Институт кинозвезд в американском кино начала XX века



Такое явление, как «кинозвезда» начало свое оформление в 20-х годах прошлого века и окончательно сформировалось к 1930 году. Поначалу американские актеры участвовали в съемках инкогнито; в титрах зритель мог увидеть только лишь сценический псевдоним, и, таким образом, актер всегда оставался чем-то, не связанным с реальностью. Звезды кино оставались недосягаемы для зрителя; они обучались в специальных закрытых студиях. Как правило, они не имели права самостоятельного решения относительно участия в тех или иных съемках – этот выбор принадлежал кинокомпаниям, которые сами решали, какая кинолента окажется рентабельнее при условии участия той или иной кинозвезды, что зачастую придавало сценариям характер шаблонности.

 

 

Открытка с изображением актрисы Флоренс Лоуренс

 

Первой актрисой, подписавшей контракт на киносъемки под реальным именем, стала актриса Флоренс Лоуренс. Поначалу ее имя никак не отражалось в титрах кинолент (к моменту, когда популярность актрисы начала расти, она снялась в 38 фильмах студии «Байограф»). Журналисты называли ее «девушкой «Байографа». В 1910 году основатель киностудии Universal Карл Леммле предложил Флоренс Лоуренс сниматься в фильмах его киностудии (тогда еще известной как «Independent Moving Pictures Company of America») и пообещал, что в титрах отныне будет указываться ее настоящее имя. Идея Леммле имела новаторский характер: на следующий день после подписания контракта в газетах появилась сенсационная новость о том, что Флоренс Лоуренс погибла в автокатастрофе. Впрочем, вскоре последовало опровержение, в котором уточнялось, что данная «липа» – всего лишь месть студии «Байограф» за участие актрисы в съемках фильма «Сломанная ванная», осуществляемых студией, принадлежащей Карлу Леммле. Таким образом, широкой публике стало известно как имя актрисы, так и название новой киноленты с ее участием, что, безусловно, повлияло на кассовые сборы фильма и послужило мощным толчком к формированию «кинозвезды».

С этого момента и начинает свой отсчет эпоха американских кинозвезд. Теперь актеры и актрисы мечтали сняться в Голливуде и тем самым обрести личную популярность и успех, обретя полноценный статус звезды. Одними из первых в качестве кинозвезд стали известны актеры Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд.

 

Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд

 

Их образ был настолько «раскручен», что особняк в Беверли Хиллз, в котором они поселились после свадьбы, оказался окутан столь явным ореолом величия и успеха, что любой светский прием становился большим событием и в мельчайших подробностях обсуждался прессой.

К 1970-1980 годам актеры и актрисы обрели полную самостоятельность и могли уже выбирать не только свой имидж, но и актерское амплуа, а также получили возможность принимать или отклонять предложения кинокомпаний и даже более того – обрели право диктовать свои условия съемок.

 

Биография Мэрилин Монро

 

Мэрилин Монро (настоящее имя Норма Джин Мортенсон) родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анжелесе (Калифорния, США). Мать Нормы Джин, Глэдис Пёрл Бейкер (в девичестве – Монро) работала киномонтажницей в PKO Pictures. Кроме Нормы Джин у Глэдис Бейкер было еще двое детей – Роберт и Вернис, оба – от первого брака матери.

В 1924 году Глэдис вышла замуж во второй раз за Мартина Эдварда Мортенсона, с которым фактически рассталась ещё до того, как забеременела Нормой Джин (но официально пара развелась в 1928 году). Отец Нормы Джин неизвестен, хотя в документах о рождении девочки значится Мартин Эдвард Мортенсон. Первые годы жизни Нормы Джин можно назвать довольно счастливыми, но вскоре из-за загруженности на работе её мать была вынуждена отдать девочку во временную семью опекунов Альберта и Иды Болендер, исповедовавшую принципы евангелистического христианства. На момент появления Нормы Джин у Болендеров в семье воспитывались и другие приемные дети.

В 1933 году, почувствовав достаточную финансовую стабильность, Глэдис забрала дочь из опекунской семьи, поселившись с ней в небольшом доме в Голливуде. В 1934 году Глэдис был поставлен диагноз параноидная шизофрения, вскоре после чего женщина оказалась помещена в столичную государственную больницу, где и провела остаток жизни, редко общаясь с дочерью.

