Джон Форд во время Второй мировой войны и послевоенный период



 

Годы Второй мировой войны Джон Форд прослужил на флоте. Он вошел в военно-морской резерв США еще 3 октября 1934 года в звании лейтенант-командующего, а 11 сентября 1941 года поступил на действительную военную службу в канцелярию начальника военно-морских операций Департамента военно-морского флота в Вашингтоне. Дополнительные обязанности у Форда были в Отделении фотографических презентаций Управления координатора информации. В рамках этих обязанностей режиссер работал в зоне Карибского бассейна, в южноатлантических районах, у Гавайских островов, на Европейском театре войны

В начале января 1941 года Форд участвовал в киносъемке военной базы Перл-Харбор после нападений японцев, создав по просьбе руководства фильм-отчет о происходящем. Как указывал Форд в интервью, он нашел тогда Перл-Харбор в состоянии полной готовности и в боевом духе. Сокращенная версия фильма «7 декабря» получила премию Оскара за лучший документальный фильм.

Первым оперативным заданием Форда на службе в ВМФ была съемка событий битвы за остров Мидуэй в июне 1942 года. Он прибыл туда до боевых действий, вылетал вместе с американскими летчиками на разведку. Во время атаки японцев, о которой американской разведке стало известно заранее, Форд получил задание наблюдать за ходом битвы с верхней точки электростанции. Несмотря на ранение в начале атаки, он передавал отчет о ходе боя командующему. По отснятым материалам был выпущен документальный фильм «Битва за Мидуэй», также получивший «Оскара» в номинации документальный. За ранение, полученное в этом бою, режиссера наградили медалью «Пурпурное сердце».

В июне 1943 года Форд прибыл на службу в Управление стратегических служб в Вашингтоне в качестве ответственного офицера Полевого фотографического отдела, будучи назначенным на должность директора кинокомпании. В августе 1944 года у него была временная дополнительная функция технического наблюдателя в районе Бирма-Индия-Китай. В апреле 1944 года Форд служил техническим наблюдателем в Отделении Управления стратегических служб в Лондоне, участвуя в выполнении различных разведывательных полетов в районах боевых действий с целью подготовки эпизодов стратегических кинофильмов с воздуха. Во время военно-морской операции в Нормандии в июне 1944 года Форд организовал фотосъемки союзников во время высадки, был командиром съемочных групп военно-морского флота и береговой охраны США, а также съемочной группы Польши, Франции и Нидерландов. В ноябре 1944 года Форда временно освободили от действующей службы, чтобы он смог вернуться в Голливуд для работы с Metro-Goldwyn-Mayer над созданием и режиссурой фильма «Они были расходными материалами». Фильм снят по книге военного корреспондента Уильяма Линдси Уайта и показывает деятельность Третьей моторной эскадрильи торпедных катеров ВМС США во Второй мировой войне.

В октябре 1945 года Форд ушел в запас, а 1 мая 1951 года он был внесен в список почетных отставников в звании контр-адмирала. За заслуги в ходе четырех лет действительной службы Форд получил орден «Легион почета» (LegionofMerit) Кроме этого, Форд получил медаль американской службы обороны, медаль за азиатско-тихоокеанскую кампанию, медаль американской кампании; медаль за европейско-афро-ближневосточную кампанию; медаль за победу во Второй мировой войне, медаль военно-морского резерва (за десять лет службы).

 

Контр-адмирал Джон Форд, военно-морской резерв США, апрель 1952 года

 

Первый же фильм Форда после войны в 1946 году — «Моя дорогая Клементина», был снят в жанре вестерн. Он показывает романтизированную легенду о стычке между бандитами и представителями закона. Фильм переполнен колоритными типажами, сочными деталями быта, юмором и жизнерадостностью. В итоге шериф расправляется с бандитами; и на празднике по случаю закладки церкви на только что построенном деревянном полу будущего здания, как на танцевальной площадке, отплясывает все население городка во главе с самим шерифом.

