With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 62 страница



 

См. Jung, Psychology of the Unconscious, p.207. См. также Silberer. Problems of Mysticism and Its Symbolism, New York, 1917, p.276 ^'Забо­тящийся змей - это "страж сокровищ" у оккультистов, охраняющий драгоценности дракон из мифов. В мистических трудах этот змей обя­ зательно побеждается и нам надо примириться с заключенным в зме­ иной душе противоречием, конфликтом", CW5 р.342.


Исследование сновидений 121

 

Именно на этой стадии и появились эти рисунки (см. рис. 9). Прежде чем обсуждать их, мне бы хотелось повторить не­ сколько технических замечаний*. В своей терапевтической работе метод аналитической психологии редко использует рисунки пациентов. Но при работе с применением приема "активного воображения" они играют значительную роль. Под активным воображением мы понимаем намеренную, умышленную концентрацию на происходящих в глубинах психического бессознательного процессах. Другими слова­ ми, этот прием состоит из своего рода "активной пассивнос­ ти", давая тем самым возможность пациенту бросить взгляд на свои бессознательные процессы без вмешательства его сознательной воли. Склад ума, необходимый для этого про­ цесса, не всегда может быть легко достигнут, но нередко бы­ вают ситуации, когда желание применить подобное средст­ во выражения возникает спонтанно, оно обусловлено осо­ бенностями самого этапа анализа. В данном случае именно это и произошло. Целая серия этих рисунков возникла со­ вершенно самопроизвольно. Она выросла из первого рисун­ ка, нарисованного по моей просьбе, в котором я хотел заста­ вить его выразить лейтмотив этого сна. Процесс создания этих рисунков привел к очень важному развитию самого сна, причем их можно назвать как бы его продолжением. Во сне пациент соприкоснулся с проблемой особой важности, уже давно требовавшей символического выражения. За негатив­ ным характером сна четко прослеживается боязнь пациента столкнуться с проблемой эмоциональной и инстинктивной жизни. Но он все же не желает больше избегать столкнове­ ния со своим страхом, а готов в схватке победить его, изме­ нить всю ситуацию целиком. Пациент весьма преуспел в ре­ ализации смысла своего сна. Перед ним открылись новые горизонты, он перешел на более высокий уровень сознания, где становятся более действенные позитивные и прогрес­ сивные аспекты символов сновидения. Только при помощиактивного воображения пациент сумел подойти к их положи­ тельному содержанию. Оно нашло свое отражение в симво­ лизме рисунков, в противоположность сновидению. Вся цен-


 

Для более полного рассмотрения техники "активного воображения" см. предыдущий раздел "Сравнительное исследование метода анали­ тической психологии".


122                                                                                     Герхард Адлер


 

 


 

 

9. Змея Мироздания


Исследование сновидений 123

 

ность таких рисунков заключена именно в том, что эти бес­ сознательные рисунки обладают особой символической си­ лой, поскольку воздействуют на нас всей силой зрительных образов, еще не разбавленных рационалистическими про­ цессами. Живописное символическое выражение, как и лю­ бой другой символ, обладает "магической" силой. Этим объ­ ясняется важная роль, отводящаяся многими религиями свя­ щенным рисункам и статуям.

 

Я вовсе не намерен в этом обсуждении подавать исчер­ пывающий обзор их обширного символизма, а хочу ограни­ чить себя лишь их прямым и практическим отношением к психологической проблеме пациента.

В первом рисунке (рис. 9.1) представлено простое отра­ жение уже возникшего во сне мотива: гигантская змея окру­ жает мир. Если бы это была единственная картина было бы возможно выудить дополнительную информацию, кроме уже известной из содержания сна. Но один важный момент здесь все-таки присутствует: выход за рамки сна. Змея теперь не­ сет в себе положительные качества в противоположность первоначальному, чисто негативному содержанию. Это под­ тверждается появлением образа сияющей короны, причем этот атрибут сохраняется во всех остальных рисунках. Воз­ никновение этого элемента важно тем, что ясно указывает на проникновение процесса активного воображения в глубины бессознательного, уже не испытывающего больше воздейст­ вия комплекса страха пациента. Змея во сне пациента окра­ шена его страхом перед своими же инстинктами и потому возникла в образе Врага. Но благодаря сознательной реши­ мости победить страх, этот символ открывает свое положи­ тельное значение, он не испытывает больше воздействия личных комплексов пациента. Именно это и придает процес­ су активного воображения его потенциальную ценность. Этот процесс дает возможность проникнуть за "фасад" личных страхов и комплексов, открывает содержащиеся в ощущени­ ях конструктивные и перспективные потенциалии. В повсед­ невной практике анализа сновидений этот момент очень ва­ жен, так как он помогает пациенту обнаружить, что именно комплексы не дали ему овладеть и полностью использовать его скрытые силы, направить их в созидательное русло.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!