После помещения Глэдис в больницу Норма Джин оказалась под временной опекой Грейс Макки – подруги Глэдис. В 1935 году Грейс Макки вышла замуж, и девятилетняя Норма Джин стала лишней в семье, вскоре отдавшей её в сиротский приют Лос-Анджелеса. В 1937 году Норма Джин вновь возвращается в семью Грейс Макки и вскоре становится объектом сексуального домогательства со стороны мужа Грейс Эрвина Годдарда, что стало причиной переезда Нормы Джин в Комптон к своей двоюродной тетке Оливии.

В 1938 году Норма Джин вновь меняет место жительства и переезжает к другой своей тетке – Анне Атчинсон Лоуэр в район Ван-Найс, находящийся также в Калифорнии. Там Норма Джин становится ученицей средней школы Эмерсон. Не выделяясь успехами в учебе, но демонстрируя способности в письме, в это время Норма Джин много пишет для школьной газеты. После окончания средней школы девушка посещает занятия в старшей школе в Ван-Найсе.

В 1942 году, из-за проблем со здоровьем тети, Норма Джин снова возвращается к Грейс Макки. Вскоре после этого семья Грейс оказывается вынуждена переехать в штат Западная Виргиния, что определяет для Нормы Джин перспективу вновь оказаться в приюте (из-за проблем с законодательством 16-летняя девушка не может покинуть пределы штата Калифорния).

В поисках решения проблемы Норма Джин выходит замуж за Джеймса Догерти – взрослого парня, с которым она познакомилась в Ван-Найсе. После регистрации брака Норма Джин бросает учебу в школе и переезжает в дом к мужу.

Через год после свадьбы Джеймс Догерти нанялся в торговый флот, а Норма Джин устроилась работать на авиационный завод фирмы «RadioplaneCo».

В 1945 году на заводе появился армейский фотограф Дэвид Коновер, который по указанию своего начальника, будущего президента США Рональда Рейгана, делал пропагандистские снимки женщин, работающих на военных заводах. Коновер предлагает Норме Джин позировать для фотографий за 5 долларов в час, и она соглашается. После этого девушка оставляет работу на заводе, чтобы начать карьеру модели.

В начале карьеры фотографии Нормы Джин появлялись в основном в рекламе и мужских журналах. Являясь одной из самых амбициозных моделей, Норма Джин быстро добилась успеха, и к 1946 году её фото успело появиться на обложках 33 популярных американских журналов. В июне 1946 года глава агентства «Blue Book» Эммелайн Снивели заключил контракт на Норму Джин с актерским агентством, разделив с ним право на работу с моделью.

Вскоре Норма Джин подписывает контракт с киностудией «20 CenturyFox», исполнительный директор которой Дэррил Ф. Занук не был в восторге от приглашения Нормы Джин, но посчитал необходимым связать модель шестимесячным контрактом, чтобы исключить её уход к конкурентам.

В августе 1946 года исполнение контракта со стороны Нормы Джин началось с выбора сценического псевдонима – «Мэрилин Монро» (комбинация имени бродвейской звезды Мэрилин Миллер и девичьей фамилии матери). В августе 1946 года начинающая актриса развелась со своим мужем Джеймсом Догерти, который был недоволен выбором деятельности супруги.

Поначалу Мэрилин Монро не имела ролей в кино, что дало ей возможность посвятить свободное время изучению актерского мастерства, вокала и танцев.

В феврале 1947 года Мэрилин Монро получает первые роли в фильмах «Опасные годы» и «Скудда-у! Скудда-эй», после чего в её актерской карьере вновь случается безролевое затишье. В это время актриса продолжает обучение в группе актерского мастерства.

Тогда же Мэрилин Монро вступает в дружеские отношения с журналистом Сидни Скольски, а также с исполнительным директором киностудии «20 Century Fox» Джозефом М. Шенком, который уговаривает своего друга Гарри Кона – главу «Columbia Pictures» – подписать с актрисой контракт. В марте 1948 года актриса и «20 Century Fox» связывают себя взаимными контрактными обязательствами.

Подписав контракт, Мэрилин Монро меняет имидж, покрасив волосы в цвет платиновой блондинки.

В октябре 1948 года на экраны выходит не снискавший успеха малобюджетный романтический мюзикл «Хористки» с Мэрилин Монро в главной роли, который оказался единственным фильмом за время сотрудничества актрисы с «Columbia Pictures». В том же году кинокомпания «20 Century Fox» отказывается от услуг актрисы по окончании срока действия контракта.