После Второй мировой войны Форд не снимал фильмы на острые социальные темы. Центр империализма переместился из Европы в США, и в стране шла реакционная агитация. Пресса, кино, литература, театр, радио и телевидение пропагандировали войну, боролись с демократическими идеями, развлекали массы историями, наполненными сексом и убийствами. Правящие круги США объявили о притязании на мировое господство, усиливается наступление на прогрессивные элементы внутри страны. Как заявил в декабре 1947 года бывший министр внутренних дел США Гарольд Икес, «мы живем в атмосфере страха и подозрений, которые убивают нашу мысль и приносят ущерб нашему единству».

Борьба с буржуазной демократией и либерализмом шла под лозунгом борьбы с «коммунистической опасностью». В сентябре 1945 года главой Голливуда, президентом Американской киноассоциации становится крупный бизнесмен Эрик Джонстон, который заверил Конгресс в том, что будет всеми силами «бороться с коммунистической угрозой». Первый суд был проведен «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности» в том же году. На скамье подсудимых оказался ряд прогрессивных сценаристов и режиссеров, которых обвинили в «коммунистической пропаганде». Вслед за первым процессом последовали другие. Многие киноработники были изгнаны даже без предъявления обвинения, попали в черные списки и не могли найти работу. Комиссии по расследованию привели к полной победе реакции в Голливуде. Из сценариев были изъяты все элементы, отображающие реальную действительность.

Именно в этот период некоторые крупные мастера тридцатых и начала сороковых годов — Джон Форд, Льюис Майлстон, Вильям Дитерле — перестраиваются. Форд переключился на постановку развлекательных фильмов. Газета «Нью-Йорк Пост» писала, что, достигнув совершеннолетия в «Гроздьях гнева», Форд свернул в дальнейшем с пути, ведущего к идейной зрелости.

Если вначале Форд заявлял, что будет стараться не очень «гадить демократии», то вскоре сдал позиции. Голливудская реакция неоднократно использовала авторитет Форда для того, чтобы его фильмами оправдать военные авантюры, дискриминацию индейцев. В 1947 году Форд ставит фильм «Беглец», в котором осуждает национально-освободительное движение в Латинской Америке. Фильм «Крылья орлов» (1956 год) создается, как пишет в мае 1957 года английский журнал «Filmsand Filming», «в сотрудничестве с Министерством обороны и Морского флота и, видимо, предназначается для морального подкрепления третьей мировой войны. Что же касается “поэзии” и изобразительного решения, то они просто отсутствуют».

В беседе с репортерами Джон Форд неизменно подчеркивает свое презрение к поставленным им теперь фильмам и полное равнодушие к работе. Среди фильмов, снятых после войны – вестерны («Форд Апач», «Рио Гранде» и другие), военные («Когда Вилли придет, маршируя, домой», «Это – Корея») и снятые им после 1953 года сентиментальные мелодрамы («Солнце светило ярко», «Могамбо» и другие), не представляющие большого интереса в художественном отношении.

 

 

Фильм «Дилижанс» (1939) как классический для эстетики вестерн, его появление в СССР. Джон Уэйн «король вестернов»

Фильм «Дилижанс» стал первым звуковым вестерном Джона Форда. Фильм был снят в США в 1938 году и вышел на экраны в 1939 году. Он стал хитом кинопроката. Литературной основой сценария является новелла Ги де Мопассана «Пышка».

Джон Форд

 

Фильм рассказывает историю пассажиров дилижанса, которому предстоит пересечь опасную территорию североамериканских индейцев-апачей. Пассажиры дилижанса разделяются режиссером на две группы: «респектабельные» и «нереспектабельные». Как пишет российский киновед Михаил Трофименков, в своей приверженности к готовым типажам фильм напоминает «трагедию масок», где «действуют не люди, а архетипы: Леди, Ковбой вне закона, Падшая, Игрок, Доктор-пьяница. Впоследствии представители «новой волны» (французские молодые кинематографисты конца 1950-х и 1960-х годов.) критиковали «Дилижанс» именно за эту несколько архаичную литературность.

Признанные американские актёры Гэри Купер и Джоэл МакКри рассматривались на роль главного героя картины Ринго, но Форд настоял на кандидатуре американского актера Джона Уэйна (1907 г.р.).

