Ежегодно наиболее подготовленные воспитанники могут принимать участие в конкурсах и фестивалях.



 

Методическое обеспечение программы

Школа создаёт необходимые условия для успешного освоения образовательных программ по всем предметам, предусмотренным комплексной программой, посредством целенаправленной организации образовательного процесса, выбора оптимальных индивидуальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Основной формой обучения на занятиях детей всех возрастов является диалог:

- музыкально-дидактический диалог;

- диалог - беседа;

- диалог - драматургия;

- музыкальный диалог;

- музыкально–ритмический диалог;

- диалог - фантазия;

- диалог - импровизация.

Педагог, заинтересованный в успешном освоении материала старается максимально обогатить занятие и использует различные средства обучения.

В распоряжении педагога есть методические материалы для зрительного обучения: карточки по теории музыки, видео и аудио - материалы по истории музыки, хореографии и актёрскому мастерству, методические пособия (учебники, нотные практические тетради) для изучения и практического применения их в данной деятельности, детские музыкальные инструменты, фортепиано.

Фортепиано является основным в работе коллектива. Только после серьёзного прорабатывания всех вокальных моментов, педагог предлагает детям исполнение произведения под фонограмму. Работа в сопровождении фортепиано занимает бОльшую часть времени на занятиях.

Наличие качественного технического оборудования для знающего, понимающего и хорошо разбирающегося в качестве звука педагога - немаловажное условие успешного обучения в Школе.

Большое внимание уделяется костюмам и реквизиту участников выступлений. Здесь родители играют главную роль. Каждый хочет увидеть своего ребёнка на сцене в красивом сценическом костюме, идеально подходящем к данному музыкальному номеру, поэтому мы практикуем возможность пошива и покупки костюмов силами самих родителей.

В нашей Школе практикуется подготовка танцевальных связок, придуманных самими детьми. Это даёт возможность им развить свою фантазию и правильно подбирать движения, опираясь не только на стиль, ритм, но и на содержание текста и смысл исполняемого произведения.

С помощью различных игрушек, перчаточных кукол и самих детей у нас разыгрываются ситуации, которые могут возникнуть как в повседневной, так и в концертной жизни обучающихся.  

 

                       

                                                                          

Список используемой литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр Академия, 2004.– 336 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (б-ка учителя музыки) [Текст] / Э.Б. Алиев - М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии [Текст] / А.Д. Алферов - Ростов н /Д.: Феникс, 2000. – 384 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 384 с.

5. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие [Текст] / И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 156 с.

6. Арчажникова, Л.Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта [Текст] : [монография] / Л. Г. Арчажникова, З. В. Румянцева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 255 с.

7. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. [Текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007 - 319 с.

8. Батербиев, М. М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения [Текст] / М. М. Батербиев // Школьные технологии. - 2008. - №1. - С. 65.

9. Белкин, А. С. Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути ее создания [Текст] / А. С. Белкин // Воспитание школьников. – 1989. – № 1. – С. 70-79.

10. Бочкарева, О.В. Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей музыки [Текст]: монография / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.─ 320 с.(20 п.л.).

11. Бочкарева, О.В. Музыка и диалог: научно-методическое пособие [Текст] / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.─ 137 с. (9 п.л.).

12. Бочкарева, О.В. Развитие эмпатии в дидактическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник .─ 2008.─ №.2─ с.13 – 17─ (0,7 п.л.).

13. Бочкарева, О.В. Творческая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук - Ярославль: ИРО.-2003.- С.95-100 (0,5 пл.)

14. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологи [Текст] / Под ред. Н. Е. Щурковой.2000 [Электронный ресурс].

15. Детский голос. [Текст] / Под ред. В. Н. Шацкой. - М.: Педагогика, - 1970.

16. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко // кн. для учителя. - М.: Просвещение, - 1991.- 192 с.

17. Евладова Е.Б., Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст] Е.Б. Евладова - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

18. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.

19. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения [Текст] / А.С. Залужный. - М.—Л.: Госиздат, 1931.

20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2010

21. Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - с.21-28.

22. Методологическая культура педагога-музыканта: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ваншшхина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

23. Морозов, А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

24. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского. - 2006. - С. 263-269.

25. Петровский, А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1993.

26. Поляк, Н.Ф. Диалог в развитии познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Поляк // Из опыта работы по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - Владимир: Маркарт. - 2000. - 80 с.

