Отход американского кино от Кодекса Хейса



Позднее творчество Билли Уайлдера.

Его движение от нуара к комедии

 

В 1944 году Билли Уайлдер совместно с писателем и сценаристом Раймондом Чандлером снял фильм «Двойная страховка», который вполне вписался в категорию психологических «черных» (нуарных) фильмов. В основе сюжета – создание преступного союза между мужчиной и замужней женщиной, и, как итог, полный крах главного героя.

В номинированном на премию «Оскар» в 1945 году сценарии фильма далеко не в полной мере соблюдены предписания «Этического кодекса», который стал в 1934 году неофициальным национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа США. Действительно, зло здесь показывается для того, чтобы его осудить, супружеская неверность ведет к убийству, а вслед за убийством следует возмездие.

Однако в фильме, вопреки «кодексу Хейса» продемонстрированы, например, сцены убийства и стрельбы; также в ленте просматривается смакование жестокости и порока. Обращаясь к среде маленьких людей, режиссер намеренно принижает своих героев, вводя в коммерческий обиход старые мотивы немецкого «камершпиля» 1920-х годов: комплекс виновности и всемогущество судьбы.

Эту тенденцию Билли Уайлдер продолжил в «Потерянном уик-энде» (1945 год). Фильм представляет собой длящуюся почти два часа борьбу между интеллигентом-алкоголиком (Рей Милланд) и почти одержавшим над ним верх пороком. В этом черном психологическом фильме совсем нет элементов детектива; в этой тревожной, а то и внушающей ужас кинокартине Уайлдер сводит проблему растущего масштаба алкоголизма в США к частному случаю; этот фильм способен, прежде всего, помочь утопающим в пороке людям увидеть, как в зеркале, кажущуюся беспросветность своих жизненных метаний, впрочем, не лишенную надежды.

Работая в разных жанрах, Уайлдер явно отдавал предпочтение криминальной драме, о чем бы ни шла речь в фильме: о переживаниях стареющей звезды кино, продолжающей грезить о прошлом («Бульвар Сансет»), о двух музыкантах, случайно ставших свидетелями бандитской разборки («Некоторые любят погорячее» в нашем прокате «В джазе только девушки», о берлинском «черном» рынке, возникшем на руинах немецкой столицы («Зарубежный роман») или о жене, решившей свидетельствовать в суде против собственного мужа («Свидетель обвинения»).

Увлечение криминальной драмой вовсе не противоречило природной веселости Билли Уайлдера. Действие всех его фильмов щедро пересыпано шутками и забавными несуразностями. Критики называли эти фильмы «криминальными комедиями».

Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).

Можно обратить внимание, что эти ленты он создавал уже в содружестве с И.А.Л. Даймондом, сценарии которого легли в основание почти всех этих фильмов. Их сотрудничество началось с 1955 года.

Вот как описывает процесс работы с И.А.Л. Даймондом сам Уайлдер. По его словам, для работы им необходимо было сначала обсудить историю, разбить ее на сцены. В ходе обсуждения они то и дело менялись ролями. То Уайлдер диктовал, а Даймонд печатал, то наоборот.

Между ними не было ссор в ходе совместного творчества, рассказывал Уайлдер. Если один критиковал написанное, другой скорее соглашался с критикой.

«Или он мог предложить что-то мне, а в ответ уже я качаю головой. Тогда он просто рвёт написанное и выбрасывает в мусорную корзину, и мы уже никогда к этому не возвращаемся. Мы очень доверяли друг другу», – рассказал Уайлдер в одном из интервью.

Иногда соавторы почти спонтанно находили решение затруднительной сцены. Так случилось с заключительным диалогом в фильме «В джазе только девушки». Возник вопрос, почему же персонаж по имени Джо Браун не может выйти замуж за миллионера Леммона. Вдруг возникла знаменитая фраза, которой сценаристы не смогли найти замену: «У каждого свои недостатки».

Также к жанру комедии можно отнести такие фильмы Уайлдера как «Майор и малютка», «Сабрина» (1954), «Квартира» (1960), «Нежная Ирма» (1963), «Поцелуй меня, глупый» (1964), «Печенье с предсказанием» (1966), «Аванти!» (1972).

Уайлдер весьма оригинально объяснял свою приверженность жанрам: «Сейчас, когда я думаю о моих фильмах, мне кажется, что когда я был чем-то расстроен, то обязательно делал комедию. И наоборот, в состоянии душевного подъема мне хотелось снимать нечто трагическое. Наверно, я делал это вполне бессознательно. Но могу сказать с полной ответственностью, что в процессе работы над комедией я избавлялся от депрессии. Фильмы были для меня чем-то вроде психоанализа».

