With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 58 страница



 

****** Jung, Antikes Mysterienwesen, Brill. Leyden. 1909, p.66; Preller, Vol.I, p.701. Следует заметить, что священным животным Сабазия была змея - Прим. ред.

 

+ Интересно, что в Египте существовал обычай выпускать змею после произнесения слова "богиня" и сокола - после "бог". Это имеет важ­ ное значение для понимания концепции об анима и анимус. Adolf Erman. Die Religion der Aegypter, de Gruyter. Berlin, 1934, p.45


114                                                                                      Герхард Адлер

 

изобилует ими. Змея у индусов играет особую роль. И здесь обязательно нужно упомянуть о змее Кундалини, вы­ ражающей собой главную силу души* в Кудалини Йоге, и в то же время она - символ Мирового Змея Шеша или Анан-та, символического животного Вишну/Кришны**.

О символическом значении змеи теперь уже достаточно сказано и ясно, что она представляет собой олицетворение хтонического земного бессознательного, инстинктивного слоя во всей его тайной магии, мантической*** и целевой силе, равно как и со всей присущей ему опасностью, кото­ рую нужно преодолеть. Именно это противоречие объясняет чувство благоговения и страха, внушаемое змеями. И пока оно находится в господствующем положении, до тех пор си­ ла его не сможет интегрироваться в глубинах человеческой психе, оно напоминает Потоп, сокрушающий человеческоесамосознание, становится разрушающим ядом. Но если че­ ловек сможет преодолеть его силу и присоединить ее к сво­ ему сознанию, то она превратится в созидательную энергию, наградит его тайным знанием и одарит духовным перерож­ дением.

 

Разобрав таким образом символическое значение трех виденных во сне животных, мы можем непосредственно при­ ступить к настоящей интерпретации самого сновидения.

 

Как мы уже упоминали, повседневной жизни пациента со­ ответствует первая часть сна (скучная вечеринка). Она отра­ жает сознательный уровень, где в центре всего сознания**** стоит "Я", эго. Он выходит из психической сферы своей со­ циальной и, в данном случае, очень скучной жизни именно в момент перехода в соседнюю комнату. Войдя в нее, он тут же сталкивается лицом к лицу со "своими" животными. Дру­ гими словами, он во сне переходит со своего эго-уровня в мир инстинктов. Символизм медвежонка и волчонка оказал­ ся связан с особенностями его психического состояния. Медведь - символ матери, отражающий все те инстинкты, которые пациент сфокусировал или спроецировал на свою

 

См. Avalon, The Serpent Power, Ganesh, Madras, 1924.

 

Maja,                                                     Der Hinduismus,

Munich, 1922. pp,73,229

*"* Связанной с гаданием и ворожбой - Прим. перев.

*"** Jung, Psychological Types, p.540.


Исследование сновидений 115

 

мать. Другими словами, медведь - олицетворение инфан­ тильной фиксации на матери-образе. И пока медвежонок пребывает его инстинктивным животным, до тех пор инстин­ кты пациента будут неразвитыми и примитивными и пол­ ностью управляемыми инфантильным желанием по-детски покапризничать, побаловаться. Но в этой же "комнате ин­ стинктов" пациент одновременно сталкивается с противопо­ ложностью медведя - волком. Интересно, что и волк тоже содержит в своем образе слабый намек на материнскую сущность животного (вспомним историю Ромула и Рема, но даже здесь, хотя волчица и выступает как кормилица, как нянька брошенных в пустыне детей, все равно существует упоминание дикого нрава волка). Но все же главной чертой его животной природы, как показывают остальные примеры, является дикость, свирепость, хищность и жадность этого зверя. Иначе говоря, в этой ситуации пациент непосред­ ственно столкнулся с противоречивым характером инстинк­ тов: жажда материнской заботы и защиты встречается с на­ стоящей противоположностью - дикой, неуправляемой ярос­ тью и всепоглощающей жадностью своих инстинктов. Весь­ ма симптоматично, что в этой ситуации пациент начинает ус­ покаивать медвежонка, просит его не бояться, обещает за­ щищать его от когтей злого волчонка. В этом суть его состо­ яния. Нежная, снисходительная мать, соответствующая обра­ зу его инфантильной материнской фиксации, должна быть любой ценой защищена от каких бы то ни было нападок со стороны большого и злого волка, который, заметьте, всего лишь с четверть своего размера. Но неумолимое требование жизни, внутренний закон психологического развития, не поз­ волит осуществиться его обещаниям, в конце концов этот за­ кон побеждает. В самом начале волк представляется каким-то крошечным, даже "невинным", но в последующем он обе­ щает стать обладателем сверхъестественного могущества, он способен быстро вырасти до чудовищных размеров, а уже


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!