Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.
Партия конгресса независимости Мадагаскара (АКФМ; Antakon’ny Kongresin’ny Fahaleovantenan’i Madagasicara), основана в 1958, влиятельная прогрессивная партия. Объединяет интеллигенцию, представителей прогрессивных мелкобуржуазных кругов, протестантского духовенства, рабочих и крестьян. Находилась в оппозиции к правительству Ф. Цирананы, выступает в поддержку нового правительства; Национальное движение за независимость Мадагаскара (МОНИМА; Mouvement Nationale pour l’lndépendance de Madagascar), основано в 1958, левая националистическая партия. Объединяет студентов, мелких торговцев юга страны; Социал-демократическая партия (СДП; Parti Social Démocrate), основана в 1956, выражала интересы мелкой буржуазии, чиновничества, зажиточной прослойки крестьян, мелких торговцев. С 1960 по май 1972 — правящая. С августа 1972 представляет небольшую оппозиционную группу; Малагасийский социалистический союз (Union Socialiste Malgache), основан в 1972 в результате раскола СДП; Малагасийская христианско-демократическая партия (Parti démocratique chrétien malagasy), основана в 1958 в результате объединения нескольких католических партий (бывшее Малагасийское христианское объединение). Представляет наиболее реакционные силы страны; Федерация профсоюзов трудящихся Мадагаскара, основана в 1956, входит в ВФП, действует в содружестве с ВКТ Франции. Поддерживает тесную связь с АКФМ.
В стране имеется также около 30 мелких партий и несколько реформистских профсоюзов, в том числе Христианская конфедерация малагасийских профсоюзов, Конфедерация трудящихся Мадагаскара и Коморских островов, Союз малагасийских автономных профсоюзов и другие.
|
|
«Движение протеста 13 мая», организация, возникшая в период антиправительственных выступлений в мае 1972. Объединяет студентов, учащихся, преподавателей, рабочих, крестьян и безработных.
Образование на Мадагаскаре
Первые школы были открыты британскими миссионерами в г. Антананариву в 1818. Обязательно 5-летнее начальное образование, которое дети получают в возрасте с 6 до 11 лет. Среднее образование (7 лет) начинается с 11-летнего возраста и проходит в два цикла – 4 и 3 года. Наряду с государственными работают частные школы. В систему высшего образования входят 5 университетов и 3 колледжа. В 2002 в университете г. Антананариву (осн. в 1961) работали 635 преподавателей и обучались 14,07 тыс. студентов. Обучение ведется на французском и малагасийском языках.
Более 100 лет действует Национальная академия искусств, изящной словесности и естественных наук Мадагаскара – старейшая академия наук в Африке. В 2003 грамотными были 68,9% населения (75,5% мужчин и 62,5% женщин).
Брачные отношения
Полигиния и большие патриархальные семьи почти исчезли к началу XX века. Преобладает нуклеарная семья. Родители следят за тем, чтобы жених и невеста не состояли в близком родстве. Брачные отношения допускаются только между людьми, степень родства которых восходит к третьему колену, например между правнуками и правнучками. Ранее заключались браки между ортокузенами, но только в тех случаях, когда родители хотели сохранить семейное наследство неделимым. Если же девушка и юноша состояли в близком родстве и намеревались сочетаться браком, то им необходимо было осуществить обряд «устранения кровосмешения». Выполнялся он следующим образом: забивали зебу, отрубали голову, на её место прикладывали хвост. Это означало снятие заклятия с брачующихся и предоставляло им возможность благополучно стать мужем и женой. Затем с зебу сдирали шкуру и натягивали на жениха и невесту так, чтобы получилось как бы одно «животное», — и с запретом на брак было покончено. После завершения церемонии можно было устраивать свадьбу; опасность кровосмешения считалась устранённой
|
|
Духовная культура
Литература
Первые письменные памятники – исторические хроники «сурабэ», записанные на малагасийском языке с помощью арабской графики, – датируются 12 в. Национальная литература основана на традициях устного народного творчества, развивается на малагасийском и французском языках. Первые опубликованные литературные произведения – многотомная историческая хроника История королей (Ф.Калле, 1872–1883), романы Андрозикели (А. Равуадзанахари, 1896), Дитя Южного Океана и Зефина и Арманд (Ц. Радзаунах, 1897). Писатели – А. Андрайна, Э. Д. Андриамалала, Р. Радземиса-Раулисун, Э.Рандриамамундзи и др. поэты – Э. Андриандзафитриму, Ле Миозотис, Ж. Наривуни, Ж. Ж. Рабеаривелу, Ж. Ж. Рабеманандзара, Раду, Ж. Райнизанабулулуна, Ф. Ранайву, С. Ратани и др. Произведения ряда авторов в переводе на русский язык отечественного филолога Л. А. Карташовой изданы в 1970–1990-е. В начале 2000-х среди молодого поколения прозаиков выделяются Мишель Ракутусон (автор нескольких театральных пьес, роман Дадабе отмечен национальной премией), поэтов – Жан Паулхан и Эли Радзаунарисон.