27. Развитие голоса. Координация и тренаж  [Текст] / В.В.Емельянов - Санкт-Петербург, -  1997.

28. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М., - 2000.

29. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. [Текст] / А. Л. Уманский. - Кострома: КГУ, 2004. - 290 с.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

31. Фопель, Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / Клаус Фопель. – М.: Генезис, 2006. - 336 с.

32. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: [Текст] / Учеб. пособие В.Н. Холопова. – СПб. Лань, 2000. – с. 7.

33. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

34. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности [Текст] / А.С. Чернышев. - М.: ИП РАН, 2005.

35. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

36. Яковлев, Д.Е. Организация и управление деятельностью учащихся дополнительного образования детей [Текст] / Д.Е. Яковлев – М., 2004.

37. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой познавательной среде [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 1997.

 

Приложение 1

Занятие вокалом располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятия. Наряду с обучающимися и педагогом, особым субъектом общения служит музыка.

Важнейший путь развития сотруднического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском творческом коллективе – организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

- сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный интерес;

- осуществляется совместное с обучающимися планирование, организация и подведение итогов деятельности.

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагога и обучающихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Это позволяет педагогу и обучающимся лучше узнать друг друга. Успешность деятельности её участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон.

Руководителю музыкального творческого коллектива необходимо знать возрастные особенности детей, их потребности и намерения; индивидуальные возможности, склонности и интересы; воспитательный потенциал деятельности, уровень подготовленности детей к участию в той или иной деятельности, уровень развития коллектива, характер взаимоотношений между обучающимися и педагогами; факторы, влияющие на взаимодействие членов коллектива; свои собственные возможности. Сведения по каждому вопросу важно получать от разных сторон (других педагогов, детей, родителей) и из разных источников (в общении, в деятельности со своими товарищами, педагогами, наедине с самим собой).

Отношение обучающихся к педагогу также определяется их информированностью об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, Мнение о нём очень трудно бывает опровергнуть, так как оно передаётся от старших к младшим обучающимся. Детям важно увидеть индивидуальные, сильные стороны руководителя, оценить его педагогическое и исполнительское (вокальное) мастерство. В ходе репетиционной музыкальной работы, в ситуации творческой деятельности обе стороны лучше узнают друг друга - музыкальные способности и личностные качества.

Понять другого человека – значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их, увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной музыкальной работе, а при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение. Такое взаимопонимание формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на музыкальном занятии и вне его, в репетиционной работе и сценическом выступлении. Для этого. и педагогу и обучающимся необходимо научиться слушать собеседника, не перебивая и не возражая; реагировать на мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения вопроса; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, а терпеливо и уважительно выслушать позицию каждого. Руководитель музыкального творческого коллектива должен уметь активизировать музыкальную творческую деятельность детей, уметь выслушать их предложения, когда речь идёт о музыкальном репертуаре.

В настоящее время наблюдается отсутствие умения детей детского возраста общаться друг с другом, поэтому часто возникают конфликтные ситуации. Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность позволяет раскрыться нереализованным способностям их личности. Игры на сплочение в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе проводятся с целью привить обучающимся правила взаимоотношений человека с обществом, коллективом и с самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение и предвидеть его возможные последствия, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, поступки. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных музыкальных ситуациях, могут значительно усилить мотивацию участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение музыкально-дидактических игр позволяет педагогу полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства детей, отвечают их потребности в движении. Но самая главная роль игр это – атмосфера эмпатийной расположенности, отсутствие напряжённости, свобода. Это лучший из способов мотивации. Здесь энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – всё то, благодаря чему работа в коллективе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.

Когда детский музыкальный творческий коллектив только начинает формироваться роль руководителя – педагога – музыканта мягко и ненавязчиво контролировать и направлять музыкально-педагогический игровой процесс.

 Вот шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособного и сплоченного коллектива: знакомство, доверие, общение, кооперация, готовность учиться, удовольствие.

На этапе знакомства каждый обучающийся коллектива имеет возможность запомнить имена других детей и начать непринуждённо общаться, представить себя, охарактеризовать свою личность с разных сторон. Руководить разновозрастным музыкальным творческим коллективом проще, так как каждый из участников проявляет любопытство и естественное желание расширить свои представления о себе и других.

Доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет обучающимся открыться, показать свои истинные мысли и чувства, преодолеть страх ошибок. Руководитель должен быть примером открытости, чуткости, готовности прийти на помощь и уделять внимание всем членам коллектива и участвовать во всех играх.

Общение тесно связано с доверием. Задача руководителя детского музыкального творческого коллектива помочь детям научиться общаться друг с другом и быть самому коммуникабельным, определить вместе с детьми цели и задачи совместной деятельности, познакомить их с процессом обучения и работы. Способ общения при этом должен быть свободным, с теплотой и юмором, с заинтересованностью со стороны всех участников. Постепенно педагог создаёт атмосферу сотрудничества, используя игры на выявление творческих способностей обучающихся, предлагающих свои варианты решения задач и проблем, высоко ценит инициативу детей. Открываются новые возможности и стремление обучающихся учиться друг у друга, а руководитель лишь направляет и помогает только тогда, когда это необходимо, помогает членам коллектива учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возможности, вырабатывать навыки и т.д. Выбранные игры всегда должны содержать долю сюрпризов и доставлять огромное удовольствие. 

Встречи – диалоги, встречи дискуссии между педагогом и обучающимися могут стать традицией в творческом коллективе. Руководитель становится на место детей и они его оценивают. Роль дублёра помогает обучающимся включиться в учебно-воспитательный процесс в качестве педагогов и воспитателей.

Необходимо обеспечивать доброжелательные отношения между руководителем, членами музыкального творческого коллектива, родителями и создавать ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Традицией в коллективе могут стать: день обучающегося, праздник родителей или праздник семьи, или просто чаепитие с обсуждением наболевших проблем.

При планировании работы объединения, коллектива, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям, развивать сотруднические отношения между педагогом и обучающимися при проведении конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники. Руководителю всегда приятно внимание и признание своих воспитанников. В то же время проявление заботы и чуткого отношения к детям со стороны педагогом, форма проявления его внимания к обучающимся становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогом и обучающимися способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения.

Сотрудничество педагога и обучающихся трудно осуществить, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из слабых сторон у педагогов является установление контакта с детьми.

Обучающийся дарит нам своё время – невосполнимый и удивительный отрезок жизненного пути, а его родители доверяют нам самое ценное, что у них есть.

Урок музыки как урок искусства - совершенно особенный. Педагог - музыкант должен быть личностью, способной увлечь воспитанников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать. Работа педагога – музыканта нацелена на реализацию цели музыкального образования - становление музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры. Педагог сам должен быть интеллигентом - человеком высокой духовной и музыкальной культуры.

Музыкальность как утверждает Г.М.Цыпин – одно из главных специфичных качеств педагога – музыканта. Это основа, на которой базируются все другие его профессиональные качества, наполненные глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого. Он должен быть эмпатийным – любить детей, проявлять терпимость и мудрость в процессе воспитания, обучения и развития обучающихся. С помощью музыки и любви к детям он способен развивать в них творческие способности, фантазию и интуицию, выявить талантливых, одарённых обучающихся, пробудить в них эстетическое восприятие мира, ощущение и осознание своего «личностного я» в этом мире. Умение общаться на диалогическом творческом уровне с коллективом в целом и с каждым обучающимся в отдельности – залог успеха музыкально педагогического процесса.

Педагог-музыкант должен обладать профессиональным мышлением педагога и музыканта. Творческий характер мышления даёт возможность педагогу вносить свои собственные идеи, определять личностное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач, исходя из возможностей конкретной группы, уровня её общей и музыкальной культуры, условий проведения занятий и т.д. Профессиональное самосознаниезаставляет педагога постоянно совершенствоваться. Обладание музыкально-педагогической интуицией и артистизмом как профессиональными качествами педагога – музыканта способствует умению увидеть и почувствовать настроение группы, внести необходимые коррективы в музыкальный процесс и укрепляют интерес к музыке и музыкальным занятиям у обучающихся. Эти качества проявляются в исполнительской, коммуникативной и музыкально-организаторской деятельности.

Личностная профессиональная позиция педагога – музыканта и владение методологической культурой помогает ему в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и средств накопления собственного опыта педагога. В своем профессиональном совершенствовании каждому педагогу - музыканту необходимо учиться исследовать самого себя, анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать результаты конструирования содержания музыкального образования. Увлечённость, толерантность. эмпатийность, искренность, открытость по отношению к своим подопечным и коллегам, уважение к проявлению индивидуальности – педагогический такт создают атмосферу сотворчества в музыкально - педагогическом диалоге.

