Технологии развития ассоциативно-образного мышления.



План

 

1. Технологии развития восприятия музыки.

2. Технологии развития ассоциативно-образного мышления.

3. Технологии развития певческих способностей, умений и навыков.

4. Технологии детского музицирования.

5. Технологии импровизационной деятельности.

 

Тезаурус

Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого[1].

Мезотехнологии – модульно-локальные технологии осуществления отдельных частей учебно-воспитательного процесса; направлены на решение частных, локальных дидактических, методических и воспитательных задач[2].

Музицирование – разнообразные виды музыкально-практической деятельности, к которым относят: инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценирование, драматизация песен, программных и непрограммных пьес[3].

 

В работе педагога-музыканта технологический арсенал основан, в первую очередь, на следующих видах музыкальной деятельности учащихся на уроках:

· музыкально-слушательская;

· музыкально-исполнительская;

· музыкально-композиционная (импровизационная и сочинительская);

· музыкально-теоретическая.

 

Однако неверным будет утверждение о скудности названных видов деятельности: при творческом подходе учителя-музыканта они представляют собой богатейший простор для творческого и личностного роста учащихся. Каждому из этих видов деятельности соответствует комплекс музыкально-педагогических технологий, направленных на решение характерных задач на мезо- и микро-уровне.

Анализ современных музыкально-педагогических технологий на мезоуровне позволяет выделить следующие технологии, наиболее перспективные для музыкально-просветительской и воспитательно-обучающей работы в ООУ:

· технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

· технологии формирования певческой культуры учащихся;

· технологии детского музицирования и импровизационной деятельности;

· технологии становления ассоциативно-образного мышления детей;

· информационные технологии в преподавании музыки.

Технологии развития восприятия музыки.

Восприятие музыки – один из процессов музыкального мышления, направленный на целостное, эмоционально-осознанное и личностно окрашенное познание содержания, смысла музыкального сочинения.

Музыкальному восприятию свойственны такие качества как эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и др[4]. Слушательская деятельность преследует целью: формирование музыкальной культуры учащихся в процессе их общения с высокохудожественными образцами музыки; формирование способности эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки; воспитание потребности в слушательской деятельности[5].

В основе технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений на уроках музыки лежит интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ, направленный на познание содержания музыкального образа[6]. Технология включает:

· создание ролевой установки по типу «Если бы я был композитором/исполнителем…»;

· вокальное интонирование мелодий (вокальных и инструментальных произведений);

· ориентацию на графическую и нотную запись основных интонаций, главных мелодий произведений;

· пластическое интонирования музыки;

· инструментальное музицирование;

· «разрушение» образа;

· создание художественных композиций;

· метод жанрово-стилевых аналогий Э.И. Плотицы;

· использование ассоциаций;

· вербализация смысла музыкального произведения и эмоций (устная и письменная), вызванных музыкальным воздействием;

· работа со словарем эстетических эмоций В.Г. Ражникова;

· постановку проблемных вопросов, ответы на которые требуют аргументации;

· метод осознания интонируемого смысла и метод осознания личностного смысла музыкального сочинения через вербализацию;

· методику стиле-слухового анализа музыкальных произведений С.Л. Стробинского и другие.

 

Развитие художественно-творческих способностей, умений и навыков происходит последовательно и поэтапно, в соответствии с принципами доступности и постепенного усложнения, соответствия возрастным особенностям учащихся. Исходя из достигнутого уровня развития, формируются учебные задачи и требования к учащимся, происходит отбор содержания занятий и наиболее эффективных видов работы.

Например, совершенствование слушательской культуры учащихся средней ступени осуществляется по двум направлениям: представления о музыке в жизни людей и общества (конкурсы, концертная жизнь, музыкальные коллективы и солисты) и музыкально-теоретические знания (стилевые и жанровые особенности, музыкальный язык и др.). Проследим динамику задач, касающихся слушательской деятельности учащихся, по ступеням обучения.

 

Начальное образование

Среднее образование

развитие

- интереса к музыке и музыкальным занятиям; - музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; - музыкального восприятия и учебно-творческих способностей.

дальнейшее развитие

- музыкальности, музыкальной памяти;

- способности к сопереживанию;

- образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

овладение

практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания.

болеесложными практическими умениями и навыками в музыкально-слушательской деятельности.

освоение

музыкальных произведений и знаний о музыке.

более полное и многогранное освоение

- музыки и знаний о ней, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, об особенностях музыкального языка;

- о фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

- о воздействии музыки на человека;

- о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и жизнью.

воспитание

- музыкального вкуса; - нравственных и эстетических чувств; - любви к человеку, к своему народу, к Родине; - уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран; - эмоционально-ценностного отношения к искусству

- устойчивого эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

- музыкального вкуса учащихся;

- потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию

     

 

Литература для самостоятельного изучения:

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 12–51.

