Титулы и церемониальные визиты 32 страница



Китайцы не вносят в дома тела умерших родственников. Если человек умирает вне дома, его останки помещают в гроб и сразу же относят к могиле или в гуан‑цай‑чжун, чему я не раз был свидетелем. Самый печальный из этих случаев произошел в Кантоне в 1870 году. За иностранным поселением возник пожар, и на месте быстро оказалось несколько местных пожарных бригад. Одна из них заняла позицию на мосту через ручей, текший вокруг горящего квартала. Деревянные брусья старого моста внезапно подломились, и не менее ста человек упали в воду. Семнадцать утонули. На следующее утро тела, извлеченные из воды, обрядили в погребальные одежды и положили в гробы; скорбящие родственники сразу же повезли их к месту последнего упокоения.

Общественные кладбища в Китае бывают очень большими. Нередко каждой семье принадлежит участок кладбищенской земли, где покоятся останки предков. Но случается и так, что китайская семья хоронит своих мертвых на разных кладбищах. Этот обычай существует в некоторых частях страны начиная со времен правления династии Цинь (249 года до Р. X.) и объясняется тем, что часто геоманты рекомендуют хоронить на новом месте, утверждая, что обнаружили участок, более благоприятный для погребения умершего по сравнению с фамильным.

На юге Китая останки мужа и жены хоронят в одной могиле, если муж умирает первым. Если же первой умирает жена, останки мужа не помещают рядом с ней, поскольку считается, что это может привести к последствиям в высшей степени неблагоприятным.

Большая часть китайских кладбищ выглядят весьма заброшенными, особенно в Южном Китае. Многие могилы полуразрушены, хотя закон обязывает содержать могилы предков в отменном порядке. Для китайского законодательства они настолько священны, что их осквернение считается ужасающим преступлением. Если человек будет застигнут за вскрытием могилы, когда снимает крышку с гроба, то подлежит наказанию – сто ударов палкой. Если же он извлек оттуда тело, ничто не спасет преступника от смерти через удушение. Человек, вскрывший могилу, почти разрушенную в результате воздействия природных факторов или времени, подлежит девяноста ударам палками и ссылке на два с половиной года. Однако если он убрал оттуда останки, его также приговорят к смерти через удушение. Наказание людям, крадущим кирпичи или камни, из которых сложена гробница, определяется в зависимости от стоимости похищенного. Действительно, иногда китайские гробокопатели нарушают покой мертвецов; это явствует из указа, изданного главным судьей провинции Гуандун в июне 1871 года. Он получил сведения о том, что гробокопатели, в просторечии называемые горными псами, в последнее время вырыли несколько трупов и перепродали опустевшие могилы. В связи с этим судья предлагал щедрое вознаграждение тем, кто сможет задержать этих святотатцев и заставить их предстать перед судом. Он предупреждал гробокопателей о том, что, буде кого‑нибудь из них застигнут при похищении тела или вскрытии могилы с этой целью, они будут обезглавлены или задушены, а продажа надгробий с заброшенных могил будет караться суровым тюремным заключением. Любого, кто повредит гроб, охотясь за крысами, лисами или дикими кошками, устроившими себе нору в могиле (такое времяпрепровождение – не редкость для населения Северного Китая), ожидают восемьдесят ударов палками и двухлетняя ссылка. Если для того, чтобы выкурить лис или диких кошек из нор, будет зажжен огонь, который уничтожит мертвое тело, охотник будет наказан сотней ударов и сослан на три года. Если крестьянин сровняет с землей могилу на участке, который он обрабатывает, его накажут сотней ударов и заставят восстановить могилу или могилы за свой счет. Если кто‑либо возжаждет завладеть принадлежащей чужой семье могилой, поскольку она располагается на счастливом месте, и наймет гробокопателя, чтобы тот извлек из нее останки, его и гробокопателя казнят через удушение. Если человек, сочтя чужое погребение счастливым, втайне похоронит в нем своего отца, то получит сотню ударов. Кроме того, его отправят в пожизненную ссылку в местность, удаленную на три тысячи ли от его родины. Человека, втайне хоронящего члена своей семьи на участке, отведенном под частное кладбище другой семьи, где не было еще других захоронений, наказывают девяноста ударами и ссылают на два с половиной года. Людей, которые по бедности не в состоянии купить землю для захоронения родственника и погребают его на чужом участке, наказывают восемьюдесятью ударами и заставляют убрать тело. Если покупатель земли для погребения обнаруживает, что на приобретенном им участке уже кто‑то захоронен, он обязан тотчас доложить об этом правителю уезда, который расследует дело и отдает необходимые распоряжения о переносе мертвых тел. Если он сам решит перенести тело, то подлежит восьмидесяти ударам и ссылке на год. Засухи или другие бедствия китайцы часто приписывают козням бесов или злых духов, являющихся из одной или нескольких могил, поэтому люди иногда сговариваются разрушить какую‑нибудь могилу. Закон очень суров к подобным преступлениям. Зачинщик подлежит удушению, двоих его главных помощников ссылают на всю жизнь, а остальных наказывают сотней ударов и трехлетней ссылкой. Сыну или внуку, племяннику или внучатому племяннику, застигнутому при вскрытии могил своих предков с целью кражи дорогих украшений, присуждают сотню палок и отправляют в пожизненную ссылку в местность, удаленную от его родины на три тысячи ли. Если он успел открыть гроб, его обезглавливают. И наконец, если сын или внук, племянник или внучатый племянник извлечет из земли тело своего родственника с целью перепродать участок, ему отрубят голову, а покупатель земли получит восемьдесят ударов и будет оштрафован на сумму, равную ее стоимости.

