Бриттен пять раз бывал в СССР, учил русский язык по Пушкину и горячо любил Ростроповича
Мстислав Ростропович (сидит сзади), Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен (за рулем) и Питер Пирс. Олдборо, 1961 год© Erich Auerbach / Getty Images
В СССР Бриттен приезжал с кратким визитом на разные международные фестивали, например «Английская музыка» (1963) или «Дни английской музыки в СССР» (1971). В СССР того времени его любили и играли его произведения. Композитор даже посвятил свою оперу-притчу «Блудный сын» Шостаковичу, а тот посвятил ему вокальную 14-ю симфонию.
В 1960-е годы Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе, и в 1965 году по приглашению знаменитого виолончелиста и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен и Пирс приехали в СССР. Чтобы избежать трудностей советского быта того времени, Ростропович предложил англичанам путешествие не в Москву, а в Армению — в Дом творчества композиторов в горном Дилижане.
Накануне Бриттен с Пирсом начали учить русский язык и по приезде купили прямо в аэропорту томик Пушкина, чтобы практиковаться в чтении. Когда Слава и Галя (так Бриттен называл своих друзей) читали эти стихи вслух, возник замысел небольшого цикла. Бриттен выбрал шесть стихотворений: «Эхо», «Я думал, сердце позабыло», «Ангел», «Соловей и роза», «Эпиграмма» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» — и написал очень короткий цикл общей длительностью чуть больше 12 минут. Галина Вишневская тут же его исполнила.
|
|
В 1974 году, когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская фактически были изгнаны из страны (а впоследствии лишены гражданства), Бриттен стал в СССР персоной нон-грата.
Бриттен был выдающимся пианистом
Бенджамин Бриттен. 1946 год© Gerti Deutsch / Picture Post / Getty Images
Вместе со Святославом Рихтером они играли на концертах виртуозные сочинения для двух роялей — сонаты и фантазии Моцарта, Шуберта, Шумана. Кроме того, Бриттен играл концерты вместе со своим другом «Славой» Ростроповичем, со скрипачом Иегуди Менухиным и со многими другими музыкантами. Но главным образом, конечно, он концертировал со своим постоянным партнером Питером Пирсом.
Произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном
Военный реквием / War Requiem1961
Военный реквием: «Offertorium» — «Sed signifer sanctus»Исполняют Хетер Хампер (сопрано), Томас Хемсли (баритон), Питер Пирс (тенор), Melos Ensemble, Cимфонический хор и Cимфонический оркестр Би-би-си. 1964 год
Главным успехом британского композитора считается Военный реквием. В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчиков, два оркестра — камерный и симфонический.
Пьеса длится около полутора часов. Бриттен создал не строгую церковную службу на канонический латинский текст, а многослойную гражданскую литургию. Стихи заупокойной мессы прерывают и «комментируют» части, созданные на тексты английского поэта Уилфреда Оуэна. Таким образом внутри мессы возникает песенный цикл.
|
|
Заказ на создание произведения был приурочен к открытию мемориала в Ковентри (1961): рядом с законсервированными руинами старинного храма, разрушенного бомбардировкой, был возведен новый кафедральный собор. Реквием Бриттена посвящен событиям Второй мировой войны, тексты же Оуэна написаны под впечатлением от ужасов Первой. Поэт был убит в бою ровно за неделю до ее окончания.
Бриттен основывается на выдающихся образцах европейской музыки, при этом дает показательный пример собственного метода сочинения, гармонического языка. Очевидны культурные связи Военного реквиема с Девятой симфонией Бетховена, «Страстями» Баха, моцартовским Реквиемом и Немецким реквиемом Брамса, «Песнями об умерших детях» Малера.
В 1988 году режиссер Дерек Джармен снял фильм / визуальный ряд к оратории с аллегорическими образами, роли которых исполняют Тильда Суинтон, Лоуренс Оливье, Натаниель Паркер и другие.
|
|
«Семь сонетов на стихи Микеланджело» / «Seven Sonnets of Michelangelo»1940
Сонет XVI: «Sì come nella penna e nell’inchiostro»Фортепиано: Бенджамин Бриттен. Вокал: Питер Пирс. 1956 год
Обратиться к сонетам Микеланджело, творца Сикстинской капеллы, как литературной основе для вокального цикла Бриттену посоветовал поэт Оден. Они были близкими приятелями, когда композитор жил в США. Писал Бриттен, используя итальянский оригинал текста. Для премьеры в Англии был сделан перевод стихов на английский. Пластинка «Сонетов», изданная в 1942 году, стала первой совместной записью Бриттена и Пирса. Вокальный цикл стал в музыкальной истории в один ряд с шедеврами Гуго Вольфа, Шуберта и Малера. Бриттен сам переписал копию нот своего сочинения и подарил Альме Малер — вдове Густава Малера, надписав «с любовью».
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!