 

Актер Джон Уэйн

 

Режиссер пригласил Уэйна участвовать в своем фильме в то время, когда тот был одним из ведущих актеров американской киностудии Republic Pictures Corporation, действовавшей с 1935 по 1967 гг., и специализировавшейся на вестернах, сериалах и фильмах категории «В» (малобюджетных фильмах). Уэйн был высоким молодым человеком ростом в 6 футов 4 дюйма. Марлен Дитрих планировалась на роль главной героини («Падшей») по имени Даллас, но Форд счел её неподходящей по возрасту и нанял американскую актрису Клэр Тревор (1910 г.р.), которая получила первое место в титрах и наибольший гонорар — $15000.

 

Актриса Клэр Тревор

 

«Дилижанс» имел средний бюджет в $546200, из которых $50000 полагались лично Форду. Фильм снимался 47 дней, с 31 октября до 23 декабря 1938 года, частично в Долине Монументов, в уникальном природном ландшафте на границе штатов Юта и Аризона.

Кинолента совместила динамику действия вестернов Уэйна с настоящей драмой. В сложных трюковых сценах Уэйна дублировал американский каскадер Якима Канутт, который заменял Джона Уэйна в моменты, когда Ринго выбирается из кабины на крышу, чтобы открыть ответный огонь по скачущим индейцам и пытается ухватить поводья вырвавшихся лошадей, на ходу перепрыгивая с одной на другую.

Стоит отметить, что до «Дилижанса» вестерны в основном были совсем примитивными с точки зрения психологизма, проработки персонажей и даже съемки экшн-сцен. Обычно их снимали в павильонах, слегка меняя рисованные декорации. Форд настоял на том, чтобы снимать фильмы на живой натуре, что сильно увеличило бюджет и время работы над картиной. В результате съемки «Дилижанса» происходили в четырех штатах: Юта, Колорадо, Калифорния и Аризона. Многие из этих мест использовались впоследствии для съемки других фильмов Форда; по примеру Форда, впоследствии их использовали для съемки вестернов и другие режиссеры. Форд записывал звук также во время натурных съемок, что по тем временам было весьма сложной задачей.

В своих работах Форд подчеркивает контраст между пустынными ландшафтами и полнотой человеческих жизней. Съемочная техника американского кинооператора и кинорежиссера Берта Гленнона и композиционный талант Форда наиболее заметны в сценах, где действие происходит в Долине Монументов, которая для Форда, по мнению американского режиссера, сценариста и продюсера Говарда Хьюза: «олицетворяет потусторонний мир гор, подпирающих небеса. Эта красота маскирует опасность неминуемого нападения».

Форд, отказавшись от съемок в павильонах, сохранил это правило и в тех случаях, когда нужно было снимать эпизоды в закрытых помещениях. В этих случаях Форд работал в интерьерах реальных домов. Закрытое пространство в подобных сценах служило контрастом для просторов прерии, где при съемках экшен-эпизодов снимали беспрецедентные по сложности трюки на лошадях, а в роли апачей выступали сотни настоящих индейцев.

Премьера «Дилижанса» состоялась в Лос-Анджелесе в феврале 1939 года перед широким показом в марте. Афиши пестрели фразами: «Опасность держит поводья, а Дьявол бьет хлыстом!», «Две женщины в отчаянном путешествии с семью мужчинами», «Могучая история девяти странных людей».

Сборы фильма в США были хорошими (хотя он не стал кассовым хитом). Американский актёр, драматург и сценарист Томас Митчел, сыгравший в фильме доктора Буна, получил в 1939 году «Оскара», как лучший актер второго плана. Кроме того, фильм был отмечен еще одним «Оскаром» в номинации «За лучшую музыку»: его музыкальное сопровождение было собрано композитором Борисом Моррос из американских фольклорных мелодий того периода.

«Дилижанс» изменил отношение зрителей и критиков к вестернам. Для Форда, восстановившего свою репутацию передового режиссера жанра, фильм стал первым звуковым вестерном, и вообще первым вестерном за последние 13 лет. Когда в 1967 году режиссера Орсона Уэллса спросили, кто его любимые американские мастера кино, тот ответил: «Старые мастера, под которыми я понимаю Джона Форда, Джона Форда и Джона Форда».

