СПИСОК ПИСЕМ В. И. ЛЕНИНА. ВКЛЮЧЕННЫХ В ВЬТТТТЕДТТТИЕ ТОМА 22 страница



Такое короткое заявление необходимо. Затем надо подать заявление формальное и в сеньорен-конвент (т. е. в Государственную думу). Тогда очень быстро, моментально спесь падет с семерки — очень, очень



Первая страница письма В. И. Ленина в редакцию газеты «За Правду». — Между 2 и 7 ноября 1913 г.


219


__________________________ К. ГЮИСМАНСУ. 3 НОЯБРЯ 1913 г._______________________ 221

быстро они согласятся на равенство (письменно признанное всеми ими). Иного выхода ни у них, ни у кого-либо другого н е б у дет.

Взявшись за гуж — не говори, что не дюж. Шестеро прекрасно начали, и победа обеспечена им, если они правильно продолжат, — через недельку-другую по­беда неизбежна.

Лучшие приветы и пожелания.

В. И.

Написано между 2 и 7 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано 5 мая 1932 г.                                                     Печатается по рукописи

в газете «Правда» №123

188 К. ГЮИСМАНСУ258

Дорогой гражданин Гюисманс!

Вы, конечно, помните, что ЦК РСДРП, после конференции РСДРП в январе 1912, восстановившей нашу партию, назначил меня представителем партии в МСБ.

Вследствие моего отъезда из Парижа я вынужден был попросить тов. Каменева, жи­вущего в Париже, заменить меня. Краков слишком далеко от Брюсселя, и я прошу по­местить в Бюллетене фамилию Каменева и официальный адрес нашего бюро в Париже. Mr. Kouznetzoff (pour Kameneff). 102. Rue Bobillot. 102. Paris. XIII. Каменев проведет несколько времени здесь, но я прошу Вас не указывать его адреса в Кракове. Это было бы неосторожным из конспиративных соображений.

В срочных случаях очень прошу Вас писать по моему нынешнему адресу.

Из-за праздника всех святых Ваше письмо было получено мною с небольшим опо­зданием.

Написано 3 ноября 1913 г.                                                    Печатается впервые, по рукописи

Послано из Кракова в Брюссель                                                         Перевод с французского


222__________________________ В. И. ЛЕНИН

189 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»

Уважаемые коллеги!

Поздравляю с превосходно начатой кампанией за права рабочих депутатов. Прочитав гнусную склоку в «Новой Рабочей Газете», убедительно советую обду­мать дело и принять мой вчерашний план . Нельзя оставлять такие вещи без организа­ционного решения.

Рабочим недостаточно посылать резолюции: обязательно, чтобы рабочие устраивали депутации к думской фракции.

Привет и лучшие пожелания!

Ваш В. И.

Написано не ранее 3 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

190 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»

Уважаемые коллеги!

Необходимо выпустить в воскресенье вкладной лист, посвященный целиком кампа­нии за шестерку.

Одна большая статья с подзаголовками.

Посылаем текст". Вставьте резолюцию совещания259 (не из-за нее конфискован тот № «За Правду»?).

Надо требовать, чтобы 7-ка сложила мандаты.

Добавьте итоги резолюций питерских, если они явно за нас260.

См. настоящий том, стр. 218—221. Ред.

См. В. И. Ленин. «Материалы к вопросу о борьбе внутри с.-д. думской фракции» (Сочинения, 5 изд., том 24, стр. 93—110). Ред.


В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ». 7 НОЯБРЯ 1913 г.


223


Черкните два слова или телеграфируйте: «приложение идет».

Лучшие приветы. Ваш В. И.

Написано не позднее 7 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург


Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXV


Печатается по рукописи


191

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»

Ввиду важности кампании против семерки для нас, как сотрудников, крайне важно иметь ежедневные сведения. Между тем «За Правду» опаздывает каждодневно. Убеди­тельно просим принять меры, чтобы газета посылалась ежедневно вовремя и без замед­ления.

Что большинство за шестерку, это ясно. Но поведение шестерки непоследовательно. Победа у нее в руках, если она сделает логически (и политически) неизбежный шаг и объявит себя фракцией.

