Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?



правительственные круги и господствующее сословие;

обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;

бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;

бездуховность.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.

Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н. Толстой, В.М. Пришвин, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

«История одного города» (1869-1870 гг.)

«Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее» М.Е.Салтыков-Щедрин

«История одного города»- величайшее сатирическое произведение, в котором показаны подлинные события и факты русской жизни, поднятые автором на уровень грандиозного обобщения.

Жанр: сатирический роман

Историческая основа произведения

Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения.

Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении.

Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов.

В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки».

Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году.

Перед нами роман исторического плана, гротескный.

Главный герой – город Глупов

Сюжет – смена правителей

Основной художественный прием – гротеск.

Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва.

Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй.

Город Глупов – это образ-символ, он олицетворяет собой Российское государство 70-80-х годов XIXвека. Роман убеждал в том, что так дальше продолжаться не может: необходимы перемены.

Роман написан в форме летописного повествования о лицах и событиях, приуроченных к 1731-1826 годам. Сатирик и в самом деле творчески преобразовал некоторые исторические факты.

Произведение вызвало волну возмущения, протестов современников, так как в нем не было описания великой истории, а излагаласьисториястранного города Глупова. Начинается произведение с описания того, как образовался город Глупов. Его основателями были головотяпы и другие племена, которые запутались в собственной глупости, не смогли организовать собственную жизнь и в итоге пошли искать себе князя, чтобы тот все сделал за них. Отсутствие самосознания постепенно привело глуповцев к тому, что они стали подданными князя-тирана, для которого не существовала гуманность, уважение к человеку, даже исторические времена начинаются со слова «запорю». Все правители глупова описаны коротко в описи градоначальников. Их объединяет только полная нелепость, попадание в Глупов, правление и исчезновение из Глупова. Символически данная опись показывает, что если в государстве присутствует тоталитарная тираническая система власти, то личность отдельного правителя значения не имеет. Любой будет автоматически делать то, что положено. Сначала Глуповкая власть была просто чередой разных градоначальников. Но постепенно здесь стал формироваться административно-бюрократический аппарат, что связано с именами Бородавкина, Беневоленского и Микаладзе. Все эти градоначальники являются авторами так называемых оправдательных документов, помещенных в конце произведения. Первым о государственной власти задумывается Бородавкин. Он в своем труде пишет о сложностях жизни градоначальников и предлагает их отдельно растить и воспитывать, а так же собирать их на секретные съезды, издавать церкуляры и т.д.

Следующий этап представлен в труде Микаладзе. Он предлагает надеть на всех градоначальников мундир-это явление символическое, связанное с обезличиванием власти. Отныне все решает мундир, не зависимо от «содержащегося в нем человека».

Особенное значение принадлежит деятельностиБеневоленского. Этот герой издает указы, каждый из которых по сути своей оправдывает и разрешает полное беззаконье власти.

Таким образом, постепенно автор показывает, что Глуповская власть из вереницы нелепых лиц превратилась в бездушный, жестокий по отношению к человеку бюрократический аппарат. Придельным выражением этого механического неживого явления является в произведении Угрюм-Бурчеев. По отношению к нему автор допускает в тексте два сравнения. Во-первых, он называет героя сатаной, так как тот ненавидел живую жизнь. Во-вторых, он обозначен как идиот. С идиотом Угрюм-Бурчеева роднит то, что он всегда достигает своей цели с невероятным упорством, любыми способами. Он мнит себя реформатором, он имеет идеалы. Это прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы. Он намерен перестроить Глупов, превратить его в своеобразный лагерь казарного типа. Угрюм-Бурчеев всеми силами пытается подавить, победить живую жизнь. Поэтому символично его борьба с рекой и поражение.

В итоге город Глупов подвергся страшному наказанию. С севера пришло «оно», исчез Угрюм-Бурчеев и история прекратила течение свое. Это «оно» разными критиками и исследователями характеризовалось по-разному. Одни были уверены, что это революция, сметающая несправедливую власть. Другие выделили здесь мотив апокалипсиса, то есть конца света. Щедрин подробно не поясняет, что такое «оно», просто отмечал, что на определенных этапах истории жизнь заходит в тупик. И наступают катастрофические моменты, когда все старое рушится и человек, общество, нация должны вновь пройти ситуацию выбора, исторического.

Таким образом, Салтыков-Щедрин все же надеется, что у Глупова есть шанс стать нормальным местом, что его жители все же постараются решить свои проблемы самостоятельно.

ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГОРОДА

БрудастыйДементий Варламович

Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что был прозван «органчиком».

Ряд глуповских градоначальников открывает Брудастый, в голове которого вместо мозга действует органный механизм, наигрывающий всего две фразы: "Разорю" и "Не потерплю". Эти слова-окрики стали своеобразными лозунгами, символами многолетнего запугивания и усмирения крестьян, существовавшего в России, когда власть при помощи жестоких расправ и насилия восстанавливала "порядок". В органчике Брудастого Салтыков-Щедрин отобразил всю упрощенность административного руководства, которая вытекала из самой природы самодержавия как деспотичного узурпаторского режима.

Прыщ, майор, Иван Пантелеич

Символом пустоты и ничтожности власти является Прыщ - градоначальник с фаршированной головой. Поясняя этот образ, как и в целом необычный характер повествования в "Истории одного города", автор писал: "... Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже не смех, а трагическое положение".

Пфейфер Богдан Богданович,

Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

НегодяевОнуфрий Иванович,

бывший гатчинский истопник. Разместил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов.

Перехват-Залихватский,
АрхистратигСтратилатович, майор.
Въехал в Глупов на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки.

ГрустиловЭраст Андреевич,

Статский советник. Друг Карамзина. Умер от меланхолии в 1825 году.Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

Угрюм-Бурчеев,
«бывый прохвост».Разрушил старый город и построил другой на новом месте.Прохвост – искажённое от профос.(Так называли при ПетреI палачей в армии, а затем смотрителей военных тюрем.)

Угрюм-Бурчеев — фигура не только комическая, но и страшная. "Он был ужасен" — эта фраза дважды повторяется в начале главы, посвященной всевластному идиоту. Обитателям города Глупова внешность и действия Угрюм-Бурчеева вселяли только одно чувство: "всеобщий панический страх". Угрюм-Бурчеев — это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств. Это человекоподобный истукан "с каким-то деревянным лицом", который "всякое естество в себе победил", для которого характерно "умственное окаменение". Это "со всех сторон, наглухо закупоренное существо", которому чужды любые "естественные проявления человеческой природы" и которое действует "с регулярностью самого отчетливого механизма".

Бородавкин

Василиск Семёнович.
Градоначальствосие было самое продолжительное и самое блестящее.Вновь ходатайствовало заведении в Глупове академии, но,получив отказ, построил съезжий дом.

«История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества», - писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители – злобные, жестокие куклы: цель их – уничтожение всего мыслящего.

Фамилии – клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники олицетворяют самодержавие и произвол.

"История одного города" — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!