Структура сказок Салтыкова-Щедрина



Введение

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.

Если Н.В. Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях. Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках.

Параллельно с тургеневской летописью духовных исканий передовой интеллигенции второй половины XIX ст. в русской литературе создавалась сатиричес­кая летопись общественно-исторической жизни, выводившая на поверхность изъяны и уродства государственного устройства Российской импе­рии. Ее автором был М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель, представлявший собой редкое в русской литературной среде сочетание художника-обли­чителя и высокопоставленного чиновника, не по­наслышке знавшего обличаемые им общественные пороки. Для обывательского сознания это сочетание кажется парадоксальным, даже загадочным. По­чему, спрашивается, чиновник, поднявшийся по служебной лестнице до должности вице-губерна­тора, вместо того, чтобы продолжить карьерный рост, предпочел конфликтовать с властью и высмеивать ее в своих произ­ведениях с такой силой, как никто другой? И наоборот: почему писатель, атаковавший самой злой сатирой общественные порядки и устои в своих произведениях, многие годы жизни отдал государственной службе, с честью исполняя свои чиновничьи обязанности?

Между тем, противоречия здесь нет. И беспощадная критика, перепол­нявшая произведения Салтыкова-Щедрина, и служебное рвение, кото­рым он отличался на всех занимаемых постах, диктовались одним и тем же чувством протеста против российской самодержавной действительности и одной и той же целью — послужить всеми своими творческими, интеллек­туальными, нравственными силами делу духовного просветления и соци­ального совершенствования общества. Указанные импульсы и обеспечивали нерушимое единство «художника» и «чиновника» в личности писателя. Оно отразилось даже в звании «прокурор русской действительной жизни», которым Салтыкова-Щедрина удостоили современники, поскольку в труд­ной роли «прокурора» Михаил Евграфович выступал не только в писательской, но и в служебно-социальной сферах своей деятельности.

И всё же душа писателя, большую часть жизни делившего силы между служебными обязанностями и художественным творчеством, принадлежала литературе. Об этом свидетельствует его собственное признание: «Я обязан литературе лучшими минутами моей жизни».

Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.

Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Образы его сатиры часто использовались Владимиром Лениным, а благодаря активной пропаганде Тургенева произведения хорошо известны и западному читателю.

Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"[1].(Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)

Методическая записка

Данную методическую разработку можно использовать преподавателям гуманитарных дисциплин и студентам, при изучении темы: «Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина». В ней рассматривается биография писателя, основные произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина.




Биография Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).

Детство и образование

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание), в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1884).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.



2. Хронологическая таблица

Дата События в жизни писателя Произведения
1826 родился в помещичьей семье (село Спас-Угол Тверской губернии)  
1836 третий класс Московского дворянского института, в 1838, как лучший ученик, переведен в Царскосельский лицей.  
1844 окончание Царскосельского Лицея; служба в канцелярии военного министра1 Первые публикации (оригинальные стихотворения, переводные)
1846-48 испытывает на себе влияние “натуральной школы” Белинского; участвует в кружке Петрашевского; сотрудничество с “Современником” (рецензии). повести “Запутанное дело”, “Противоречия”
1848 революционные события во Франции; реакция; молодой писатель арестован и сослан в Вятку, служит там при канцелярии губернатора.  
1855 - … смерть Николая I; возвращение из ссылки; женитьба; продвижение по служебной лестнице; вице-губернатор в Рязани (1858), в Твери (1860) “Губернские очерки” (1856-57), в журнале “Русский вестник” под псевдонимом Н.Щедрин; рассказ «Развесёлое житьё» («Современник»); редактирование «Тверских губернских ведомостей»
61 год… Отмена крепостного права. Должность губернатора в Твери. Отставка по собственному ходатайству (здоровье) – 1862 г. В обществе интерес к истории (Ключевский, Соловьев, Костомаров)2. Очерк «Литераторы-обыватели», где впервые появляется образ города Глупова; ведет ежемесячное обозрение “Наша общественная жизнь”; образ Митеньки Козелкова;
1863-64 гг. Активная работа в «Современнике» (статьи, фрагменты будущих очерков). Уходит из редакции, служит председателем казенной палаты в Полтаве, затем - в Пензе, затем - в Туле и Рязани (переводится из-за разногласий с властями). Полемика с “Русским словом”, возглавляемым Д.Писаревым; “Р.С.” считало, что крестьян нужно готовить к самостоятельной трудовой жизни; “Современник” отстаивал готовность общества к революции; Достоевский назвал эту полемику “расколом в нигилистах”.
68 год… Отставка в чине действительного статского советника3. Возглавляет с Н.Некрасовым “Отчественные записки”. Создает сатирическую повесть “История одного города” (69-70).
  «Отечественные записки» под угрозой закрытия (приостанавливаются издания, в том числе из-за произведений С-Щ – «Дневник провинциала», «Тяжёлый год», «злополучный пескарь» («Современная идиллия»); середина 80-х – арест сотрудников, из предосторожности несколько раз вырезает из журнала «Сказки». “Благонамеренные речи” (1872-76)- лживые фразы современных политических деятелей; “Помпадуры и помпадурши”(1863-1873), “Господа ташкентцы” (1869-1873); «Дневник провинциала в Петербурге» (1872-85), «В среде умеренности и аккуратности» (1874-85) “Современная идиллия” (1883) – роман-обозрение.
1875-1876 Поездка заграницу с семьёй (лечение). Во время тяжёлой болезни Некрасова становится редактором «Отечественных записок». из “Благонамеренных речей” исключает все о Головлевых (глава «Семейный суд») и делает самостоятельный роман - “Господа Головлевы” (1875-1880); «За рубежом» (1881).
1884 Закрыты “Отечественные Записки” - удар для писателя; побывал в Германии и Франции;

