Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе



Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение.

Общение характеризуется, прежде всего, вовлеченностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль. Общение помогает удовлетворить особую потребность человека - во взаимодействии с другими людьми.

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.

Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек как-либо заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность.

Общение - одна из значимых форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо, никак иначе. [6]

Люди общаются между собой по поводу своей деятельности. Они обмениваются личным опытом, представлением о мире, ценностными ориентациями, воспоминаниями, планами на будущее. Каждое действие или поступок одного человека по отношению к другому носит нравственный характер. Отношение человека к вещам, к предметам, созданным человеческой культурой, отражает уровень восприятия нравственного развития людей, характер и взаимоотношений.

Всякий человек стремится к счастью - состоянию, которое соответствует внутренней удовлетворенности своей жизни. Счастье переживается только рядом и вместе с другими людьми. Без взаимодействия с людьми, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других удовлетворяет свое стремление к счастью», - цитата Ф. Энгельс.

Человек не может не обмениваться действиями, мыслями, поступками, желаниями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружеских отношениях между людьми, иначе говоря, имея общие интересы, схожее мышление и определенные точки соприкосновения – люди имеют некую связь, которая помогает им взаимодействовать между собой на уровне такого понятия, как «дружба».

Дружба - культурное образование, оно меняется по форме и содержанию вместе с развитием производственных отношений, с развитием общества.

В период родовой культуры, в первобытном обществе дружба связывалась с символическим породнением людей. Можно назвать кровную дружбу, побратимство, братство по оружию и другие формы дружеских взаимодействий людей. В родовой культуре кровная дружба была нерасторжима, права и обязанности друзей были закреплены жестоко соблюдаемыми традициями.

С разложением общинно-родовых связей дружба освобождается от кровнородственных отношений. Дружеские отношения начинают строиться на взаимопонимании и общности.

Человечество постепенно учится дружбе как взаимодействию людей на самых высоких эмоциональных и нравственных основаниях. Именно в дружбе развивается рефлексия - способность тонко чувствовать возможные настроения и состояния другого. Это приводит к индивидуализации дружбы. Люди начинают чувствовать некую связь между их отношениями с, условно говоря, знакомыми и теми, кто стал им значительно ближе, чем просто знакомый.

Личностное взаимодействие, взаимная симпатия, совместная, глубокая эмоциональная привязанность в дружбе придают людям нравственную силу, уверенность в своей необходимости другому, социальную активность. У друзей начинают проявляться различные чувства друг к другу, такие как сопереживание, сотрудничество, участие в трудных кризисных ситуациях и готовность радоваться успехам. [7]

Во все времена дружба высоко ценилась в человеческой нравственной культуре как социально-нравственная ценность. Не случайно понятием «дружба» обозначается не только межиндивидуальное взаимодействие, но и социальные отношения между народами.

Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как дошкольники начинают проявлять социальный рост, стремление самоутвердиться, их нравственное развитие. При этом самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, которые участвуют в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. [8]

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников, в общении со взрослыми и сверстникам, в мотивационной сфере, так и достигнутым к 5 годам уровнем морально-нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребенка дошкольного возраста в целом.

Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду.

Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, в поведении, поступках, автор не затрагивает самого понятия «дружба».

В психолого-педагогической литературе «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми, избирательной эмоциональной привязанности и др.

Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления неких нравственных особенностей, таких как сочувствие, понимание и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, которой так или иначе отражает суть дружбы, является взаимопомощь, которая имеет свойство быть как независимой, самостоятельной нравственной категорией, так и полноценной основой эмоциональной привязанности , отражающей специфику дружбы.

Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, нежели от других сверстников,  более доверительного общения, привязанности и интимности: с одними из товарищей по группе он дружен, относится с большей теплотой и привязанностью, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет некую антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характеристик черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, равнодушное или агрессивное отношение к себе сверстников и, не зная причины такого отношения, ребенок становится или сдержанным, замкнутым, или, напротив, агрессивным, раздражительным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, которые имеют силу сочувствовать и сопереживать, возможность поделиться с ними своими радостями и негодованиями, иметь надежду на то, что они в трудную минуту помогут, делает любого человека счастливым, жизнерадостным, создает позитивное настроение.

Таким образом, в целом понятие «дружба» - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для создания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет высокое позитивное значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс понимание такого понятия, как «социальные взаимоотношения». [9]


 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!