Несмотря на интерес Уайлдера к социальным драмам, за ним закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всего картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список – «В джазе только девушки».

И в жизни Уайлдер получил славу остроумного человека. Шутки Уайлдера с воодушевлением пересказывали, но также и боялись попасть ему на язык. Удачным сочетанием двух-трех слов он мог уничтожить любую репутацию. И даже при подборе исполнителей Уайлдер отдавал предпочтение тем, кто любил пошутить.

Во многом итоговая комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена пяти «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный сценарий»). После 1961 года Уайлдер получил премию «Оскар» только в 1988 году в номинации «За высокое качество общего творческого вклада в кино».

Отход американского кино от Кодекса Хейса

 

К концу 20-х годов в погоне за прибылью в американском киноискусстве стали складываться негативные тенденции, в частности, все чаще стали появляться фильмы, проблематизирующие нормы морали и шокирующие публику (см. справку №27). Героями фильмов становятся проститутки, шулеры, гангстеры. Католические организации США выступают с резкой критикой аморального кино. Так, католические священники создают Национальный легион нравственности (англ. National Legion of Decency), который дает свою критику кинолентам и грозит бойкотом просмотру кинокартин.

Кроме того, ряд киноактеров Голливуда был замешан в крупных скандалах с обвинением в сексуальных оргиях и даже изнасиловании («Толстяк» Арбакл Роско) и аморальности (развод Мэри Пикфорд с Оуэном Муром).

Все это создало неприличный ореол вокруг звезд Голливуда и нового звукового кино в целом. Крупнейшие киностудии, понимая, что в таких условиях цензура может быть введена со стороны государства, принимают свод этических правил, некоего нравственного Кодекса того, что можно показывать в фильмах, а чего нельзя. В дальнейшем данный свод правил будет назван кодексом Хейса.

Кодекс был принят Ассоциацией производителей кинофильмов (Motion Picture Producers) и Ассоциацией производителей и прокатчиков кинофильмов (Motion Picture Producers and Distributors of America, MPPDA), т.е. крупнейшими производителями кинофильмов в США.

MPPDA создает Администрацию Кодекса (Production Code Administration, PCA), главой которой становится республиканец Уильям Харрисон Хейс. Вводится жесткая цензура – все фильмы согласившихся с Кодексом киностудий должны получать разрешение от PCA перед выпуском в прокат. При этом складывается ситуация, при которой никакой фильм не может выйти в прокат без одобрения данной организации, так как MPPDA (учредитель PCA) владеет львиной долей кинотеатров – фильм просто негде будет показывать.

По словам российского кинокритика Антона Мазурова, Кодекс Хейса был удобен для MPPDA тем, что при помощи него она могла ограничивать конкуренцию среди кинопромышленников, выпускающих фильмы, не входившие в Ассоциацию, таким образом произошла монополизация рынка со стороны MPPDA.

При этом в США действовал антитрестовский (антимонопольный) закон, так называемый Акт Шермана, который не позволял ограничивать выпуск лент, не входящих в MPPDA – даже при помощи Кодекса Хейса, но свободных кинотеатров, не принадлежавших MPPDA, в стране почти не было.

Так, известно, что в 1948 году Paramount Pictures, входившая в MPPDA, проиграла в Верховном суде США дело по эксклюзивному использованию своей сети кинотеатров для демонстрации в ней только своих фильмов. Кодекс Хейса просуществовал до конца Второй мировой войны, после нее ряд причин привел к отказу от Кодекса. Назовем основные.

Причины отказа от Кодекса Хейса:

1. Появление европейских фильмов в США (итальянские, французские фильмы) свободных от кодекса Хейса, после Второй мировой войны.

2. Создание европейских кинофестивалей – как системы показа новых фильмов и их обсуждения.

3. Потеря контроля кинокомпаниями MPPDA над своими сетями кинотеатров, появления независимых кинотеатров (см. выше в отношении процесса в Верховном суде со студией Paramount Pictures, входившей в MPPDA), которые показывали фильмы без цензуры.

4. Распространение Первой поправки к Конституции США к кинематографу, т.е. запрещение посягательства на свободу слова. Кинематографический язык приравнивается к художественному высказыванию и не подлежит цензурированию. Это стало возможным благодаря тому, что дистрибьютор в США фильма итальянского неореализма Роберто Росселини «Любовь» Джозеф Вильсон в 1952 году выиграл судебный процесс против запрета картины в США.