“Сказки” (1883-1885) (23)

«Недоконченные беседы» (1884), «Пошехонские рассказы» (1883-1884), «Пёстрые письма» (1884-1885)

“Пошехонская старина” (1887-1888)

1886-1889 “Я глубоко несчастлив. Не одна болезнь, но вся вообще обстановка до такой степени поддерживает во мне раздражительность, что я ни одной минуты льготной не знаю... Ниоткуда никакой помощи, ни в ком ни малейшего сострадания к человеку, который погибает на службе обществу” - из письма доктору Н.Белоголовому; ни жена, ни дети не разделяли его образа мыслей, не понимали его интересов.
30.04 1889 Умер, похоронен в Петербурге на Волковом кладбище  



3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика.

Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

 

Сатира– обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;иносказание,

аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

гипербола — чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки

Основная тема сказки (о чем?).

Главная мысль сказки (зачем?).

Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.

Сатирические приемы, использованные автором.

Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

Соединение фольклорного, фантастического и реального

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Книга Щедрина «Сказки» включает 32 произведения, первые из которых были написаны в 1869 году, а последние – в 1886 .

Первые щедринские сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик») были опубликованы в «Отечественных записках».

«То, что г.Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, - с возмущением писал цензор, - его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства».

Структура сказок Салтыкова-Щедрина

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Художественные особенности

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика).

Гротеск (переплетение фантастики и реальности).

Эзопов язык (иносказание и метафоричность).

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия).

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности).

Гиперболизация.

В сказках Салтыков-Щедрин, используя приемы иносказания, повествует о современном мире, со всеми его особенности и пороками. Выделяются три тематические сказок: 1.тема народа;2.тема власти помещика;3. тема обывательской жизни и основных идей эпохи.

Проблематика

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил — дрожал, умирал — дрожал".

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Людей, подобным этим рыбам, можно назвать пошлыми обывателями. Их не волнуют проблемы России, они далеки от нравственных проблем, вся их жизнь наполнена устройством своего бытового, комфортного существования. Щедрин, как достойный человек, истинный гражданин, не мог не возмущаться подобной жизненной позици.

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Таким образом, Щедрин утверждает, что формально отменить крепостное право мало, нужно, чтобы народ пришел к самопознанию, чтобы в простом человеке проснулось достоинство, желание быть свободным.

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

В сказке "Дикий помещик"Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства.

«Коняга»

Тема - народная жизнь. Главный герой- мужик, работающий в поле на коняге. Салтыков-Щедрин описывает поля, как железное кольцо, которое сковало народ. Из этого кольца не может вырваться коняга, причем образы коняги и мужика сливаются, являются частями одного целого. Писатель показывает, что жизнь коняги, его труд скорее напоминают каторгу. Особое место в сказке занимает легенда о поступлясах. По-сути, это история расслоения русского общества, история того, как одни люди получили привилегии, а другие были обречены на постоянный каторжный труд. Таким образом, крестьянскую жизнь писатель представляет, как безнравственную, призывает современников откликнуться на свою душевную боль и сделать все, для облегчения народной жизни. Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников.

Сказка «Коняга» - выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!