РЕЗКАЯ СМЕНА ОСВЕЩЕННОСТИ КАДРА — ЭТО СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ.



************************************************************************

ПРИНЦИП

МОНТАЖ ПО ЦВЕТУ

      В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило:

В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ ПЛАНЕ ДОЛЖНО ПРИСУТСТВОВАТЬ ПЯТНО, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ ОКОЛО ОДНОЙ ТРЕТИ ПЛОЩАДИ В РАМКЕ КАДРА.

      Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра. Зрительский глаз должен обязательно за что-то «зацепиться» в цвето-вом решении композиции, что-то «ухватить» в первом кадре, чтобы во втором для него не стало полной неожиданностью появление большого совершенно нового цветового фона или пятна.

      Обеспечение комфортности восприятия требуется не всегда. Напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу, требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного рассказа. Тогда следует идти на прямое нарушение этих условий. Но пользоваться таким приемом следует весьма тонко и умело.

************************************************************************

ПРИНЦИП

МОНТАЖ ПО СМЕЩЕНИЮ ОСЕЙ СЪЕМКИ

      Девятый принцип заключает в себе весьма простую истину:

      НИКОГДА НЕ СНИМАЙ СЛЕДУЮЩИЙ КАДР, НАХОДЯСЬ НА ОСИ ОБЪЕКТИВА ПРЕДЫДУЩЕГО КАДРА! СДЕЛАЙ ПЕРЕД СЪЕМКОЙ ШАГА ДВА В СТОРОНУ, ИЗМЕНИ КРУПНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ТРАНСФОКАТОРА И ДАВИ НА КНОПКУ «ПУСК» СКОЛЬКО ХОЧЕТСЯ. НО ЕСЛИ ОТОЙТИ ЧУТЬ ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО, ДА ЕЩЕ НЕМНОГО ПРИПОДНЯТЬ ИЛИ ОПУСТИТЬ КАМЕРУ, ТО БУДЕТ ДОСТИГНУТО ОСОБОЕ ИЗЯЩЕСТВО В КОМПОЗИЦИОННОМ РЕШЕНИИ КАЖДОГО СЛЕДУЮЩЕГО КАДРА! ТОЛЬКО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СОХРАНЯТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА ИЛИ ДВИЖЕНИЯ В КАДРЕ ПРИ СМЕНЕ ТОЧЕК СЪЕМКИ.

      Секрет неприятного «прыгающего» эффекта снятых планов состоит в том, что с изменением крупности плана ощущение изменения композиции кадра оказывается ложным. Абрис, контуры фигуры человека или его части остаются неизменными и пропорции расстояний от центра композиции до рамок экрана практически не меняются, а тем более — расположение деталей фона по отношению к фигуре.

КАК ПРАВИЛО, ЗРИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ЛИЦО И ГЛАЗА ГЕРОЯ, А ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ЭКРАНЕ ПРИ ТАКОЙ СЪЕМКЕ СУЩЕСТВЕННО НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ, И ЭТО, КАК РАЗ СЛУЖИТ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ДИСКОМФОРТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ СТЫКА СНЯТЫХ ТАКИМ НЕУМЕЛЫМ ОБРАЗОМ КАДРОВ.

      Как же нужно провести такую, на первый взгляд, незамысловатую съемку?

      Трудно придумать более простой совет:

СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С АППАРАТОМ НЕ ТОЛЬКО ТРИ ШАГА ВПЕРЕД, НО ЕЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ШАГ В СТОРОНУ, «СОЙДИТЕ» С ОСИ СВОЕГО ОБЪЕКТИВА ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. ЧТОБЫ НОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ СТАЛА НАИБОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И БОЛЕЕ ТОЧНО ПЕРЕДАВАЛА СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО КАДРА.

      За счет изменения пропорций расположения центра композиции по отношению к рамкам кадра и по причине изменения фона позади от главного объекта произойдет такое изменение композиции следующего снимаемого кадра, которое зритель воспримет легко и не заметит стыка кадров в монтаже. Такая композиционная трансформация плана, как небольшое смещение центра композиции, обеспечит тy меру контраста соседних в монтаже кадров, которая требуется для обеспечения комфортности восприятия их стыка.

************************************************************************

ПРИНЦИП

МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ

ДВИЖУЩЕЙСЯ МАССЫ В КАДРЕ

      Что такое — «движущаяся масса» в кадре?

      Самый простой пример. Снят статичный кадр: на фоне леса идет человек. В контурах его фигуры все видимые нами элементы перемещаются по экрану со скоростью его движения. Не отдельно голова, брюки, пиджак, ботинки и кисти рук, а именно все одновременно. А человеческое и зрительское восприятие устроено так, что наши глаза в первую очередь и обязательно направляются на движущийся объект, стараются ухватить и разглядеть его. И при этом наш взгляд почти безотрывно сопровождает этот предмет. Так вот — голова, пиджак, брюки, ботинки и кисти рук представляют собой некую движущуюся массу, которая в данном случае занимает небольшую часть экрана.

СНАЧАЛА МЫ И В ЖИЗНИ, И НА ЭКРАНЕ «ВПИВАЕМСЯ» ВЗГЛЯДОМ ВО ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ, А ТОЛЬКО ПОТОМ НАЧИНАЕМ РАЗГЛЯДЫВАТЬ ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ.

      Наше зрительное восприятие обладает некоторой инерцией, что сравнимо с инерцией физических тел. Эффект монтажа кадра, наполненного движением, со статичным кадром сравним с ощущениями бегущего человека, если на его пути поставили толстое прозрачное, незаметное для него стекло. Наша подопытная персона неизбежно очень больно ударится о неподвижную преграду (трюк, который сотни раз использовался в кино). Преграда неожиданно оказывается на пути этого человека, и статичный кадр после динамичного для зрителя тоже неожиданность.

      По причине отсутствия образования иногда начинающие «режиссеры» пытаются поставить в монтаже одну за другой две панорамы, снятые с движением камеры в противоположных направлениях.

      Ничего более варварского для зрительного восприятия придумать невозможно. А если идут на экране подряд два стыка трех панорам с разными направлениями движения, то с гарантией можно сказать, что эффект такого монтажа будет равен воздействию рвотного порошка.

      Чтобы не «бросать» зрителя из стороны в сторону как на гонках автомобилей по серпантину, в кино еще на заре его развития был отработан простейший прием съемки.

ВСЯКУЮ ПАНОРАМУ ОПЕРАТОР ОБЯЗАТЕЛЬНО СНИМАЕТ, НАЧИНАЯ ЕЕ СО СТАТИКИ И ЗАКАНЧИВАЯ СТАТИКОЙ. ДВЕ СЕКУНДЫ В НАЧАЛЕ КАДРА И СТОЛЬКО ЖЕ В ЕГО КОНЦЕ — БЕЗ ДВИЖЕНИЯ. ТАК ОБЫЧНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ СЪЕМКА ЛЮБОЙ ПАНОРАМЫ НЕЗАВИСИМО ОТ БУДУЩЕГО МОНТАЖА.

      В общем случае, для обеспечения комфортности соединения планов с движением какой-то части изображения в кадре, необходимо выполнить несколько простых условий.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!