Есть обычай, согласно которому потомки осуществляют эксгумацию, если полагают, что родственники покоятся в несчастливых могилах. Если семье внезапно изменяет удача или начинаются болезни, нередко обращаются к геоманту, чтобы тот определил причину происходящего. Иногда тот обнаруживает, что предки семьи погребены в неблагоприятной местности. В таком случае их останки сразу же выкапывают, чтобы захоронить на участке, расположенном удачнее. Если могильщики найдут все части скелета, их щедро вознаграждают. Затем кости в порядке раскладывают на доске и промывают теплой водой, в которой для аромата предварительно кипятят листья кипариса, кедра или дерева помело. Затем на костях ставят отметки кистью, которую обмакнули в киноварь, и складывают их в урну, которую помещают в рекомендованную геомантом могилу. Иногда родственники уносят домой и ставят ее в особой комнате или в саду при доме, бывает, что временно оставляют на кладбище. Однажды, проходя через большое кладбище за северными воротами Кантона, я увидел нескольких людей, стоящих у могилы. Это были потомки некого Лян Чунь‑пина, умершего много лет назад. Они пришли выкопать его останки, потому что полагали, что могила оказалась несчастливой. Неподалеку от нее в переносной печке горел огонь. На нем стояла кастрюля с водой, в которой варились листья кипариса. Я остался у могилы, желая увидеть обычные при эксгумации церемонии, и был немало удивлен аккуратностью, с которой могильщики раскладывали кости скелета. Так эти люди приобретают отличные знания об анатомии. Когда останкам поклонились все потомки Лян Чуньпина, могильщик тщательно обмыл кости. На каждой сделали красную отметку. Затем их поместили в урну и повезли к месту захоронения. Потомки покойного были в темных одеждах, и, когда они с прахом умершего направились к новой могиле, ближайший родственник нес в руке флажок – «ленту духа», – чтобы побудить душу, пребывавшую в останках, сопровождать их к новому месту упокоения. По традиции на протяжении трех месяцев после эксгумации члены семьи носят траур. Обычно ее проводят на третий месяц года, и на это не нужно разрешения центральных или местных органов управления. Но во время правления династии Мин для этого было необходимо позволение правителя области. Хотя в настоящее время эксгумация останков, погребенных в предположительно несчастливых могилах, повсеместно распространена в Китае, существуют причины считать эту практику противозаконной. Если я не ошибаюсь, существует закон, согласно которому любой геомант, убеждающий людей выкапывать из земли усопших родственников на том основании, что для их могил были выбраны несчастливые места, подлежит суровому наказанию, равно как и все его помощники. Насколько я знаю, этот закон был составлен на двенадцатом году правления императора Юнчжэна в 1735 году от Р. X.

