Глава 2. Лагерь “Наш Дом”: история



Эта книга вышла в Амстердаме в 2003 году на двух языках: русском и голландском. Голландскую часть книги редактировал Тео Каппон – президент Голландского общества Я.Корчака, русскую часть – я, Демакова Ирина Дмитриевна, вице-президент Российского общества Януша Корчака. Составитель книги – Юля Чихачева - старшая вожатая многих лагерей.

ТЫ ДА Я ДА МЫ С ТОБОЙ

(из истории Корчаковского лагеря “Наш Дом”)

 

Содержание

Почему Корчак? (вместо введения)

Глава 1. Призванный детством

Глава 2. Лагерь “Наш Дом”: история

Глава 3. Вожатые “Нашего Дома”: коллективный портрет

Глава 4. От первого лица

Глава 5. Помнишь, как это было?

Глава 6. 10 лет спустя

Глава 7. Сокровища “Нашего Дома”: списки вожатых 1993-2003 гг.

У нас еще все впереди! (вместо заключения)

 

Мы прощаемся с теми, кто уже покинул наш дом и с теми, кто расстанется с нами в ближайшее время и уже не вернётся обратно. Мы прощаемя с ними перед длинным, далёким путешествием. Имя этому путешествию – жизнь.

Часто думали мы о том, как проститься с ними, какой дать совет. Но, к сожалению, слова бедны и тусклы.

 

Мы ничего вам не даем.

Мы не даем вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны вы найти его в своей душе.

Мы не даем вам Родины, потому что вы сами должны найти ее трудом собственного сердца и мысли.

Мы не даем вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение – это огромный труд, который каждый должен предпринять сам.

Мы даем вам только одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости.

Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь.

Януш Корча

Почему Корчак? (вместо введения)

В том, что все мы, как сумасшедшие, начали заниматься Корчаком, есть элемент случайности: в июле 1990 года 30 педагогов из Москвы приехали в Израиль на семинар, который был организован специально для них. Тот Корчак, о котором в течение месяца ежедневно рассказывал ученик великого педагога, профессор из Варшавы Александр Левин, оказался для участников семинара близким и необходимым человеком. Его мысли совпали с нашими чаяниями – так возникло Российское общество Януша Корчака (РОЯК), а в декабре 1991 года в рамках этой общественной некоммерческой организации родился Молодёжный Корчаковский центр.

Корчак пришёл в Россию во время перестройки. Это был не первый его приход, но только в 90-ые годы педагогическое наследие Януша Корчака оказалось всерьёз востребованным, ибо наступило время поиска новых путей к Детству и к ребёнку – время гуманизации образования.

 

Глава 1. Призванный детством

 

5 августа 2002 года исполнилось 60 лет со дня трагической гибели Януша Корчака в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка. Его участь разделили с ним 200 его воспитанников. Настоящее имя Януша Корчака Генрик Гольдшмит. Врач, талантливый писатель, педагог. Не имея педагогического и психологического образования, он полностью выразил себя в общении с детьми, которое стало его истинным призванием.

Наследие Януша Корчака включает художественные произведения, в которых слышны голоса детей и нет места менторству. Главная его книга “Король Матиуш Первый”, адресованная детям и взрослым, переведена на многие языки мира. В его наследии педагогические труды и философско-социальные книги. В течение 10 предвоенных лет Корчак написал и опубликовал в 100 журналах более тысячи произведений.

Доктор Корчак прошёл к себе педагогу сложный путь: начал с репетиторства, затем на добровольных началах собирал детей вокруг себя и играл с ними, с 1904 по 1908 год работал в детских лагерях, где “усвоил алфавит воспитательной практики”. Всё это были шаги Корчака к главному делу его жизни – 7 октября 1912 года начал работать Дом Сирот. В нём было 85 детей. В 1913 г. Корчак написал: “Я хочу, чтобы это был Детский дом и школа жизни”.

