Наставничество или «один за всех, и все за одного»



Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»

Городское учебно-методическое объединение

Педагогов дополнительного образования детей

Государственных образовательных учреждений

По направлению «Художественное слово»

 

 

Как развить наставничество среди детей

В студии художественного слова. Нужно ли оно?»

(Сборник статей по следам онлайн семинара-размышления)

 

Санкт-Петербург

2020

Наставник – чем-то надёжным веет от этого слова

Никифорова Ирина Владимировна,

 педагог дополнительного образования

ГБУ ДТ «Петергоф», Петродворцовый район

 

    Наставник – чем-то надёжным веет от этого слова с общеславянским корнем, не случайно оно родственно существительному «стать», исходное значение – «прочное стоячее положение» [1].

    «Ставить», «наставить» - это устойчивость, определённость, поддержка.

    Человек, берущий на себя право наставлять другого, ощущает внутреннюю силу, видит путь, по которому можно идти, он открыт, терпелив и снисходителен, он верит в тебя.

     Как много прекрасных качеств! Но где же взять столько мудрости, чтобы осуществлять наставничество? Тем более, если мы говорим о детском коллективе. Не звучит ли странно: ребёнок-наставник?

    Обратившись к истории этого явления, мы увидим, что ещё Сократ понимал задачу наставничества как помощь в самозарождении истины в сознании ученика. Учитель и ученик в данном случае находятся в равном положении, это не формальная передача опыта, а путь совместных открытий. Себе же Сократ отводил скромную роль, уверяя, что сам он пуст и «каждый производит с его помощью то, чем чреват сам»[3]

    Вторит Сократу Ж.-Ж.Руссо, полагая, что искусство наставника состоит в том, чтобы ничего не делать с учеником, сберечь горящую в нём искру, освещающую путь к познанию.

     В русском языке слово «наставник» с середины 17 века понимается как «учитель, воспитатель». В 1813 году в учебных заведениях вводится должность надзирателя-наставника, которому нужно было наблюдать за учениками, изучать их, «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».

    В Советской республике с 30-х годов 20 века появляются пионервожатые – молодые юноши и девушки, немногим старше своих подопечных, но живущие с ними одними интересами, ведущие их в соответствии со своими убеждениями. Затем возникает институт наставничества над молодыми специалистами, вводится понятие стажировки. Вспомним ещё одну форму передачи знаний от старшего поколения к младшему – трудовые и творческие династии.

     Таким образом, наставничество никогда не было просто передачей знаний, мастерства, оно тесно связано с нравственным ростом обеих сторон, с творческим поиском, с радостью полноценного общения.

    Специфика работы детского коллектива художественной направленности (студии художественного слова, литературного или театрального объединений) также заключается не только в передаче ребёнку информации, но и раскрытии его внутреннего мира, его отношения к Слову. Посещение таких объединений разрушает шаблоны восприятия жизни, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию, а значит, повышает эмоциональную зрелость, обогащает духовный мир, что является предпосылкой зарождения наставнических отношений между детьми.

    В каких сферах один ребёнок может стать наставником другому? Разделим это понятие на два вида: длительное наставничество и кратковременное.

    Длительное наставничество предполагает систематическое общение детей, например, можно прикрепить к ученику старшей группы одного-двух новичков и определить им сферы деятельности: проведение упражнений, игр, работа с текстом, организация мероприятий. В данном случае нельзя забывать о том, что педагог не перестаёт быть наставником обоим детям и постоянно находится в курсе происходящего, готов прийти на помощь. Тогда было бы эффективнее сделать наставничество традицией в коллективе, внеся информацию о нём в образовательную программу.

     Кратковременное наставничество может осуществляться в рамках какого-либо проекта, подготовки к концерту, конкурсу.

     Вариант опосредованного наставничества предоставляет дистанционное обучение, когда записанные на видео старшими ребятами упражнения, задания с большой радостью выполняются малышами. И, конечно, очень эффективно подключать к обмену опытом выпускников объединения, особенно, продолжающих обучения в этой сфере. Тренинги, записанные в их исполнении, активно пробуждают познавательный интерес детей.

    Как вариант семейного наставничества – привлечение родителей к чтению произведений вместе с детьми, начиная от простого чтения книги «по ролям» и заканчивая групповым концертным номером. Сколько нового узнают друг о друге члены одной семьи в процессе репетиций, с какой нежностью смотрят друг на друга!

