Анализ произведения. Роль Собора в романе.



Вопрос 1. Подтвердите, приводя примеры из текста произведения, что «Собор Парижской Богоматери» - исторический роман. Как вы думаете, почему в1831 году В. Гюго обратился к истории Средневековья? Обоснуйте свою точку зрения.

Вопрос 2. Какое символическое значение имеет образ собора в романе? Как с содержанием романа связано слово «ананке» - рок, написанное на стене собора? Ответьте на вопрос, комментируя текст произведения.

Комментарий учителя.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен рукой сотни безымянных мастеров, его религиозная основа теряется за буйной фантазией; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французском национальном бытии. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - живой народ, который не останавливает борьбу.

Вместе с этим, собор - символ порабощения народа, символ феодального притеснения, темных суеверий и суеверий, которые держат в плену души людей. Недаром в мраке собора, под его сводом, сливаясь со странной каменной химерой, оглушенный гулом звонов, одинокое живое создание Квазимодо, "душа собора", чей гротесковый образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарует простому люду свое искусство, веселье и доброту.

 

Продолжение анализа произведения. Образы героев.

Вопрос 3. «Ещё труднее описать ту смесь злобы, изумления и грусти, которая отражалась на лице этого человека». Кому из героев романа принадлежит это описание? Как во внешности героя отражается противоречивость его личности? Расскажите о судьбе этого героя.

Вопрос 4. «То безумная, то королева». О ком так говорит В. Гюго? Расскажите об основных событиях в жизни этой героини.

Комментарий учителя.

В системе персонажей присутствуют следующие герои.

Цыганка Эсмеральда своим искусством, своим видом дает наслаждение толпе. Она далека от набожности, она не отказывается от земных утех. В этом образе ярче всего отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтичный контраст, оттеняя красоту девушки обидой низов общества, в изображении которых он использует гротеск.

Противоположный принцип в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло открывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебная народу сила.

Чувства Клода Фролло очень искривлены: любовь, родительская благосклонность, жажда, к знаниям превращаются у него в эгоизм и ненависть. В нем тоже выражена одна из сторон людей Возрождения. Но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится ко всем жизненным утехам. Он отгородился от народной жизни стеной собора и своей лаборатории, и потому душа его находится во власти темной и злой страсти. Клод Фролло хотел бы притупить в себе все земные чувства, потому что их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного собрания человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не найдя силы ее преодолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на муки и смерть. Расплата приходит к архидиакону от его слуги, звонаря собора, Квазимодо.

Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешны и ужасающи. Он похож на химеру - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже полюбило красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа, что просыпается от сна, в который его окунул Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь по своему внешнему виду, Квазимодо является ангелом в душе.

Внешне блестящее, а в действительности бессердечное и опустошённое высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, который, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство. Душевное величие, высокий гуманизм присущи лишь отверженным из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует моральную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо искалечен общественной судьбой угнетаемых.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!