Практическое занятие 5. Тема «Поэтика раннего творчества М.Горького».



Анализ рассказа «26 и одна»

Анализируя рассказы М.Горького, следует помнить, что у него в чистом виде реализма нет (кроме позднего «Жизнь Клима Самгина»), все остальные произведения насыщены особенностями романтизма.

Горький создал новый тип героя – босяка – свободного, лишенного собственности, вольного, красивого, индивидуалиста (уникального героя, которого в русской литературе до Горького не было); человек, которого жизнь выбросила на обочину, без собственности и детей, человек без средств к существованию. В босяках ему как раз нравится, что они не обременены мыслями, не думают.

Все рассказы о босяках у Горького именуются «Босяцким циклом», но это лишь условное название. Так просто принято называть все рассказы о босяках, которые он писал всю жизнь («Челкаш», «Мальва», «2 спутника», «Мой спутник», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Коновалов», «26 и одна»).

В рассказе «26 и одна» взгляды Горького на босяков меняются. Если в ранние годы он восхищается удалью, свободой, красотой, совершению подвигов, то у зрелого Горького появляется уже критическое отношение. Босяки – это не только люди без определенного места жительства, это еще и деклассированные элементы, те которые уже попали в тюрьму, в поселение.

В самом начале рассказа мы наблюдаем нелёгкую жизнь босяков: «Нас было двадцать шесть человек — двадцать шесть живых машин, запертых в сыром подвале, где мы с утра до вечера месили тесто, делая крендели и сушки….Нам было душно и тесно жить в каменной коробке под низким и тяжелым потолком, покрытым копотью и паутиной. Нам было тяжело и тошно в толстых стенах, разрисованных пятнами грязи и плесени...». Изо дня в день они вынуждены были месить тесто, делать крендели. «…и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью, мы никогда не ели того, что выходило из-под наших рук, предпочитая кренделям черный хлеб».

Горький изображает мрачную обстановку булочной Семёнова. Огромная печь похожа на чудовище, готовое поглотить согнанных к нему рабов. А сами рабы, грязные, измученные, ненавидят свой труд.

Всё, что наполняет их однообразную жизнь, - это песни. «Поют все двадцать шесть; громкие, давно спевшиеся голоса наполняют мастерскую; песне тесно в ней: она бьется о камень стен, стонет, плачет и оживляет сердце тихой щекочущей болью, бередит в нем старые раны и будит тоску...». Но кроме них есть ещё нечто хорошее, любимое – это девушка-мастерица Таня, которая каждое утро подходит к их окошку и просит дать кренделёчков. Арестанты любят её. Несмотря на то, что о женщинах они всегда отзывались не очень хорошо, о Тане никто не смел сказать ничего дурного. Им нравилось заботиться о Тане. «Часто она обращалась к нам с разными просьбами, просила, например, открыть тяжелую дверь в погреб, наколоть дров, — мы с радостью и даже с гордостью какой-то делали ей это и все другое, чего она хотела». Сам арестант, повествователь, объясняет это тем, что им нужно кого-то любить.

Босяки здесь предстают как добрые, хорошие люди. Но когда прибывает на место запившего пекаря в булочную солдат, то вскоре босяки начинают меняться. Сначала они продолжают мысленно оберегать Таню. Для них мысль о том, что кто-то может воспользоваться этой чистой, невинной девушкой, противна.

«Мы все замолчали, пораженные этими словами. Мы как-то забыли о Тане: солдат как бы загородил ее от нас своей крупной, красивой фигурой. Потом начался шумный спор: одни говорили, что Таня не допустит себя до этого, другие утверждали, что ей против солдата не устоять, третьи, наконец, предлагали в случае, если солдат станет привязываться к Тане, — переломать ему ребра. И наконец все решили наблюдать за солдатом и Таней, предупредить девочку, чтобы она опасалась его... Это прекратило споры».

Но после спора пекаря и солдата арестанты тоже оживились. Теперь Таня для них представляла объект, на которого можно спорить. Любопытство арестантов победило их хорошее отношение к девушке. «Мы чувствовали, что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность. Мы чувствовали это, и в то же время всех нас охватило жгучее, приятное нам любопытство — что будет? Устоит ли Таня против солдата? И почти все уверенно кричали:— Танька? Она устоит! Ее голыми руками не возьмешь! Нам страшно хотелось испробовать крепость нашего божка; мы напряженно доказывали друг другу, что наш божок — крепкий божок и выйдет победителем из этого столкновения».

