Исток историчности. 1. Историческое сознание и историчное сознание.



Историческое сознание – это знание об истории. Это знание историческое, если оно постигает совершившееся как объективные предпосылки нашего существования и в настоящем, и в тоже время нечто иное – уникальное и неповторимое. Это историческое сознание получает исполнение в исторических науках. Оно подтверждается в картине всемирной истории и в нашей способности интерпретировать нашу историю через прошлое. В историческом сознании мы противостоим случившемуся и спрашиваем о его причинах. Историческое сознание направлено на публичное, социологическое, политическое, на учреждения и нравы. Человек ограничен в своем знании случившегося, но не ограничен в способе знания. Я – как индивид не я сам, а сознание вообще; я –как знающий отделен от объекта, который знаю.

Нечто иное представляет собою историчное сознание, где самость осознает свою историчность, в которой она и существует. Историчное сознание экзистенции должно быть изначально личным сознанием. «В нем я осознаю себя в коммуникации историчным самобытием: я как сам я привязан во времени к последовательности моих неповторимых ситуаций и данностей». В личном сознании бытие и знание неотделимо связаны друг с другом в самом истоке. Мы лишь в последствии разделяем в своем мышлении – историчное бытие и это знание о нем. Одно без другого не существует, нет историчного бытия, а без историчной действительности нет знания. Тождество самости как знания в историчном сознании и самости как историчности в действительном становлении невозможно представить (это тождество самое достоверное и светлое в экзистенции, но самое непостижимое для теории).

«Только из этого историчного истока историческое впервые по-настоящему становится историчным». Без историчного истока историческое имело бы смысл произвольного ряда событий соотнесенного в настоящем. Только в историчном сознании историческое знание получает источник своего смысла. Исторические науки производят знание для того, чтобы оно снова стало элементом этого сознания. Историчное сознание – это светлость фактической историчности экзистенции в существовании.

3. Абсолютное бытие и историчность.

Абсолютное бытие можно мыслить, как трансценденцию. Трансценденция – ничто, поэтому мышление овладевает шифром трансценденции, а не ею самой. Только в абстрактной, неисполнимой мысли можно утверждать абсолютное. Но эта абсолютная мысль может проясниться для меня как абсолютно ограниченное существование. Но с мыслью о наличном абсолютном бытии, я не только ограничен как существование, но и зависим.

Абсолютное бытие можно мыслить, как в возможности своего самобытия. Перед лицом транценденции существование будет зависеть и от меня самого, и можно лишить себя этого существования. Самобытие – абсолютное бытие, осуществление которого остается возможным.

Отвлеченное (абсолютное бытие) – недоступно для меня при трансценденции и самобытии. Но если осуществить его в отличении от существования, то теряешь его. Как будто уходить в худший мир.

Только в существовании. Я в трасценденции можно удостовериться в себе. Все получает смысл, становится мною, как моим явлением (в нем подлинное содержание меня). Мое единство с моим существованием как явлением - моя историчность, уяснение его – историчное сознание.

4. Резюме.

Я – телесная форма ограниченных возможностей. Ограничивает меня другое существование, с которым я борюсь и могу быть им уничтожен. Таким образом, в историчности я двойственен: я – временное существование во времени, я сам не во времени (но в единстве). Я сам во времени, но временное мое существование – явление моего самобытия. Но двойственность историчного сознания только нужна для мышления. Я и мое явление разделяются, когда я мыслю.

Историчность как явление экзистенции.

1. Историчность как единство существования и экзистенции.

Историчность - в неповторимой временной действительности нам незаместимо предстает, как бы из своего основания, глубина подлинного бытия. Поэтому если я знаю себя в историчном сознании как связанного в существовании, то все же я знаю себя как экзистнецию, возможную в этом существовании как явление. В историчном сознании единство существования и экзистенции осуществлено таким образом, что фактическая связанность избрана экзистенцией как собственная. Мы не существуем без являющейся предметности. Но если мы превращаем всякую предметность в явлении в чистое существование, то мы теряем экзистенцию, потому что теряем безусловность, а с нею теряем и всякий исток. В историчном самостановлении осуществляется экзистенция, которая постоянно рискует утонуть в ничто. Если мы мыслим, мы вынуждены занимать какую-либо точку зрения. Историчные точки зрения представляют собою шаги свободы, в которой совершается становление экзистенции. Как экзистенциальные шаги он суть истина.

2. Историчность как единство необходимости и свободы.

В историческом сознании я вижу обусловленные ситуации как возможности свободы. Я нахожусь в решенном уже, и в тоже время я всю жизнь должен принимать решения. В возможности собственного решения я явлюсь себе изначально свободный. Связанность – это ее временно-историчное явление, в котором каждый раз есть данные и приобретенные необходимости, которые не приходится каждое мгновение ставить под вопрос. Нов своем свободном истоке я остаюсь историчным, потому что никогда не могу начать с самого начала. Историчное сознание держится поблизости от действительного, потому что оно как необходимость свободно сохраняет свои подлинные корни, из которых, действуя в мире, оно черпает смысл и содержание своей деятельности.

3. Историчность как единство времени и вечности.

Экзистенция – ни временность. Ни безвременность и никак одно без другого. Экзистирование – углубление мгновения, так что временное настоящее есть исполнение, которое, неся в себе прошедшее и будущее, не уклоняется ни к будущему, ник прошедшему. В историчном сознании осознаю в единстве исчезновение сущего как явление и вечное бытие через посредство этого явления – так, что исполненная однажды временная особенность схватывается как явление вечного бытия – эта вечность абсолютно привязана к этому мгновению. Мгновение временно текуче, оно ничто. Экзистенция не приходит в явление непосредственно готовой, но обретает себя в своих шагах как решениях в длящемся времени. Ее явление – не отдельное мгновение, но историчная последовательность мгновений в их отнесенности друг к другу.

4. Непрерывность историчного.

Экзистируя, я должен, исходя из развития своей собственной сущности различать в объективной ситуации то за, что мне надлежит приняться в настоящем, от того, что только с течением времени может просветлиться или обрести действительность в некотором ряде решений. Историчная подлинность предстает в двояком аспекте: 1. признание того, что существует в настоящем, в принятии действительных решений и созидании чего-то окончательного; 2. В постоянной открытости для будущего, которое может поставить под вопрос все сделанное, и не в силах отменить его, но может обременить его новыми значениями. Эти постоянная открытость и неутвержденность составляют предпосылку для историчности в настоящем. Риск всякого экзистирования состоит в том, чтобы приступать к действию во времени, не зная, каков будет подлинный исход и куда ведет его путь. Через кризисы и проистекающие из них откровения, а не через технические планы; не в заранее конструируемой диалектике осуществляется то, что будет отныне исторично запечатлено в действительности. Исторично отнюдь не протекание времени и событий в нем, без начала и конца, - исторично исполненное время, которое как явление закругляет и выводит в настоящее.

Непрерывность можно мыслить, как ставшее всеобъемлющим мгновение. Как ограниченно в себе время, которое не есть нескончаемое время, но исполненная во временном протяжении безвременность, истинная длительность между началом и концом, как явление бытия. Воля свободы к бытию в своей светлости допускает вечное возвращение только как образный шифр в среде пребывающего во времени представления, как выражение своей непостижимой безвременности.

В доверенном нам существовании повторение во времени становится механизацией, привычной, пустотой, так и историчным приращением экзистенционального содержания. Длительность становится повторением как явление историчного бытия.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!