Форду удалось вывести вестерн из разряда дешёвой приключенческой «киномакулатуры» в число респектабельных жанров, претендующих на обобщения по поводу исторического развития Америки. Орсон Уэллс утверждал, что научился снимать кино, более сорока раз пересмотрев «Дилижанс»; этот фильм Форда также особенно выделяли шведский режиссёр театра и кино Ингмар Бергман и итальянский литературный критик и публицист Умберто Эко.

Для европейского проката «Дилижанс» переименовали. В Германии он назывался «Ринго» или «Ад едет из Санта Фе»; в Италии — «Красные тени», во Франции — «Фантастическая скачка».

В СССР после окончания второй мировой войны попало множество образцов иностранного кино. Это были в основном так называемые «трофейные фильмы». Среди них встречались не только ленты немецкого и итальянского производства, но и голливудские картины, изъятые в кинотеатрах противника. На советский экран картина «Дилижанс» вышла под названием «Путешествие будет опасным».

Участие в фильме «Дилижанс» сделало Джона Уэйна «королём вестерна» и звездой американского кино. Джон Уэйн, урождённый Мэрион Роберт Моррисон (26 мая 1907 –  11 июня 1979) — американский актёр, лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в 1970 году за «Лучшую мужскую роль» в фильме «Настоящее мужество» режиссера Генри Хэтэуэя, снятом в 1969 г.

Снимаясь ежегодно примерно в пяти фильмах, он был едва ли не самым востребованным голливудским актёром эпохи звукового кино. В июне 1999 года Американский институт киноискусства поместил его 13-м в списке величайших актеров столетия.

Для американцев тридцатых годов Уэйн был воплощением мужественности. Начиная с ковбойской саги «Большая тропа» (1930), успех сопутствовал актёру в «боевиках» с драками и погонями.

«Дилижанс» принес успех и всенародную известность Джону Уэйну, став 80-м по счету фильмом в его карьере. Его харизматичные роли слились в народном сознании в один образ героического, умного, немногословного мужчины с непростым характером и горячим сердцем. Кинематографическому Ринго подражали мальчишки в своих играх, а девушки требовали от юношей соответствия ему в поступках и словах.

После малобюджетных вестернов Уэйну было очевидно, что в «Дилижансе» нужно выкладываться «по полной». Его актёрский стиль, даже в ранних фильмах, заключался в реагировании на окружающих. В «Дилижансе» Форд сделал так, что опытные актёры играли на Уэйна, постоянно держа его в центре внимания. В интервью американскому еженедельнику «Variety» за январь 1976 года, Уэйн заявил: «Возможно, я проецировал на всё что-то более близкое моей личности, чем другие. У меня есть несколько приёмов. Я останавливаюсь в середине предложения, так что они продолжают смотреть на меня, и я не останавливаюсь в конце, так что они не смеют отвернуться».

 

 

Фильм «Искатели» (1956) [ к просмотру ]

В 1956 году Форд снимает фильм «Искатели» (1956), где в качестве положительного героя показан ожесточенный человек, испытывающий дикую ненависть к индейцам и одержимый идеей мщения за гибель родных и похищение племянниц. В фильме показано, что жестокость индейцев тоже мотивирована местью, поскольку белые убили сыновей вождя, а главный герой в своей ненависти схож с индейцами, ему для удовлетворения мести также необходим скальп врага.

Фильм повествует о том, как в течение ряда лет велись поиски белой девушки, похищенной индейцами. Рассказ о поисках перетекает в мрачную картину выживания на границе. Этот девятый фильм, снятый Фордом совместно с Джоном Уэйном, резко контрастирует с «Дилижансом» (1939), где Уэйн исполнил роль харизматичного разбойника. В «Искателях» актер играет Итана Эдвардса – героя американской Гражданской войны, уважаемого согражданами и обожаемого семьей. Но когда команчи убивают членов его семьи и похищают племянниц, Итан пускается в преследование и в следующие несколько лет превращается в одержимого, чьи действия противоречат нравственности, а благие намерения тонут в кипящей ненависти.