|
|
Музыка и пение
Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием арабской (гл. обр. египетской), африканской и европейской (прежде всего французской) музыкальных культур. В 20 в. на нее оказали влияние латиноамериканские мелодии и современная поп-культура.
|
|
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни малагасийцев.
Инструменты и стиль пения, а также значение музыки сильно разнятся, в зависимости от региона. Предполагается, что музыка жителей центрального нагорья ведёт свои истоки от австронезийской культуры, в то время как музыка побережных районов испытала сильное влияние африканских традиций.
Традиционным инструментом Мадагаскара считается валиха (малаг. valiha), струнный щипковый инструмент, изготавливающийся из полого отрезка бамбука. Содина (малаг. sodina) — бамбуковая флейта, имеющая от трёх до пяти дырочек, предположительным «предком» содины является малайская бамбуковая флейта сулинг. Кабоси (малаг. kabosy) — деревянная гитара, распространённая на острове, имеет от четырёх до шести струн и считается прямым «потомком» арабской лютни. Иногда кабоси называют мандолини (малаг. mandoliny). Другим распространённым инструментом является марувани (малаг. marovany) — деревянный ящичек с натянутыми внутри струнами, звучащий почти как губная гармоника.
На юге распространены такие инструменты как джеджи вуатува (малаг. jejy voatova), струнный инструмент с резонатором, наподобие африканского коба, и луканга (малаг. lokanga), трёхструнный смычковый инструмент.
Пение – сольное и хоровое. Помимо мадагаскарского танца салеги, распространены вальсы и танцы зук, квасса-квасса, сукус, а также сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива.
Особенно популярны «хирагаси» – зажигательные театрализованные народные представления с песнями и танцами, которые проводятся уже несколько столетий. Их участники в определенном месте (театр, стадион, рынок) на протяжении целого дня состязаются в мелодичности и поэтичности исполнения, а также изяществе движений и костюмов, часто к ним присоединяются зрители.
В центральном нагорье, музыка играет не только духовную и развлекательную роль, но и политическую вкупе с образовательной, то что известно под названием хирагаси (малаг. хира: песня, малаг. gasy: мадагаскарский). Хирагаси длится весь день, на протяжении которого одна или две труппы показывают (состязаются) в музыкальном исполнении, танцах и ораторском искусстве. Традиция берёт своё начало в 18-ом веке, когда первый король Мадагаскара Андрианампоинимерина использовал труппы музыкантов, чтобы привлечь внимание к своим политическим выступлениям, будучи ещё принцем. После чего данные труппы, выступавшие уже без короля, стали включать элементы политической сатиры или просто критики в музыкальные номера. Во время хирагаси высок уровень вовлечённости аудитории, которая бурно выражает удовлетворение или недовольство мастерством музыкантов или ораторов, посредством аплодисментов, подбадриванием или улюлюканьем. Хирагаси использовались и французскими колонистами, чтобы донести наиболее важные политические новости до населения, не знавшего французского языка или не умевшего читать, в основном из глубинки.
