Цивилизационный подход: основные идеи



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сыктывкарский Государственный университет им. Питирима Сорокина

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:

«Общеисторическое и археологическое в периодизации ранних этапов истории развития Коми Края»

 

Работу выполнил:

Студент 1 курса группы 511-ИРо
Поляков Юрий Васильевич

_______________

Научный руководитель:

Преподаватель Археологии
Васкул Игорь Орестович

_______________

 

 

Сыктывкар 2021

Введение

       В советской археологии живо дебатировались проблемы периодизации и вопросы, связанные с ними. Советские археологи видели свой марксистский долг в том, чтобы подчинить археологическую периодизацию исторической и, в конечном счёте, периодизации социально-экономических формаций и их подразделений. По странному совпадению, и на Западе многие археологи склонялись к расширению критериев и отказу от чисто «технологической модели. В нашей науке только после смерти Сталина появились проблески иных воззрений.

       Немаловажными также являются понятия и методы хронологии. Абсолютная и относительная хронология, их соотношение, синхронизация и диахронизация, построение хронологических систем и подвохи, в них таящиеся - … вот вопросы, которые занимают огромную долю труда археолога.

Хронологические изыскания в современной археологии складываются в значительной части из достижений естественных наук и их методов исследования (радиоуглеродный метод, дендрохронология и многое другое). Но в данной работе считаю разумным ограничиться теми понятиями и методами, принципиальные основы которых коренятся внутри археологии.

Нет сомнения, что проблематика соответствия периодизации исторической периодизации археологической на примере Республики Коми актуальна, а ее разработка имеет прямое отношение к осмыслению и обогащению методологии исследования процессов, происходящих не только в нашей стране, но и во всём мире. Дебаты о несоответствии исторической и археологической периодизации не утихают и по сей день. Провести полномасштабное исследование в рамках мировой истории является если не невозможным, то, по крайней мере, неосуществимым в ближайшее время в текущими ресурсами.

Проблема исследования заключается в том, что …

Целью данной работы является получение ответа на вопрос: является ли правомерным введение разделов исторической периодизации в периодизацию археологических культур на территории европейского северо-востока или происходит подмена понятий.

В ходе исследования для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1) …

2) …

3) …

4) …

Объектом данного исследования является …

Предметом исследования в данном случае является …


 

Глава 1. Теория исторической и археологической периодизации и хронологии
1.1. Основы периодизация Мировой истории

Перед тем, как начать сравнение исторической и археологической периодизации, следует ввести научное определение данного термина. Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю периодизация – деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества.

При всех недостатках хронологической периодизации истории она хорошо показывает, как с течением времени ускоряется развитие цивилизаций (каждая последующая эпоха короче предыдущей). Современные ученые связывают этот феномен с особенностями функционирования информации в человеческом обществе.

Мировая история делится на несколько периодов, которые подробнее раскрываются ниже.

Первобытное общество

История первобытного общества охватывает период с момента появления человека 2,5–1 миллиона лет назад до образования первых государств в Азии и Африке. При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох:

1) ранний палеолит (около 100 тысяч лет назад);

2) средний палеолит (около 40 тысяч лет назад);

3) поздний палеолит (около 10 тысяч лет назад);

4) мезолит (8 тысяч лет назад);

5) неолит (5 тысяч лет назад) в его рамках выделяют так же энеолит;

6) бронзовый век (до 1 тысячелетия до нашей эры);

7) железный век (с IX-VIII века до нашей эры до I века нашей эры), когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями.

Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было четко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй.

Древний мир

История древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) с момента возникновения до V века нашей эры Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение.

Средневековье

История средних веков затрагивает период с V по XVI век. Концом европейского средневековья считается начало Нидерландской буржуазной революции 1566 года. Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское средневековье делится на:

1) Раннее (V–X века);

2) Высокое (XI–XIII века);

3) Позднее (XIV–XVI века).

Новое время

Новой историей ученые считают XVI – конец XVIII века. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни ученые считают начало Великой французской революции 1789–1799 годов, другие – окончание Первой Мировой войны 1914–1918 годов. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.