Раз будет так поступлено и будет подано заявление в Думу, семерка вынуждена (са­мой уже техникой работы в Думе) вступить в соглашение с шестеркой.

Было бы смешно упускать из рук победу, вполне обеспеченную. Чем решительнее отделиться, тем скорее восстановится федерация.

Кампания против семерки начата превосходно, но ведется теперь недостаточно ре­шительно. В ответ на бесстыднейшую наглость ликвидаторов газете надо не жаловать­ся, а нападать, подчеркивая нарушение воли пролетариата семеркой и ее противопар-тийностъ. Лозунг: «сложите мандаты, господа семерка, если не хотите считаться с во­лей большинства рабочих, если хотите идти против партии». Этот лозунг надо поста­вить прямо и точно, повторяя его ежедневно.


Написано 7 ноября 1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1924 г. в журнале «Красная Летопись» № 1


Печатается по машинописной копии (перлюстрация)


224__________________________ В. И. ЛЕНИН

192 А. М. ГОРЬКОМУ

Дорогой Алексей Максимыч! Посылаю Вам сегодня заказной бандеролью начало романа, который идет в «Просвещение». Думаем, что Вы не против. Если же Вы, паче чаяния, против, — телеграфируйте в «Просвещение»: «Войтинского отложите» или «роман Войт, не пускайте»

Известие о том, что Вас лечит новым способом «большевик», хотя и бывший, меня ей-ей обеспокоило. Упаси боже от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи «ослы», как мне раз сказал один хороший врач. Уверяю Вас, что лечиться (кроме мелочных случаев) надо только у первоклассных знаменитостей. Пробовать на себе изобретения большевика — это ужасно!! Только вот контроль профессоров неапольских... если эти профессора действительно знающие... Знаете, если поедете зимой, во всяком случае заезжайте к первоклассным врачам в Швейцарии и Вене — будет непростительно, если Вы этого не сделаете! Как здоровье теперь?

Ваш Н. Ленин

P. S. У нас дела идут недурно; в Питере рабочие сплачиваются партийно во всех ле­гальных обществах, страховых в том числе. Здесь были интересные и дельные парни тоже.

Адрес: Wl. Ulianow. 51. Ulica Lubomirskiego. 51. Krakow, Krakau (Galizien).

Написано в начале ноября

1913 г. Послано на о. Капри (Италия)

Впервые напечатано в 1934 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике I


__________________ В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ». НОЯБРЬ 1913 г.________________ 225

193 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»*

P . S . Родзянко требует от М. нового названия фракции? Чудесно! Вот четыре на вы­бор, в порядке желательности: 1) российская социал-демократическая рабочая фракция; 2) российская с.-д. фракция; 3) фракция российской рабочей социал-демократии; 4) фракция российской социал-демократии. Черкните, что выбрали: я советую № 1.

Приветы и лучшие пожелания.

Написано между 11 и 28 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

194 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»

Уважаемые коллеги!

Спешу поздравить от души всех марксистских работников с победой дела большин­ства против дезорганизаторов, с конституированием фракции, не желающей срывать волю большинства262. Только что получил воскресный № «За Правду». Особенно хо­роши подсчеты — надо их продолжать.

Еще раз привет всем от всех.

Ваш Ленин

Написано не ранее 13 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

Данное письмо является припиской к неустановленной статье. Ред.


226__________________________ В. И. ЛЕНИН

195 А. М. ГОРЬКОМУ

Дорогой А. М.! Что же это Вы такое делаете? — просто ужас, право!

Вчера прочитал в «Речи» Ваш ответ на «вой» за Достоевского и готов был радо­ваться, а сегодня приходит ликвидаторская газета и там напечатан абзац Вашей ста­тьи, которого в «Речи» не было.

Этот абзац таков:

«А «богоискательство» надобно на время» (только на время?) «отложить, — это занятие бесполезное: нечего искать, где не положено. Не посеяв, не сожнешь. Бога у вас нет, вы еще» (еще!) «не создали его. Богов не ищут, — их создают; жизнь не выдумывают, а творят».