 

Педагогическая концепция Корчака

Наследие Корчака богато концептуальными идеями. Это идеи о важности изучения детей и организации детского самоуправления; о необходимости приближения позиции педагога к позиции врача и гигиениста, основная обязанность которого создать условия для развития ребёнка; о близкой дистанции взрослого и ребёнка, с которой, в сущности, и начинается корчаковская педагогика с ее принятием самоценности детства, прав ребёнка и его свободы в воспитательном пространстве. Это вера Я. Корчака в то, что успех воспитания обеспечивается при условии, если воспитатель знает каждого ребёнка, умеет создать условия его самореализации, вовлечь в активную творческую деятельность, обеспечить его принятие детским сообществом.

 

Педагог в концепции Корчака

Для Корчака педагог – это человек, который умеет войти в зачарованный мир ребёнка: почувствовать себя ребёнком, вернуться в детство: по-детски смеяться, радоваться, огорчаться. Корчак считал, что во главе детских учреждений должны стоять не философы, не теоретики, а врачи, которые могут определить состояние детей. Он писал, что воспитателем не может быть человек, который не любит детей, не интересуется ими и занят только собой. Корчак отнюдь не идеализировал педагогов. Он считал, что среди них есть тираны, для которых важнее всего внешний порядок, для соблюдения которого они издают многочисленные запреты и затем проверяют их соблюдение. Есть честолюбцы, которые стремятся подчинить детей своим представлениям и догмам о воспитании. Идеальным педагогом для Корчака был “разумный воспитатель”, который в своей работе руководствуется принципом уважения личности ребёнка и его прав. Никто не занимался так серьёзно правами детей, как Корчак. Он считал главным правом ребёнка – право на уважение – и скрупулезно описывал, что это означает. Наиболее полное отражение концепция Корчака нашла в его самой знаменитой книге “Как любить ребёнка”.

 

Главные достижения Корчака-педагога

Корчак соединил в воспитательной работе педагогическую интуицию и результаты научных поисков. Он ввёл в педагогику термин "выращивание ребёнка" и писал о нелёгком труде взрослого, который берётся помогать ребёнку в “трудной работе роста”, не стремясь ускорить этот процесс, терпеливо дожидаясь успехов и побед своего воспитанника. Это он впервые употребил понятие “общество детей”. Это он догадался, что успехи воспитательной деятельности педагога обеспечиваются диалоговыми отношениями с детьми и умением их прощать.

Он считал, что основные ценности воспитания – это здоровье ребёнка, культовое отношение к труду и к человеку, который трудится, самоуправление, которое в его детском доме осуществлялось в деятельности товарищеского суда, при проведении плебисцитов и организации дежурств, в широком использовании таких форм работы, как доска объявлений, почтовые ящики, “пари”, “списки драк” и т.д.  

 

Глава 2. Лагерь “Наш Дом”: история

 

Лагерь “Наш Дом” – корчаковский. В основе его деятельности – разработанная Корчаком теория гуманной педагогики с ее принципами признания самоценности детства и прав ребенка, с диалогом между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, с прощением как ведущей идеей педагогической деятельности, с отношением к ребенку не как к абстрактной фигуре, а как к конкретному человеку со своей реальной жизнью. В концепции и в жизни лагеря наиболее яркое воплощение нашли представления Корчака о правах детей. Право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня, право на предъявление достоинств и сокрытие недостатков, на движение, игру, на собственность, которые Корчак объединил в главном праве ребенка – праве на уважение.

 

Лагерь “Наш Дом” – интеграционный. Начиная с 1993 года, он собирает летом под своей крышей около 100 детей: маленьких и взрослых, разных рас и национальностей, детей-сирот и инвалидов и здоровых детей из полных, многодетных и неполных семей. С 1995 года в организации лагеря самое активное участие принимает Общество Януша Корчака Голландии. Эта работа включает поиск спонсорских средств, помощь в подготовке вожатых и стажеров, приглашение в лагерь голландских педагогов и детей, в том числе слабовидящих. Сегодня можно с полным основанием сказать, что в течение последних 8 лет лагерь – общий российско-голландский Дом.

