КТД как форма реализации уклада школьной жизни в соответствии с современными подходами в воспитании



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 

«Магнитогорский педагогический колледж»

 

Планирование и организация коллективных творческих дел в начальной школе  

Приложение к методическому пособию по производственной практике ПП.03.02.

ПМ 03. «Классное руководство»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск, 2021

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению воспитательных мероприятий.  

 

 

Составители:

Лысяная Наталья Ивановна, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

 

 

Рецензенты:

Кащенко О.О., к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска.

 

Содержание

  стр.
Введение 4
Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы 5
КТД как форма реализации уклада школьной жизни в соответствии с современными подходами в воспитании 6
Организация ролевой игры 7
Пример организации деловой игры 10
Этапы организации и проведения КТД 13
Структура деятельности при организации КТД 14
Примеры тематики КТД 15
Список литературы 17
Приложение 1. Методика организации и проведения КТД (разработана Игорем Петровичем Ивановым) 18
Приложение 2. Советы педагогу при проведении КТД 20

Введение

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Производственная практика по ПМ. 03. включает в себя следующие этапы: психолого-педагогическая практика и практика внеучебной воспитательной работы.

Практика внеучебной воспитательной работы направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 03. ППССЗ по виду профессиональной деятельности Классное руководство, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.

 

 

Содержание воспитания и социализации

учащихся начальной школы

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов. Далее представлены основные идеи из раздела № 3 «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы».

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία «ценность»+ λόγος «слово, учение») – теория ценностей.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.

КТД как форма реализации уклада школьной жизни в соответствии с современными подходами в воспитании

Методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), сложилась в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее – известный педагог Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.

Главные черты этой методики:

· совместно-разделенная деятельность педагогов и обучающихся,

· игровая инструментовка деятельности детей,

· коллективный характер деятельности

· творческий характер деятельности

· личностная ориентированность.

Методика совместно-раздельной деятельности позволяет в полной мере реализовать аксиологический и системно-деятельностный подходы. Суть совместно-разделенной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому. На следующих этапах педагог все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности.

Коллективный характер деятельности позволяет реализовать системно-деятельностный и развивающий подходы. Обязательная коллективность на всех этапах деятельности:

· Обсуждение идей и замыслов,

· Планирование,

· Подготовка,

· Организация,

· Проведение,

· Анализ результатов...  

Личностная ориентированность деятельности позволяет реализовывать развивающий подход. Обеспечивает активность и самостоятельность каждого участника (выбор поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей). Позволяет учитывать достижения каждого (личностные достижения).

Творческий характер деятельности позволяет реализовывать аксиологический, системно-деятельностный и развивающий подходы. Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности.

Значит, для организации этой деятельности, как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи...

Игровая инструментовка деятельности детей позволяет реализовывать аксиологический, системно-деятельностный и развивающий подходы. Игра как образовательная форма позволяет обучающимся получить опыт самостоятельной общественной деятельности в игровой обстановке, научиться выполнять правила игры (общественной жизни), понимать и принимать общественные ценности. Основа игровой инструментовки деятельности – это ролевые игры (после освоения данного вида игры, можно перейти к деловым играм).

 

Организация ролевой игры

(Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова)

1 . Подготовка игры

1.1. Первым делом следует понять, для кого будет проведена игра — возраст, состояние группы, межличностные связи, потребности, проблемы и т. д.

1.2. Исходя из этого, следует определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой (необходимость снять напряжениев группе, решить какой-то конфликт, продемонстрировать неоднозначность и пути решения актуальной для группы ситуации, отработать навык взаимодействия в экстремальной обстановке, поставить или решить какую-то проблему и т.п.).

1.3. Следующий этап — осознание того, какой типаж игры следует выбрать для решения поставленных задач. Здесьнадо быть очень внимательным, так как от этого зависят многие игровые факторы — динамика, плотность и характервзаимодействия отдельных игроков, степень возможнойконфликтности в игре, то, как определят для себя дети своиигровые цели, и многое другое. Типаж может быть задантеми внутренними целями, которые определяют для игроковмастера. Соответственно возможны игра-спасение, игра-обсуждение, игра-выбор, игра-изучение, игра-отстаивание, игра-экспансия и т. д. Естественно, что сколько-нибудь сложныеигры сочетают в себе несколько различных типажей.