5. Появление телевидения, освобожденного от Кодекса, как альтернативы кинематографу.

 

 

Фильм «В джазе только девушки» (1959) [к просмотру]

Одним из первых фильмов, в котором уже не соблюдался Кодекс Хейса, стал снятый в 1959 году комедийный фильм «В джазе только девушки» (англ. Some Like It Hot – «Некоторые любят погорячее»).Он был снят и спродюсирован Билли Уайлдером по сценарию, совместно написанному им в соавторстве со сценаристом И.А.Л. Даймондом.

В фильме приняли участие ведущие американские звезды: Тони Кёртис, Джек Леммон и Мэрилин Монро, а также известный американской публике, но несколько утративший на тот момент былую славу Джордж Рафт, амплуа которого – типичный гангстер времен «сухого закона» («Лицо со шрамом», роль Джино Ринальдо) и бессменный исполнитель ролей полицейских и священников – Пэт О'Брайен. Эти актеры сыграли в фильме типичные для себя образы: Рафт – криминального авторитета, О'Брайен – детектива.

 

Постер к фильму «В джазе только девушки» 1959 года

 

Фильм повествует о судьбе двух музыкантов (Тони Кёртис –Джо/Джозефина, Джек Леммон – Джерри/Дафна) во времена Великой депрессии и «сухого закона», вынужденных зарабатывать себе на хлеб музицированием в кабаре и нелегальных клубах Чикаго. По случайности друзья становятся свидетелями криминальной разборки, что вынуждает их начать скрываться от гангстеров. Понимая, что просто спрятаться от криминальной банды им не удастся, они делают неожиданный шаг и устраиваются в оркестр, уезжающий на гастроли во Флориду. Вся интрига заключается в том, что данный коллектив состоит только из девушек и главным героям приходится перевоплощаться в женщин. Причем, попав в группу, оба они влюбляются в солистку группы – Душечку Кейн (Мэрилин Монро). На этом строится завязка сюжета.

 Сюжет картины был позаимствован из французского фильма 1935 года «Фанфары любви» (Fanfared'amour) и его немецкого римейка 1951 года одноименного названия (FanfarenderLiebe), сценарий которого Уайлдеру удалось-таки выкупить, чего нельзя было сделать с французским сценарием. О немецком варианте фильма Уайлдер говорил, что это «очень малобюджетная немецкая картина третьего класса».

 

Билли Уайлдер и Мэрилин Монро на съемках фильма «В джазе только девушки»

 

Съемки фильма шли с начала августа по 6 ноября 1958 года. Тридцатидвухлетняя Мэрилин Монро после двухлетнего перерыва в кинокарьере, когда кинокомпании уже начали было создавать ее двойников, согласилась на главную роль в фильме. Как говорила сама актриса – это ей было необходимо, чтобы «иметь работу и цель в жизни, для разнообразия начать что-то делать» и действительно, актриса испытывала сложный период в жизни: неудавшаяся беременность, проблемы в семейной жизни – сложности в отношениях с мужем с американским драматургом Артуром Миллером, финансовые затруднения.

Известный американский писатель, автор книги о Мэрилин Монро Дональд Спото, так писал о реакции актрисы на предложение Билли Уайлдера участвовать в его фильме: «Ситуация [сюжета фильма] создавала неограниченные комедийные возможности; кроме того, Мэрилин в роли Душечки исполнила бы парочку песен. И хотя это была такая роль, о которой она вроде хотела бы забыть, актриса настолько сильно верила в меткость выбора Уайлдера – памятуя о его последнем успехе [фильм «Зуд седьмого года»], – что была готова вступить с ним в переговоры. Поздней весной было согласовано, что Мэрилин получит сто тысяч долларов и исторические десять процентов с прибылей от фильма. Она полагала, что это будет приятная и финансово выгодная цезура в ее прежней жизни, за время которой Артур [Миллер] как раз закончит “Неприкаянных”».

Известно, что по договору с кинокомпанией «Фокс» Мэрилин Монро должна была сниматься только в техниколоре (цветная киносъемка). И, хотя данную картину снимала другая киностудия («Юнайтед артистс»), актриса надеялась на исполнение и этой картины в цвете, но кинопробы показали, что мужчины, переодетые в женские платья на цветной кинопленке выглядят слишком вульгарно и нереалистично. Монро согласилась на черно-белую картину.