 

Со времени проведения первого лагеря прошло 10 лет. За 10 лет мы провели 11 “больших” лагерей (помимо этого было организовано 8 “маленьких” зимних лагерей –сроком до 5 дней с участием до 60 детей).

 

Вот список наших летних лагерей:

1993 год – Таганрог

1994 год – Евпатория

1995 год – Судак

1996 год – Солотча-1

1997 год – Солотча-2

1998 год – Вирхаутен (Голландия)

1999 год – Темрюк

2000 год – Луга

2001 год – Светлогорск

2002 год – Мстёра

2003 год – Городец

2004 год – Ейск

2005 год - Туапсе

2006 – Ковров (Владимирская область)

2007 – Балаково (Саратовская область)

Первый лагерь был организован в 1993 году на берегу Азовского моря в Таганроге (руководители И.Д.Демакова и Ю.Чихачева). Вместе со здоровыми детьми на берегу Азовского моря жили дети-нвалиды: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, слепоглухонемые дети из Загорска, дети с ДЦП. Здесь была предпринята первая попытка соединить корчаковские идеи работы с детьми и формы воспитания, обусловленные интеграционным характером лагеря. Именно в Таганроге было придумано название “Наш Дом”, сделан корчаковский флаг – золотой клевер на зеленом поле. Здесь впервые праздновались День рождения Корчака, и отмечался День его гибели (День памяти), были освоены такие корчаковские методы работы, как “доска объявлений”, газета-дневник и др. Одновременно рождались формы работы, адекватные специфическим условиям интеграции: “одомашнивалась” среда – дети жили не в отрядах, а в “семьях” численностью 10-12 человек. Раз “семья”– значит должны быть и родители: в каждой “семье” были “мама” и “папа”, фамилию которого носили все дети. В “семьях” старшие помогали младшим, здоровые – больным, взрослые – детям, а дети – педагогам. Был введен гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы: ребёнок мог перейти в другую “семью”, переселиться в другую комнату, отказаться от участия в том или ином мероприятии. Дети занимались в кружках, которые вели вожатые, начали складываться традиции. Так, уже 10 лет ежедневно в лагере после ужина проводится общий сбор, на котором подводятся итоги дня, дети и взрослые благодарят тех, кто проявил активность, инициативу, внимание и доброту, сдержанность и терпение. Для вожатых каждый прожитый день заканчивается планёркой, похожей на заседание педагогического клуба.

 

Летом 1994 года лагерь был на Чёрном море,в Евпатории (руководители И.Д.Демакова и Ю.Чихачева). Из детей с ограниченными возможностями сюда приехали только слепые и слабовидящие дети, потому что студенты-вожатые научились замечательно с ними общаться. В этом лагере впервые, кроме вожатых из России и Украины, работали вожатые из стран дальнего зарубежья – из Германии и Голландии. Здесь обнаружилось немало новых проблем: расхождение в понимании вожатской работы, языковые трудности, проблемы с питанием и т.д. В то же время стало очевидным, что международная интеграция несёт в себе огромный позитивный потенциал: здесь впервые были проведены ставшие позже традиционными Дни Голландии, Германии, Украины; усилилась мотивация изучения английского языка, без чего полноценное общение было затруднено; на некоторые вещи мы посмотрели под другим углом зрения. В этом лагере начала формироваться система самоуправления, впервые был избран детский Парламент, который принял Конституцию лагеря, предварительно горячо обсуждаемую в семьях. Впервые в этом лагере были вывешены почтовые ящики, в которые дети могли анонимно опустить письмо или записку старшим с рассказом о том, что их беспокоит. В 1994 году впервые был отмечен День рождения лагеря – любимый праздник “Нашего Дома”. Ещё одна традиция, родившаяся здесь, это приглашение в лагерь “работающих гостей”, которые приезжали на несколько дней читать лекции, консультировать вожатых и т.д. Общение с ними обогащало жизнь лагеря.

