Хозяйство. Материальная культура
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский государственный педагогический университет
Филологический факультет
РЕФЕРАТ
На тему «Народы Африки: Малагасийцы»
Работу выполнил:
Студент 5 курса ОБ-РИ51 группы
Филологического факультета
Прокопив Зуляйха Димильевна
Работу проверил:
Кандидат исторических наук, доцент
Евгеньев Андрей Александрович
Оренбрг ‒ 2020
План:
1. Этногенез и этническая история
2. Хозяйство. Материальная культура
3. Социальный строй и общественная организация
4. Духовная культура
Этногенез и этническая история
Какой этнос был источником цивилизации на Мадагаскаре – до сих пор не известно точно
В 1497–1499 годах португалец Васко да Гама совершил плавание из Лиссабона в Индию (и обратно), впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию. Когда в 1500 году другая португальская эскадра шла вдоль южного побережья Африки, внезапно налетевший ураган разбросал корабли; один из них занесло далеко на восток. Его команде во главе с капитаном Диего Диашем суждено было первыми из европейцев увидеть остров, который вскоре появился на всех картах под названием Мадагаскар. Он был на очень важном для европейцев торговом пути в богатые, манящие, во многом загадочные страны Индийского океана, и потому уже скоро его стали посещать, а затем и осваивать португальцы, испанцы, голландцы, англичане, французы.
|
|
Но задолго до европейцев этот остров (один из крупнейших в мире, четвертый по размерам после Гренландии, Новой Гвинеи и Борнео) был открыт и заселен людьми из других стран. Задолго – но по историческим меркам не так уж давно. Ибо лишь при развитом мореплавании появилась возможность достичь его берегов. Откуда могли «прийти», приплыть сюда люди?
Языковое единство
Население Мадагаскара – малагасийцы – и по языку, и по культуре, и по физическому типу существенно отличается от народов соседней Африки. Предания малагасийцев говорят, что их предки пришли из-за моря, с северо-востока. Потомки, то есть нынешние жители острова, в подавляющем большинстве своем и по большинству этнокультурных параметров – часть весьма удаленного индонезийского мира. Но антропология – и научная, и, так сказать, визуальная – свидетельствует об участии в формировании малагасийского этноса не только азиатских монголоидов, но и людей негроидного типа. Отсюда – вопросы: каким было первоначальное население Мадагаскара? К какому времени относится массовое прибытие на остров выходцев из Индонезии?
Письменных документов на эти темы нет; археология и палеоантропология острова пока что в зачаточном состоянии. Зато лингвистика, этнография, антропология дают нам массу данных для обсуждения проблемы этногенезиса малагасийцев.
|
|
Их язык – убедительное доказательство близкого, тесного родства этого народа с этносами Индонезии. Лингвисты включают его в индонезийскую группу австронезийской семьи языков. О родстве малагасийского и малайского языков свидетельствовали и великий арабский географ XII века ал-Идриси, и португальские мореплаватели XVI–XVII веков. Голландский языковед А.Риланд обстоятельно писал об этом в 1708 году, французский исследователь К.Крофюр – в 1790 году, немецкий филолог В.Гумбольдт – в начале XIX века. Углубленное изучение малагасийского языка показало его общность с малайским, яванским и другими западноиндонезийскими языками и в грамматике, и в словарном составе (что касается основного словарного фонда – почти полное совпадение).
Резюмируя эти и многие другие наблюдения и исследования, французский ученый Э.Дюлорье писал в 1850 году: «... Крофюр справедливо считает, что азиатский архипелаг был отправным пунктом для колонистов, поселившихся на Мадагаскаре, и источником цивилизации этого большого острова. Он вполне обоснованно относит эти миграции к весьма отдаленным временам, предшествовавшим эпохе, когда азиатский архипелаг испытывал на себе влияние Индии» (то есть задолго до н.э.).
|
|
Все лингвисты отмечают, что племенные диалекты малагасийского языка отличаются друг от друга очень незначительно. Французский этнолог Ж.Фобле, указывая на языковое единство малагасийцев, подчеркивает, что поразительная близость диалектов разных групп, в течение веков почти не имевших между собой контактов, говорит о единстве происхождения малагасийцев. О древности этого единства свидетельствует и обилие в малагасийском языке слов из старомалайского словаря, и наличие в нем повторяющегося префикса мака (в форме маха), которого нет в современном малайском языке.