    Таким образом, готовность транслировать свой опыт зависит не столько от возраста, сколько от степени отдачи, преданности любимому делу, готовности делиться и разделять. В заключение вспомним слова выдающего русского педагога К.Д.Ушинского: «…Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание невозможно»[4].

 

Список используемой литературы

 

1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.:ДРОФА, 2002.- 400 с.

2. Ичетовкина Н.М. Идеи К.Д.Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии.- Образование и воспитание, №5(5), декабрь, 2015., с.12-14.

3. Майевтика [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 17.11.2020).

4. Ушинский К.Д Письма о воспитании наследника русского престола.- Педагогика, №5, 1999., с.82-88.

 

Наставничество или «один за всех, и все за одного»

Аликина Евгения Александровна,

педагог дополнительного образования,

руководитель театральной студии «Затейники»,

ГБОУ школа 506 Кировского района

    Во времена моего театрально-творческого детства я хорошо помню те моменты, когда к нам, ещё «малышам» приходили старшие ребята. Это были самые яркие и запоминающиеся моменты! «Старички» казались нам гениями! Что бы они ни делали, всё у них получалось легко и игриво, и нам хотелось так же ярко, с лёгкостью выходить и «жить» на сцене, а ещё лучше жить вместе с ними в одном спектакле.

    Сейчас, когда я сама уже пять лет руковожу театральным коллективом,  наблюдаю ту же картину – заворожённый взгляд начинающих артистов, когда они видят работу «старичков». Памятуя о своём детском желании быть, «жить» со старшими на одной сцене, я стала вынашивать идею общего спектакля. Перечитав море сценариев и пьес для детских театров, я, наконец, нашла подходящий, но и он, однако же, подвергся моему строжайшему редактированию: многое было сокращено, переделано, добавлено, дописано в соответствии с нуждами моего коллектива…

    Итак, сказка была готова. Все группы всех возрастов от 7 до 16 лет собрала я в одном спектакле, 52 человека на крошечной школьной сцене. Сказать, что для меня это было трудно – ничего не сказать! В какие-то моменты казалось, что сил больше нет, и я взвалила на себя непосильную ношу, но в этот момент и проявилось наставничество. Старшие ребята проводили тренинги и разминки, репетировали отдельные сцены с маленькими, помогали им с текстом, костюмами и реквизитом, помогали вовремя выйти на сцену и поддерживать тишину за кулисами… Словом, работа закипела! Глядя на старших, в разы возросла мотивация, «малыши» были счастливы работать вместе. Да и старшие включились в работу совершенно с другим настроем, почувствовав свою значимость и ответственность за этих «желторотых птенцов».

    Спустя три месяца на свет появился спектакль – «Сказка о маленьком Звездочёте». Конечно, назвать его полноценным, игровым спектаклем нельзя, это скорее учебная работа, но для всех нас это был спектакль, который запомнится на всю жизнь! Для коллектива это огромный скачок вверх, новая страница в жизни, новый виток! Опыт, который мы обрели, стоит всех потраченных и приложенных сил. Наставничество переросло в настоящую дружбу. Какая радость на лицах, когда ребята встречаются на переменах в школе или на занятиях в студии! Старшие продолжают приходить на занятия к младшим, работают вместе с ними на тренингах, а иногда и проводят их сами, помогают на репетициях, дают советы, опираясь на личный опыт. Появилось ощущение братства, родства, а я считаю, что это очень важно для любого творческого коллектива!

    Приятие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка и объединяющая любовь к творчеству, никакого соперничества и соревнования, а  «один за всех, и все за одного».

 

Размышления о наставничестве

Родзевич Алла Юрьевна,

 педагог дополнительного образования

ГБУ Дворец Творчества Пушкинского района

    Иногда очень страшно зайти в заброшенный дом, или отправиться в пустынное незнакомое место. Но, если рядом с тобой есть кто-то, то сделать это оказывается намного проще. Причём порой даже неважно, силён этот кто-то или слаб, стар или мал. Присутствие человека, который с тобой «в одной лодке», даёт силы, даёт возможность поверить в себя и сделать шаг. А если это к тому же друг или человек, с которым тебе тепло и надёжно, то страх отступает полностью, про него просто забываешь…

    Человеком, с которым не страшно, который придаёт тебе душевные силы, - именно таким должен быть наставник. Каждый из нас, педагогов, ощущает себя наставником. А вот ребята воспринимают педагога как человека, который учит, оценивает, работает над ошибками. Но не всегда признаёт в нём наставника.