 

Глава 13

Самоубийства

 

Может быть, китайцы более чем жители любой другой страны мира склонны совершать самоубийства. Не то чтобы они сознательно считали, что человек вправе окончить земное существование, как только пожелает, – случаи, когда самоубийство полагают похвальным, это исключения, и в общем суицид осуждается. В буддийском аду самоубийцу ожидают страшные мучения; считается, что в прошлой своей жизни он непременно был большим грешником. Китаец не нашел бы ничего, противоречащего его представлениям, в строчках Вергилия:

 

Неподалеку от них пребывают невинные души

Тех злополучных, которые, жизненный свет ненавидя,

Дни прекратили свои и души низвергнули к аду.

Как бы желали они возвратиться к милому свету!

Как бы терпели безропотно прежние бедность и горе!

Рок не позволит; печальные воды болотной пучины

Девять раз обтекающий Стикс им путь преграждает {93}.

 

Несмотря на это, самоубийства, как я уже утверждал, у китайцев происходят чаще, чем у какого‑либо другого народа. Это мнение подтверждает приведенный во «Вратах Тихого океана» капитана Бедфорда Пима рассказ о суицидальных склонностях китайских кули, работавших на строительстве Панамской железной дороги. Он пишет: «В эту местность съехалось множество людей из Китая, Индии, Африки и представителей почти всех европейских народов, привлеченных высокой заработной платой, – и продолжает: – Несомненно, часть Истма, над которой проходит эта железная дорога, отличается нездоровым климатом. Но больше всего потерь было среди китайских рабочих. Это объяснялось тем, что они умирали не только из‑за болезней: у этих своеобразных людей проявилось стремление к самоубийствам, и не раз по утрам обнаруживали по полдюжины тел, висящих на ветвях придорожных деревьев».

По большей части китайцы умирают от опиума{94}, вешаются или топятся. Как и у нас, в Китае несчастные люди, виновные в грехе самоубийства, обычно решаются на это из‑за последствий безнравственности или крайней нужды, или же в порыве ревности, гнева либо разочарования. Горло себе самоубийцы перерезают редко (или вовсе никогда), поскольку китайцы убеждены, что разрушение целостности тела увеличит муки души или уменьшит ее блаженство. Так как они верят и в то, что в загробном мире тень человека бывает облачена в те же одежды, что на нем были в момент смерти, как правило, решившиеся свести счеты с жизнью надевают свое лучшее платье. Они направляются к вершинам холмов или в другие уединенные места. Несколько раз мне приходилось видеть тела людей, принявших яд, лежа на склонах гор Белых Облаков. Очень часто самоубийства совершают обычно на оживленных дорогах, дождавшись ночи, когда они пустеют. Однажды я видел тело самоубийцы, свисавшее с балюстрады моста в западном предместье Кантона. А в Макао мне привелось увидеть тело, висевшее на простирающемся над улицей суку дерева. По улице мимо него шло несколько человек, однако грустное зрелище, по всей видимости, не вызывало у них никаких чувств. Оно едва ли даже привлекло их внимание. Казалось, никому не было дела до того, останется ли тело висеть там или будет снято.

Женщины обыкновенно совершают самоубийства дома, но так бывает не всегда. Помню, как 8 февраля 1871 года две замужние женщины из семьи Тан сели на пароход, рассчитывая спрыгнуть с борта в воду. Они были невестками и жили на улице Кунлань западного предместья Кантона. В отсутствие мужей они проиграли свои деньги и украшения. В сопровождении горничных они взошли на борт парохода «Цзиньшань» и, когда судно подошло к устью реки Чжуцзян, обнявшись, прыгнули за борт. Но к счастью, капитан Кэрри сразу же велел спустить шлюпку, и их спасли.

Азартные игры – непосредственно или опосредованно – нередко становятся причиной самоубийств замужних китаянок. Так, в 1861 году в здании, прилегавшем к дому, где я тогда жил, произошел грустный случай. Пятая жена моего соседа, человека по фамилии У, навлекла на себя его неудовольствие, проиграв свои драгоценности. Грубое обращение, которое она из‑за этого ежедневно была вынуждена выносить от мужа, оказалось для нее невыносимым, и она приняла большую дозу опиума. Вскоре это обнаружилось, и немедля послали за доктором Додсом, врачом, практиковавшим в Хэнане. Я при этом присутствовал. Мне трудно забыть негодование, с которым я смотрел на то, как ее вынесли во флигель, чтобы она умерла там. Убрать ее из дома приказал сам У, в соответствии с бесчеловечным обычаем, не допускающим, чтобы младшая жена или наложница умирали в доме мужа. Как бы то ни было, под заботливым присмотром доктора несчастная была возвращена к жизни, и только затем, чтобы из‑за нового всплеска жестокости мужа повторить свою попытку, на этот раз успешно. Она оборвала жизнь, полную несчастий, выносить которую у нее не хватило стойкости.