Наличие в индонезийских языках санскритских слов и практически отсутствие их в малагасийском языке говорит о том, что первая волна (или первые волны) переселения на Мадагаскар людей из Юго-Восточной Азии относятся ко времени до проникновения в Индонезию индийского влияния (его начало относится ко времени до н.э.; со II века н.э. индуизм стал основной религией на Суматре и Яве, где образовались индуизированные государства).
|
|
Монгольская складка
В антропологическом отношении значительная часть малагасийцев также имеет гораздо больше общего с народами малагасийского типа из Юго-Восточной Азии, чем с народами банту с соседнего континента. Однако однозначно монголоидным все население острова назвать нельзя.
Как отметил мадагаскарский антрополог Рацимаманга, светлые, монголоидные типы и темные, негроидные перемешаны во всех областях страны и представлены во всех группах, но неравномерно. В большей мере негроидные черты характерны для людей из этнических групп бара, сакалава (на западном побережье), у некоторых групп в южных районах острова. В меньшей – среди имерина (хува) и бецилеу в центральных районах (почти «чистый» монголоидный тип). Есть представители океанийской (меланезийской) расы и южноевропеоидной.
В общем же «типичный» малагасиец характеризуется лицом с выступающими скулами, с уплощенным и довольно широким носом, с узким разрезом глаз (но эпикантус, монгольская складка века, почти не встречается); волосы у большинства курчавые.
Между Индией и Африкой
Большой сравнительный материал по обсуждаемой теме дает этнография. Бесспорно – очень многое в материальной и духовной культуре малагасийцев связано с Юго-Восточной и Южной Азией, в основном – с индонезийским островным миром. Как и для жителей этого региона, для мадагаскарцев характерно выращивание риса на поливных (затопленных) участках; аналогичны способы обработки полей и выращенного урожая. Индонезийцы привезли на остров не только культуру риса, но и банановое дерево, тыкву, разведение кур. Типично малайские на Мадагаскаре лодки с балансиром; катамараны – две соединенные большие морские пироги, оснащенные парусами. Дальнейшие морские плавания (в том числе разбойничьи походы) еще в начале XIX века были в обычае у жителей восточного побережья
Индонезийцы принесли с собой рыболовные сети и крючки, гончарное ремесло; и по форме, и по устройству малайскими были на острове кузнечные меха (из двух стволов деревьев). Стрелометательная трубка – сарбакан (духовое ружье) – оружие, африканцам неизвестное; а вот столь типичного для жителей соседнего континента оружия, как лук, малагасийцы не знали.
Практически повторяют конструкцию индонезийских жилищ четырехугольные строения с покатой крышей у малагасийцев. Дома племенной знати часто венчали деревянные птицы или «рога» – как это можно видеть в южных районах Индокитая или в Полинезии.
Для различных групп малагасийцев характерны алоало – деревянные резные столбы, связанные с культом предков; украшенные геометрическим и растительным орнаментом, изображениями людей, животных, птиц; они тоже «родом» из Юго-Восточной Азии. Мегалиты (сооружения из огромных камней, которые служили намогильными памятниками или святилищами), кое-где встречающиеся на Мадагаскаре, скорее всего имеют те же корни.
А вот культ коровы (одна из древних традиций на острове), бесспорно, связан с религиозными верованиями народов Индии. Символика цифры «7» у малагасийцев тоже скорее всего из традиций доарийской Индии; оттуда же и культ священных деревьев (в частности, фикусов). Названия месяцев на Мадагаскаре, как и имена некоторых божеств, тоже индийского происхождения. Объясняется это многовековыми культурными связями между Индией и Мадагаскаром.
В то же время этнологи отмечают в культуре малагасийцев и некоторые африканские черты: символика ряда скульптурных изображений, свойственная бантуязычным народам с р. Замбези; обожествление царей; культ стада; элементы кастовости и возрастных классов, характерные для кушитоязычных народов Северо-Восточной Африки. Домашние животные (как и почти все их названия) на Мадагаскаре в основном африканского происхождения.
Тихий или Индийский?
Есть несколько основных гипотез этногенеза малагасийцев:
1. Остров заселяли индонезийцы (несколькими волнами); негроидов-африканцев позднее захватывали, в Средние века (и позднее) покупали как рабов на восточноафриканском побережье.
2. Первоначальным населением были племена банту; в дальнейшем на этот африканский субстрат «наслоились», «наложились» выходцы из Юго-Восточной Азии.
3. Индонезийцы шли к Мадагаскару северным путем, с длительным пребыванием сначала в Южной Индии, а затем на африканском побережье, где и произошло их смешение с людьми банту. Оттуда уже они добирались до Мадагаскара, где процессы физической метисации и аккультурации продолжались (в разных племенах и локальных группах – с большей или меньшей интенсивностью).