 

Цветной кадр из фильма «В джазе только девушки»

 

Съемки начались в солнечной Калифорнии, неподалеку от Лос-Анджелеса, – по сценарию во Флориде, – с эпизода, где Джо (Тони Кёртис) притворившись миллионером, представляется Душечке. Все прошло хорошо и Уайлдер, зная о проблемах актрисы, вздохнул с облегчением.

«Она все время опаздывала и требовала до бесконечности повторять и повторять дубли – ведь Страсберги [режиссер Ли Страсберг и актриса Пола Страсберг – организовали школу актерского мастерства по системе К. Станиславского в Нью-Йорке, в которой училась Мэрилин Монро] научили ее делать нечто еще раз, и еще раз, и еще раз, пока она не почувствует, что делает это хорошо. И вот теперь она заставляла нас нескончаемо все повторять, наш до мелочей продуманный и разумно распланированный бюджет рос не по дням, а по часам, отношения в съемочной группе напоминали скотобойню, а я находился на грани нервного кризиса. По правде говоря, Мэрилин не была человеком трудным – она была просто невыносимой. Да, законченное произведение стоило всего этого, но тогда мы вообще не верили, что оно когда-либо будет закончено.

<...>

Временами сцена, которую мы могли бы отснять за час, растягивалась до трех дней, поскольку после каждого неудачного дубля Мэрилин плакала и нужно было поправлять ей макияж», – рассказывал впоследствии Уайлдер.

 

Тони Кёртису наносят грим перед съемкой

 

Более того, актриса постоянно опаздывала, приходила на съемки, не выучив текст, не зная слов. Ей постоянно подсказывали реплики, текст роли периодически давали в виде шпаргалок, прикрепленных к реквизиту.

 С сентября Монро стала принимать седативные средства, сочетая их с алкоголем. Роль Душечки давалась актрисе нелегко. Ее муж, драматург Артур Миллер, обеспокоенный состоянием супруги, приехал на съемки, что только ухудшило обстановку на съемочной площадке, так как Миллер, по словам биографа Монро Дональда Спото, «долго распространялся на тему различий между классической комедией и трагедией – и этой профессорской дидактикой не снискал себе симпатий ни жены, ни ее коллег».

 

Эпизод из фильма на пляже, где Джо выступает в роли миллионера

 

По окончанию съемок все вздохнули с облегчением, а сам режиссер Билли Уайдлер следующим образом охарактеризовал работу с Монро в интервью газете «Нью-Йорк геральд трибьюн»: «Я консультировался по поводу этой идеи со своим терапевтом и со своим психиатром, и оба они посчитали меня слишком старым и слишком богатым, чтобы проходить через такое еще раз».

Несмотря на то, что фильм «В джазе только девушки» не получил прокатного удостоверения, так как серьезно нарушал многие статьи Кодекса Хейса, а Национальный легион нравственности (организация созданная Римско-католической церковью) заявил, что «материалы картины оцениваются, как сильно оскорбительные по отношению к христианским и традиционным нормам морали и нравственности» и «в фильме есть явные намеки на гомосексуальность и лесбиянство», фильм был показан во многих кинотеатрах страны в конце марта 1959 года и сразу занял лидирующие позиции в американском кинопрокате того времени на протяжении целых трех недель.

Он стал невероятно успешным как в финансовом отношении, так и в части критических отзывов. Позднее американский институт киноискусства проведет опрос, согласно которому фильм «В джазе только девушки» будет назван одним из лучших когда-либо созданных фильмов.

В СССР фильм «В джазе только девушки» вышел в прокат только в 1966 году, причем с некоторыми цензурными ограничениями. Сообщается, что Леонид Брежнев сам дал разрешение на закупку данной картины в мае 1964 года после заседания Секретариата ЦК КПСС. В докладной записке в ЦК КПСС от председателя Госкино СССР А. Романова было написано следующее:

«Государственный комитет просмотрел фильм с привлечением общественных организаций, писателей и кинематографистов. Фильм положительно оценен всеми участниками просмотра и рекомендован для показа в СССР».

 

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

 

Только за 1967 год в СССР фильм посмотрело около 43 млн человек. «В джазе только девушки» – это единственный фильм с участием Мэрилин Монро, который видел советский зритель. Второй прокат фильма в СССР состоялся в 1985 году, его посмотрело 28,9 млн человек. Полная версия фильма со свежим дубляжем вышла в 1999 году. Фильм был выпущен телеканалом «ОРТ».

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!