Принципы формирования благоустроенной среды



Отношение к окружающей среде в мировой практике различных развитых стран изменяется, разрабатываются программы по благоустройству территорий. Основными принципами подобных программ являются:

- создание комфортной жизненной среды;

- расширение выбора, создание многообразия и вариантов в различных сферах для жителей города, при сохранности историко-культурной составляющей данной территории;

- повышение качества жизни горожан, поддержание экологии и создание платформы для экономического развития;

- отказ от уничтожения природы и исторически ценных ландшафтов;

- создание гибкой планировочной системы;

- участие и присутствие жителей города при застройке территории.

Использование при проектировании подобных принципов позволяет жителям легче адаптироваться к новым условиям, а принцип участия горожан в организации территории позволяет избегать конфликтов с представителями власти.

Качество общественного пространства характеризует качество жизни в городе. Архитектурный и художественный облик, комфортность среды общественных пространств, зависит от особенностей взаимосвязи между созданными и природными компонентами городской среды и от характеристик каждого конкретного городского ландшафта.

При рассмотрении общественных пространств предлагается следующий набор основных качеств среды:

- сомасштабность с человеком;

- соизмеримость всех композиционных элементов;

- логичность и ясность построения, окружающей среды;

- правдивость выражения архитектурных средств;

- наличие новых концепций и идей;

- наличие доминант;

- связь с природой.

Формирование городской среды, обусловленной социумом, является стартом для создания работ ориентированных на историко-культурное наполнение городских пространств.

Смотровая башня в Чонбури, Таиланд.

 

Также активно прорабатываются качества данной среды, ее эстетика и особенности. В связи развитием жизни городских территорий и появившимися трудностями был осуществлен переход к разработкам методов комплексного подхода к оценке и проектированию городской среды.

Отмечалось наличие социальной и композиционной недостаточности индустриальной городской среды и был предложен ряд недостающих для нее элементов (образные характеристики, ансамблевость, индивидуальность, социальная (зрительная) привлекательность, уютность).

К необходимым условиям преобразования городской среды можно отнести: проработку композиции городской среды; формирование силуэтных и знаковых характеристик среды; введение малых архитектурных форм с визуальным переходом к масштабу человека; разнообразия приемов ландшафтной архитектуры.

Городской дизайн

Городской дизайн должен охватывать и улавливать все переменены, детали сложившейся городской среды, он является посредником между исторически сложившейся средой и современными потребностями города, так как объекты городского дизайна являются приспосабливаемыми, гибкими, способными актуализировать историко-культурную составляющую.

К городским общественным пространствам относятся территории функционально, социально, политически и экономически значимые для города, выделенные с помощью зданий, ландшафта, различных сооружений, выполняющих градообразующие функции, способствующие улучшению и поддержанию санитарно-гигиенического режима (инсоляция) и являющиеся объектами формирования историко-культурного, художественного и эмоционального климата городских территорий.

Среда, сформированная сомасштабной человеку, уходит в прошлое, актуальной становится организация искусственной интерьерной среды. Архитектурные пространства являются одним из элементов, способным сформировать подобную среду, например, галереи, курдонеры и атриумы архитектурных объемов в старых городах.

Выделим возможности дизайна городской среды в формировании экологической культуры. Это, прежде всего, обеспечение возможности «общения» с природой, наличие рекреационных зон, улучшение качества городской среды.

Вертикальные сады Патрика Бланка

 

