Технологии импровизационной деятельности.
Ряд ученых-педагогов предполагает, что импровизация является наиболее доступным видом музыкальной деятельности для всех учащихся. Его особенностью является то, что «сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные события, образы, музыкальные «мысли»»[13].
Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое музыкальное произведение. В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое опредмечивается посредством музыкального языка[14]. В процессе овладения данной системой формируется конструктивный тип музыкального мышления, становится возможной коммуникация с помощью музыкального искусства.
Выделяют три уровня освоения музыкального языка:
· морфологический – соединение отдельных звуков и созвучий в мотивы;
· синтаксический – соединение мотивов в более крупные единицы: фразы, предложения, периоды;
· композиционный – соединение крупных единиц текста в разделы формы, части цикла, произведение в целом.
Музыкально-композиционная деятельность предполагает развитие способности «слышать жизнь» в музыкально-образной форме; формирование творческого состояния сочинителя музыки; воспитание глубокого познания природы музыки; развитие умений творческого переживания искусства; развитие способности к импровизации и помощь в нахождении путей самовыражения[15]. В современных технологиях музыкально-композиционной деятельности широко используются практические приемы работы, предложенные Б.В. Асафьевым[16]:
|
|
· «интенсификация» напева путем добавления к нему разнохарактерных верхних и нижних подголосков;
· превращение одноголосной мелодии в двухголосную, не прибегая к параллельному движению в терцию или сексту;
· варьирование основной мелодии;
· создание простейшего аккомпанемента и внесение вариантов в фактуру уже имеющегося сопровождения;
· сочинение несложных мелодий на понравившийся детям литературный текст (в частности стихотворный).
Импровизационная деятельность детей соответствует уровню их психического и музыкального развития, соответственно ему последовательно формируются основные компоненты музыкальности: художественно-образное, конструктивное и музыкальное мышление. Рассмотрим поэтапное развитие импровизационного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста.
возраст | этап | характерные особенности |
3-4 года | Пробующий | · отсутствие законченной формы; · преобладание гаммо- и скачкообразных движений; · беспорядочная ритмическая структура; · основная тема – музыкальные иллюстрации к рассказам о животных · складывание тембровых, темповых и первичных интонационно-ритмических и обобщенно жанровых представлений. |
4-7 лет | Ритмический | · более развернутое содержание, единичные образы; · ритм – основное средство музыкальной выразительности; · отсутствие законченной сформированной мелодии. |
7 лет | Мелодический | · попытки передачи различных настроений и относительно развернутых сюжетов; · усложнение музыкального языка; · преобладание завершенных мелодий в форме периода. |
|
|
Музыкальный язык усваивается ребенком интуитивно (равно как и вербальный), поэтому имеет большое значение раннее формирование потребности в творческом самовыражении у детей, накопление художественно-образного опыта и впечатлений.
В музыкальной педагогике существует множество взглядов на место, роль и необходимое содержание музыкально-композиционной деятельности, как следствие – существует большое количество интенсивных авторских микротехнологий.
Например, Г.И. Шатковский для активизации творческого потенциала учащихся предлагает на один и тот же сюжет сочинять мелодии, небольшие стихи и рассказы, сказки, рисунки. Усложнение заданий на сочинение мелодий он рекомендовал осуществлять в определенной последовательности:
|
|
· на тексты (прибаутки, потешки);
· на стихи «с определенным настроением»;
· на заданный педагогом мотив с последующим варьированием (включая жанровые преобразования);
· на заданную гармоническую схему[17].
Известные отечественные педагоги Н.А. Ветлугина и А.Н. Зимина считают полезным включать в содержание занятий, направленных на реализацию импровизационно-сочинительского потенциала учащихся:
· сочинение кратких мелодий или попевок на заданный текст;
· выполнение образных упражнений;
· составление пляски-импровизации;
· сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне;
· сюжетные игры и придумывание их вариантов;
· инсценирование песен и др.[18].
Задание для студентов: предложите несколько сюжетов, стихотворных или прозаических произведений для музыкальной импровизации учащихся.
Практике музыкального образования широко известна методика ритмомелодической импровизации в форме «вопрос – ответ» Г.С. Ригиной; метод «сочинения сочиненного» В.О. Усачевой и другие.
|
|
Отметим, что приведенные музыкальные микротехнологии не исчерпывают всего педагогического многообразия. Они являются ориентирами в творчестве учителей-музыкантов, позволяющими осуществлять оптимальный выбор технологий для решения определенных художественно-педагогических задач. Так, например, новые горизонты в разработке современных музыкальных педагогических технологий открывает активное привлечение технических средств в процесс обучения и включение компьютерных ресурсов в образовательное пространство.
Литература для самостоятельного изучения:
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 105–117.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002. – С. 219–223.
Мун Л.Н. Импровизация на занятиях в художественных кружках и студиях // Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей / Под ред. Е.П. Кабковой. – М., 2009. – С. 76–87.
Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. – М., 2008. – С. 294–308.
Психология музыкальной деятельности / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – С. 223–225.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 2000. – С. 112–125.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Углубленно изучите технологию импровизационной деятельности. Какие педагогические задачи решаются через включение данной технологии в образовательный процесс?
В чем состоят особенности организации импровизационной деятельности? Продемонстрируйте на конкретном музыкальном примере, как в данном случае реализуются технологии отбора содержания и поэтапной работы с учащимися.
Практическое задание для студентов: в ходе лекции оформить синхронистические таблицы-классификации мезотехнологий, применяемых в музыкальном образовании школьников.
Задания для самостоятельной исследовательской работы: выбрать небольшое музыкальное произведение (2-3 мин.) или законченный фрагмент и показать на его примере возможности реализации изученных мезотехнологий: разработать схему работы с музыкальным произведением, направленную на активизацию и развитие восприятия музыки; предложить задания для импровизационной деятельности, инструментального музицирования, передачи музыкального образа средствами пластического интонирования; найти цитаты (высказывания композиторов, музыкантов-исполнителей, деятелей культуры), которые помогли бы школьникам глубже понять содержание и эмоциональный строй музыки и подобрать произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, иконопись, графика) к выбранному произведению.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: учебное пособие. – М.: Прометей, 2005. – 232 с.
2. Алексеева Л.Л. Культура пения // Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / Под ред. Е.П. Кабковой. – М.: Просвещение, 2009. – С. 61–76.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
4. Мун Л.Н. Импровизация на занятиях в художественных кружках и студиях // Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / Под ред. Е.П. Кабковой. – М.: Просвещение, 2009. – С. 76–87.
5. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
6. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
7. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
8. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 172 с.
9. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 2000. – 128 с.
[1] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 102.
[2] Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей / Под ред. Е.П. Кабковой. – М., 2009. – С. 4.
[3] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 74.
[4] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 44.
[5] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 12.
[6]Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 49–51.
[7] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 77–82.
[8] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 71–87.
[9] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 52–55.
[10] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 61.
[11] Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 74.
[12] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 89.
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 74.
[13] Психология музыкальной деятельности. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – С. 221.
[14] Психология музыкальной деятельности. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – С. 222.
[15] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 105–106.
[16] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 107.
[17] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 109.
[18] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 108.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!