питания, поведения за столом? Насколько изменилось время, затрачиваемое на приготовление пищи? Почему? Часто ли вы посещали столовые и рестораны? По каким поводам чаще всего это происходило?

6. Что готовили к праздничному столу и чем он отличался от повседневного? Отличался ли набор продуктов на праздничном столе от прежнего времени? Чем именно? Для чего это делалось? Как часто удавалось достать дефицитные продукты для праздничного стола? Какие именно?

7. Какая посуда у вас была? Какую прежнюю посуду вы использовали, а какую приобретали? Почему? Чем новая посуда отличалась от старой?

8. Приходилось ли встречаться с дефицитом товаров во время проживания в городе? Какие именно продукты были в дефиците? Как решалась эта проблема? Как часто и насколько долго приходилось стоять в очередях для приобретения необходимых товаров? Прибегали ли к использованию блата? Как отличалась ситуация с дефицитом товаров во время проживания в сельской местности? Помогали ли с продуктами ваши родственники из сельской местности? Как вы помогали им с приобретением необходимых товаров?

9. Кто следил за чистотой в доме? Как часто убирали, мыли в доме? Что включала ежедневная, еженедельная и генеральная уборка? В чьи обязанности входила? Сколько времени уходило на уборку? Что способствовало изменению времени, затрачиваемого на эти хозяйственные заботы? Как прежде распределялись работы по содержанию дома между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми? Какие изменения произошли?

10. Какие предметы бытовой техники у вас были в это время (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, стиральные машины)? Какие бытовые товары ваша семья приобрела за эти годы?1 Какие предметы бытовой техники привезли из села, а какие приобретались в городе? Почему? Как воспринимались случаи их приобретения? Опишите ваш личный опыт восприятия каких-либо бытовых приборов. Как изменился ваш образ жизни с их приобретением? Как они влияли на выполнение хозяйственных работ по дому, семейный досуг? Где вы их приобретали? Как долго они работали? Как их ремонтировали?

11. Как вы проводили досуг? Какой вид досуга стал основным? Как изменился ваш досуг по сравнению жизнью в сельской местности? Почему? Повлияло ли на его изменение появление радио и телевизора? Читали ли вы книги, газеты, журналы? Какие именно? Какие издания вы в основном читали во время жизни в сельской местности? Какие книги вы приобретали? Были ли сложности с приобретением книг? Каких именно? Как решали эту проблему?

12. Когда в вашей семье появились механизированные средства передвижения (мотоцикл, автомобиль)? Как воспринимались случаи приобретения автомобиля? Как изменился ваш образ жизни с приобретением личных средств передвижения? Как их ремонтировали и обслуживали? Как и на чем ездили до нужных городских и сельских населенных пунктов?

13. Какой был в городе общественный транспорт (трамвай, автобус)? По каким маршрутам он ходил? В какие части города? Как часто? Было ли в городе такси? Насколько оно было доступным? Как осуществлялось перемещение между городами, в сельскую местность региона в другие регионы страны? На каком транспорте (гужевом, автомобильном, автобусном) можно было добраться до разных населенных пунктов? Опишите его. Как часто для поездок в другие регионы пользовались авиатранспортом? Насколько авиаперелеты были для вас доступны?

14. Какая у вас была одежда? Чем она отличалась от одежды, которую вы носили в прежние годы? Какую одежду вы привезли из деревни, а какую приобретали в городе? Почему? Шили ли одежду сами? Практиковали ли пошив одежды по индивидуальному заказу? Была ли у вас одежда заграничного производства? Как доставали дефицитную одежду? Приходилось ли ездить за ней в другие города? Какая одежда считалась дорогой и модной? Чем вы руководствовались при приобретении одежды раньше и в 1950–1960-е гг.?

15. Была ли у вас дача (огород)? Какого размера был участок? Регулировался ли его размер? Что выращивалось на нем? Изменился ли состав выращиваемых культур по сравнению с сельской местностью? Как именно? Сколько места занимал картофель? Какие другие овощи выращивались? Опишите традиции выращивания овощей рассадой: какие это были овощи, когда и как их выращивали. Опишите традиции посева овощей в землю. Изменились ли традиции по сравнению с временем проживания в сельской местности? Если да, то как именно? Какие плодово-ягодные культуры выращивались? Сколько времени занимали работы, связанные с огородничеством? Насколько оно изменилось по сравнению с жизнью в сельской местности? Был ли на участке дом? Кто его строил? Откуда брали необходимые для строительства материалы?