 

Иллюстрация к статье «Искатели. Джон Форд» в книге: Йен Хейден Смит «Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления»

Хотя команчи здесь и показаны в соответствии с голливудским клише мародерствующих дикарей, фильм признает и беспощадность переселенцев. «Искатели» — гораздо более мрачный фильм, чем предыдущие вестерны Форда. Однако в нем сохранено классическое видение Дикого Запада, воплощенное в Долине монументов, на фоне которой происходит действие. Этот могучий памятник природы известен даже тем людям, которые никогда не ступали на землю американского континента. Работа воды и ветра сотворила на безжизненном плато природное чудо. Индейцы боготворили его. Почти тех же чувств преисполнились и белые люди, когда захватили долину. Форд снимал долину во многих своих вестернах, но именно в «Искателях» она стала одним из самостоятельных участников действия.

Как пишет в книге «Энциклопедия кино США» ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства Гарена Викторовна Краснова, «Искатели» был 115-м по счету фильмом в творческой биографии 60-летнего Джона Форда, но снятый так изобретательно, ярко и энергично, как если бы был его первым опытом на ниве вестерна. В основу фильма легла вышедшая в 1954 году одноименная повесть Алана Ле Мэя, в которой описывалось совершенное в 1936 году в Техасе похищение индейцами белой девочки.

Однако режиссер предпочел перенести события в середину XIX века, когда противостояние белых и индейцев носило особенно ожесточенный характер. Несмотря на общий драматический фон, обусловленный фигурой главного героя – Итана, Форд предпочел завершить действие оптимистически. И дело даже не в кратковременном прозрении главного героя и его примирении с племянницей, которая так долго жила среди индейцев, что стала считать их своим народом. Светлым пятном в фильме выступает образ Мартина, индейца-полукровки, приемного сына младшего брата Итана. Мартин изображен благородным человеком, готовым ценою собственной жизни защитить приемную белую сестру, в том числе и от ее собственного белого родственника. В лице этого героя режиссер показал оптимистическую идею слияния разных народов.

Гарена Краснова отмечает, что Джон Уэйн, чье имя столь же значимо для истории американского вестерна, как и имя Джона Форда, считал роль Итана одной из лучших своих работ, при этом он впервые в своей творческой биографии сыграл антигероя. Французский критик Жак Лурселль отмечает, что Итан и Линкольн из другого фильма Форда («Молодой мистер Линкольн») стали самыми обсуждаемыми героями режиссера. Образ Итана призван напомнить, что творчество Форда даже в самой популярной из своих ипостасей — вестерн — обладает неоднозначностью и глубиной.

Картина «Искатели» считается одним из лучших произведений не только в биографии Джона Форда, но и в истории американского вестерна. Наряду с некоторыми другими фильмами режиссера, картина «Искатели» вошла в список ста лучших фильмов, созданных с 1912 года. Этот список был сформирован в июне 1998 года в результате опроса полутора тысяч кинематографистов США и внесен в Национальный реестр фильмов США для хранения в Библиотеке Конгресса.

Новый взлет творчества режиссера пришелся на первую половину 1960-х годов. «Человек, который убил Либерти Вэланса» (1962 год) развенчал образ романтического героя, на которого режиссер делал ставку в своих прежних работах. Форд снял фильм в духе вестерна, показав, что на смену прежнему герою (Джон Уэйн в роли Том Донифона) приходит современная цивилизация.

В «Осени шайеннов» (CheyenneAutumn, 1964), снятому по одноименному роману писательницы Мари Сандос, Форд представил индейцев не агрессивной, как прежде, а пострадавшей стороной. «Осень шайеннов» проникнут искренним уважением и сочувствием к коренному народу Америки. Раньше в большинстве традиционных вестернов, в том числе и в фильмах самого Форда, индейцы традиционно были показаны в качестве нападающей стороны (вне зависимости от того, какую цель преследовали авторы картин).