Обучение, воспитание и развитие обучающихся требует перестройки личностной позиции педагога. В условиях обновления общества и образования главным становится его самоопределение в личностном и межличностном аспектах. Современный педагог осознает, что его профессиональная деятельность будет успешной, только при наличии личностных контактов с воспитанниками. Ценным является влияние на детей, индивидуальность педагога, обладающего высоко развитыми духовными качествами и имеющего стремление постоянно самосовершенствоваться, повышать свою компетентность в той области знаний, специалистом в которой он является. Педагог овладевает новыми программами, ищем новые источники информации, осваивает новые технологии, стремимся расширить свой кругозор. Уделяет большое значение самовоспитанию личностных качеств, от которых зависит гуманное отношение к окружающим, удовлетворенность самим собой, благоприятное самоощущение в процессе педагогической деятельности.

 

 

Приложение 2

 

Взаимодействие формирует опыт многообразных отношений, где ролевое участие обучающегося как старшего или младшего в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени, поэтому изменяются и механизмы, активизирующие поведение личности, способствующие развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Если обучающийся вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего действует механизм подражания.

Взаимодействие обучающихся разного возраста выполняет функцию социальной и социально-психологической защиты в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, обеспечивает поддержку тех обучающихся, которые не могут реализовывать себя по самым разным причинам в группе сверстников. В процессе взаимодействия осуществляется подготовка к социальной самозащите, предполагающая обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях. Такое взаимодействие способствует взаимообогащению обучающихся разных возрастов; овладению социальными ролями взрослого, ответственного за младшего. Создаются благоприятные условия для реализации стимулирующей функции, то есть тех качеств личности, которые остались бы незамеченными в одновозрастном коллективе и не получили бы источника своего проявления и развития.

Детский музыкальный творческий коллектив представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое, особенно в концертной деятельности. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства.

А.В. Морозов определяет «лидерство в группе» как «систему межличностных связей, которая формируется и определяется целями детского творческого коллектива, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися». Именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер данного коллектива. Им становится тот, чьи установки и ориентации соответствуют исходным эталонам для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов её жизнедеятельности.

Лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член коллектива, но это не всегда оправданный подход, так как лидерство в музыкальном творческом коллективе - многоликий процесс и в нём могут быть выделены виды лидерства, близкие по своим задачам к социометрической «звезде».

В реальном коллективе могут существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в нём свои собственные позиции, и не вступая друг с другом в серьёзные противоречия, кроме того и сам лидер может меняться в процессе музыкально-педагогического общения. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей.

А.В. Морозов выделяет групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида.

Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач.

 Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно и роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы. Ориентированный на эффективность выполнения групповой цели – инструментальный лидер, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с обучающимися, часто идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

Внутри инструментального лидерства можно выявить: лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. Среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая "звезда"), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д. Чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Организации лидерства, как одному из видов сплочения в детском музыкальном творческом коллективе, необходимо уделять специальное внимание, так как оно раскрывает не столько личные качества лидера или их особое сочетание, сколько структуру взаимоотношений в данной конкретной группе.

А.Л. Уманский обращает внимание на важность знания педагога об особенностях работы с лидерами, понимания феноменов лидерства в современных условиях, умения диагностировать лидерский потенциал воспитанника, организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе.

Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать систему мотивов личности, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера. Руководитель, организующий музыкальный творческий коллектив, может справиться с этой задачей только в том случае, если воспитанники будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Эффективность работы детского творческого коллектива зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров-детей, на диалог с ними. Искусство руководства — это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность творческого коллектива, умело, используя и направляя в нужное русло развитие межличностных связей и отношений.

Таким образом, обобщены современные представления исследователей, изучающих проблемы детского музыкального творческого коллектива, лидерства в коллективе, влияния разновозрастных групп на развитие личности. Обратились к истории изучения коллектива, выяснено, что детский музыкальный творческий коллектив рассматривается нами как модель, в которой отражаются социальные отношения современного общества и тенденции его развития, а эффективность работы детского музыкального творческого коллектива зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров-детей, на диалог с ними.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!