ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Оценка уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

С целью определения эффективности организации дополнительного образования для развития творческих способностей нами был проведён психолого-педагогический эксперимент на базе ЧДОУ Детский сад №233 ОАО «РЖД». В эксперименте принимали участие 12 дошкольников подготовительной группы, составляющих экспериментальную группу 6 детей и контрольную группу 6 детей.

Цель констатирующего этапа – определить комплекс диагностических методик и выявить уровень развития творческих способностей у детей 6-7 лет.

Задачи:

- определить критерии уровней развития творческих способностей и подобрать методики для проведения диагностики;

- провести диагностику и определить уровень развития творческих способностей у детей;

- провести качественный и количественный анализ результатов.

Согласно исследованиям, основными показателями – критериями проявления творческих способностей, является творческое мышление, которое проявляется в способности к преобразованию и продуцированию новых оригинальных идей. Для выявления уровня развития творчески способностей мы применяли следующие методики в соответствии с выделенными критериями:

1. Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев

2. Тест творческого мышления Э. Торренса «Незавершённые фигуры» (в адаптации Е.Е. Туник)

3. Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышление. Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Рассмотрим подробно разработанные диагностические задания в соответствии с показателями уровня развития творческих способностей у детей 6-7 лет.

1. Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев

Цель – выявление способностей ребёнка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения несоответствия.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человек и солнце; карандаш.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Ребёнку предлагалась картинка, с просьбой, сказать, что на ней нарисовано. По перечислении деталей изображения (стол, стул, человек, лампа и т.д.), задавался вопрос: «Как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной». Пользоваться карандашом ребёнку не обязательно, он мог просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных:

- отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл;

- формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла;

- содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») – 3 балла;

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

- конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации – «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) – 5 баллов.

 

2. Тест творческого мышления Э. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник)

Полный тест Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого и третья – для словесно-звукового творческого мышления.

Поскольку под творческими способностями мы понимаем способность придумывать новые, оригинальные идеи, то для диагностики была выбрана невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма» теста творческого мышления Торренса, «Незавершённые фигуры».

Детям предлагалось закончить незавершённые линии в цельную картинку или предмет, определяемый оригинальной идеей. Все десять фигур различаются между собой, но провоцируют создавать определённые устойчивые образы.

По итогам данной методики можно характеризовать уровень развития творческих способностей дошкольников следующим образом:

- высокий уровень развития творческих способностей (8-10 оригинальных рисунков);

- средний уровень развития творческих способностей (4-7 оригинальных рисунков);

- низкий уровень развития творческих способностей (0-3 оригинальных рисунков).

3. Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления. Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Материал и оборудование: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Ребёнку предлагалось помочь Зайке. «Посмотри, Мишка к нам приехал на тележке, а у Зайки такой тележки нет. Давай поможем Зайке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы.

Критерии уровня развития конструктивного мышления в изготовлении подвижной игрушки:

Высокий – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.

Средний – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.

Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работы.

Проанализируем результаты исследования.

«Солнце в комнате»

Первая группа. Задание выполняли быстро, особо не думая над вопросом. Ответы были формальными: закрасить солнышко, либо стереть.

Вторая группа. Дети были более заинтересованы решением проблемы. Предлагали нарисовать солнышко в другом месте, сделать из него светильник.

Третья группа. С заданием справились без дополнительных вопросов. Решением проблемы предлагали нарисовать окно, сделать рамку для солнышка.

Таким образом, в контрольной группе 3 детей (50%) – Тася А., Милана, Виолета – были отнесены к низкому уровню, 2 детей (34%) – Варя, Ксюша – к среднему уровню и 1 ребёнок (16%) – Вика – к высокому уровню развития творческих способностей.

В экспериментальной группе также 1 ребёнок (16%) – Кира- был отнесён к высокому уровню развития, 3 детей (50%) – Лолита, Миша, Ярослав – к среднему, и 2 детей (34%) – Марианна, Тася К. – к низкому уровню.

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Солнце в комнате»

Тест творческого мышления Э. Торренса «Незавершённые фигуры» (в адаптации Е.Е. Туник)

Первая группа. Для этой группы характерно как отсутствие оригинальных рисунков, так и наличие 1-3.

Вторая группа. Для этих детей характерно выявление 4-7 оригинальных рисунков, к числу которых можно отнести машинка, компьютер, ананас и т.д.

Третья группа. Дети нарисовали большое количество оригинальных рисунков: один из детей нарисовал 8 таких рисунков, другой – 10. Оригинальными рисунками у них было нарисованная медаль, башенный кран, торт. Но также были и более стандартные рисунки, такие как солнце, лицо, мяч, какой-либо фрукт.

Таким образом, в контрольной группе 3 ребёнка (50%) – Варя, Ксюша, Милана – имеют низкий уровень, 1 ребёнок (16%) – Тася А. – отнесён к среднему уровню и 2 детей (34%) – Виолета, Вика – имеют высокий уровень.

В экспериментальной группе 2 ребёнка (34%) – Лолита, Марианна – имеют низкий уровень, 3 детей (50%) – Миша, Ярослав, Тася К. – средний уровень и 1 ребёнок (16%) – Кира – высокий.