 

Летом 1995 года лагерь снова был организован на берегу Чёрного моря, недалеко от Судака (руководители И.Д.Демакова и Ю.Чихачева). Здесь большое внимание уделялось жизни “семейных” групп, развитию кружковой работы, международному сотрудничеству вожатых, активизации слепых детей, которые участвовали в горных походах, в морских прогулках на яхтах, входили в Парламент, который впервые в Судаке взял на себя функции товарищеского суда (важного органа самоуправления в системе Корчака). Из нововведений отметим также День самоуправления, который прошёл очень интересно и удачно. В этом лагере появились дежурные “семьи”, которые организовывали дежурство в столовой, уборку дома и территории, здесь взяли на себе уход за малышами старшие девочки, которые стирали их вещи и читали или рассказывали им сказки перед сном.

 

В лагере в Солотче Рязанской области в 1996 году (руководители И.Д.Демакова и Ю.Чихачева) основное внимание было уделено индивидуальной работе с детьми. Здесь возникла проблема новичков, которых становилось с каждым годом всё больше и которым было довольно сложно вписаться в тесно спаянное сообщество. Проблемы, которые возникали в работе со слепыми детьми, заставили педагога-руководителя лагеря начать изучение судеб слепых детей, что принесло позже большую пользу при разрешении конфликтных ситуаций в сфере интеграции. Новое мощное развитие получила организация массовых праздников, которые обогатились опытом их проведения в других странах – карнавалы, маскарады, ярмарки очень полюбились всем детям. Важным шагом в развитии международной интеграции стал приезд в лагерь голландских детей.

 

Много нового внесли в работу лагеря лето в Солотче в 1997 году (руководители И.Д.Демакова и Ю.Чихачева). Здесь впервые началась подготовка старшеклассников к работе вожатыми: были введены должности “стажёр” (он проживал всю смену в семье вместе с опытными вожатыми) и “помощник вожатого” (ответственный за разовое мероприятие). Повысился престиж вожатской работы, многие ребята мечтали стать вожатыми, большая часть сумела воплотить свою мечту в жизнь в будущих лагерях. В этот лагерь приехала со своими вожатыми и большая группа немецких детей.

 

Подростковый лагерь в Голландии в 1998 году – яркая страница в развитии “Нашего Дома” (руководители – Таня Мейтина, Ирис Стайфберген, Сюзанне Лангерфельд). Для большинства ребят из России это был первый выезд за границу. Красивая природа, ветряные мельницы, велосипеды, чистота, вкусная еда, тишина и покой, от которого в России отвыкли – всё это сделало лагерь незабываемым. В то же время возникли проблемы, которые было необходимо понять. Отсутствие в лагере младших детей лишило подростков привычной возможности быть полезными. Выявилась группа старших подростков, которая была недовольна своей пассивной ролью и хотела делать больше. Налицо были также различия в понимании смыслов вожатской работы, вопросов дисциплины и т.п., что стало источником разногласий между руководителями лагеря и вожатыми из разных стран. С другой стороны, именно в этом лагере замечательно развивалась интеграция между зрячими и незрячими детьми. Здесь, в специальном центре, прошли тренинговые занятия для вожатых и некоторых старших подростков.

Голландский лагерь был своего рода лакмусовой бумагой: мы чётко увидели, что бы мы хотели сохранить в традициях “Нашего Дома”, а что является второстепенным и от чего мы готовы отказаться.

 

В лагере 1999 года на берегу Азовского моря в Темрюке (руководители – Ю.Чихачева и М.Жидкова) произошла смена вожатых. Вожатыми стали ребята, которые выросли в лагере, несколько лет были в нём детьми. В этом были и плюсы и минусы. С одной стороны, ребята прекрасно знали традиции лагеря, представляли себе, что значит быть вожатыми, хотели много дать детям, как и им давали в своё время вожатые. С другой стороны, им было трудно работать с подростками, с которыми у многих были сложившиеся за эти годы близкие, дружеские, тёплые отношения. Этот лагерь должен был показать, может ли выжить “Наш Дом” без плеяды вожатых первой волны (и без ИДД). Жизнь показала, что лагерь не только выжил, но и поднялся на новую ступень. В последующие годы некоторые его вожатые стали прекрасными руководителями лагеря.

