Наставничество как сотрудничество и сотворчество



Толова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 333 Невского района

От профессионализма педагогических кадров напрямую зависит формирование личностных компетенций  обучающихся, направленных на приобретение навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования. Поэтому к наставникам различных уровней предъявляются высокие требования:

- гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой;

- критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против»;

- коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого;

- толерантность – терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника;

- эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию (наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей);

- рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.

Практика наставничества реализуется в моей деятельности по таким направлениям сотрудничества:

- педагог–педагог;

- педагог–родитель;

- родитель – обучающийся;

- обучающийся –педагог;

- обучающийся–обучающийся.

В треке «педагог–родитель», «родитель – обучающийся» и «педагог –обучающийся» я рассматриваю наставничество в ключе сотрудничества и сотворчества.

Цель трека наставничества «педагог – родитель» -  привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве и коррекционной работе над ожиданиями от результатов творческой деятельности обучающегося.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:

- установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;

- способствовать творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);

- формировать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие детей. Родители организуют совместные массовые и театральные мероприятия по принципу «сотворчества», привлекаются к совместным мероприятиям. Так, например, участие и педагогов и родителей в коллективных творческих делах помогают мне сплотить детский коллектив, активизировать познавательную и творческую деятельность.

 Поделюсь опытом работы над постановкой двух спектаклей: «Пушкин, лицейские годы» и «Декабристы в Сибири». Сначала дети с опаской восприняли предложение поучаствовать в спектакле о лицейских годах А.С.Пушкина, но когда узнали, что в  спектакле будут задействованы учителя и их собственные родители, заинтересовались идеей. Скажу сразу, с родителями было, наверное, ещё труднее найти общий язык, но всегда найдется лидер, который поведёт за собой остальных. И вот мы уже  - большая дружная труппа, в которой у каждого своя роль: кто-то участвует в спектакле в качестве актёра, кто-то занимается декорациями, кто-то готовит костюмы. У каждого взрослого наставника были свои подопечные, и не всегда это были их дети. Стараниями всех были достигнуты успехи.

Я была удивлена, когда после спектакля дети и их родители активно стали меня «раскручивать» на следующую постановку. И вот теперь уже в 10 классе мы вновь ставим новый спектакль «Декабристы в Сибири». Старшее поколение играет роли губернаторов, княгинь мамаш, занимается подбором костюмов, мужчины занимаются освещением. Установились доверительные отношения между всеми участниками. Старшие часто заменяли педагога на репетициях. Появились наставники у каждой группы актёров. Вплоть до индивидуальных встреч ребят с их наставниками. Получилось, скажу вам, очень прилично, мероприятие снимало телевидение, зал был полон. И даже некоторые женщины плакали  от избытка чувств.

 При проведении рефлексии были получены очень хорошие отзывы.

Наставничество родителей над обучающимися, по моему мнению, сыграло огромную роль в сплочении детского коллектива и активизации всего потенциала детского творчества.

 

«Наставничество. Размышления на тему»

                                                           Татьяна Владимировна Армашева,

педагог дополнительного образования,

руководитель студии художественного слова «Голос»

ГБОУ лицей № 64 Приморского района

 

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

    Стихотворение В. Маяковского «Послушайте» - любимое стихотворение моего учителя литературы, Соколовой Нины Филадельфовны, моего первого наставника. Это она, на каждом уроке (а каждый урок проходил как мастер-класс, как театр одного актёра!) прививала любовь к литературе, театру, слову.

    Нина Филадельфовна великолепно читала стихи, была подвижником.

Под её руководством, был создан школьный театральный музей. Мы занимались поисковой работой, собирали материал о людях искусства, связавших свою творческую судьбу с Вологдой. Такие имена, как Гайдебуров и Скарская, П.Н. Орленев - первый актёр, получивший звание Народного артиста, Н. В. Петров, поставивший Александрийский театр «на советские рельсы», начинали свой творческий путь в Вологде.

    Мы выходили с лекциями об актёрах, режиссёрах в классы - так сказать «несли искусство в массы». Каждые каникулы выезжали в Москву, Петербург, с восторгом, смотрели лучшие спектакли в лучших столичных театрах: Вахтанговском, МХАТ, Таганке, БДТ, Театре им. Маяковского, Театре на Малой Бронной, Малом театре. С замиранием сердца и благоговением следили за игрой таких корифеев сцены, как А. Грибов, Н. Плотников, Н. Гриценко, Ю. Борисова, В. Высоцкий, И. Славина, Ю. Яковлев, Л. Броневой. Увлечённость театром и определила мою будущую профессию…Виной всему – наставник.

    И вот я в школе, а если ты работаешь в системе образования – ты уже являешься наставником для своих юных соратников по творчеству. Мой педагогический стаж 30 лет, в лицее же я работаю руководителем студии художественного слова «Голос» более 10 лет. Это прекрасно, когда у тебя есть возможность, силы и желание продолжить дело своего наставника, чтобы открылись и зажглись новые маленькие и большие звездочки...

Конечно, меня радует, что среди моих вчерашних учеников -участников студии "Голос" - есть те, кто выбрал для себя творческие профессии. Среди них актёры театра и кино: Панасюк Екатерина - выпускница РГИСИ мастерской Бызгу, Жукова Вероника - студентка второго курса РГИСИ, Иванова Анна – выпускница СПбГИК кафедры «Режиссура эстрады» - руководитель театральной студии в Молодежном центре на Богатырском, Кузьмина Анастасия, студентка биофакультета, но активно занимается в студенческом драматическом театре РГПУ им. А.И. Герцена.