1.4. После того как выбран типаж игры, следует осознать, как в целом выглядит игровой мир. Игра может проходить на историческом (например, Нижний Новгород ХII в. Или Римская империя II в. до н. э.), фантастическом (планета звезды Альдабаран, будущее Земли, звездолёт), социальном фоне (современный мир, в котором легко угадать всем известные лица и события — предвыборные кампании в регионах, сложные экономические отношения между различными производственными сферами, межнациональные проблемы и многое другое).

1.5. Выбрав игровой мир, осознав то время, в которое нас перенесёт игра, надо определить границы игрового пространства. Это может быть отдельное замкнутое пространство (бункер, в котором оказываются игроки во время ядерной бомбардировки; плот, плывущий по Миссисипи), населённый пункт (город, в котором есть мэрия, два жилых квартала, городская площадь и полицейский участок), страна (может быть, несколько государств) со своими деревнями, городами, лесами и т. д., планета или ряд планет со своими космодромами и прочее, прочее, прочее… Понятно, что игровое пространство зависит от количества играющих людей, от того, как долго планируется вести игру и, естественно, от задач и целей, которые вы преследуете. Соответственно, если речь идёт о небольших играх, рассчитанных примерно на 1—3 часа, то игровое пространство, как правило, невелико и разворачивается в пределах одного — трех помещений. Это в значительной степени облегчает положение педагога, которому не приходится экономить пространство, разделяя имеющиеся помещения на несколько частей, находить множество комнат и т. д.

1.6. Один из самых сложных и ответственных подготовительных этапов — осознание того, какими путями может развиваться игра. Здесь всё должно быть очень грамотно спланировано. Важно понимать, когда в игре может начаться военный переворот, экологическая катастрофа, т. е. какие-то важные игровые события. Такие события могут быть простимулированы извне, если, например, правителя страны играет «подставной» игрок или когда в нужное время происходят события, становящиеся причиной других (оракулу приходит видение, которое ему нашёптывает ведущий игры, что в племени есть предатель, носящий на шее амулет в виде кувшинки; по стране проходит ураган, разрушающий все строения). Педагоги игры должны запланировать ряд событий, которые с большой вероятностью определённым образом повлияют на дальнейшее развитие событий. Вообще сюжетных линий, идущих параллельно, должно быть несколько (война за спорные территории, внутренний конфликт между различными политическими силами, развитие у людей, обитающих в отдалённых посёлках, магических способностей или других положительных мутаций). Таким образом, сюжет игры становится довольно сложным, с большим количеством конфликтов; у игроков появятся цели, достижение которых будет возможно, только если будут ущемлены интересы других и т. д. У каждого игрока будет выбор того, чем ему можно заняться в конкретный момент времени.

1.7. Помимо сюжетных линий, влияющих на развитие игры, предусматривается так называемая фоновая деятельность. Она происходит вне зависимости от того, что делается в игре в целом. Необходима фоновая деятельность для поддержания жизни или соблюдения определённых традиций (сбор урожая, ремонтные работы постоянно выходящей из строя производственной линии, обряд перед охотой, регулярно проводимые выборы в государственные органы, выпуск газеты). Фоновая деятельность определяет отношения в микрогруппах, предполагает получение некоторых навыков, обеспечивает необходимое игровое напряжение, служит для заполнения игровых пауз, когда основные сюжетные линии по тем или иным причинам затухают.

1.8. Затем наступает этап определения и прописывания законов игрового мира и того, каким образом они моделируются. Законы могут быть:

социальными (сбежавшему от хозяина рабу при поимкевырывается язык — моделируется наклеиванием скотча на рот);

природными (раз в месяц на деревенское поле налетают стаи саранчи и уничтожают треть урожая, если поле не обработано химией, — моделируется сделанными из бумагинасекомыми и тем, что педагог раз в игровой цикл убирает с «поля» треть насыпанной там пшёнки), т. е. экологическими, химическими или физическими;

физиологическими (организмы разумных осьминогов питаются эмоциями окружающих их существ — моделируется с помощью персональных карточек, на которых отмечается степень насыщенности осьминога в зависимости от яркости увиденной эмоциональной картинки);

технологическими (завод по производству очистных сооружений может за игровой цикл выпустить не более трёх фильтров, сделанных с помощью детского конструктора);

мистическими (при исполнении определённого ритуала в честь бога Одина у воинов прибавляется физическая сила. Таких игроков надо будет «убить» дважды, чтобы они отправились в «страну мёртвых»).

Также каким-либо образом моделируется игровое пространство — строится «бункер», определяется, из чего будет сделан «космический корабль» и т. д. и игровые предметы — бластеры, тракторы, ковры-самолёты, машина времени.