Кантон был свидетелем многих грустных последствий азартных игр, жертвами которых становились как виновные, так и невинные. Я не могу умолчать о прискорбном случае, произошедшем на улице Чжун‑хан. Однажды утром соседи обнаружили там двух умирающих женщин. Доведенные до нищеты проигрышами мужей, они нарядились в лучшие платья, украсили волосы цветами и затем выпили приготовленный роковой напиток – сахарный сироп, смешанный с опиумом. По всей видимости, непосредственно перед этим они в последний раз совершили поклонение предкам, поскольку на жертвеннике дома, где они жили и умерли вместе, стояли обычные жертвоприношения и все еще горели свечи, когда соседи нашли их.

Возможно, типичным случаем самоубийства проигравшегося мужчины может послужить следующий пример (европейские центры азартных игр также могут поведать не одну такую историю). Некий молодой человек, весьма хорошо одетый, вошел в гостиницу «Дасин», поужинал, удалился отдыхать в номер, велев рано разбудить себя, и утром был найден мертвым. Хозяин гостиницы немедленно доложил об инциденте магистрату Наньхая. В результате расследования был вынесен вердикт, согласно которому покойный совершил самоубийство, приняв опиум. В кармане несчастного юноши обнаружили несколько закладных, по которым выяснили, что он принадлежал к семье Чэнь, но никаких других подробностей о нем узнать не удалось. Кое‑кто предположил, что он приехал в Кантон принять участие в проводившихся тогда экзаменах на ученую степень; другие думали, что он был сборщиком арендной платы. Все сходились на том, что он был заядлым игроком, и к роковому поступку его привел проигрыш, а также стыд и страх перед встречей со знакомыми. Дознание откладывали из‑за неявки магистрата, пока тело не начало разлагаться. Хозяину пришлось убрать его из гостиницы, для чего он нанял небольшую лодку. Там тело оставалось три дня; затем оно было перенесено на таможенный причал. Здесь, окруженный многочисленной свитой, мандарин провел дознание возле уже разложившейся массы.

По всей вероятности, самая распространенная причина самоубийств – ссоры. В 1862 году мы с приятелями шли по западному предместью Кантона, когда мое внимание привлекла взволнованная перебранка между старейшинами улицы и какими‑то женщинами. Старейшины угрожали повести последних к магистрату. Я осведомился, в чем дело, и узнал, что бедная женщина, соседка этих мегер, повесилась из‑за их постыдного обращения с нею. Они не только отказались заплатить ей деньги, которые задолжали, но и стали обижать ее. Выйдя из себя во время ссоры, жертва их жестокости решилась покончить с собой и немедленно исполнила свое намерение. Старейшины удовлетворились тем, что сообщили виновницам: если они не возьмут на себя расходы по похоронам, их поведут к магистрату. По всей видимости, эти люди пришли к такому решению, основательно обдумав вопрос, каким образом можно избежать связанных с делом хлопот. В качестве другого примера самоубийства, причиной которого послужила ссора, я могу упомянуть происшествие, случившееся в 1853 году в Кантоне. Англичанину из‑за такой ссоры вряд ли пришло бы в голову наложить на себя руки. Садовник в старом саду фактории обвинил в убийстве канарейки Хэ Акоу, привратника консульской церкви в Кантоне. Хэ Акоу отрицал свою виновность и утверждал, что канарейку убила крыса. Безутешный садовник не принял его объяснений и повторил обвинение. Тогда Хэ Акоу, серьезно обиженный этим упреком, отправился на колокольню, от которой у него были ключи, и там отравился опиумом.