Новейшее время

Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 года до окончания второй мировой войны 1939–1945 годов, а по мнению других – с 1918 года по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами. Господствующей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия. Современная история ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны. Некоторые ученые считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие выделяют в самостоятельный период развития человечества — постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества.

2. Основные подходы к исторической периодизации
2.1. Формационный подход: основные идеи

       Формационный подход, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитый Владимиром Ильичом Ульяновым (Лениным), предстает в качестве одного из основополагающих подходов в познании общества, дающего возможность проследить закономерность и динамичность исторического процесса, выявить общее и единичное в развитии большинства западноевропейских государств.

       Основное положение формационного подхода заключено в его названии. Общественно-экономической формацией называется общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, исторически определённый тип общества; категория общественно-экономической формации охватывает все стороны общественной жизни и их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый способ производства, а производственные отношения образуют её сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества (по формационному подходу) представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, каждая из которых имеет специфические законы возникновения и развития; они являются общими для всех стран, в которых существует определённая формация, не исключая исторического и национального своеобразия их развития. В каждой формации действуют также общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Не все страны и народы обязательно проходят в своём развитии все формации и их фазы. Некоторые народы (например, древние германцы и славяне) миновали рабовладельческую формацию (в СССР активно пропагандировалась теория отсутствии у древних славян рабства в форме крепостного права), в современную эпоху многие народы, минуя капитализм, проходят некапиталистический путь развития или перешли к социализму. Теория общественно-экономических формаций занимает центральное место в историческом материализме; она позволяет применить к обществу общенаучный критерий повторяемости и выявить благодаря этому закономерность общественных явлений, дать их научный анализ, основу для периодизации истории; она приводит к выводу о неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма (Советский Энциклопедический Словарь ).

Цивилизационный подход: основные идеи

       Для того, чтобы лучше понять данный подход, обратимся к определению. Цивилизация (от латинского civilis – гражданский, государственный) – :

1) синоним культуры;

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);

4) В некоторых идеалистических теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Обращаем внимание на определение под номером 2 и делаем вывод, что цивилизационный подход представляет собой рассмотрение исторического процесса как процесса взаимодействия цивилизаций.

Перечислим характерные черты цивилизационного подхода:

1) пространственно-временная целостность локального социально-исторического объекта;

2) проблема идентичности, возникающая при взаимодействии с внешней средой;

3) универсальная значимость нормативных принципов локальной цивилизационной структуры для всех входящих в нее более или менее крупных элементов;

4) способ определения внутренней эволюции (судьбы).

Однако сами эти принципы не являются однозначно проясненными в их систематическом единстве и конкретном функционировании в применении к исследованиям отечественной истории и цивилизации.

Приведём другое определение: Цивилизация – это историческая общность людей, носителей единой культуры и системы ценностей, которые формируют облик характерных только для данной структуры политических институтов, экономики, социальных отношений, духовной и культурной жизни. При этом история цивилизации по своей схеме подобна витальному циклу биологических организмов (рождение – развитие – угасание – смерть).

Сущность цивилизационного подхода в следующем. В истории человечества выделяются особые людские сообщества, члены которых были объединены культурой, системой ценностей и стилем поведения, менталитетом, имели отличные от других политические институты, особенности экономического развития и социального облика. Это достаточно крупные сообщества, которые могли иметь в своем составе несколько государств и даже целые континенты. Они значимы не только по своему масштабу, но и по силе воздействия на человечество, каждое их таких сообществ – влиятельное действующее лицо мировой истории. Важно подчеркнуть, что различия между сообществами весьма существенны, принципиальны, это разные социокультурные организмы. Цивилизации, как уже было сказано, обладают жизненным циклом, проходят все его стадии от рождения до гибели. Все цивилизации конечны, только одни живут дольше, другие – короче.

Однако, по сей день научного согласия в вопросе количества цивилизаций. До сих пор не существует единого принятого в науке списка, который бы отразил все точки зрения учёных-историков всего мира.

Теории модернизации

 

Неоэволюционизм

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!