Выходит, что Вы против «богоискательства» только «на время»!! Выходит, что Вы против богоискательства только ради замены его богостроительством!!

Ну, разве это не ужасно, что у Вас выходит такая штука?

Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или бо-готворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все рав­но), — а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем.

В самых свободных странах, в таких странах, где совсем неуместен призыв «к де­мократии, к народу, к общественности и науке», — в таких странах (Америка, Швейца­рия и т. п.) народ и рабочих отупляют особенно усердно именно идеей чистенького, ду­ховного, построяемого боженьки. Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо (а часто даже


___________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. НОЯБРЬ 1913 г.________________________ 227

доброжелательно) встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза». Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея божень­ки. Католический поп, растлевающий девушек (о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете), — гораздо менее опасен именно для «демократии», чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и вы­гнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, «осу­дить» его ни один «хрупкий и жалостно шаткий» обыватель не согласится.

И Вы, зная «хрупкость и жалостную шаткость» (русской: почему русской? а италь­янская лучше??) мещанской души, смущаете эту душу ядом, наиболее сладеньким и наиболее прикрытым леденцами и всякими раскрашенными бумажками!!

Право, это ужасно.

«Довольно уже самооплеваний, заменяющих у нас самокритику».

А богостроительство не есть ли худший вид самооплевания?? Всякий человек, зани­мающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо «деяний» как раз самосозерца­нием, самолюбованием, причем «созерцает»-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего «я», обожествляемые богостроительством.

С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного «самооплевания» филистеров и мелких буржуа, «отчаявшихся и уставших» (как Вы из­волили очень верно сказать про душу — только не «русскую» надо бы говорить, а ме­щанскую, ибо еврейская, итальянская, английская — все один черт, везде паршивое


228__________________________ В. И. ЛЕНИН

мещанство одинаково гнусно, а «демократическое мещанство», занятое идейным тру-положством, сугубо гнусно).

Вчитываясь в Вашу статью и доискиваясь, откуда у Вас эта описка выйти могла, я недоумеваю. Что это? Остатки «Исповеди», которую Вы сами не одобряли?? Отголоски ее??

Или иное — например, неудачная попытка согнуться до точки зрения общедемо­кратической вместо точки зрения пролетарской? Может быть для разговора с «демо­кратией вообще» Вы захотели (простите за выражение) посюсюкать, как сюсюкают с детьми? может быть «для популярного изложения» обывателям захотели допустить на минуту его или их, обывателей, предрассудки??

Но ведь это — прием неправильный во всех смыслах и во всех отношениях!

Я написал выше, что в демократических странах совсем неуместен был бы со сто­роны пролетарского писателя призыв «к демократии, к народу, к общественности и науке». Ну, а у нас в России?? Такой призыв не совсем уместен, ибо он тоже как-то льстит обывательским предрассудкам. Призыв какой-то общий до туманности — у нас даже Изгоев из «Русской Мысли» обеими руками его подпишет. Зачем же брать такие лозунги, которые Вы-то отделяете превосходно от изгоевщины, но читатель не сможет отделить?? Зачем для читателя набрасывать демократический флер вместо яс­ного различения мещан (хрупких, жалостно шатких, усталых, отчаявшихся, самосозер­цающих, богосозерцающих, богостроительских, богопотакающих, самооплевывающих­ся, бестолково-анархистичных — чудесное слово!! и прочая и прочая)

— и пролетариев (умеющих быть бодрыми не на словах, умеющих различать «науку и общественность» буржуазии от своей, демократию буржуазную от пролетарской)?

Зачем Вы это делаете?

Обидно дьявольски.

Ваш В. И.


___________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. НОЯБРЬ 1913 г.________________________ 229

P. S. Заказной бандеролью послали роман. Получили?

P. P. S. Лечитесь серьезнее, право, чтобы зимой можно было ехать, без про­студ (зимой опасно).

Ваш В. Ульянов

Написано 13 или 14 ноября 1913 г.