1.9. Разработка правил игры. На этом этапе следует детально определить то, каким правилам подчиняются игроки. Определяются стандарты посева полей и ухода за всходами, то, как на игре можно смоделировать изготовление скафандра или как инициировать магический посох. Эти правила расписываются очень чётко, чтобы не возникало в результате разного их прочтения споров в процессе игры.

1.10. Когда игра в достаточной степени спланирована, следует расписать основные роли (верховный жрец, король, владелец флотилии) и то, кто их будет играть. Ключевые роли во многом определяют развитие игры. Соответственно, важно понять, кому следует их предложить. Некоторые важные роли могут отыгрывать педагоги, знающие нюансы игры заранее. При придумывании ролей учитываются их характеры, цели и задачи, которые они преследуют, отношения с другими персонажами, то, как это сможет сыграть конкретный человек, и т. д. После расписываются «второстепенные» роли (стражники, крестьяне, паломники, роботы-слуги). Важно учитывать, что «второстепенность» ролей может быть довольно условна, ведь никому не знакомый гладиатор может стать главой повстанческого движения рабов.

1.11. Непосредственно перед игрой следует донести правила и личные установки до игроков. Это может быть сделанов виде рассказа, небольшой театральной постановки, расписанных на бумаге стандартов. Возможно сочетание подачи предыгрового материала.

1.12. Отдельно следует сказать об изготовлении костюмов и бутафории. Весь игровой антураж может быть достаточно условен (костюмы в виде повязок на головах, комната,оформленная лишь тканью и правильно расставленной мебелью). Однако лучше, если есть возможность организовать костюмерную и бутафорную мастерские, где вместе с ребятами можно изготовить для игры весь необходимый материал.

2. Проведение игры

2.1. Зачастую игра начинается с некоторой оговорённой заранее полутеатральной постановки: заключения важного контракта, выборов главного редактора крупной телекомпании, взрыва на военном полигоне бактериологического оружия. Пуск игры определяет её динамику на начальном периоде, раскручивает некоторые сюжетные линии, оформляет «декорации», на фоне которых развиваются взаимоотношения между игроками. От начала зависит эмоциональная окраска игры, осознание игроками политической обстановки, их текущих и перспективных целей и задач.

2.2. Особенность ролевых игр состоит в том, что они могут развиваться довольно спонтанно, однако это не значит, что сюжет совершенно непредсказуем. Развитие игры зависит от изначальных установок и от того, как педагоги контролируют отдельные игровые моменты. Ясно, что корректировать сюжет следует только по необходимости и весьма осторожно по отношению к играющим. Это достигается путём:

— введения в игру новых персонажей, несущих важную информацию или имеющих большую власть;

— неожиданно обрушивающихся на игроков событий (снежная лавина, эпидемия, проклятие богов).

Помимо контроля сюжетных линий, педагоги должны внимательно следить за игрой каждого человека. Это нужно как для того, чтобы выделить в игре тех, кто особенно удачно проявляет себя (милость богов, фарт, так как везёт людям активным), так и для последующего обсуждения игры.

Очень часто игра заканчивается не так, как это было запланировано людьми, её проводящими. Это вполне нормально: ведь сам ход игры, её развитие в основном должны зависеть от поведения самих игроков, а не от прихоти мастеров.

2.3. Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъёме, что обеспечивает яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения («Вот дальше мы бы наверняка…»). К тому же «сильная» концовка в принципе оставляет яркие воспоминания о прошедшей игре.

3. Обсуждение игры (рефлексия), подведение итогов

Обсуждение игры лучше всего проводить через 20 — 40 минпосле её окончания, когда немного улягутся эмоции и появится возможность к объективному анализу случившегося.Обсуждение ведётся примерно по следующему плану:

• Ведущий предлагает вспомнить основные игровые моменты, то, какие важные события произошли.

• Происходит оценка того, что происходило: чем были вызваны события, каково при этом было поведение отдельных игроков. Также идёт обмен мнениями по поводу тех ситуаций, которые вызвали наибольшее число споров, разъяснение со стороны учителя непонятных или спорных моментов.

• В тех случаях, когда игровое пространство состоит из нескольких достаточно самостоятельных частей, имеет смысл сначала провести обсуждение для игроков, бывших вместе в одной игровой зоне (деревня, государство, планета), а уже потом организовать общее обсуждение.

• В конце обсуждения ведущий «раскрывает карты» — поясняет что-то оставшееся непонятным и отвечает на возникшие вопросы.

После этого подводится окончательный итог игры.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!