16. Был ли у вас погреб? Какой он был глубины и вместимости? Кто его копал? Где он находился? Необходимо ли было согласование на его строительство? Какие материалы использовались для его строительства? Что хранили в погребе? Что и как раньше хранили в погребах? Изменилась ли технология заготовки и хранения урожая по сравнению с жизнью в сельской местности? Как именно? С чем это было связано?

17. Был ли у вас балкон? Был ли он остеклен? Если да, то кто его стеклил и какими материалами? Что хранили на балконе? Был ли у вас гараж? Он был личным или кооперативным? Что в нем хранили? Использовался ли он как место отдыха? Кто и когда там собирался? По каким поводам?

18. Опишите процесс стирки, сушки и глаженья белья. Что изменилось в этих процессах во время жизни в городе? С чем это было связано? Сколько времени у вас стало уходить на стирку, сушку и глажку белья? Как на это влияло использование бытовой техники? Была ли у вас раньше своя баня? Пользовались ли вы услугами городских бань после переезда в город? Почему? Если да, то как часто? Как была организована их работа? Сохранялась ли традиция ходить в баню по субботам?

19. Сколько членов семьи проживало с вами в городе? Сколько поколений жило вместе? Сколько семейных пар проживало в доме? Сколько комнат было в доме? Как распределялась жилплощадь между взрослыми и детьми, между семьями? Сколько поколений и семейных пар жили вместе в одном доме в деревне? С чем это было связано?

20. Как проходил день у членов семьи? Когда уходили на работу трудоспособные члены семьи? Где они работали и до какого времени? Как раньше был выстроен рабочий график у трудоспособных членов семьи? В чем были различия работы на селе по сравнению работой в городе? В чем проявлялся коллективизм? В каких работах участвовали все члены семьи? Каких работ это касалось раньше?

21. Как и где общалась молодежь в городе? Что делали по вечерам? Как дружили юноши с девушками? Пели ли песни во время посиделок? Какие именно? Были ли танцы? Какие были отличия по сравнению с жизнью на селе? В чем были положительные и отрицательные стороны досуга молодежи в городе?

22. Как проходила свадьба в городе? В чем состояли ее отличия от свадьбы на селе? Как соблюдались обряды? Как именно и почему? Какие были различия в обрядах?

23. Существовали ли коллективизм, взаимопомощь в городском обществе? В чем это проявлялось? Чем отличалось от сельского коллективизма и взаимопомощи?

 

 

Приложение №6

 

«Материалы семейного архива как исторический и этнографический источник».

Большое значение для изучения этнических корней и культуры имеют материалы, которые можно обнаружить в домашнем (личном, семейном, родовом) архиве. Они представляют особую ценность для членов семьи и передаются по наследству как память о предках и событиях семейной жизни. Большое значение материалов семейного архива заключается в том, что они являются связующими звеньями между разными поколениями и позволяют человеку осознать причастность к своей культуре, а также сохранить традиции для потомков. Помимо сохранения семейной памяти, эти архивы имеют большое значение для историков, этнографов и краеведов при проведении исторических и этнографических исследований.

Материалы домашнего архива историками делится на три категории:

1. Изобразительные источники (фотографии, негативы, слайды, фотоальбомы, рисунки, картины и т. п.;

2. Документальные источники

2.1. Биографические документы (метрические документы, документы об образовании, паспорт, удостоверения, трудовая книжка, характеристики, документы о наградах и поощрениях, документы об общественной деятельности, записные книжки и др.).

2.2. Дневники и воспоминания

2.3. Материалы служебной и общественной деятельности (тексты и черновики докладов, выступлений, статей, планы, проекты, служебная переписка, программы мероприятий и др.)

2.4. Переписка (письма, открытки — от родных и друзей, ответы из учреждений и организаций)

3. Вещественные источники (личные вещи членов рода, награды, реликвии, сувениры, предметы самодеятельного творчества и др.).

У пожилых людей могут храниться разнообразные источники: неопубликованные воспоминания, дневники, переписка, биографические документы, фотографии.

Воспоминания. Неопубликованные воспоминания являются очень важным источником. Они пишутся из самых разных соображений: из желания извлечь уроки из прожитой жизни для детей и внуков, для утверждения своей роли в событиях прошлого, для само­оправдания в глазах современников и пр. От этих побудительных мотивов обычно зависит полнота и степень достоверности воспоминаний. «Именно поэтому для работы с воспоминаниями первостепенное значение имеет все, что связано с их происхождением: датировка, обстоятельства создания, степень причастности автора к событиям, о которых он рассказывает, его биография, социальный статус, житейские воззрения и т. п. Само собой разумеется, что чем глубже и всестороннее вы сможете это исследовать, тем лучше и полнее раскроется степень ценности заключенной в мемуарах информации о событиях прошлых лет. Ценность представляют для нас отнюдь не только автобиографические записки известных личностей, тем более что они-то, как правило, всегда публикуются, а воспоминания людей самых обычных. Еще Пушкин ратовал за то, чтобы памятные записи вели люди рядовые, ничем не примечательные, просто грамотные, потому что видел в этом средство закрепления исторической памяти общества».