После падения Тани арестанты поняли, что теперь она для них не представляет такой ценности, как раньше. Они стали оскорблять ее, кричать, смеяться. А мы, окружив ее, мстили ей, ибо она ограбила нас. Она принадлежала нам, мы на нее расходовали наше лучшее, и хотя это лучшее — крохи нищих, но нас — двадцать шесть, она — одна, и поэтому нет ей муки от нас, достойной вины ее! Как мы ее оскорбляли!.. Она все молчала, все смотрела на нас дикими глазами, и всю ее била дрожь».

Единственное, что произнесла Таня: «Ах вы, арестанты несчастные!..». В этом фрагменте Горький противопоставляет девушку, казалось бы, совершившую грехопадение, грешную, и арестантов. Но мы понимаем, что даже несмотря на поступок Тани, она всё ещё невинна и чиста, в отличие от босяков, так поступивших с ней. Всё, что было в их жизни светлого, они потеряли и вернулись к своей обычной, тяжелой арестантской жизни. «Мы же остались среди двора, в грязи, под дождем и серым небом без солнца… Потом и мы молча ушли в свою сырую каменную яму. Как раньше — солнце никогда не заглядывало к нам в окна, и Таня не приходила больше никогда!..».

Таким образом, в рассказе «26 и одна» мы видим изменение образа босяка. Если раньше это был положительный герой, свободолюбивый, герой-индивидуалист, то в рассказах данного периода Горький относится к такому типу героев критично, показывая, что в них осталось мало человеческого.

 

 

Практическое занятие 6. Тема «Поэтика художественного произведения: художественное время и пространство». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой».

В рассказе А.П.Чехова «Дама с собачкой» действие охватывает 3 города – Ялта, Москва и город С.

Ялта выступает как курортный город, в котором встретились герои, и предстаёт перед читателями как город, в котором скучно. Об этом свидетельствует диалог героев:

— Вы давно изволили приехать в Ялту?

— Дней пять.

— А я уже дотягиваю здесь вторую неделю.

Помолчали немного.

— Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! — сказала она, не глядя на него.

— Это только принято говорить, что здесь скучно. Обыватель живет у себя где-нибудь в Белеве или Жиздре — и ему не скучно, а приедет сюда: «Ах, скучно! Ах, пыль!» Подумаешь, что он из Гренады приехал.

Автор произведения чётко указывает время нахождения каждого из героев перед знакомством в Ялте (Гуров находится две недели, Анна Сергеевна – 5 дней). Точное время также даётся и при их встречах перед первой ночью (неделя). Затем течение времени словно останавливается. К моменту, когда Гуров осознает по возвращении в Москву, о влюблённости, проходит месяц. А затем категория времени опять исчезает. Это говорит о том, что герои, находясь вместе, целиком отдаются чувствам и для них ничего не существует, кроме них самих.

Какова же Москва в рассказе Чехова? Прежде всего, это родной город Гурова. «Дома в Москве уже всё было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь.
Гуров был москвич, вернулся он в Москву в хороший, морозный день…Мало-помалу он окунулся в московскую жизнь…».
После диалога с чиновником Гуров понял, какова на самом деле Москва и люди в ней. «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном. Ненужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!». Ему стало невыносимо находиться в этом жутком городе с людьми с дикими нравами, поэтому он решил приехать в город С., чтобы увидеться с Анной Сергеевной.

И перед нами открывается третий город – город С., в котором живёт Анна Сергеевна. Гуров приехал в данный город и остановился в гостинице, недалеко от дома семьи фон Дидериц. Гуров видит только серые краски города:

«Приехал он в С. утром и занял в гостинице лучший номер, где весь пол был обтянут серым солдатским сукном и была на столе чернильница, серая от пыли, со всадником на лошади, у которого была поднята рука со шляпой, а голова отбита….
Гуров не спеша пошел на Старо-Гончарную, отыскал дом. Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями… Он ходил и всё больше и больше ненавидел серый забор, и уже думал с раздражением, что Анна Сергеевна забыла о нем…».

Но, несмотря на эти унылые краски города, Гуров всё равно счастлив, что ему удалось в театре увидеться с Анной Сергеевной.

В финале рассказа действие вновь происходит в Москве, но уже нет описания этого невыносимого города с «дикими» людьми. Герои встречаются тайно в «Славянском базаре». И теперь серый цвет, который так был невыносим Гурову в городе С., стал не символом скуки и тоски, а символом радости: «Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера».

 

Практическое занятие 7. Продолжение работы над темой «Художественное время и пространство в литературе»  Анализ рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание» с точки зрения художественного времени и пространства.

