Практическое занятие 4. Тема «Экспрессионизм в русской литературе. Рассказы Леонида Андреева».



Экспрессионизм в рассказе Л.Андреева «Молчание»

Продолжая анализировать рассказы Л. Андреева, следует вспомнить, что художественный метод писателя – реализм с экспрессивной образностью. Экспрессионизм отказывается от требований изображать действительность правдоподобно, отсюда подчёркнутая гротескность образов (чувств, настроений). В экспрессионизме огромную роль играет смерть героя с целью моментального воздействия на читателя. Если это крик, то на самой высокой ноте. Если молчание, то гробовое. Так и в его рассказе «Молчание», в котором всё пронизано этим гробовым безмолвствием.

Если условно поделить рассказ на части, то мы увидим, что жизнь и смерть (самоубийство) дочери героев, Верочки, её похороны занимают малую часть, лишь в начале Андреев показывает нам эту сторону жизни героев. Оставшаяся (бо'льшая) часть рассказа – это душевные переживания, муки родителей девушки –о.Игнатия и его жены Ольги Степановны.

 С самого начала рассказа присутствует мотив молчания. Много раз повторяется фраза: «Вера молчала». Также: «Мать всхлипнула и умолкла», «О.Игнатий умолк». «С этого дня о. Игнатий перестал говорить с дочерью…И, сдавленная двумя этими молчащими людьми, сама любившая шутку и смех, попадья робела и терялась, не зная, что говорить и что делать», И не было в глазах ни гнева, ни горя - они были немы и молчали тяжело», «Но уста были немы; молчали и глаза».

Л.Андреев разграничивает понятия «тишина» и «молчание» и вкладывает это объяснение в мысли о. Игнатия: «Со дня похорон в маленьком домике наступило молчание. Это не была тишина, потому что тишина — лишь отсутствие звуков, а это было молчание, когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят. Так думал о. Игнатий…». И действительно, героям было о чём поговорить друг с другом. Мы прослеживаем душевные муки о. Игнатия, потерявшего свою дочь и не знавшего причины её поведения, мотива. Его терзает неопределённость, незнание. Входя в комнату покойной дочери, он долго рассматривает её вещи: ноты, портрет. Ищет в портрете ответ на свой главный вопрос, но не находит. «И, как ни ставил портрет о. Игнатий, глаза неотступно следили за ним, но не говорили, а молчали; и молчание это было так ясно, что его, казалось, можно было услышать. И постепенно о. Игнатий стал думать, что он слышит молчание». Таким образом, рассказ об экзистенциальном одиночестве. Экзистенциализм лежит в основе экспрессионизма и утверждает, что человек одинок в этом мире, что он пришёл без связи с близкими.

Слово «молчание» встречается в тексте много раз. Практически в каждом предложении оно присутствует. «Каждое утро, после обедни, о. Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то. Клетка молчала тихо и нежно, и чувствовались в этом молчании печаль, и слезы, и далекий, умерший смех. Молчание жены, смягченное стенами, было упорно, тяжело, как свинец, и страшно, так страшно, что в самый жаркий день о. Игнатию становилось холодно. Долгим, холодным, как могила, и загадочным, как смерть, было молчание дочери. Словно самому себе было мучительно это молчание и страстно хотело перейти в слово, но что-то сильное и тупое, как машина, держало его неподвижным и вытягивало, как проволоку. И где-то, на далеком конце, проволока начинала колебаться и звенеть тихо, робко и жалобно. О. Игнатий с радостью и страхом ловил этот зарождающийся звук и, опершись руками о ручки кресел, вытянув голову вперед, ждал, когда звук подойдет к нему. Но звук обрывался и умолкал». Всё это говорит о том, что молчание стало неотъемлемой частью жизни героев. Это абстрактное понятие показывает в результате мрачную апокалипсическую картину мира.

Страшную душевную муку отца помогает понять также и улетевшая в день похорон канарейка. О.Игнатий рассердился на кухарку за то, что она выпустила, как ему казалось, душу дочери. «И о. Игнатию показалось, что желтенькая веселая канарейка, певшая всегда с наклоненной головкой, была действительно душою Веры и что если бы она не улетела, то нельзя было бы сказать, что Вера умерла. И он еще больше рассердился на кухарку и крикнул…».

Л.Андреев – двупланный художник. У него обязательно житейский план (так называемый реализм), а также обобщённо экспрессивный, мрачно-таинственный. В этом рассказе мы видим совмещение этих двух планов. Реализм здесь – это сам рассказ, события, происходящие в нём, жизнь героев. Экспрессионизм же доказывается созданием мрачной, тягучей атмосферой, присутствием тёмных сил (здесь это смерть), абстрактные понятия – молчание. В рассказе много эпитетов, риторических фигур. Например, «Большая черная борода, перевитая серебряными нитями, красивым изгибом легла на его грудь и медленно подымалась при глубоком дыхании», «узенькая деревянная лестница гнулась и стонала под тяжелыми шагами о. Игнатия», «Опуская ногу, словно внизу была пропасть, в которую ей хотелось бы упасть». На протяжении всего рассказа встречаются несколько цветов: черный, серый, белый. На мой взгляд, черный и серый олицетворяют тягостное повествование, мрачное настроение, а белый показывает сравнение с чет-то мёртвым. «Он прошел в гостиную, где все было чисто и прибрано, как всегда, и одетые белыми чехлами высокие кресла стояли точно мертвецы в саванах». Лишь один яркий цвет встречается в повествовании – жёлтый. Это цвет канарейки, которая словно душа живой Верочки, весёлой и радостной. «И о. Игнатию показалось, что желтенькая веселая канарейка, певшая всегда с наклоненной головкой, была действительно душою Веры и что если бы она не улетела, то нельзя было бы сказать, что Вера умерла».

В конце рассказа мы всё также наблюдаем безысходность и горе о.Игнатия. При разговоре он пытается оправдаться перед женой, которая винит его в смерти Веры. Возможно, он и сам чувствует вину, что не смог побеседовать с дочерью, узнать причину ее долгого молчания. Он говорит жене, что не виноват в том, что дочь не захотела принимать помощи. Но ответом ему было также молчание. «Когда о. Игнатий взглянул на жену, она была без чувств и пришла в себя только через несколько часов. И когда пришла, глаза ее молчали, и нельзя было понять, помнит она, что говорил ей о. Игнатий, или нет».

«И он бился головой о край стола и рыдал бурно, мучительно, как человек, который никогда не плачет. И он поднял голову, уверенный, что сейчас свершится чудо и жена заговорит и пожалеет его. Всем большим телом потянулся он к жене — и встретил взгляд серых глаз. В них не было ни сожаления, ни гнева. Быть может, жена прощала и жалела его, но в глазах не было ни жалости, ни прощения. Они были немы и молчали»

Заканчивается рассказ также словами: «И молчал весь тёмный опустевший дом».

Таким образом, рассказ Л.Андреева «Молчание» относится к числу рассказов, совмещающих экспрессионизм в реализме, поскольку искусство экспрессионизма пронизано ощущением повседневной боли, гибели, которое мы наблюдаем при прочтении «Молчания».


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!