Осенью 1948 года актриса становится протеже Джонни Хайда, вице-президента актерского агентства William Morris. Чуть позже Монро отклоняет предложение Хайда выйти за него замуж. При содействии Хайда Мэрилин Монро в 1949 году получает небольшую роль в фильме «Счастливая любовь». В это время она продолжает работать моделью. В мае 1949 года Монро соглашается позировать обнаженной для снимков фотографа Тома Келли.

В том же 1949 году, несмотря на второстепенность роли в фильме «Счастливая любовь», актрису выбирают для участи в промо-туре картины в Нью-Йорке.

Период с 1950 по 1952 годы можно назвать прорывным в карьере Мэрилин Монро. В 1950 году с участием актрисы выходит сразу шесть фильмов. Помимо «Счастливой любви» Мэрилин получает небольшие роли в фильмах «Асфальтовые джунгли» и «Всё о Еве» (оба фильма получают высокую оценку кинокритиков), а также принимает эпизодическое участие в картинах «Билет в Томагавк», «Правый кросс» и «Огненный шар». Несмотря на второстепенность ролей, игра Мэрилин Монро также получает высокие отзывы. Так, например, журнал Photoplay упомянул её на своей странице следующей фразой: «Она переехала из мира моды в мир кино, чтобы стать серьезной актрисой».

В декабре 1950 года Джонни Хайд заключает на Мэрилин Монро семилетний контракт с «20 Century Fox», вскоре после чего умирает от сердечного приступа, что становится для Мэрилин личной трагедией.

В 1951 году актриса выступает ведущей на 23-й церемонии вручения премии «Оскар». Далее в карьере Мэрилин Монро следуют второстепенные роли в фильмах «В родном городе», «Моложе себя и не почувствуешь», «Любовное гнездышко» и «Давай сделаем это легально». По оценкам журнала Photoplay, участие Монро в фильмах придало им сексуальный характер. Игра актрисы была высоко оценена кинокритиками, не скупившимися на восторженные отзывы.

Желая совершенствоваться в актерской профессии, Мэрилин Монро начинает брать уроки у прославленного театрального педагога и режиссера Михаила Чехова, высоко оценившего потенциал актрисы.

Михаил Чехов так описал свой опыт работы с Монро: «Она – необычайно восприимчивая актриса. Я осуждал трату ее таланта на незначительные роли, ее большие возможности воплотятся в более крупных и глубоких ролях в кино. Она обладает уникальным актерским талантом, но не умеет владеть им, направлять его. Моей целью стало восстановить её власть над ним».

Еще одним учителем Мэрилин Монро в то время была известная немецко-американская танцовщица Лотти Гослар.

Популярность Монро у американского зрителя стремительно растет, о чем свидетельствует невероятное количество писем, адресованных актрисе её поклонниками. В феврале 1952 года Мэрилин знакомится с американской звездой бейсбола Джо Ди-Маджо, с которым у нее завязывается продолжительный роман.

На втором году контракта с «20 Century Fox» Мэрилин начинает получать главные роли в кино.

В то же время неожиданно вскрылись и получают огласку подробности прошлого актрисы, в частности – её опыт позирования обнаженной перед объективом фотокамеры, что могло иметь катастрофические последствия для карьеры Монро, однако актрисе и кинокомпании в итоге удалось обернуть ситуацию в свою пользу. Решением проблемы стало создание и раскрутка образа нового американского секс-символа.

Несмотря на создавшийся имидж, Мэрилин мечтала о расширении диапазона актерских ролей и в том же 1952 году снялась в драме Фрица Ланга «Стачка в ночи», а также в триллере «Можно входить без стука». Фильмы стали проверкой готовности Монро к более серьезным ролям. Несмотря на коммерческий успех фильмов, многие кинокритики сочли актрису недостаточно опытной для трудных ролей.

Другие фильмы, сыгранные актрисой в 1952 году («Мы не женаты!», «Вождь краснокожих и другие…» и «Мартышкин труд»), были направлены на раскрутку образа секс-символа.

На волне роста популярности актриса начала тяжело переносить связанные с работой нервные перегрузки. Её стали мучить усиливающаяся тревожность и бессонница по ночам, борьбу с которыми актриса вела, принимая алкоголь, амфетамины и барбитураты. У нее начинаются проблемы с дисциплиной: она часто опаздывает, часто забывает тексты ролей.

Проблемы Монро многие видят в сочетании её перфекционизма с низкой самооценкой, а также боязнью сцены.

В 1953 году Мэрилин Монро становится восходящей кинозвездой и главным секс-символом страны.