Полнота и достоверность освещаемых фактов зависит от того, являлся ли создатель воспоминаний очевидцем или современником описываемых событий и исторических персонажей. Необходимо также учитывать источники осведомленности автора: помимо собственной памяти мемуарист может привлекать дополнительные материалы, чтобы более точно восстановить ход событий в той их части, в которой сам автор участия не принимал, а также для большей убедительности своих доводов.

При анализе надо также учитывать, что часто основным источником мемуаров остается память. Многое зависит от надежности памяти мемуариста. Большое значение имеет и временной диапазон между событием и рассказом о нем: чем он больше, тем выше вероятность искажения, утраты деталей, риск забыть имена и фамилии и пр. Вместе с тем временная дистанция дает возможность более спокойно оценить прошлое, более взвешенно расставить акценты, отделить главное из частного и т. д.

Дневники. Это еще один важный вид письменных источников. От мемуаров дневники отличаются по ряду характеристик. Одно из отличий состоит в цели написания. Дневники обычно пишутся для себя, хотя известны и дневники, создаваемые авторами в расчете на их публикацию в будущем, возможно, после определенного редактирования. В основном эти записи ведутся для закрепления в памяти фактов и событий текущей жизни. Кроме того, дневники более отчетливо, в сравнении с мемуарами, отражают точку зрения современника. Как правило, это записи о недавно состоявшихся или продолжающих развиваться событиях и явлениях, конец которых еще не виден и не предрешен. Причастность автора к описываемым событиям в дневниках, как правило, отражена более ясно и точно, чем в мемуарах. Записи ведутся обычно в хронологическом порядке, достаточно регулярно и систематически, но могут встречаться и значительные по времени пропуски. Записи в дневнике могут быть краткими, но некоторые авторы описывают свои впечатления и суждения достаточно пространно, стремясь к анализу происходящего. Дневник может отражать самоанализ личности автора и достаточно определенно выражать его мировоззрение.

Большая удача, если посчастливится отыскать чей-либо дневник прошлых лет. Иногда случайно найденные дневники самых обычных людей, даже детей, становились всемирно известными историческими свидетельствами (например, блокадные записи ленинградской девочки Тани Савичевой или дневник голландской школьницы Анны Франк, погибшей в нацистском концлагере). Однако надо помнить, что любой найденный дневник должен быть снабжен вашими подробными комментариями.

Хотя дневниковые записи, как уже говорилось, обычно делались не для публикации и поэтому содержат более достоверные сведения, чем воспоминания, важно учитывать, что в них впоследствии могли быть внесены исправления или уточнения, которые делались прямо по тексту и которые трудно датировать.

Содержание личного дневника определяется многими факторами: возрастом автора, его образованием, авторскими представлениями о должном и пр. Многие авторы отдают себе отчет в том, что их дневник может быть прочитан окружающими или потомками, рассчитывают на это или, напротив, опасаются. К ведению дневников часто обращаются в моменты подавленного состояния или стрессовых ситуаций, ведут его под влиянием страхов и обид, в расчете оправдаться, свести с кем-то счеты или оклеветать, прославиться или заработать. Как и любой другой текст личного происхождения, дневник требует от читателя критического осмысления — необходимо понимать, что спектр мотиваций автора, ведущего дневник, может быть гораздо шире желания беспристрастно зафиксировать события.

Дневник обычно считается закрытым, камерным жанром, но иногда потребность высказаться заставляла людей делать записи общественного значения. В советские годы на страницах дневников находили отражение факты, противоречившие взглядам и идеям, пропагандируемым со страниц газет, жизненные реалии, настроения и взаимоотношения в обществе. Характер записей, а также необходимость избежать нежелательных читателей иногда вынуждали авторов прибегать к шифровке (например, «подпольные записи» дневников Д. Хармса, расшифровку которых частично опубликовал в начале 1990-х гг. журнал «Новый мир»).

