МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ
ГЛАВНОГО ОБЪЕКТА В КАДРЕ
Общее правило съемки и монтажа движущихся объектов в кадре гласит:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИЗМЕНЯТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТА С ПРАВОГО НА ЛЕВОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЛИНИИ НА СТЫКЕ КАДРОВ.
Человеческий интерес к всякого рода движению на экране или в жизни обусловлен особенностями работы нашего восприятия и сознания.
Во-первых, в нашем мыслительном или осмысляющем «аппарате восприятия» существуют специальный нейрон или группа нейронов, которые отвечают за мгновенную регистрацию движения в поле нашего зрения. Они же дают команду на «переключение» взгляда с любых статичных объектов на движущиеся. Видимо, это связано с функционированием сознания, а точнее говоря, подсознания. Это происходит бессознательно на уровне инстинкта самосохранения. Ибо угроза нашему существованию всегда исходила и исходит от движущихся объектов.
Движение… От того как оно снято и представлено на экране в монтаже, кроме всего прочего, зависит зрительское понимание хода развития действия сюжета, развития событий, зрительская трактовка судьбы экранного героя.
Всякое резкое изменение в действии, которое может произойти в момент монтажного перехода, лучше всего показать зрителю внутри одного кадра.
************************************************************************
ПРИНЦИП
МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ В КАДРЕ
|
|
ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ ЦИКЛИЧНО И СНИМАЕТСЯ НЕСКОЛЬКИМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ПЛАНАМИ, ДОЛЖНО БЫТЬ СМОНТИРОВАНО С СОБЛЮДЕНИЕМ ФАЗ ЦИКЛИЧНОСТИ, СОЗДАВАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ХОДА ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ.
В монтаже всех кадров необходимо создать впечатление, что движение и ходьба как бы «гладко» продолжались без какого-либо перерыва во времени, словно были сняты одним куском.
************************************************************************
5 ПРИНЦИП
МОНТАЖ ПО ТЕМПУ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ
ЭТОТ ВАРИАНТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, КАК СЪЕМКУ ПАНОРАМОЙ СО СТАТИЧНОЙ ТОЧКИ, ТАК И СЪЕМКУ С ДВИЖУЩЕЙСЯ ТОЧКИ, ПАНОРАМУ С ДВИЖЕНИЯ.
ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ УСЛОВНОЙ СИСТЕМОЙ КООРДИНАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА БУДЕТ ФОН, НА КОТОРОМ ВИДЕН ОБЪЕКТ В МОМЕНТ ДВИЖЕНИЯ В КАДРЕ.
Стык кадров с движением в разном темпе будет не только означать продолжение действия, но еще станет выражать (именно выражать) перемену в ходе событий на экране, но такую задачу выполняют другими способами.
Темпом в музыке называют скорость исполнения мелодии, степень сжатости или растянутости тактов. Музыкальное понимание смысла термина «темп» вполне подходит для трактовки его проявлений в экранном творчестве.
|
|
Но возникает дополнительный вопрос: а можно ли говорить о темпе, если объект не имеет цикличности в движении? Когда едет автомобиль или по морю мчится катер, они ногами не семенят! Применимо ли к ним понятие темпа движения на экране? Можно ли о них говорить, что они движутся в быстром темпе или в замещенном темпе? Безусловно! Только выразителем темпа становится не частота или не только частота совершения каких-либо циклических движений, а скорость перемещения этого объекта относительно фона или скорость перемещения, скажем автомобиля в рамках кадра.
************************************************************************
6 ПРИНЦИП
МОНТАЖ ПО КОМПОЗИЦИИ КАДРОВ
(ПО СМЕЩЕНИЮ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ)
Общая закономерность принципа монтажа двух кадров по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания двух стыкующихся кадров относительно друг друга.
Заметим сразу:
ПРИ СОЕДИНЕНИИ КАДРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ!
Но насколько? На какую часть горизонтали кадра?
Практика монтажа показала и подтвердила, что
ТАКОЙ ПЕРЕСКОК ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПЛАВНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ КАДРА К КАДРУ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ОДНОЙ ТРЕТИ ШИРИНЫ ЭКРАНА.
|
|
Если случилось так, что центр композиции и внимания в соседних кадрах совпали по горизонтали и по вертикали, то у зрителя возникает неприятное ощущение композиционного скачка. А если кадры были сняты статично, то это еще усилит «неряшливость» монтажа.
************************************************************************
ПРИНЦИП
МОНТАЖ ПО СВЕТУ
Свет, или светотеневое решение кадра, — одно из важнейших выразительных средств в экранном творчестве. Оно способно не только ярко подчеркнуть, передать смысл происходящего на экране, но и запутать зрителя, грубо исказив смысл происходящего в кадре.
ЕСЛИ СНИМАЕТСЯ КАКАЯ-ТО ЕДИНАЯ СЦЕНА С НЕПРЕРЫВНЫМ ХОДОМ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, ТО ХАРАКТЕР И СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОХРАНЕНЫ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО КАДРА И НЕ МОГУТ ПОМЕНЯТЬСЯ ЛИШЬ ПО ПРИХОТИ ОПЕРАТОРА ИЛИ РЕЖИССЕРА.
Случалось, что какую-то сцену снимали две-три недели назад, а потом возникло желание доснять крупный план актрисы. Все уже забыли, откуда падал свет на лицо актрисы, а сейчас появилась возможность дополнить монтажный ряд. Фон — вполне подходящий. Осветительные приборы направлены на лицо другого героя, в другой сцене. И кажется, что не потребуется больших усилий и большого времени на необходимую досъемку. Снимают. А когда на монтажном столе вскрывается досадный просчет, режиссер оказывается перед неразрешимой монтажной задачей.
|
|
Если снимается лицо, то тень от носа актера или документального персонажа в соседних кадрах может стать несколько короче или длиннее, но никак не должна перескакивать с левой стороны на правую.
Если происходит изменение освещенности и характера фона, на котором снимаются ваши герои, то эти изменения не должны намного превышать одной трети площади экрана. А в соседних кадрах лучше всегда иметь детали или куски фона, которые как бы указывают на то, что действие развивается в том же пространстве, в том же помещении.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!