Я с удовольствием хожу на спектакли и смотрю фильмы с их участием и, конечно, радуюсь. Радуюсь их успехам и горжусь, горжусь, что мои ученики могут стать для меня наставниками. Теперь я могу взять на вооружение их интересные разминки, современные приёмы работы с детьми. Когда мы встречаемся, у нас происходит взаимный творческий обмен, без которого просто невозможно представить наши встречи.

Радует и то, что в лицее я никогда не испытываю одиночества на своей работе, я всегда нахожу понимание и готовность коллег, молодых учителей литературы к сотрудничеству. Мы становимся наставниками друг для друга в традиционных для лицея мероприятиях: Открытый микрофон, посвящённый творчеству великих писателей А.С. Пушкина, С. Есенина, Н. Рубцова и т.п., или тематический День мира в День защитника Отечества, в День Победы. Желающих принять участие в мероприятиях с каждым разом становится всё больше и больше. Каждый участник Открытого микрофона получает эксклюзивный, разработанный нашими художниками памятный значок. В этом деле тоже находятся наставники и наставляемые.

Сейчас, в новых условиях угрозы коронавирусной инфекции, наш Открытый микрофон проходит в формате видео трансляций на больших переменах и на классных часах. У всех накапливается индивидуальный видео материал. Это стимулирует не только учащихся, но и родителей, которые становятся наставниками не только для своих детей, но в какой-то мере и для меня, активно направляя и помогая в техническом плане. Многие родители стали прекрасными видео операторами и постановщиками. Вот такой творческий обмен происходит у нас: наставники и наставляемые.

4 декабря моему главному наставнику в жизни, моей любимой учительнице исполнилось 90 лет – юбилей! Сейчас она живёт не в России, но я думаю, что с радостью получает поздравления и слова благодарности от своих учеников. Для меня Нина Филадельфовна была, есть и будет самой яркой Звездой.

Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

 

 

«Наставник - это Человек, судьбою призванный добро творить»

Орлевич Майя Леонидовна,

педагог дополнительного образования,

руководитель клуба-театра «Луч»

ГБОУ школа № 555 «Белогорье»

 Приморского района

    Наставничество - это какое-то холодное казённое слово. А ведь это, если разобраться, любовь и дружба, забота и помощь, уважение и взаимопонимание. Лично я просто не могу представить, как может работать коллектив без всего выше перечисленного, тем более, если он разновозрастной. А наш клуб-театр «Луч» оказался именно таким с самых первых дней своего существования. И, хотя поначалу он назывался просто «детский клуб», дети там были самого разного возраста (от семи лет и до…). Кстати, кому в это не верится, или кому интересно, можно заглянуть в «КОНТАКТ» в открытое сообщество «Лучистые из СПб» и посмотреть, какие дети занимались в клубе. Но это так, лирическое отступление. А если говорить по сути вопроса, то я, наверно, сейчас и не вспомню, как так получилось, что старшие всегда заботились о младших, помогали им во всём: готовили для них праздники, шили костюмы, учили всему, что уже знали сами, все вместе играли в спектаклях, выступали на концертах, работали и отдыхали.

    И младшие платили им своей любовью, желанием быть с ними и хоть чем-нибудь помочь в нашем общем деле. Многие дети занимались в клубе с первого и до последнего класса, и даже став взрослыми, не забывали свой клуб. А бывало и так, что папа с мамой выступают, а за стенкой в подушках спит их сынишка, которому нет ещё и года. Но это опять - лирическое отступление.

    Клуб всегда был для «лучистов» вторым домом, а иногда и первым, когда в семье было далеко не всё в порядке. А с некоторыми нашими детьми мы ведь и летом частенько не расставались, так как в лагере «Аврора» Ломоносовского фарфорового завода, где я работала летом, был театральный отряд, в который на медосмотре записывались все желающие. Опять же самого разного возраста. Наши дети помогали им стать единым коллективом, в котором, как и в клубе «всё - на всех и всё - для всех».

    А потом дети из театрального отряда начинали ездить заниматься к нам, в клуб-театр «Луч», из самых разных районов города: от станций метро Ломоносовская, Нарвская, Парк Победы и других, с проспектов Большевиков и Энтузиастов, с улиц Партизана Германа и Строителей и т. д. Даже вожатые лагеря становились артистами клуба, который в те годы находился на улице Савушкина в Новой деревне…

    Наш большой друг, поэт Анатолий Кислицын назвал нас «Лучистое братство». И ведь это действительно так. Клуб - большая дружная семья, в которой многие ребята нашли свою «вторую половинку», и у нас уже занимались их дети и внуки. И даже сейчас, когда администрация школы попросила меня работать с детьми начальной школы, все традиции клуба полностью сохраняются. Как и прежде, «всё делаем сами, своими руками, и каждый, кто в клубе, трудится с нами».

    А в чём тут дело - в наставничестве или в том, о чём я сказала в самом начале, честное слово, не знаю. Просто нам хорошо вместе. И 15 ноября, как и каждый год, мы отметили свой день рожденья! И хоть это было дистанционно, но…Нам- 61! Не кончен путь, и времени нет, чтоб отдохнуть! И, в заключение, ещё одно лирическое отступление:

Наставник - это Человек, судьбою призванный добро творить,

Он перед нами в жизнь распахивает двери

И всех всегда стремится научить всему, что знает и чему он верит.

И каждый настоящий ученик с наставника всегда пример берёт

И если в неудаче он не сник, то за собой других он поведёт!

И так из века в век всё повторяется. Наставничеством это называется!       

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!