В полевых условиях при работе с воспоминаниями и дневниковыми записями респондентов или документами, находящимися в фондах архивов и музеев, очень важна правильная фотофиксация, которая облегчит дальнейшую работу по их обработке. Рукописные или печатные варианты воспоминаний и дневников должны быть отсняты так, чтобы весь имеющийся текст был полностью читаем; необходимо стараться избегать смазывания или бликов. Важно отснять всю рукопись целиком (как лицевую, так и оборотную сторону листов), чтобы при дальнейшей работе имелась возможность выявления всех ее особенностей (Рис. 1).

Рис. 1. Титульный лист воспоминаний Анисьи Фадеевны Дугиной (Клабуковой), 1926 г. р. Архивный отдел администрации Благовещенского р-на. Ф. 185. Оп. 1. Д. 1. Л. 28–29 об.

 

При непосредственной работе с текстом воспоминаний и дневниковых записей придется столкнуться с обилием сокращений, условных обозначений, более поздних дополнений, пояснений, исправлений. Формы воспоминаний и дневников и их стилистика могут иметь различные жанровые особенности. К примеру, в середине XX в. обще­употребительным обозначением (как в речи, так и в официальных документах) названия села Усть-Чарышская Пристань являлось сокращение «Уч-Пристань», а под «ст. Татарка» подразумевалась железнодорожная станция Татарская в Новосибирской области. Кроме того, во многих воспоминаниях и дневниках использовались сокращения, ныне вышедшие из повседневного употребления: «с/с» означало сельсовет, «з/совхоз» — зерносовхоз, «к/з» — колхоз и т. п. Смысл ряда понятий, употребляемых в воспоминаниях и дневниках, может быть неясен исследователю в силу того, что они вышли из оборота или являются узкоспециализированными. Поэтому перед работой с документами важно ознакомиться с исторической литературой и специализированными справочниками по соответствующему периоду. Значительную сложность при работе с рукописными документами может представлять почерк автора. Все эти факторы способны существенно повлиять на восприятие информации.

В этих условиях важны как правильный разбор почерка, так и расшифровка сокращений и дополнений, которые могли вноситься автором текста. При работе с рукописями необходимо стремиться к максимально точной передаче всех их особенностей. В дальнейшем эти особенности могут стать как источником для отдельных исторических исследований, так и ключом для выявления новых, с первого взгляда неявных сведений как о самом авторе, так и о событиях, которые он описывает.

При введении текста дневников и воспоминаний в научный оборот, их публикации (целиком или отрывками) важно первоначально провести анализ описываемых событий и критику их с привлечением иных источников, которые могли бы подтвердить их или опровергнуть.

Дневники и воспоминания являются важным источником для этнографических и антропологических исследований. Это связано с тем, что чаще всего дневники и воспоминания появляются как необходимость подведения определенных жизненных итогов и передачи важного накопленного социального опыта. Помимо всего прочего он может включать в себя в том числе и те традиции, которые существовали в семье. Поэтому в ряде дневников и воспоминаний исследователь может встретится с описанием тех или иных традиций и обычаев, которые существовали в данной конкретной семье. В результате данные сведения могут быть использованы как для непосредственного изучения бытования тех или иных обычаев и традиций в конкретное время, так и их динамики на протяжении определенного периода.

С точки зрения антропологии дневники и воспоминания как источник рассматриваются как «форма размышлений человека о чужом и собственном опыте, как способе осмысления времени, пространства и бренности существования, как сеть метафор, упорядочиваемых и наделяемых смыслом в момент написания и чтения». В этом контексте тексты дневников и воспоминаний позволяют проследить мотивацию человеческих поступков в разное время и разных обстоятельствах. Это позволяет исследователям, с помощью данных источников, заполнять имеющиеся пустоты между личностью и обществом, устанавливать как общественные механизмы и установки функционируют на микроуровне человеческих решений и поступков, какие с этим связаны тенденции и противоречия.

Переписка. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Однако надо быть готовыми к тому, что письма, даже писавшиеся людьми в экстремальных ситуациях, часто содержат лишь вещи повседневные, а вовсе не описание чего-то необыкновенного. Война, например, воспринималась ими не как подвиг, а как тяжелый труд. К тому же эти письма отправлялись в условиях самой жесткой цензуры, и это тоже учитывалось теми, кто их писал.

Одна из главных проблем при работе с документами эпистолярного жанра — их плохая сохранность. Принадлежность к сфере частной жизни часто делает их труднодоступными. Поиск может быть затруднен особенностями «жизненного цикла» этих материалов. Во-первых, существовала довольно распространенная практика уничтожения письма после прочтения. Во-вторых, редко кто из авторов хранил черновики или копии отправленных писем. Письма терялись при переездах, ремонтах и т. д.