Фильм «Ниагара», в котором Мэрилин сыграла роль роковой женщины, сделал её самой рентабельной актрисой Голливуда. Несмотря на то, что часть американских зрителей сочла фильм аморальным, картине удалось собрать в прокате 6 млн. долларов.

Следующим фильмом, вышедшим в 1953 году с участием Монро, стала сатирическая музыкальная картина «Джентльмены предпочитают блондинок», в которой актриса предстала в образе глупой блондинки. Прибыль, полученная от проката фильма, вдвое превысила его производственные затраты.

Вышедший в ноябре 1953 года фильм «Как выйти замуж за миллионера» вновь представил зрителю Монро в образе наивной глупышки, объединившейся со своими подругами в желании найти богатых мужей.

Несмотря на приобретенный «звездный» статус, условия контракта актрисы с «20 Century Fox» не изменились. Она по-прежнему не могла выбрать проект или актеров, с которыми хотела бы работать. Мэрилин мечтала о серьезных ролях, в то время как руководство кинокомпании считало, что прибыль от её участия в комедиях будет значительно выше.

В самом начале 1954 года произошел разрыв отношений Мэрилин с кинокомпанией «20 Century Fox», прологом к которому послужил отказ актрисы от участия в очередной комедии «Девочка в розовых колготках». Реакцией со стороны «20 Century Fox» стала приостановка контракта с Монро.

Конфликт тут же стал достоянием печатных изданий, симпатией которых актриса стремилась заручиться, выйдя замуж за бейсбольную звезду Джо Ди-Маджо (их роман давно находился в фокусе внимания СМИ).

В марте 1954 года актрисе и кинокомпании «20 Century Fox» удается договориться об условиях нового контракта, после чего она получает главную роль в экранизации бродвейского спектакля «Зуд седьмого года», съемки которого начались осенью.

В ходе одной из сцен, снятых в Нью-Йорке, Монро стоит на решетке над метро, а вырывающийся снизу ветер поднимает вверх подол ее белого платья. Эта откровенная сцена стала одной из самых известных в карьере актрисы и послужила в 1954 году причиной развода с Джо Ди-Маджо.

После выхода на экраны фильма Монро покидает Голливуд. Будучи недовольной выполнением контрактных обязательств со стороны «20 Century Fox», она переехала на восточное побережье, где совместно с фотографом Милтоном Грином основывала продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions (MMP).

Причиной такого решения сама актриса назвала усталость от игры однотипных ролей, а также желание «сделать лучшие вещи». В сложившейся ситуации актрисе не удается заручиться поддержкой СМИ.

В 1955 году Мэрилин Монро переезжает в Нью-Йорк, где занимается совершенствованием актерских качеств.

На фоне бракоразводного процесса с Джо Ди-Маджо (с которым Монро продолжила отношения) актриса начинает сближаться с драматургом Артуром Миллером, находившимся под надзором ФБР в связи с подозрениями в симпатиях к коммунизму. В октябре 1955 года брак Монро и Ди-Маджо был окончательно расторгнут, после чего роман актрисы с Артуром Миллером, расставшимся с женой ради новых отношений, приобрел иное качество.

В 1956 году актриса объявляет прессе о своей победе над «20 Century Fox». СМИ, ранее высмеивавшие актрису, теперь занимают благосклонную к ней позицию, о чем свидетельствует ряд восторженных публикаций. В марте 1956 года актриса официально берет себе имя Мэрилин Монро, а 29 июня 1956 года был зарегистрирован брак Мэрилин Монро и Артура Миллера. Выйдя замуж за Миллера, актриса переходит в иудаизм, что становится причиной запрета всех фильмов с её участием в Египте.

В августе 1956 года выходит драма «Автобусная остановка», ставшая для Монро первым фильмом, выпущенным в соответствии с новым контрактом. Режиссер картины Джошуа Логан, поначалу скептически оценивавший профессиональные качества Мэрилин, позднее сравнил актрису с Чарли Чаплином за её умение смешивать комедийный и трагедийный жанры. Сыграв в фильме роль певицы, Монро была выдвинута на премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль – комедия или мюзикл».

Во второй половине 1956 года актриса работает над фильмами самостоятельного производства MМP (Marilyn Monroe Productions).

Во время съемок фильма «Принц и танцовщица» у Мэрилин Монро возник конфликт с Лоуренсом Оливье, являвшимся сопродюсером и режиссером, а также исполнителем главной роли в картине. Фильм был выпущен в соответствии с графиком в июне 1957 года и имел неоднозначные оценки. Однако на фоне нервного напряжения во время съемок у актрисы случается выкидыш и по завершении работы над фильмом Мэрилин Монро принимает решение сделать 18-месячный перерыв в карьере. В середине 1957 года актриса беременеет во второй раз, но беременность оказывается внематочной, и её приходится прекратить. Спустя год у актрисы случается еще один выкидыш.

