Эсхатологический монотеизм в христологических текстах YHWH



Когда мы рассматриваем библейские тексты о YHWH, которые Павел применяет к Иисусу в их библейском контексте, замечательно, что многие из них либо функционируют, как монотеистические утверждения сами по себе или относятся к монотеистическому утверждению в довольно непосредственном контексте:

Иоиль 2:32 [Рим. 10:13; ср. 1 Кор. 1: 2]: стандартная монотеистическая формула имеет место в 2:27: «Вы узнаете ... что Я Господь (ЯХВЕ) - ваш Бог, и что нет иного кроме Меня».

Исайя 40:13 [1 Кор. 2:15; ср. Рим 11:34]: Этот стих является монотеистическим отрицанием того, что в создании мира YHWH нуждался в помощи, или каких-либо советах от любого другого существа. Эти слова были источником стандартного еврейского утверждения, что только Бог создал мир, и отрицания любого политеистического понятия создания, как совместного проекта нескольких богов (Исаия 40:13 в этом смысле повторяется в Сирах. 42:21; 2 Енох 33: 4aJ; Филон, Opif. 23; ср. также 4 Ездры 6: 6; Иосиф Флавий, C. Ap. 2,192). В своем собственном контексте в Исаии 40, стих 13 относится к длинному изложению этой главы о несопоставимости YHWH, которая в свою очередь, относится к эсхатологическому монотеизму следующих глав: ожидание того, что, поскольку YHWH является одним и единственным Создателем и Господом, YHWH будет признан всеми народами как Всевышний.

Иер 9:24 [1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17]: Этот стих неявно монотеистичный в том смысле, что он делает YHWH единственным подходящим предметом хвастовства, и приписывает самоопределение высокомерных людей, которые хвастаются своей собственной мудростью, силой или богатством (9:23; ср. Исайя 2, обсуждается ниже). В Иеремии 9: 23-24 нет указаний на эсхатологический контекст, но этот отрывок также встречается, вставленный в песню Ханны, в 1 Царств 2:10 в связи со словами, которые, несомненно, были бы прочитаны как мессианские в раннем иудаизме («он будет судить о концах земли ... и возвысит рог Своего Мессии »).

Исайя 45:23 [Рим. 14:11; Филип. 2: 10-11]: Накопление монотеистических утверждений в Исаия 45: 18-25 («Я Господь, и нет другого», «Я Бог, и нет кроме меня »; «нет никого, кроме Меня»; «Я Бог, а другого нет») представляют этот наиболее настойчивый  монотеистический отрывок в Исаии 40-55. Более того, стихи 22-23 показывают наиболее явное утверждение эсхатологического монотеизма в этих главах. Накопление монотеистических риторических кульминаций в клятве YHWH, что все народы в конце признают Его, как единственного праведного и спасающего Бога.

Втор 32: 21a [1 Кор 10:22]: этот полу-стих сам по себе является монотеистическим утверждением о том, что идолы - «не боги» (соответственно контексту, в котором Павел ссылается на него, см. 1 Кор. 8: 4), но он также относится к отрывку, ведущему к торжественному божественному самоопределению: «Вот, вот, я есть Он, и нет Бога кроме Меня» (32:39). Вся Песнь Моисея (Втор 32) была прочитана в раннем иудаизме как эсхатологическое пророчество о грядущем избавлении Богом своего народа от языческого гнета. У Павла несколько цитат и аллюзий (Рим. 10:19 [Втор 32: 21b]; Рим 12:19 [Втор 32:35]; Рим. 15:10 [Втор. 32:43]; 1 Кор 10:19 [Втор 32: 21а]) показывают, что он также прочитал ее целостно и понимал его, как эсхатологическое пророчество.

Зах. 14: 5b [1-е изд. 3:13; ср 2 Фес. 1: 7]: Пришествие YHWH, о котором этот стих говорит, приводит к следующему результату: «И Господь (YHWH) станет царем над всей землей; и в тот день Господь (YHWH) будет один, и имя Его одно» (14: 9). Это возводит молитву Шема в эсхатологическую форму: YHWH будет одним - единственным Богом в глазах не только Израиля, но и всех народов - когда Его власть признается всеми.

Ис. 2:10, 19, 21 [2: 1: 9]: Наряду с этим повторным рефреном («от ужасающего присутствия Господа [YHWH] и от славы Его могущества»), ссылаясь на судьбу высокомерного, когда Господь приходит в суд в последние дни, есть еще один повторный рефрен: «и Господь (YHWH) один будет возвышен в тот день» (2:11, 17).

Ис. 66: 5,15 [2 Фес. 1:7,12]: Эти ссылки на эсхатологический суд YHWH на Его врагов, происходят в пророческой последовательности, кульминация которой в признании и поклонении YHWH всех народов (66:18, 23).

Напротив, только относительно небольшая часть текстов Библии, в которых Павел считает, что YHWH будет принят народами Богом, может быть связано с эсхатологическим монотеизмом (Ис. 10: 22-23; Ис. 40:13; Втор. 32:35; Ис. 52:11; Втор 32: 21b; Ис. 59: 20-21). И лишь в немногих из них есть явное монотеистическое утверждение в их контексте (Иса 40:13, Втор 32:35; Втор. 32: 21b), тогда как почти все, только что обсуждавшиеся тексты, в которых YHWH принято отождествлять с Иисусом, есть такое монотеистическое утверждение в их контексте.

Эсхатологический монотеизм не является явным во всех контекстах, в которых Павел использует свои цитаты и намеки из этих отрывков, но это заметно в некоторых из контекстов, и можно предположить, что он лежит за христианским чтением Павлом большинства или всех этих отрывков. Это означает, что очень часто в библейских текстах, которые относятся к окончательному и универсальному проявлению уникальной идентичности единого Бога, что Павел понимает, что Иисус - ЯХВЕ. Сам Иисус является эсхатологическим проявлением Уникальной идентичности YHWH для всего мира, так что те, кто призывает имя Иисуса и исповедует Иисуса, как Господа признает, что Бог Израиля является единственным и только истинным Богом. Становится ясно, что цель Павла состоит в том, чтобы включить Иисуса в уникальную идентичность единого Бога, а не добавление Иисуса к единому Богу. Не как божественного агента Бога, ибо Иисус может проявлять уникальную идентичность единого Бога и получить всеобщее признание этого единственного господства Бога, только если Он сам принадлежит к уникальной личности Бога. (Следует также отметить, что у нас нет места для развития этого пункта здесь, что многие из библейских текстов, которые мы обсуждали в этом разделе, не только относятся к эсхатологическому проявлению единственного господства YHWH, но и к эсхатологическое спасению YHWH. Не только как тот, кто проявляет господство YHWH, но и как тот, кто воплощает роль YHWH как Спасителя, - Иисус принадлежит к уникальной личности Бога.)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!