Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке
Бенджамин Бриттен за работой в своем доме в Олдборо. 1949 год© Kurt Hutton / Picture Post / Hulton Archive / Getty Images
В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Генри Пёрселла в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в развитие классической и позже романтической музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и остальной мир своим многочисленным и очень разнообразным наследием.
Как национальный композитор, он использовал в музыке самые разные английские мотивы: от интонационных оборотов английской речи до скрытых цитат из английских песен; от хоровых английских жанров типа кэролов , антемов и граунда до романтической английской поэзии. Кроме того, он воссоздавал в операх типичные английские характеры.
В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.
Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах
Бенджамин Бриттен на репетиции Военного реквиема в соборе в Ковентри. 1962 год© Erich Auerbach / Hulton Archive / Getty Images
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы — особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкальным сюжетом. Бриттен использовал его и тем самым «продвигал» английских поэтов: Перси Биши Шелли, Альфреда Теннисона, Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Уильяма Блейка, Томаса Мидлтона и других.
|
|
У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфониетты , сюиты, фортепианный, скрипичный концерты и Симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростроповича) — и множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколько струнных квартетов.
Таким образом, Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть и уже в ХХ веке.
Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал все новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессионистская музыка (например, «Озарения» на слова Артюра Рембо), есть экспрессионистские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое авангардное того времени — произведения в додекафонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда .
|
|
Множеством произведений для голоса Бриттен обязан своему возлюбленному
Бенджамин Бриттен и Питер Пирс. 1946 год© Gerti Deutsch / Picture Post / Getty Images
Выдающийся музыкант и певец, артист, переводчик и либреттист Питер Пирс обладал очень красивым тембром голоса. Потому творчество Бриттена само собой «склонилось» в сторону вокальной музыки. Бриттен написал для Пирса множество вокальных циклов и едва ли не все теноровые партии своих опер — страстные «Сонеты Микеланджело», философско-драматичные «Святые сонеты Джона Донна», Серенаду и Ноктюрн, «Зимние слова», «Шесть фрагментов Гёльдерлина», кантикли (род религиозных гимнов).
Бриттен был очень темпераментным и страстным человеком, Пирс обладал более спокойным и рассудительным характером. Встретившись в 1937 году, они не расставались никогда. Трудно предположить, кем был бы Пирс без Бриттена, как неизвестно, какие сочинения писал бы Бриттен без Пирса.
«Я, право, люблю тебя так страшно — не только блистательного тебя, но и твое пение. Я только что слушал трансляцию записи „Зимних слов“, и честно говоря, ты величайший артист из когда-либо существовавших — каждый нюанс, тонкость и никогда нет пережимов; эти великие слова, такие печальные и мудрые, созданные для того божественного звука, которым ты обладаешь, полного, но всегда окрашенного для слов и музыки. Что сделал я, чтобы заслужить возможность писать для такого артиста и человека?» — писал Бриттен Пирсу.
|
|
Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
Премьера детской оперы Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». 1958 год© Erich Auerbach / Hulton Archive / Getty Images
Как самостоятельный жанр музыка для детей появилась в XIX веке у романтиков. В основном это были небольшие и несложные циклы пьес для детского музицирования, которые назывались «Детские альбомы» или «Альбомы для юношества».
В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям, — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоминающимися мелодиями.
Самыми известными из них стали «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и бриттеновский «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».
|
|
Бриттен написал «Путеводитель» по заказу министерства просвещения в рамках работы над музыкой к документальному фильму «Инструменты оркестра» в 1945 году. Он взял за основу тему из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» и создал на ее основе цикл вариаций . Действующие лица «Путеводителя» — инструменты. Они «рассказывают», как аранжируется оркестровое произведение, как используются возможности разных инструментов и меняются жанры музыки.
Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводитель» стал одним из самых исполняемых в мире.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!