Возникшие разногласия с Милтоном Грином заставляют актрису выкупить свою долю в компании MMP.

В 1958 году Мэрилин Монро возвращается в Голливуд, чтобы сняться в комедии Уайлдера «В джазе только девушки». Во время съемки картины возникли серьезные трудности, связанные, прежде всего, с самой актрисой: Монро опаздывала к началу съемок, то и дело забывала текст роли и требовала десятки дублей, прежде чем сама не начинала чувствовать удовлетворение от сыгранного.

По окончании работы над фильмом «В джазе только девушки» актриса берет перерыв до конца 1959 года, после чего снимается в музыкальной комедии «Займемся любовью». Во время съемок у Монро вновь возникают проблемы с дисциплиной, что становится причиной изменений в графике производства. Выйдя в прокат в сентябре 1960 года, картина получила отрицательные отзывы критиков.

Следующая картина «Неприкаянные» (1961 год) режиссера Джона Хьюстона стал последним фильмом с участием Мэрилин Монро, который вышел на экраны. Сценарий картины написан Артуром Миллером таким образом, чтобы Мэрилин Монро получила в ней драматическую роль. Съемки вновь получились невероятно тяжелыми, предельно обострившими противоречия между Монро и Миллером. По завершении съемок Монро и Миллер развелись, а вышедший в начале 1961 года фильм провалился в прокате.

Первую половину 1961 года Монро решает проблемы со здоровьем, накопившиеся за время длительных нервных перегрузок. Весной 1962 года актриса становится обладателем премии «Золотой глобус» и приступает к работе над новым фильмом «Что-то должно случиться», который в итоге так и останется незаконченным. За несколько дней до начала съемок актриса заболевает гайморитом, но руководство «20 Century Fox» не принимает это в учет и отказывается корректировать график, обвиняя актрису в симулировании.

19 мая 1962 года Мэрилин Монро берет перерыв, чтобы спеть ставшую знаменитой песню «Happy birthday Мr. president» в день рождения президента США Джона Кеннеди. Отлучка Монро привела в бешенство руководство кинокомпании, что едва не привело к расторжению контракта с актрисой. После очередного больничного Мэрилин «20 Century Fox» увольняет актрису и предъявляет ей иск на сумму 750 тысяч долларов, однако вскоре жалеет о поспешном решении и вновь ведет с ней переговоры. Летом 1962 года соглашение сторон было достигнуто.

В ночь с 4 на 5 августа 1962 года Мэрилин Монро была найдена мертвой в своем доме в Брентвуде (район Лос-Анджелеса). Рядом с её телом находились пустые бутылки из-под лекарств. Прибывшие на место специалисты выявили наличие в организме актрисы сверхвысокой концентрации барбитуратов. В связи с отсутствием признаков насильственной смерти причиной смерти Монро было названо самоубийство.

 

 

Список использованной литературы

 

1. https://zen.yandex.ru/media/olfe/kak-v-sovetskom-soiuze-pokupali-komediiu-v-djaze-tolko-devushki-5f928bbc06ce5139eee35a95https://ru.wikipedia.org/wiki/В_джазе_только_девушки#В_СССР

2. КиноПоиск, 2016, Кто боится кодекса Хейса? (https://www.kinopoisk.ru/media/article/2793199/)

3. Курс лекций Антона Мазурова «Великий кинемо», Лекция 6, 2019: «Голливуд – Новый Голливуд» (https://www.youtube.com/watch?v=q8cIRazaNpk&t=4532s)

4. http://old.kinoart.ru/archive/1997/03/n3-article17

5. https://rg.ru/2014/02/08/lemmon-site.html

6. Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 4. Книга 1. Голливуд. Конец немого кино 1919-1929.

7. https://sergeytoronto.livejournal.com/195423.html – перевод https://www.theparisreview.org/interviews/1432/the-art-of-screenwriting-no-1-billy-wilder

8. Спото Дональд. Мэрилин Монро

9. Телеканал «Культура», Документальный фильм, 2018: «Двадцатый век. Потеря невинности. Цензура» (https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/62494/episode_id/1611538/video_id/1752582/)

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Уайлдер,_Билли

11. https://www.film.ru/articles/kinoslovar-kodeks-heysa?page=3#acon

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!