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002. – С. 191–194.

Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. – М., 2008. – С. 331–349.

Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 44–57.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Какие задачи решаются посредством включения данной технологии в музыкально-образовательный процесс?

Охарактеризуйте содержание слушательской деятельности обучающихся в начальной и средней школе.

Осветите наиболее известные методические приемы организации слушательской деятельности учащихся. Как осуществляются подготовка учащихся к слушанию музыки и организация процесса художественного восприятия?

Предложите инновационные вариативные технологии развития музыкального восприятия.

 

Технологии развития ассоциативно-образного мышления.

Ассоциации принято различать по типу их образования. Например, ассоциации по сходству, по контрасту, по смежности в пространстве или во времени, причинно-следственные ассоциации. Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида.

К ассоциативно-образному мышлению исследователи относят такой тип мышления, результатом которого является создание художественных произведений, любой процесс отображения окружающей действительности в образах, включающий элементы субъективно-авторского видения мира, осуществляемого через призму индивидуального сознания. Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах.

Развитие ассоциативного мышления – важная задача, решение которой дает могучий стимул для развития «зоркости души» воспитанников (Г.П. Сергеева). Стоит учитывать, что при раскрытии глубинных связей музыки с другими видами искусства в центре должна стоять именно музыка, а интеграция – лишь стимулировать этот процесс. Наличие широкого культурологического контекста, синтеза искусств (подбор дополняющих зрительного и литературного материала) способствуют развитию ассоциативно-образного мышления школьников. В качестве дополнительного материала могут выступать: краткие информационные тексты, небольшие рассказы и фрагменты прозы, стихи, вопросы и задания проблемного характера, коллажи, фотоматериалы, сюжетные рисунки и  репродукции с произведений известных живописцев, скульпторов, архитекторов, графиков прошлого и настоящего, нотная графика.

Г.П. Сергеева, со ссылкой на ряд ученых, указывает, следующие технологии развития ассоциативно-образного мышления, эффективные для использования на уроках музыки:

· Установка на восприятие музыкальных произведений.

Комментарий: установку перед восприятием музыкального произведения может осуществлять слово учителя, актуализация предшествующего музыкального опыта учащихся, художественные ассоциации, созвучные музыке;

· Подбор литературных или зрительных ассоциаций к музыкальному образу, содержание которого осваивается на уроке музыки.

· Выявление значения музыки, ее взаимодействия с другими искусствами в кино, театре, на телевидении.

Задание для студентов: подберите ассоциативные «тройки» художественных произведений (музыка – литература – изобразительное искусство) на одну из следующих тем по выбору: образ Родины, образы природы, образы защитников Отечества, образы детства, мир народной культуры.

· Моделирование ситуаций прогнозирования художественно-образных ассоциаций к конкретным музыкальным сочинениям.

Примеры моделирования: «Если бы я был поэтом, писателем..., то написал бы к этой музыке…»; «Если бы я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному сочинению…»; «Если бы я был скульптором, то…», «Если бы я был режиссером спектакля, представления, то…» и т.п.

· Передача в пластических образах (пластическое интонирование, драматизация, инсценирование, театрализация) эмоционального строя, характера и настроение музыкального произведения. «Переинтонирование» музыки на язык других видов искусства.

· Анализ произведений искусства, созвучных музыке на основе выявления их «сходства и различия» («тождества и контраста» по Б. Асафьеву) содержания, стиля, жанровых особенностей, языка произведений искусства при доминирующем значении музыки.

Задание для студентов.

Сформулируйте вопросы для анализа-сопоставления содержания, стиля, жанровых особенностей,  художественного языка произведений искусства, предложенных ранее в ассоциативных «тройках».

· Воплощение особенностей сценических жанров музыки в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Например, вокализация, свободное дирижирование, пластические этюды, ритмические импровизации, создание эскизов костюмов, декораций, программок, афиш, а также написание литературных отзывов о просмотренных спектаклях и т.п.

· Создание тематических художественных коллекций (работа в творческой тетради, в дневнике читателя, слушателя, зрителя).

· Использование компьютерных информационных технологий и ресурсов Интернета в поиске художественных ассоциаций к музыкальным сочинениям.

· Использование ассоциативно-образных связей между разными видами искусства в исследовательских проектах.

· Воспроизведение художественно-образных представлений о взаимодействии искусств во внеурочной, внешкольной, досуговой художественно-эстетической деятельности.

· Создание «новых» продуктов художественно-музыкальной деятельности на основе интеграции искусств: сочинение песен, инструментальных, пластических, художественных импровизаций, разработка содержания праздников, конкурсов, филармоний искусства под влиянием образов разных видов искусства.

Литература для самостоятельного изучения:

Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М., 2010. – С. 99–112.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!