Самый распространенный вид переписки, хранящейся в семейных архивах, — письма военных лет. Их изучение помогает понять многие аспекты фронтовой жизни участников событий, раскрывает историю взаимоотношений фронтовиков и тех, кто остался далеко в тылу. Содержание писем с фронта тщательно проверялось и контролировалось военными цензорами. Цензурные правки встречаются в письмах повсеместно. В частности, в приведенном здесь письме (рис. 3) видно, что вычеркнуто название области, по которой двигается часть. (Рис. 2-3).

 

Рис. 2 -3 . Письмо Афанасия Семеновича Оглезнева его сестре Наталье Семеновне. АГКМ. ОФ 19115/50. П-41212.

 

В некотором отношении фронтовые письма представляют собой особый эпистолярный тип. Это обусловлено их тематикой и специ­фической ситуацией, в которой находился автор. Анализ эпистолярных источников дает представление об образовательном уровне фронтовиков, зачастую это письма с большим количеством ошибок.

Важная особенность писем с фронта состоит в том, что они отличаются друг от друга и по содержанию, и по форме. Значительную часть сохранившейся переписки составляют личные письма, главная функция которых — коммуникация. Такие письма не предполагали публичного прочтения (по крайней мере за пределами семьи), они содержали жизненные подробности, значимые исключительно для близких. И, хотя все письма тех лет были написаны с оглядкой на цензуру, в основном они обращались к частной, личной жизни солдата на фронте. Но встречаются и письма, написанные специально для публичного прочтения и адресованные в трудовые коллективы, колхозы. Зачастую они писались политруками, комсомольскими вожаками, а солдаты их просто переписывали и отправляли адресату от своего имени. В них звучали лозунги, характерные для того времени, воспроизводились привычные формулы и риторические обороты. Главный смысл таких писем — создание чувства единения власти и народа в общей борьбе с врагом.

Письма военных лет чрезвычайно важны для изучения жизни советского солдата в условиях фронта, они позволяют составить представление не только о бытовых моментах, но и о моральном и психологическом состоянии солдат, проследить, как трансформируется это состояние от начала войны к ее завершению. Кроме того, письма с фронта можно использовать и как источник для выявления боевого пути воевавшего родственника.

Основная особенность писем военных лет — то, что для соблюдения секретности все номера частей были зашифрованы. Был введен особый порядок нумерации полевых почт воинских частей и военных учреждений: всем частям и соединениям Красной армии присваивались простые пятизначные номера. Кроме того, в письмах запрещалось сообщать ка­кие-­либо данные, способные раскрыть дислокацию или номер воинской части. На сегодняшний день значительная часть номеров полевых почт частей РККА опубликована, и по номеру полевой почты можно установить воинское соединение, в котором служил отправитель[1]. Зная дату написания письма и сопоставляя ее с историей части (где она находилась в тот или иной период времени), можно точно установить место написания конкретного письма.

Важным и достаточно сложным процессом является атрибуция писем, для чего необходимо изучение истории письма, взаимоотношений автора и адресата, анализ текста письма, в котором можно найти необходимые сведения, а также исследование почерка. Сложной является и работа по датировке письма. Как правило, любое письмо имеет три даты — написания, отправления и получения. Полная датировка содержит указание на число, месяц, год написания письма. Исследователи выделяют так называемые «абсолютные признаки» установления даты письма: 1) авторская дата, почтовый штемпель на конверте, пометы адресата; 2) упоминаемые в тексте письма события, которые связаны во времени с письмом; По этим признакам проще всего установить точную или примерную дату написания письма.

Если абсолютная датировка письма невозможна, необходимо использовать косвенные признаки: 1) особенности почерка; 2) особенности бумаги; 3) тон и характер обращения автора к адресату; 4) лексика автора, формы эпистолярного этикета. Важно также изучение места написания письма и рассмотрение этого в связи с определением даты письма. При текстологическом анализе писем большую помощь исследователю могут оказать сохранившиеся черновики или неотправленные письма. Как и мемуары, письма и дневники требуют сопоставления с другими видами источников, чтобы уточнить или дополнить их свидетельства, а также понять место и значение этих источников в контексте определенного исторического времени.

По работе с письмами в условиях полевой работы, а также непосредственно с их текстом можно пользоваться теми же рекомендациями, что и для воспоминаний и дневников.