С помощью категории художественного времени и пространства мы можем понять философию писателя – И.А.Бунина. Пространство в рассказе охватывает всего лишь два дома (дом Стрешнева и дом Веры). Не менее важным является мотив дороги, с которым мы встречаемся два раза. И.А.Бунин очень подробно описывает пространство, в котором находится герой:

«В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж - и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою... Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы... Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых, толстогорлых, тонконогих волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве». Здесь мы можем наблюдать присущий Бунину приём аристократизации прозы, стремление к высокой эстетизации.

В конце рассказа мы видим, что ночь сменилась утром, появилось солнце: «Утром пили чай в холодной прихожей, на огромном сундуке… Виден был в него солнечный блеск морозного утра, корявое дерево в бесцветной, кое-где уцелевшей зелени…На дворе слепило низкое солнце». Благодаря этому повествованию мы можем понять, как связаны в рассказе категория времени и пространства, как они реализуются. И снова в конце рассказа появляется мотив дороги: «По большой дороге мужик загремел телегой, поехал рысью. Стрешнев повернул, поехал назад без дороги, по жнивьям. Собака издали провожала его, четко видная среди золотых полей. Он останавливался, грозил ей арапником. Она тоже останавливалась, садилась. - «Куда ж я пойду?» - как бы спрашивала она. И, как только он трогался, опять неспешной рысцой бежала за ним. Думал он о далекой станции, блестящих рельсах, дыме уходящего к югу поезда...».

Для И.А. Бунина любовь никогда не была ровным и тихим чувством, приводящим к спокойной семейной жизни. Это всегда трагедия, переламывающая судьбы людей. Для него любовь – это, прежде всего, страсть. В своей философии любви он соединяет плотское и духовное начала. Но любовь у него губительна, разрушительна, трагична. И главной темой рассказа «Последнее свидание» также является любовь.

Главные герои рассказа Стрешнев и Вера знакомы уже давно. В минуты последнего свида­ния Андрей Стрешнев остро осознает, что жизнь была пожертвована любви и сгорела зря, не принесла счастья ни ему, ни Вере, погнавшейся за при­зрачным счастьем где-то там, далеко, в другом мире, с другими людьми. Через много лет оказывается, что оба глубоко несчастны, но дороги назад нет. «И, чувствуя на губах теплую соль слез, катившихся по его щекам и усам, Стрешнев скинул с постели ноги и вышел из ком­наты».

Встреча тяжела для обоих, потому что сломана жизнь, сломана судьба. Бунин резко обозначает конфликт, трагические противоречия. Но ничего уже не изменить. «Он взглянул на Веру и заговорил резче:

— Зачем ты ушла — и за кем! — из своего рода, из
своего племени?

Он приподнялся и стал в упор, злыми глазами гля-деть на ее черные сухие волосы:

— Я о тебе, с восторгом, с благоговением, всегда толь­
ко как о жене думал.… И чем ты мне стала? Женой
разве? А была молодость, радость, чистота...»

Начиная читать рассказ, мы сразу погружаемся в атмосферу холодного осеннего вечера: «В лунный осенний вечер, сырой и холодный, Стрешнев приказал оседлать лошадь». Образ луны будет встречаться на протяжении всего рассказа: «Лунный свет полосой голубого дыма падал в продолговатое окошечко темного денника, самоцветным камнем зажигая глаз верхового мерина», «В луже возле него зеленовато отражалась неполная луна», « Но и при луне было видно, что у него поблекшее, обветренное лицо, жесткая кудрявая бородка с проседью и жилистая шея…», «В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах». «Лунный» пейзаж является противопоставлением пейзажу солнечного дня. У Бунина образ луны чаще всего выступает в качестве символа несчастной любви.

И.А.Бунин воздействует на разные чувственные восприятия читателя, описывая цвет, запах, звук: голубой дым, жёлтый зуб, зеленовато отражалась; пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою, сени, пахнущие из чулана старым отхожим местом; шлёпая туфлями, хруст сучков под копытами. Если у А.П.Чехова нет или мало пейзажа, то у Бунина он – главное в разрешении конфликта. Герой рассказов Бунина всегда страдает от обстоятельств.  И финал его рассказов всегда закрытый: «В голых, местами каменистых лугах, куда он спустился, было почти жарко. Беззвучно сиял осенний день голубым чистым небом. Великая тишина стояла над пустыми полями, над оврагами, подо всей великой русской степью. Медленно плыла по воздуху вата с татарок, с иссохших репьев. На перьях сидели щеглы. Так они будут сидеть целый день, только изредка перелетая, перенося свою тихую, прелестную, счастливую жизнь».

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!