Тема 4.Виды мажора и минора. Параллельные тональности.



Тема 1.

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.

 

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. 

 

 Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой.

 

Простые интервалы – это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь:

        1.Прима ( ч.1)                                       5.Квинта (ч.5)                                        2. Секунда (м.2, б.2)                             6.Секста (м.6,б.6)

        3. Терция (м.3, б.3)                               7.Септима (м.7, б.7)

        4. Кварта (ч.4)                                       8.Октава (ч.8)

 

Составные интервалы – это интервалы шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

 

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч.1, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8.

Диссонансы – резко звучащие интервалы. К ним относятся: м.2, б.2, м.7, б.7, тритоны.

 

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные – в увеличенные. Прима обращается в октаву, секунда –в септиму, терция-в сексту, кварта-в квинту, квинта –в кварту, секста –в терцию, септима –в секунду, октава –в приму.

 

 

Тема 2.

Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

 

Нижний звук называется основным тоном, средний звук – терцовым, и верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из тех же звуков, но расположенные в другом порядке. Они являются обращениями трезвучия, их всего два.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, так как его крайние звуки образуют сексту, нижним его звуком является третья ступень.

 Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является пятая ступень.

 

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Главные ступени лада: I – тоника, IV- субдоминанта, V – доминанта.

На I ступени строится тоническое трезвучие (T5/3)

На IV ступени – субдоминантовое трезвучие (S5/3)

На V ступени - доминантовое трезучие (D5/3)

 

Вид Ступень Интервальный состав в мажоре Интервальный состав в миноре Разрешение
Т5/3 I б3+м3 м3+б3  
Т6 III м3+ч4 б3+ч4  
Т6/4 V ч4+б3 ч4+м3  
S53 IV     Т6
S6 VI     Т6/4
S6/4 I     Т5/3
D5/3 V     Т5/3,Т6/4
D6 VII     Т5/3
D6/4 II     Т6

 

 

Тема 3.

Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим – уменьшенное и увеличенное.

 

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: Б5/3 = б3+ м3                       

Увеличенное трезвучие: ув5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: М5/3= м3 + б3                     

 Уменьшенное трезвучие: ум5/3 = м3 +м3

Увеличенное трезвучие (ув 5/3) – это трезвучие, состоящее из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту. Строится в гармонических ладах: в мажоре – на шестой пониженной ступени, в миноре – на третьей. Разрешается в мажоре – в Т6/4, в миноре – в t6.

 

Уменьшенное трезвучие (ум5/3) – трезвучие, состоящее из двух малых терций. Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. Строится на седьмой и второй ступенях натурального и гармонического мажора и минора, разрешается в неполное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном и пропущенным квинтовым.

 

Тема 4.Виды мажора и минора. Параллельные тональности.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – минор с повышенной VII ступенью

Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени. При движении вниз эти повышения отменяются.

 

Строение мажорной гаммы: тон,тон,полутон, тон,тон,тон, полутон.

Мажорный лад, как  и минорный , бывает трех видов.

Натуральный -мажорный лад без изменения ступеней.

Гармонический - мажорный лад с пониженной VI ступенью.

Мелодический - мажоргый лад, в котором при движении вниз понижаются                VI VII ступени.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности. У которых одинаковые ключевые знаки, звуковой состав, но разные тоники . Например, До-мажор и ля-минор; Соль мажор и ми минор; Фа мажор и ре минор и т.д.

Расстояние между тониками параллельных тональностей равно малой терции.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!