 

Лагерь в Луге Ленинградской области в 2000 году (руководители лагеря Т. Мейтина и Рейна ван ден Хёйвел) показал, что проблемой интеграции голландских и русских детей надо заниматься каждый год заново и что этот вопрос требует большого внимания и деликатности от вожатых. Это был лагерь обучения для вожатых и творчества для детей. За время лагеря было проведено приезжающими в гости психологами несколько тренингов для сплочения вожатского коллектива, велись семинары для детей и взрослых по проблемам интеграции инвалидов и здоровых людей. Кроме того, было проведено множество творческих конкурсов, театрализаций, экскурсий и походов по красивым местам Ленинградской области.

 

В лагере 2001 года на берегу Балтийского моря в Светлогорске (руководители лагеря Т.Мейтина и Рейна ван ден Хёйвел) мы тесно сотрудничали с другими общественными организациями – католической организацией ‘Каритас’ из Калининграда и голландской организацией SMS. Из обеих организаций в “Наш Дом” приехали поработать и обменяться опытом вожатые и стажёры. Была попытка сделать из старшей “семьи” стажёрскую группу: ребята получили возможность попробовать себя в различной деятельности с детьми в младших семьях. Но было много не до конца продумано, кроме того, не все подростки были готовы к такому активному отдыху. Надо было искать формы активизации старшеклассников.

 

В лагере 2002 года в Мстёре Владимирской области (руководители лагеря Рейна ван ден Хёйвел и Вера Куценко)впервые была создана школа стажеров. У неё были свои руководители – Тео Каппон и Юля Чихачева. В этой школе шли ежедневные теоретические и методические занятия, которые совмещались с практикой в семьях. В этом лагере прошла более интенсивная и осознанная подготовка ко Дню Самоуправления, что дало положительные результаты. В этом лагере было много театральных представлений, ярких, красочных, оригинальных.

 

В лагере 2003 года в Городце Нижегородской области (руководители лагеря Юля Чихачева и Рейна ван ден Хёйвел) было 9 новых вожатых и 31 новый ребёнок. Может быть, именно потому, что старички изо всех старались обогреть и поддержать новеньких, в лагере было так много любви, что, кажется, до неё можно было дотронуться рукой. Не случайно наш гость и спонсор – Владимир Михайлович Лизинский, сказал, что “Наш Дом” – лагерь “эротический”... В этом лагере, по инициативе Марьяны Лемзаковой, из старших подростков была создана особая группа – группа поддержки, получившая шутливое название “Большие шишки”. В эту группу вошли ребята, готовые помогать вожатым в самых разных вопросах. Этот опыт оказался весьма результативным, и теперь при планировании нового лагеря специально обсуждается вопрос, кто войдёт в эту самостоятельную и независимую группу и кто сможет ею руководить.

В этом лагере было очень весело, было много удач: День презентации семей, ярмарка, вечер поэзии, футбольные матчи, походы... Прекрасная природа, хорошая погода и надежда, что всё это будет продолжено – разве этого мало для счастья?

 

Когда заканчивается летняя смена, лагерь не прекращает своего существования: в течение года идёт обработка и анализ материалов, готовятся фотоальбомы, видеофильмы, публикуются научные и публицистические материалы, в том числе и в зарубежных изданиях. Но главное – готовится новая группа вожатых и стажёров к будущему лету. В 2000 году работала “Школа корчаковского лагеря”, а в мае 2002 и 2003 годов прошли подготовительные вожатские семинары.

 

Хочется добавить, что лагерь существует уже 10 лет благодаря усилиям многих людей, но в особенности тех, кто берётся за его организацию и поиск средств. В разные годы этим занимались следующие люди: Марина Жидкова, Таня Мейтина, Ирина Демакова, Тео Каппон, Юля Чихачёва, Вера Куценко, Света Котова, Марьяна Лемзакова.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!