Отныне главную задачу в «Осени шайеннов» Форд видел в том, чтобы восстановить историческую правду, показав зрителю вынужденность индейского сопротивления, лишенного, как правило, приписывавшейся им ранее агрессивности. В фильме рассказывается о беспримерно-отчаянном походе двухсот восьмидесяти шести изнуренных голодом и болезнями индейцев-шайеннов, совершенном в 1879 году из отведенной им бесплодной резервации в Оклахоме на исконные земли племени в Йеллоустоун. В кинофильме показана жесткая драматичность территориальных конфликтов, сопутствовавших эпохе освоения Дикого Запада. Все присущие вестерну ситуации в этой ленте показаны в мрачных красках. Здесь также нет блистательной и почти бескровной акробатики драк, схваток и погонь, присущей прежним легким фильмам в жанре вестерн; в этой картине смерть обретает реальность.

Финал картины несет в себе известный социальный заряд. Индейская тема впервые проходит на широком общественном фоне, ибо в фильме показана реакция масс на происходящее. Форд своим финалом, в котором мужественный белый герой одерживает победу вопреки непреодолимым, казалось, препятствиям и добивается решения, благоприятного для индейцев, сохраняет верность принципам, которых придерживается Голливуд в области социального фильма. Зритель мог негодовать, возмущаться, всерьез задумываться над общественными проблемами, но он не должен был сомневаться в жизнестойкости государственной системы.

Джон Форд, показав в своих фильмах гибель множества индейцев, произнес горькие слова: «Мы обращались с индейцами очень плохо, и это — пятно на нашем щите. Мы обманывали, грабили, убивали, делали все, что угодно, но стоило им убить белого, как мы посылали войска». Еще начиная с тридцатых годов Форд пользовался всякой возможностью, чтобы материально поддержать индейцев племени навахо, обитавших в резервации, куда входила и Монументальная долина — место его обычных съемок. Режиссер старался занять в картинах, даже если это и не вызывалось особой необходимостью, возможно большее число этих неимущих и всегда полуголодных людей. Заставляя их погибать на экране, он давал им средства к существованию.

Джон Форд умер 31 августа 1973 года. Ему было далеко за восемьдесят, он уже довольно долгое время ничего не снимал, но по-прежнему любил представляться так: «Меня зовут Джон Форд. Я ставлю вестерны». Е. Карцева в книге «Вестерн. Эволюция жанра» приводит слова Форда о своей любви к вестерну, которые он произнес в интервью корреспонденту французского журнала «Синема-61»: «Единственное, что меня интересует, это фольклор Дальнего Запада. Мне всегда хотелось показать эту страну по-настоящему, почти документально. Я был ковбоем, зарабатывая тринадцать долларов в месяц, еще в ту эпоху, когда Панчо Вилья пересекал границу (то есть во время мексиканской революции 1910-1914 годов (прим. — Е.Карцева)) Я люблю воздух, огромный просторы, горы, пустыни».

Последняя картина Форда — «Семь женщин» (1965) — также сделана в жанре вестерна.

Группа экспертов американского издания «MovieMaker», посвященного искусству и бизнесу создания фильмов, назвала Джона Форда пятым по значимости режиссером всех времен.

 

Список использованной литературы

1. Американский ликбез. Кинематограф США – Вестерн (YouTube);

2. Аронсон. Метакино. 2003.

3. Базен. Вестерн, или Избранный жанр американского кино

4. Базен. Эволюция вестерна

5. Беленький. Лекции по всеобщей истории кино

6. Википедия. Гомстед-акт

7. Гомстед-акт. https://diletant.media/articles/41098588

8. Захаров Д.В. Эволюция киновестерна в русле циклических процессов. (https://vgik.info/upload/science/aspirantura/ДИССЕРТАЦИЯ_Захаров_Д.В.pdf)

9. Кадетова Э.Г. История мирового кино

10. «Кино США: режиссерская энциклопедия»

11. Разлогов Кирилл. «Мировое кино»

12. Рахманова Т.Д.. Эволюция американского вестерна: жанр массового кино от зарождения до мифа. Научная статья. (http://naukarus.com/evolyutsiya-amerikanskogo-vesterna-zhanr-massovogo-kino-ot-zarozhdeniya-do-mifa)

13. Садуль Жорж. «Всеобщая история кино» (в шести томах) https://vk.com/wall-37124986_455

14. Соколова. «История и теория кино»

15. Энциклопедический кинословарь. 1987.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!