В климатических условиях России такие решения неосуществимы, но появилась мода на зимние сады в общественных интерьерах, также активно стали применять мобильное озеленение. Существует множество примеров дизайн-объектов в общественном пространстве различных городов мира, решающих либо обращающих внимание на экологические проблемы. Это многофункциональные и трансформируемые, с пластичными биоморфными формами городская мебель и оборудование, включающие одновременно рекламные либо информационные плоскости, зарядные устройства, осветительные приборы; это городские светильники на солнечных батареях, напоминающие природные образы. При создании малых архитектурных форм, арт-объектов, городской мебели и светильников используют технологичные, в том числе переработанные материалы. Применение местных строительных и отделочных материалов, относительно дешевых, доступных и безвредных, не требующих больших затрат на доставку, легко перерабатываемых для вторичного использования и утилизации (дерева, камня, керамики), также обеспечивает экологичность объектов. Таким образом, средствами дизайна в ткани городского пространства возможно: показать истинные ценности, приобщить к прекрасному, формировать эстетический вкус горожан; обратить внимание на проблему, привлечь к ее решению; формировать культуру рационального потребления, создавая многофункциональные, трансформируемые предметы, вещи долговременного пользования, вне моды и времени; минимизировать визуальный мусор или сделать не столь агрессивным внешний вид техногенных объектов; повысить экологическую грамотность людей, распространять идеи экологического дизайна, формировать привычки экологического поведения (раздельная утилизация отходов, охрана и восстановление природных объектов, активный и здоровый образ жизни). В результате формируются составляющие экологической культуры: знание и представление о взаимосвязи человека и природы; отношение к природе как к ценности, что определяет характер целей взаимодействия, включает экологическую этику, экологическое мышление и культуру поведения. Данное действие предполагает владение технологиями взаимодействия с природой, потребность в общении с природой, стремление к ее познанию и восприятию, природосообразное поведение, ответственность и сознательное соблюдение правил и норм, собственную активную позицию, пропаганду эко-идей.

Дизайн может выступить связующим звеном городского пространства, архитектуры, человека и природы. Тенденция и реальность времени в формировании общественных пространств – власть бизнеса: занять и освоить с коммерческой выгодой. Профессиональная роль и ответственность дизайнера – внести в проект аксиологическую составляющую, сделать эти пространства наполненными социокультурной миссией и экологическим содержанием.

 1.9 Инновации в городской среде

Приемы благоустройства территории СЗЗ должны соответствовать ключевым трендам в развитии индустриальных городов, объединяемых вектором устойчивого развития - «экология и качество жизни». В первую очередь создание условий для развития и самовыражения личности, затем - появление возможностей на основе этого создавать инновационную экономику, модернизировать производство и демонстрировать экономический рост. Еще раз отметим эти современные тренды:

• гибкое функционирование территорий, совмещение промышленных, коммерческих и жилых зон;

• реорганизация городских пространств под интеллектуальные (цифровые) элементы и новую мобильность населения;

• создание специальных креативных пространств и креативных методов работы с пространством (городские районы дизайна и искусства).

Меняется внешний облик производственных сооружений, они становятся более строгими, интегрируются в окружающее пространство с помощью связующего озеленения и благоустройства.

Жилые микрорайоны, прилегающие к промышленным объектам, прежде всего, должны быть удобными для жизни.

Экопарковки и велопарковки. Ориентированы на формирование зон максимального экологического комфорта в условиях повышенной транспортной нагрузки и уплотненной застройки.

Многоярусная улица. С целью увеличения пропускной способности автомагистрали, ее максимального озеленения, снижения влияния шума на жилые кварталы, загрязненности атмосферы выхлопными газами, создании беспрепятственных пешеходных зон обсуждается концепция многоуровневой улицы в противовес подземным автостоянкам.

Многоярусная подземная автостоянка. Активно обсуждается и развивается в мегаполисах подземная структура автостоянок, повышая пешеходную доступность городского пространства.

Дорожные покрытия. Покрытия поверхности обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик.

Для благоустройства СЗЗ рекомендуются следующие виды покрытий:

• твердые (капитальные). Монолитные или сборные, выполняются из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п;

• мягкие (некапитальные). Выполняются из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими средствами;

• газонные. Выполняются по специальным технологиям подготовки и посадки;

• комбинированные. Сочетание разнообразных покрытий, например, плитка, утопленная в газон.

        

Светящаяся тротуарная плитка представляет собой обычную плитку со светящимся покрытием, которая может выдерживать большие механические нагрузки и стойкая к воздействию агрессивных факторов среды. Самосветящееся покрытие плитки начинает светиться в темноте каждый раз после непродолжительного воздействия любого источника света (солнца, фонаря, автомобильной фары и др.). Чем мощнее источник света, тем сильнее проявляется эффект.

Вибропрессованная тротуарная плитка представляет собой искусственный камень с собственной фактурой, точными геометрическими размерами и оригинальным внешним видом. Она выдерживает высокие механические нагрузки (до 600 кг/м2), устойчива к физическому и химическому воздействию, отличается повышенной морозоустойчивостью и износостойкостью. Шершавая поверхность позволяет использовать плитку в местах с большой проходимостью. Главными компонентами резиновой плитки являются наполнитель и резиновая масса, которые связанны полиуретаном в единую композицию. Она отличается морозостойкостью, высокой технологичностью, мягкостью.