Биографические документы. Важный источник — разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т. п. (Рис. 4). С их помощью можно проверить сообщаемые вам биографические данные, определить степень достоверности собранного материала. Но это совсем не означает, что официальным советским документам можно полностью доверять. С одной стороны, для того, чтобы выжить, людям часто приходилось идти на обман власти, утаивать или искажать биографические данные (например, не указывать в анкетах родственников, скрывать свою национальность, пребывание в плену и т. п.). С другой стороны, документы, исходящие от властей, в отдельных случаях могли иметь неточности. Чаще всего ошибки в биографических документах связаны с неточностями, допущенными лицами, которые их заполняли, или с неправильным восстановлением исходных данных. Поэтому даже в самых важных документах (паспорте, свидетельстве о рождении и др.) могут быть неправильно указаны фамилии, имена, отчества, даты и годы рождения и др.

 

Рис. 4. Свидетельство о рождении Самородновой (Вдовиной) Натальи Васильевны, 26 августа 1915 г. р. Из фондов Ельцовского исторического районного музея

Одним из самых распространенных биографических документов, сохраняющихся в семейных архивах, являются грамоты и награды.

Грамоты — это своего рода бумажные награды за успехи в работе, учебе, спорте, общественной и даже в личной жизни. Свой привычный вид они приняли к концу XIX в. Грамоты Российской империи достигали в размерах почти квадратного метра, их рисовали профессиональные художники, печатали на качественной дорогой бумаге с использованием хромолитографии. На похвальных листах тогдашних гимназий и реальных училищ были портреты царствующих особ, а также замечательных людей государства Российского.

Рис. 5. Почетная грамота Андрею Михайловичу Парамонову, секретарю РК ВКП(б) Алтайского района за перевыполнение государственного плана развития живот­новодства, 1944 г. Из фондов архивного отдела администрации Красногорского района

В советское время почетные грамоты, дипломы, похвальные листы печатались не только в Москве, но и в столицах союзных республик, в областных и краевых центрах, в наркоматах, министерствах и главках, в военных округах. (Рис. 5). В первые годы советской власти грамоты были машинописными и рукописными, поскольку типографии не работали и не было художественных бланков. В 1930-е гг. они отличались торжественным стилем, в оформлении использовались портреты Ленина, Сталина и других большевистских вождей. С середины 1930-х гг. на грамотах стали помещать только ленинские и сталинские портреты, а после вой­ны остался один Сталин. После развенчания культа личности на грамотах стали изображать Ленина. Со временем ленинские изображения на грамотах становились все более стилизованными, пока не превратились в плоские двухцветные абстракции. Многие советские грамоты носили следы секретности: заводы, институты, КБ и воинские части не назывались, были засекречены даже города. Только по определенным признакам можно было догадаться, что крохотные литеры ТГП означали типографию «Горьковская правда». О многом мог рассказать цензорский код.

Отдельным видом биографических документов являются награды. По самой награде или наградной книжке, которая к ней прилагалась, всегда можно установить, за что она была получена. (Рис. 6). К абсолютному большинству наград прилагался наградной лист или характеристика, сообщающие, за что человек был удостоен этой награды.

Рис. 6. Удостоверение о награждении Варвары Ивановны Паксеевой медалью «За освоение целинных земель». Из фондов Ельцовского исторического районного музея.

Военные награды составляют отдельную категорию и имеют особенности при поиске информации о них. Сейчас сведения о людях, награжденных в годы Великой Отечественной войны, о конкретных наградах и наградных документах доступны на сайте Министерства обороны РФ «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (http://podvignaroda.mil.ru). Хотя в доступную базу пока включены не все документы, ее объем составляет несколько миллионов реляций и указов по наградам.

«На сегодняшний день мало в чьих семьях сохранились не только рассказы о наградах, но и сами медали и ордена. А ведь боевая награда — это не только элемент поощрения или оценки действий военно­служащего. Это конкретный эпизод напряженной фронтовой жизни и самоотверженных действий солдата. И не только солдата или командира, но и их подразделения или всей дивизии. А наградные листы — это записанные на бумаге эпизоды ратного подвига наших отцов и дедов, описанные их однополчанами в те драматические годы. Этим они важны и ценны».

Сейчас сайт «Подвиг народа» знаком многим. К нему часто обращаются, чтобы узнать о наградах конкретного человека. Однако этот сайт дает возможность узнать гораздо больше, чем просто наличие наград. Например, раздел «Люди и награждения» нередко помогает установить судьбу человека и узнать множество новых ярких эпизодов из истории боевых действий в том или ином регионе. Эту информацию можно найти также на сайте «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/).

Таким образом, зная, что человек был награжден во время войны, и зная его биографические данные, можно узнать, за что именно было произведено награждение. То же самое касается грамот и дипломов. Сведения из них могут помочь установить место работы человека. Кроме того по грамоте или диплому можно установить причины награждения, которые также могут быть подробно зафиксированы в документах, направляемых для утверждения награждения.