4. Ряд французских исследователей (А. и Г.Грандидье, отец и сын, и др.), указывая на сходство отдельных элементов в культуре и языке малагасийцев и островитян Меланезии, допускали, что первичное население Мадагаскара могло быть частично южномонголоидным (выходцы из Индонезии), частично – негро-мелонезийским (выходцы из Океании), которые прибывали несколькими волнами. В языке малагасийцев насчитывается около сорока слов меланезийского происхождения, в том числе название кошки (пису), которое входит в древний словарный фонд. Кроме того, имеется около десятка полинезийских слов. Такие культуры, как ямс и таро, сохранили у малагасийцев свои меланезийские названия.
Казалось бы, убедительные аргументы в пользу участия океанийцев (в частности, меланезийцев) в давнем (первичном?) освоении Мадагаскара. Но не менее резонно звучат возражения российских африканистов Д.А.Ольдерогге и А.С.Орловой (высказанные более полувека тому назад): трудно допустить, что не очень искусные в мореходном деле негроидные племена из Меланезии более двух тысяч лет тому назад смогли – притом массово, большими группами – совершить плавание из Тихого океана через весь Индийский к Мадагаскару.
Предположение, что первоначальное население острова было родственным негроидам-банту Восточной Африки противоречит нашим знаниям по истории расселения этих народов. До X века нынешние банту жили в регионе Кения – Северная Танганьика, а продвижение их на юг происходило в последующий период. В области южнее р. Замбези они пришли на рубеже XII–XII веков, не ранее.
Работы палеоантропологов свидетельствуют, что аборигенным населением Восточной Африки были племена эфиопиоидного и койсанского расовых типов (известные представители последнего – бушмены и готтентоты). Если допустить, что люди этих типов населяли в древности и соседний Мадагаскар, неизбежно возникает вопрос: как они могли туда попасть при отсутствии мореходных средств и мореходных навыков? 400-километровый пролив (Мозамбикский), отделяющий остров от материка, с сильными течениями и многочисленными водоворотами – труднопреодолимая преграда.
Некоторые малагасийские историки и этнографы решительно отклоняют все гипотезы об африканском происхождении древнейшего населения острова; таковым признаются лишь мигранты с островов Юго-Восточной Азии.
Охота к перемене островов
Таковы гипотезы, предложения, допущения. В общем – идет нормальный научный процесс поиска ответов на очень трудные вопросы. Если попытаться более или менее взвешенно, непредвзято оценить имеющийся фактический материал и связанные с ним выводы, то прорисовывается такая картина.
Первой волной переселенцев на Мадагаскар были австронезийцы (их потомки – это народы, говорящие на индонезийских, полинезийских, меланезийских и микронезийских языках); эта миграция относится примерно к середине I тыс. до н.э. Вытесненные в предыдущие столетия из прибрежных областей материковой Азии (восточной и юго-восточной), они расселились на островах Индонезии и Океании; там они, в свою очередь, частично вытеснили, частично ассимилировали предыдущих насельников этих регионов (протоавстралоидов).
То ли каким-то группам их показалось тесновато на этих островах, то ли неистребима в человеке и в человечестве «охота к перемене мест», то ли были (скорее всего!) более серьезные причины, но они двинулись в дорогу – очень дальнюю, о «конечном пункте» которой, разумеется, не то что не знали – и не размышляли. Достоверно можно утверждать лишь то, что происходило это не позднее III века до н.э. Последняя цифра определяется достаточно просто и одновременно точно: металлургия железа известна в Индонезии с III века до н.э., между тем древние малагасийцы ее не знали.
Следующая волна – мигранты, говорившие на старомалайском языке, – докатилась до Мадагаскара, по-видимому, в первые века нашей эры. Как подчеркивает французский исследователь Буато, они представляли собой «расовый коктейль», в котором смешались черты людей «австралоидного, пигмоидного, негро-меланезийского, монголоидного, европеоидного типов». Но преобладали, бесспорно, южные монголоиды.
Индонезийские (и отчасти индийские) группы пополняли население острова в течение всего I тыс. н.э. С XVI века на Мадагаскар попало немало рабов-африканцев (банту). Селились на острове также арабы, суахили, персы, жители других стран Среднего и Ближнего Востока. Но решающее влияние на все стороны культуры и жизни малагасийцев продолжали оказывать тысячелетние связи между Мадагаскаром и Индонезией, а также Индией.