Для мощения остановок и пешеходных дорожек очень эффективно применение «неповреждаемая» и термоустойчивая полимерная плитка.

Компания Pavegen Systems разработала технологию производства плитки, которая превращает механическую энергию наступающих на нее ног в электрическую («ток из-под-ног»). Один шаг генерирует до 7 Вт электроэнергии в зависимости от веса человека. Вырабатывается плитка из переработанной резины и других вторичных материалов.

Для удобства жителей на лестницах, в подземных переходах и пешеходных дорожках должны устанавливаться не травмирующие пандусы, удобные для перемещения колясок, чемоданов, сумок-тележек.

Промышленные объекты, архитектурные сооружения представляют объекты высокой общественной ценности, поэтому для защиты от деструктивных проявлений (акты вандализма, кражи техники) используются комбинированные ограждения, к которым предъявляются требования надежности и долговечности, а также способность вызывать чувство психологического комфорта и защищенности.

Применяемый в проекте СЗЗ вид дорожного покрытия рекомендуется устанавливать прочным, ремонтопригодным, экологичным, не допускающим скольжения.

Учитывают целевое назначение покрытий:

а) твердых - с учетом возможных предельных нагрузок, характера и состава движения, противопожарных требований;

б) мягких - с учетом специфических свойств материала.

Типовые конструкции покрытий представлены в таблице 40. Водные устройства. К водным устройствам относят фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы. Их снабжают водосливными трубами, ливневой канализацией и дренажной сетью.

Уличное техническое оборудование. Представлено камерами видеонаблюдения, многофункциональными банкоматами, торговыми павильонами, осветительным оборудованием и т.п.

Уличное коммунально-бытовое оборудование. Представлено на городской территории скамейками, заглубленными мусоросборниками, урнами.

Отличается экологичностью, безопасностью, удобством пользования, легкостью очистки и привлекательным внешним видом, городская уличная мебель - элементами МАФ в целях благоустройства жилой зоны.

Инновационный подход к благоустройству предполагает учет:

- функциональности (простота технологии изготовления и монтажа, конструкционный материал, габариты, вес, защищенность способы крепления с учетом назначения и массового использования);

- безопасности (предусматриваются меры по соблюдению санитарно-гигиенических свойств и минимизации риска травмирования пользователей, особенно детей и стариков);

- эстетичности (мебель должна вписываться в архитектурные, композиционные, художественные особенности городского пространства);

- универсальности (минимум деталей) и экономичности.

Инновационным приемом благоустройства общественного городского пространства признают японский высокотехничный стандарт Casbee, разработанный на принципах:

а) признание только самых прогрессивных и выдающихся проектов с точки зрения экоэффективности;

б) простота применении;

в) широкий охват типов зданий по вопросам устойчивого развития.

 Стандарт Casbee оценивает не только само здание, но и принадлежащий ему участок, т.е. прилегающую экосистему. Его можно рассматривать как эталон города будущего, а принципы «умного дома» должны стать принципами организации «умной СЗЗ».

Все городские здания и окружающие их пространства имеют инновационные особенности, включая инновационные приемы озеленения и благоустройства. Если СЗЗ не может рассматриваться как резервная территория, то она должна стать максимально комфортной.

 

Площадь Израиля в Копенгагене.

 

Список литературы

1. Городской дизайн // Ваш стильный дом [электронный ресурс] http://www.stil-plus.ru

2. Вишневская Е.В., Барсукова Н.И. Методология дизайн-проектирования как основа ...124 Вестник Оренбургского государственного университета 2015 № 5 (180)

3. Архитектурная форма: в поисках свободы / В.А. Нефедов // Форма. -

2001. - Весна. - СЛ 0-17.

4. В поисках «духа места»/ В.А. Нефедов // Ландшафтный дизайн. -

2003.-№.1. - С. 76-80.

5. Архитектурно-ландшафтная реконструкция города: модель устойчивого развития/ В.А. Нефедов // Архитектура.

6. Федотова Н. Креативный кластер в контексте социокультурных проблем региона // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века»: материалы науч. конференц. 30 апреля 2013 г. // Книжный дом «Либроком». - 2013. - С. 59 - 68.

7.  Етеревская И.Н. Принципы эколого-ландшафтного проектирования городских общественных пространств: на примере г. Волгограда: дис. канд. архитект. Волгоград, 2004. 256 с.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!