После провозглашения независимости республики Мадагаскар, хирагаси начали считать олицетворением малагасийской культуры в целом, а не только горных племён. Несмотря на то, что в основном хирагаси распространён в центральном Мадагаскаре, он завоёвывает популярность и среди берегового населения. Большинство начинающих политиков прибегает к помощи трупп хирагаси для привлечения интереса населения к их выступлениям. В целом, труппы хирагаси не являются сторонниками той или иной политической партии, однако существуют и исключения. Одной из наиболее популярных трупп на данный момент является Рамилисун Фенуариву (фрагмент выступления).
Выступление хирагаси строго регламентировано, все труппы выступающие в данном жанре обязаны следовать данной очерёдности. Так же регламентированы мужские и женские костюмы, инструменты музыкантов (среди которых практически нет традиционных малагасийских инструментов) и даже название труппы.
Более 50 лет (до 2001) выступал на сцене флейтист Ракуту Фрах. Остаются популярными группа «Дама Махалеу» (Мамо) и ее основатель певец Дама (настоящее имя – Зафимахалеу Расулуфудраулулу), исполняющие песни на малагасийском языке с 1972. В нач. 2000-х особой популярностью пользуются певцы Бодо, Тарике и Тиана, музыканты Ж. Вали, С. Рабенирайни, Радзафи, М. Ракутумала, С. Растафанахи, Русси, а также музыкальные группы «Бара», «Амбундруна», «Паззапа».
Театр
Торжества в ознаменование важных событий и религиозные обряды малагасийцев издавна содержали театральные элементы. В колониальный период первая театральная постановка – спектакль-оратория на библейские темы «Каонсеритра» – была осуществлена в 1880 группой, созданной при Лондонской христианской миссии. Первые малагасийские актеры и драматурги – Р. Андриандзафи, Н. Рабемананцуа, Ж. Радзуру и А. Ракутубе. После получения независимости работали театральные труппы «Антананариву-театр» (в 1975 поставил на малагасийском языке «Ревизор» Н. В. Гоголя), «Аналаманга», «Жаннет» и др.
Кинематограф
Начал развиваться в 1970-е. Первые художественные фильмы – Происшествие (реж. Б. Рамампи, 1973), Азаказака (реж. Ж. Лемби, 1973) и Возвращение (реж. С. Рандрасина, 1975). В 1988 картина режиссера Раймона Радзаунаривелу Таба-Таба отмечена на кинофестивале в Каннах. В 1990-е пользовались популярностью фильмы Бенуа Рамампи (Несчастный случай, Цена мира) и кинорежиссера-документалиста Цилавина Ралайндимби.
Религия
В основе традиционные религии - культы предков (разана) и духов природы (заватра). Есть мифы о творце и культурном герое Андриананахари (у мерина - Андриаманитра, у сакалава - Занахари); о нижнем и верхнем Андриананахари, персонифицирующих землю и небо и вступающих в спор друг с другом. Под влиянием христианства распространились представления об антиподе Андриананахари - злом божестве Андрианаболиси. Верят в водяного духа в женском обличье Фара (Фаравари), дракона Фанампитулуху, повелителя змей Рамахавали, предков-первопоселенцев (вазимба), безличную магическую силу (хасина) и другое. Поклоняются родовым и индивидуальным фетишам (уди), сакалава - духам правителей (тромба). Культы отправляют родовые лидеры. Практикуются жертвоприношения (главное жертвенное животное - зебу), обрезание мальчиков (кроме везу), знахарство, колдовство и другое.
Цимихети хоронят в пещерах, у мерина над могилой ставят деревянные домовины, у бецилеу - резные камни, у маха-фали и антандруй - родовые гробницы (валавату), на которых установлены резные раскрашенные столбы (алуала) высотой до 5 м с бычьими черепами. Покойных заворачивают в тёмно-красные шёлковые ламба (ламба мена). У мерина, бецилеу и цимихети ежегодно (в июле - августе) устраивается поминальный праздник Фамадихана, когда кости умерших обёртывают в новые ламба. Погребальный обряд для членов родов правителей у сакалава может продолжаться несколько лет и сопровождаться многочисленными обязательными для всех табу. Возрождается празднование традиционного Нового года (Фандруана). Распространены бои быков и петухов, из игр популярны шашки (фануруна), у танала - шахматы. Для малагасийцев характерны лунный календарь и двенадцатеричная система исчисления.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!