Послано из Кракова на о. Капри

(Италия)

Впервые напечатано 2 марта                                                        Печатается по рукописи

1924 г. в газете «Правда» № 51

196 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»*

Редактору:

Необходимо перепечатать «Материалы», хоть по частям, ибо № конфискован не за них264. Легальность, легальность непременно!!

Если нельзя перепечатать сразу, то немедленно объявите печатно, для невидавших № от 29. X, что будет перепечатано.

Написано в ноябре, не ранее 14,

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

197 А. М. ГОРЬКОМУ

Дорогой А. М.! Получил роман и Ваше письмо. По-моему, задержать роман, раз Вы не за. Прилагаю письмо Каменева, который читал роман (я еще не читал). Напишем в Питер, чтобы задержали.

Данное письмо является припиской к неустановленной статье. Ред. Речь идет о рукописи В. Войтинского (см. настоящий том, стр. 224). Ред.


230__________________________ В. И. ЛЕНИН

Прилагаю вчерашнее мое письмо : не сердитесь, что я взбесился. Может быть, я Вас не так понял? Может быть, Вы в шутку писали «на время»? И о богостроительстве, может быть, не всерьез писали??

Лечитесь, ради бога, получше.

Ваш Ленин

Написано 14 или 15 ноября

1913 г.

Послано из Кракова на о. Капри (Италия)

Впервые напечатано в 1924 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике I

198 В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ЗА ПРАВДУ»"

Редактору: Плоха статья «Своего» в №2 5. Хлестко и только. Ради бога, по­меньше хлесткости. Спокойнее разбирать доводы и повторять правду обстоятельнее, проще. Так и только так обеспечивается победа безусловная.

Написано не ранее 16 ноября

1913 г. Послано из Кракова в Петербург

Впервые напечатано в 1933 г.                                                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV

199 А. М. ГОРЬКОМУ

По вопросу о боге, божественном и обо всем, связанном с этим, у Вас получает­ся противоречие — то самое, по-моему, которое я указывал в наших беседах во время нашего последнего свидания на Капри: Вы порвали (или как бы порвали) с «впередов­цами», не заметив идейных основ «впередовства».

Так и теперь. Вы «раздосадованы», Вы «не можете понять, как проскользнуло слово на время» — так Вы

* См. настоящий том, стр. 226—229. Ред.

Данное письмо является припиской к неустановленной статье. Ред. Начало письма не разыскано. Ред.


___________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. НОЯБРЬ 1913 г.________________________ 231

пишете, — и в то же самое время Вы защищаете идею бога и богостроительства.

«Бог есть комплекс тех выработанных племенем, нацией, человечеством идей, кото­рые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с общест­вом, обуздать зоологический индивидуализм».

Эта теория явно связана с теорией или теориями Богданова и Луначарского.

И она — явно неверна и явно реакционна. Наподобие христианских социалистов (худшего вида «социализма» и худшего извращения его) Вы употребляете прием, кото­рый (несмотря на Ваши наилучшие намерения) повторяет фокус-покус поповщины: из идеи бога убирается прочь то, что исторически и житейски в ней есть (нечисть, пред­рассудки, освящение темноты и забитости, с одной стороны, крепостничества и монар­хии, с другой), причем вместо исторической и житейской реальности в идею бога вкла­дывается добренькая мещанская фраза (бог = «идеи будящие и организующие социаль­ные чувства»).

Вы хотите этим сказать «доброе и хорошее», указать на «правду-справедливость» и тому подобное. Но это Ваше доброе желание остается Вашим личным достоянием, субъективным «невинным пожеланием». Раз Вы его написали, оно пошло в массу, и его значение определяется не Вашим добрым пожеланием, а соотношением обществен­ных сил, объективным соотношением классов. В силу этого соотношения выходит (вопреки Вашей воле и независимо от Вашего сознания), выходит так, что Вы подкра­сили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве. Приукрасив идею бога, Вы при­украсили цепи, коими они сковывают темных рабочих и мужиков. Вот — скажут попы и К — какая хорошая и глубокая это — идея (идея бога), как признают даже «ваши», гг. демократы, вожди, — и мы (попы и К ) служим этой идее.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!