Так, в самых общих чертах, шло формирование народа, который в литературе и прессе с «легкой руки» французов до недавнего времени назывался мальгашами. Сами же себя они именуют так: мальгаши ни малагаси. В общем, малагасийцы.
Хозяйство. Материальная культура
Система хозяйства
На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложных ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей — террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) — почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая.
Мальгаши разводят зебу — одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу.
Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, её высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют.
Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озёрах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением.
Жилище и архитектура
Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова.
На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах.
На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы.
В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей.
Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома — громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой — для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т. д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки.
Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу.
В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций.
Ремесла
Традиционная резьба по дереву одновременно напоминает скульптуру народов Океании (столбы «алуалу» высотой до 5 м и фигуры умерших на кладбищах у народов махафали и сакалава) и Африки (разнообразные маски и парные статуэтки). Национальная школа живописи сформировалась после получения независимости. Художники – Э. Рабесахала, В. Равелунануси-Разафимбелу, Л. Радзунус. Известно за пределами страны имя современного художника по батику Жана Баптиста.
Широко распространены ремесла и художественные промыслы: ткачество, плетение корзин, циновок, разнообразных чехлов, шляп и пр. из волокон пальмы рафии, камыша и тростника, изготовление из дерева домашней утвари, игрушек и сувениров, вышивка скатертей и изделий из шелка.
Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров.
Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии.
Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На неё нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого.
Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии — рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго.
Кухня
Кухня Мадагаскара в основном состоит из рисовых блюд (вари) с гарниром (лаука). На юге иногда заменяют рис на толчёную высушенную кукурузу. Значительное влияние на малагасийскую кухню оказали кулинарные традиции Франции, Китая и Индии, и в меньшей степени восточно-африканские вкупе с арабскими.
На острове выращивают несколько сортов риса, и выделить один главный сорт затруднительно. Способы и результаты приготовления разнятся, начиная сухим рассыпчатым рисом и заканчивая рисом по консистенции похожим на ризотто (вари сусуа). Нередко те, кто может себе позволить, готовят несколько рисовых блюд для одного приёма пищи. В качестве замены обычной воде употребляют ранун’ампангу — остатки подгоревшего риса (дающего характерный аромат), залитые кипятком, а затем отфильтрованные и охлаждённые. Широко распространено традиционное тушение вари амин’анана состоящее из риса, мяса и нарезанной зелени. На завтрак рис могут слегка посыпать сахаром или обложить фруктами, или подать вместе с лаукой из жареных яиц и сосисок. Состоятельные люди иногда заменяют рис на французский хлеб и масло, не скупясь на сахар или подслащёное молоко при желании.
Гарниры, подаваемые в обычных малагасийских семьях, сильно зависят от времени года и доступных продуктов, выращиваемых в данном регионе. Список наиболее распространённых гарниров: вуанджубури (орех бамбара, тушёный со свининой), китуза (вяленые полоски мяса зебу с пряностями), трундру гаси (белая рыба, такая как треска, сайда, пикша или мерлуза, тушёная с цуккини и помидорами), румазава (говядина жареная с имбирём, томатами и луком, декорированная зеленью), царамасу (бобы вареные в томатном соусе) и всяческие морепродукты. В качестве пряностей и приправ употребляют чеснок, лук (разных сортов), имбирь, помидоры, неострое карри и соль. На побережье также используют кокосовое молоко, ваниль и гвоздику.
В отличие от африканской кухни, малагасийской не свойственны очень острые блюда, однако в последнее время появились острые соусы-полуфабрикаты, изготовляемые на побережье из традиционных фруктов (манго, лимон и др.), набирающие популярность в стране. С некоторыми из данных соусов подаётся популярный салат ласари караути, состоящий из бобов, капусты и моркови.
Уже упоминавшийся ранун’ампангу является наиболее популярным напитком среди малагасийцев. Широко распространён кофе и чай, на острове изготавливают вино и ром. Сырое молоко практически не употребляют, используя его на производство йогуртов и сыров.
Малагасийские десертные традиции берут свои истоки из кухни туземных племён с вкраплениями французской кухни. Таким образом, десертом может считаться любой свежий фрукт посыпанный сахарным песком, начиная от обычного яблока и заканчивая экзотическим плодом баобаба или эндемичным «пок-пок». На Мадагаскаре выращивают какао отличного качества, что не могло не сказаться на локальной кухне и особенно десертах, обусловив присутствие шоколада во многих сложных десертах и французской выпечке.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!