При установлении награждения медалью, дипломом или грамотой до или после войны необходимо обращаться с запросом в архив, в котором могут находиться нужные сведения. Список архивов, в которые необходимо обращаться по различным видам награждений, доступен по ссылке: http://www.soldat.ru/doc/search/demands/list07.html

При фотографировании в полевых условиях грамот, дипломов и наград необходимо соблюдать те же основные правила, что и при работе с воспоминаниями, дневниками и перепиской.

Помимо этого, биографические документы могут выступать и как семейные реликвии. В этом контексте данные предметы могут нести в себе не только непосредственную информацию, но и являться важным инструментом формирования, поддержания, переформатирования семейной памяти, символическими вехами автобиографического воспоминания. Как отмечает И.В. Нарский, таким образом вещь превращается в место памяти, так как с ней членами семьи связываются дорогие для них воспоминания. Поэтому проводя интервьюирование информанта можно использовать биографические документы как средство для вспоминания тех или иных сюжетов. Кроме того полученные сведения из рассказов респондентов о имеющихся биографических документах можно использовать как источник материалов о самом предмете как месте памяти.

 

Фотографии. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Старые фотографии (отдельные снимки или целые альбомы) можно обнаружить практически всюду: в семейных, школьных и государственных архивах. Фотографии могут навести вас на какой-нибудь сюжет или заставить ваших собеседников вспомнить эпизоды, связанные с этими фотографиями. Фотографии много могут рассказать и о героях ваших исследований, и об обстановке, которая их окружала. При работе с фотографиями, так же как и с другими источниками, нужно попытаться установить дату снимка, если она не указана. В любом случае надо очень внимательно изучить все надписи, сделанные на обороте. Это важно и для того, чтобы понять, почему человек многие годы берег этот снимок, какую память фото несет о нем самом и о других людях или событиях его жизни. Важно также, по какому поводу, с какой целью и кем была сделана фотография; зафиксировал ли тот, кто фотографировал, просто сценку из жизни, или это парадный снимок, для которого специально одевались, причесывались или рассаживались, или это фотография для документа. Фотографии дают представление о повседневности, и по ним можно выявить принадлежность к тому или иному социальному слою.

Важной деталью повседневности являются отношение к одежде и манера одеваться; это и в советскую эпоху четко кодировало принадлежность человека к определенной социальной группе. (Рис. 7-8). Кожаная куртка и красная косынка, полувоенный френч и сапоги, бостоновый костюм и шляпа, брюки-дудочки и башмаки на толстой подошве, свитер грубой вязки и джинсы порой могут много сказать о прошлом и о социальной роли запечатленного на фото человека в ту или иную эпоху.

     
Рис. 7. Родители Н. В. Самородновой, 1928 г. Из фондов Ельцовского исторического районного музея
 
Рис. 8. Фотография из личного архива А. П. и Т. М. Семенютиных. Архив ЦУИиЭ АлтГПУ. Матери­алы ЭЭ 2013 г. с. Яготино, Благовещенский район

 

 


Большую роль фотографии играют непосредственно при интервью. Фотографии являются своего рода «ключом памяти», которые порождают ассоциации. Если бы не фотографии, многие вопросы не были бы заданы — они просто не пришли бы в голову интервьюеру, да и информанты многого бы не вспомнили. (Рис. 9). Очень часто они вспоминали вещи, никак напрямую с фотографиями не связанные. Даже отдельные фотографии инициируют работу памяти.

Рис. 9. Студентка Е. Кошарная опрашивает информанта Марию Никифоровну Бурматову, 1926 г. р. ИЭЭ 2012 г. Панкрушихинский район, с. Конево.

Фотографии и изображения часто помогают лучше понять информацию, получаемую из других источников, особенно если речь идет об описаниях. Конечно, можно описать какую-либо вещь или процесс. Если же речь идет о фото, то достаточно одного взгляда. Таким образом, фотографии облегчают исторические изыскания и дополняют их.

Материалы семейного фотоальбома являются источником самых многообразных данных, среди которых можно выделить информацию о повседневных практиках прошлого, о приватной и публичной сфере, об обычаях и ценностях представителей разных поколений семьи. (Рис. 10).

Рис. 10. Фотография Галины Васильевны Самородновой для ее сестры Натальи Ва­сильевны. 4 ноября 1957 г. Из фондов Ельцовского исторического районного музея

Помимо содержания фотоальбомов, важную роль играет и способ их оформления, а также особенные «ритуалы» демонстрации альбомов (либо отдельных семейных фото) родственникам и знакомым. Использование семейных фотоальбомов является одним из механизмов, с помощью которых выстраивается идентичность семьи как межпоколенческого биографического проекта. Разглядывая фотографии, выбирая лучшие снимки, располагая их в альбоме, представители разных поколений, по сути, пишут визуальную историю жизни своей семьи. Большинство представителей старшего и среднего поколения способны рассказать не только о прямых родственниках, но и о дальних, углубляясь в подробности.