Рисунок 2. Результаты теста творческого мышления по методике «Незавершённые фигуры»

 

Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления. Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Первая группа. Дети испытывали затруднения в процессе выполнения поделки. Некоторые даже отказались ее доделать, так как у них это не получалось сделать даже при помощи.

Вторая группа Дети используют в работе шаблоны. При этом есть сложности при вырезании формы по пунктирным линиям. При выполнении работы дети не аккуратны: оставляли следы от клея не вытирая, оставались и следы от пальцев рук на поделке.

Третья группа. Дети умело пользуются шаблоном; аккуратно вырезают по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливают поделку.

Таким образом, в контрольной группе 2 ребёнка (34%) – Варя, Милана – имеют низкий уровень, 1 ребёнок (16%) – Ксюша – отнесён к среднему уровню и 3 детей (50%) – Вика, Виолета, Тася А. – имеют высокий уровень развития.

В экспериментальной группе 4 ребёнка (68%) – Миша, Ярослав, Лолита, Тася К. – имеют низкий уровень, 1 ребёнок (16%) – Кира средний уровень и 1 ребёнок (16%) – Марианна – высокий.

Рисунок 3. Результаты диагностического занятия по методике «Помоги Зайчику»

 

Таблица 1. Количественные результаты оценки уровня развития творческих способностей. Контрольная группа

Ф.И. ребёнка

Диагностические методики

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3
1 Ксюша 3 1 2 6 Средний
2 Милана 2 1 1 4 Низкий
3 Тася А. 2 2 3 7 Средний
4 Виолета 2 3 3 8 Средний
5 Вика 5 3 3 11 Высокий
6 Варя 3 1 1 5 Средний

 

Таблица 2. Количественные результаты оценки уровня развития творческих способностей. Экспериментальная группа

Ф.И. ребёнка

Диагностические методики

Количество баллов

Уровень развития

1 2 3
1 Лолита 2 1 1 4 Низкий
2 Марианна 1 1 3 5 Средний
3 Миша 2 2 1 5 Средний
4 Ярослав 2 2 1 5 Средний
5 Тася К. 1 2 1 4 Низкий
6 Кира 4 3 2 9 Высокий

 

Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень развития творческих способностей и с ними необходимо организация дополнительной работы в данном направлении.

Поэтому всем детям был задан вопрос «Чем бы вы хотели заниматься?». Были предложены такие варианты ответов: кукольный театр, бисероплетение, лепка из пластилина, свой вариант. Шестеро детей (50%) указали на то, что хотят заниматься бисероплетением.

Также нами было проведено анонимное анкетирование родителей на тему «Развитие творческих способностей у дошкольников» (Приложение А). В анкетировании приняли участие 10 родителей. В результате анкетирования было выявлено, что родители в основном осведомлены о том, что такое творческие способности, но 40% опрошенных всё же затрудняются ответить на данный вопрос. Большинство родителей, а именно 80% из числа опрошенных считают, что развивать творческие способности нужно в младенчестве, а 20% ответили, что подходящий возраст от 4 до 7 лет.

По мнению родителей, самым распространённым методом развития творческих способностей у дошкольников является аппликация и лепка. Соотношение наиболее популярных методов развития творческих способностей представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Соотношение наиболее популярных методов развития творческих способностей (ответы родителей)

Наименее используемый метод – чтение. 50% из числа опрошенных родителей считают, что основным источником информации о способах развития творческих способностей является интернет, 30%- прибегают к помощи детского сада и 20% - изучают специальную литературу. 90% родителей отметили, что их ребёнок выполняет задания по развитию творческих способностей активно, и всего 10% - пассивно.

На вопрос «Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?» - 40% выбрали родительское собрание; 30% - мастер-класс; 30% - материал в родительском уголке. Положительно к развитию творческих способностей бисероплетением в ДОУ относятся 80% родителей.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что в основном родители знают, что такое «творческие способности» и как их развивать у детей. Но с некоторыми родителями необходимо провести просветительскую работу по данному вопросу: консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений.

В ходе констатирующего эксперимента был проведён анализ работы воспитателя по данному направлению. Например, за период с 20.01.20 по 14.02.20, приоритетное внимание отдавалось игровой, изобразительной, художественно-речевой деятельности. В этих видах предметно-практической деятельности дети могут «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым объектом. На предложение организовать кружок дополнительного образования по бисероплетению, воспитатель группы отреагировала положительно, эта идея её заинтересовала и проявила готовность включиться в работу кружка.

Также нами был проведён анализ предметно-пространственной развивающей среды. Она представлена сочетанием двух мини сред: культурно-познавательной (иллюстративный, дидактический материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.) и индивидуально творческой (центры экспериментирования, театра, музыки, конструирования), позволяющей ребёнку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта и т.д. Кроме уголков, стимулирующих детей к самостоятельной творческой деятельности, есть стена творчества, где размещаются детские работы.

Результаты констатирующего эксперимента доказывают, что творческие способности детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно и есть необходимость организации дополнительного образования по данному направлению. С родителями нами запланировано провести консультации «Развитие творческих способностей детей дома», «Развиваем творческие способности дома».


 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!