Нельзя утверждать, что глубокое переживание обиды, приведшее в описанных выше случаях к самоубийству, исключало мстительные чувства, но нередко они вполне отчетливы. Я приведу только один пример из Pekin Gazette от 19 июня 1872 года: «Семья из четырех человек, письменно изложив историю своих несчастий, бросилась в колодец. Они рассчитывали, что за них отомстят родственнику, обманом забравшему себе часть их наследственного владения, а также притеснявшему их в других отношениях». Автор заметки добавляет: «Теперь, когда это дело стало таким образом достоянием гласности, их гонителю придется плохо. Но эта трагедия – страшная иллюстрация того, каким отталкивающим способом приходится взывать к правосудию и как трудно слабым добиться его защиты от бесчестных сильных мира сего».

Как легко предположить, в стране, где широко распространена полигамия, часто происходят самоубийства из ревности. В 1863 году мое внимание привлекло происшествие в семье господина Хэ. По‑видимому, первая жена ревновала ко второй, занявшей ее место в сердце мужа. Случилось так, что вторая жена заболела, и ее поместили в миссионерскую больницу в Кантоне, которой тогда, насколько мне известно, руководил отличный врач – доктор Керр. Хэ стал регулярно посещать больницу, к досаде первой жены, постоянно упрекавшей его и выискивавшей предлоги, чтобы воспрепятствовать этому. В конце концов однажды утром ему сообщили, что его вторая жена умирает. Он бросился к ее смертному ложу и успел лишь сказать ей последнее прости. Заметив его отсутствие и узнав от слуг о причине, первая жена заперлась в своей комнате и в приступе ревности отравилась опиумом.

Часто самоубийства бывают результатом распущенности. Один такой печальный случай привлек к себе мое внимание в Кантоне. Однажды я увидел толпу, пытавшуюся вломиться в дом, где, как полагали, находились тела двух самоубийц. Я подождал, пока дверь взломали, и вошел. Пройдя через кухню, я оказался во внутренней комнате, где лежали два окоченевших мертвых тела. Это были мужчина и женщина; их косички были связаны вместе. Рядом находились два керамических сосуда с опиумом. История была очень простой. Старейшины деревни обнаружили беременность молодой незамужней женщины. Согласно обычаю, ей велели навсегда оставить свой дом и родную деревню. С небольшой суммой денег, полученной от старейшин, она прибыла в Кантон, где, конечно, ей оставалось лишь заняться проституцией. Ее соучастник последовал за ней и, кажется, убедил вместе совершить самоубийство. Затем они сняли тот самый дом, где их нашли, и приняли яд. Печально, что с женщинами настолько сурово поступают, изгоняют из дома, и им почти неизбежно приходится становиться проститутками. Но бывает, что бездетные мужчины покупают их, чтобы сделать вторыми или третьими женами. Некий уроженец Синьхуэя по имени Ли Сян‑пэн, который безрассудно лишил себя жизни после раскрытия совершенной им кражи, оставил следующее письмо: «Я не знал никакого ремесла, а дома мне жилось неуютно из‑за раздражительного характера моего отца, поэтому я решился уйти оттуда. Моя бабушка дала мне рекомендательное письмо к человеку по имени Чжэн Чжунцзин, надеясь, что он найдет мне место в семье иностранного купца или дворянина, и обещала заплатить ему за помощь двадцать три доллара. Чжэн Чжунцзин устроил меня работать у иностранного дворянина. Я проработал там двадцать дней и был уволен за грубость. Так я оказался бродягой, и у меня поистине не осталось ни одного друга на свете. Через несколько дней после увольнения я зашел в дом моего бывшего хозяина во время его отсутствия, и слуги, мои бывшие товарищи, пригласили меня отужинать с ними. Я принял приглашение. Когда я поздним вечером ушел из этого дома, хватились некоторых вещей. Подозрение пало на меня, и я тут же был обвинен в краже, которую и вправду совершил я. Так, опозорив себя и окончательно лишившись друзей и знакомых, я решил заложить всю лишнюю одежду и т. п. и полученную сумму потратить на вкусный обед в одной из кантонских гостиниц, а после него в той же гостинице совершить самоубийство. Прошу не винить в моей смерти ни хозяина, ни слуг гостиницы, в которой найдут мое тело. Сообщите о моей смерти родителям и попросите их похоронить мои останки. Дано в 11‑й месяц 10‑го года правления императора Тунчжи».


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!