В моменты, когда в биографиях большинства семей встречаются схожие строки, когда события общественного масштаба существенным образом отражаются на судьбах людей, индивидуальная память становится частью исторической памяти. То же самое касается и повествований представителей старшего поколения о Великой Отечественной Войне, периодах оккупации, эвакуации, коллективизации.

Таким образом, интервью с использованием фотографий позволяет раскрыть не только исторический контекст создания снимков, но и смыслы, вкладываемые в изображения разными членами семьи, выявить различия, динамику в их восприятии и тем самым определить эффективность протекания процесса ретрансляции семейных ценностей из поколения в поколение.

 

Рис. 11. Фотография из личного архива Р. С. Василицевой, 1941 г. р. Архив ЦУИиЭ АлтГПУ. Материалы ЭЭ 2013 г., с. Яготино, Благовещенский район

Важно помнить, что семейный альбом может использоваться как способ конструирования биографии. Даже в повседневной жизни фотографии могут использоваться (неосознанно и безобидно) для того, чтобы по-иному истолковать действительность или сконструировать ее заново. Взять, к примеру, типичный семейный фотоальбом. Собранные в нем фотографии отображают далеко не всё то, чем наполнена жизнь, а лишь некоторые этапы на жизненном пути. Отбор производится в соответствии с определенным ритуалом.

 

Всем нам знакомы типичные «картины жизни»: новорожденный малыш, «первый раз в первый класс», выпускной вечер, служба в вооруженных силах, обретение профессии, создание семьи, отдельные путешествия. Это фотокарточки образуют набор образов, конструируя биографию — как на бумаге, так и в головах рассматривающих их людей. При этом фотографии, возможно, совсем не отображают те жизненные обстоятельства, в которых человек реально существует: обстановка дома, приготовление еды, стирка белья, трудовые будни, дорога на работу… Фотокарточки же в альбоме появились, скорее всего, по случаю каких-то праздничных событий или семейных ритуалов. Из-за того, что кажется, будто фотографии отображают действительность, у многих из нас стало создаваться впечатление, будто события происходили в реальности, только в том случае, если в память о них сохранились фотографии (это же касается и видеосъемки). Этот парадокс имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество для исторического расследования очевидно: с 1930-х гг. появляется великое множество «обыкновенных» фотографий про жизнь. И что очень важно: фотографии стали постепенно делать представители почти всех социальных групп. Но и недостаток тоже ясен: на фотографиях запечатлеваются только определенные, выборочные события, причем участники съемки принимают стандартные позы, придают лицу ожидаемое выражение: репертуар поз ограничен и конечен. (Рис. 11-12).

Рис. 12. Фотография из личного архива А. П. и Т. М. Семенютиных. Архив ЦУИиЭ АлтГПУ. Материалы ЭЭ 2013 г., с. Яготино, Благовещенский район

При полевой работе и пересъемке фотографий важно не только стараться избегать смазывания или бликов, но и не забывать, что документы необходимо снимать как с лицевой, так и оборотной стороны. Информация на обороте фотографии крайне важна и может содержать пояснение содержания фотографии, места и времени съемки. (Рис. 13-14)

 

Рис. 13 -14 . Лицевая и оборотная сторона фотографии Василия Никифоровича Орлова, 1927 г. р. Архивный отдел администрации Усть-Пристанского района. Ф. 65. Оп. 1. Д. 34. Л. 14–14 об.

Кроме того, надписи на обороте могут позволить выявить дополнительную информацию об обстоятельствах ее появления и даже уровне грамотности и принадлежности автора надписи к той или иной социальной или этнической группе. Например, нацио­нальный костюм позволяет определить этническую принадлежность человека (рис. 15).

Рис. 15. Украин­ский традиционный женский свадеб­ный костюм. 1955 г. Архив ЦУИиЭ Ал­тГПУ. Материалы ЭЭ 2014 г., с. Кулун­да, Кулундинский район

 

Таким образом, материалы, которые хранятся в семейных архивах, при правильном подходе могут очень много рассказать о том, как раньше жили ваши родственники.

 

 


[1] Информацию можно найти на сайте http://www.soldat.ru/pp_v_ch.html http://www.soldat.ru/pps.html.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!