    Если я работаю индивидуально и читаю текст вместе с кем-то из ребят постарше, мы с ним можем говорить на равных, почти на одном языке, и я могу попытаться приоткрыть для него завесу чего-то нового, подвести к маленькому открытию. Я начинаю диалог, предлагаю подумать,  пытаюсь повернуть его мысли в верное русло. И  вижу, как радостно он приходит к выводам, с каким удовольствием раскрывает новую мысль, ему это нравится - и он начинает верить в себя, чувствовать свою силу.

    С ребятами помладше- сложнее. Ещё недавно вышедшие из детского сада, они привыкли слушаться. И для них главный авторитет - родители. «Мама сказала…», «мама не разрешает», «мама нашла мне стишок», «мама говорит, что тут нужно читать вот так». Приходится пробовать стать наставником для мам. Не со всеми это получается. Некоторые считают, что только они знают, что правильно и хорошо для их ребёнка, что он настолько талантлив, что покорит мир без педагогов и наставников. Это проходит со временем, осознается,  с опытом. Есть родители, которые готовы поделиться своими мыслями,  как лучше объяснить что-то ребёнку. Как, не травмируя «юное дарование», помочь ему совершенствоваться. Большинство моих маленьких учеников, которые захватывают зрительское внимание, нравятся зрителям, из числа тех, у кого именно такие мамы. Взрослые есть взрослые. Замечательный мальчик Женя, среднего школьного возраста, ему одиннадцать лет, харизматичный, добрый, веселый, творческий.  Представляя свою работу на занятии, он торопится сказать сразу после прочтения: «Ну, я знаю, что ещё не совсем так, что можно лучше». И я вижу, что далеко не всегда он считает именно так. Он боится, что сейчас, когда он выложился в присутствии своих друзей и с вдохновением прочёл найденное им стихотворение, я могу сказать ему эти слова. И он торопится сказать их сам. Ему хочется, чтоб ребята считали его «крутым», для этого он старается избежать замечаний. Недавно я  репетировала с первоклассником Колей. Хорошим мальчиком, смелым. Его всё время   хвалят, потому что он маленький, и всякий раз ожидает поблажки. Вот и в этот раз забывал текст и читал вполсилы.

    Но тут в зал вошли мои ребята старшего возраста. Со свойственным им юношеским максимализмом стали его подзадоривать: «Ты что, не можешь запомнить? Чего так скучно читаешь?». Такие фразы могут, конечно, больно задеть. Но не  Колю. Он борец. В ответ мальчишкам прочитал стихотворение так, что я просто застыла. Это было именно то, на что я безуспешно пыталась его сподвигнуть в течение 40 минут.

    …Мнение ребят порой намного важнее для учащегося, чем мнение педагога. Поэтому иногда я даю задание и ставлю опытных ребят в паре с новичком, и очень часто при этом вижу лучший результат.

     Практикую проведение определённого комплекса речевого тренинга с детьми таким образом, чтобы каждый мог побыть на месте учителя и рассказать товарищам о каждом упражнении, показать его, проверить точность исполнения, подсказать, если что-то делается не так. Мне кажется, это первый шаг к наставничеству среди детей. А в жизни это, возможно, тоже научит их помогать друг другу.

    Наставники-дети, как мне кажется, вдохновляют других своим примером, заражают жаждой творчества. Они не учат, как мы, педагоги, они помогают почувствовать некую изюминку в том, что у них получается, и что они делают с любовью и интересом.

    Мне очень понравились слова знаменитого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться».

     Обучение и наставничество основаны на общении. Дети учатся у нас, а мы незаметно учимся у них. Иными словами, если я выбираю наставника среди ребят для новенького, то я знаю, что выигрывают при этом  оба. Тот, кто удостоен чести быть наставником, старается изо всех сил стать достойным такого звания, и при этом тоже становится лучше.

    «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» (Ч.Диккенс)

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!