Проявляется в характеристике персонажей, места и времени действия.



Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, уровень культуры, национальную и социальную принадлежность персонажей. В КДП социальный портрет персонажей носит обобщённый характер, соответственно их характеристикам подбираются музыкальные произведения (песня, инструментальная произведение, танец) с учётом тембральной окраски музыкального инструмента. Короткая музыкальная фраза может достаточно полно создать музыкальный образ (персонажа или группы людей). Это имеет особенно большое значение для театрализованного представления.

Наиболее наглядно роль музыки - характеристики персонажа- проявляется тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из неё (песня, танец) используется самим героем.  Даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно становится его характеристикой.

Песенные и танцевальные жанры дают наиболее широкие возможности для выявления социальной характеристики персонажей. Часто песня или танец, которую используют действующие лица, помогает раскрыть их внутренний мир, углубить характеристику.

Широко используется музыка для само характеристики группы людей. Выразительный смысл в этом случае приобретает не только мелодия, но и манера исполнения. Различное восприятие героями той или иной музыки лучше, глубже позволяет узнать внутренний мир.

Музыка выявляет эмоциональную сторону действия. Принимать на себя драматургические функции она может только тогда, когда темы её закрепляются за определёнными образами или событиями и становятся их характеристическими признаками. Заявленная музыкальная тема персонажа в течении программы несколько раз должна сопровождать его появление. Иногда эти темы, если они знакомы зрителям, сами рождают у них конкретные ассоциации.

Например, музыка, характеризующая отрицательный персонаж, может звучать в фонограмме без его участия, но через музыку, зритель должен догадываться о скором появлении этого героя.

Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, возникающие между персонажами.

Музыка может раскрыть внутренний монолог героя. Драматургически внутренний монолог героя возникает обычно после каких-то значительных событий, когда герой, оставшись наедине с собой, оценивает их, размышляет, нередко переживает эмоциональный взрыв.

Это и позволяет музыке "высказываться" во весь голос, она помогает нам понять то, что трудно, а порой и бестактно было бы выразить словами. Музыкальные интонации выражают и раскрывают его душевное и внутреннее состояние персонажей.

 

Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия.

Она позволяет создать определённый колорит той или иной эпохи, которой посвящена КДП. Музыка любого жанра, а особенно песни считают музыкальным документом эпохи т.к. они вбирают в себя психологию и настроение тех лет, когда создавались. Это позволяет эффективно использовать музыку для достижения достоверности, мыслей и чувств людей - участников исторических событий.

Существуют популярные мотивы, по традиции, ассоциирующиеся со всевозможными жизненными ритуалами и событиями. Несколько тактов звучания песни «Священная война» достаточно, чтобы сообщить зрителю о том, мероприятие посвящено ВОВ.

В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутов события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определённый колорит той или иной эпохи. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки - частушки; для ресторана- джазовая или популярная музыка.

Если в музыке к тому же проявляется её национальный характер в интонациях, ритмах, тембрах, тогда она становится одним из необходимых элементов достоверности происходящего на сцене.

Музыка может достаточно чётко указывать на время действия и помочь воссоздать эпоху, в которой развёртываются события.

Так, песни, написанные в годы первого полёта в космос Ю.А. Гагарина или музыка, написанная в духе этих песен, дают точное представление о времени действия.

Нельзя забывать, что исполнительская манера певцов тоже играет в этом плане существенную роль.

Всё это необходимо учесть при включении музыкального материала в культурно-досуговую программу. Именно инструментовка, певческая манера создают на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень трудно передать другими средствами.

Создание атмосферы действия

Благодаря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске – музыка является своеобразным фоном действия. Она способна создать условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, всей КДП. А также музыка помогает исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеской расположенности, напряжённости перед наступлением неприятеля, дать понять о трагическом известии. А также создать лирическую атмосферу при прощании сына с матерью, встречи влюблённых после разлуки, беседе старых друзей, вспоминающих молодость. При определении атмосферы учитывается мелодия, тембральная окраска инструментов. Например,

-грусть, тоска, одиночество – гитара;

-веселье – напевы цыганского хора;

-душевность, сердечность, близость – лирическая песня.

Виды эмоциональной окраски музыки для определения характера атмосферы:

ВЕСЁЛАЯ – радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся.

ГРУСТНАЯ - печальная, жалостливая, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая.

НЕЖНАЯ – ласковая, задумчивая, мечтательная, лёгкая, светлая, прозрачная.

СПОКОЙНАЯ – добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ – праздничная, бодрая, важная, маршевая, чёткая, отчётливая, гордая, могучая, победная.

МУЖЕСТВЕННАЯ – бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, твёрдая.

ВЗВОЛНОВАННАЯ – встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая.

СЕРЬЁЗНАЯ – сдержанная.

ТАИНСТВЕННАЯ – сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая, осторожная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающая.

СТРАШНАЯ – злая, грубая, тяжёлая, сердитая, недовольная, тёмная.

Музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой. Эта музыка становится как бы внешней приметой быта или события. Так же, как и звуки природы или шумы, она - принадлежность какого-либо вполне определённого жизненного явления, ситуации или действия.

Музыка, звучащая за сценой, так же, как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определённую атмосферу сценического действия.

Иногда музыку, звучащую за сценой, используют как активное средство для передачи подтекста, второго плана.

В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для последующего развёртывания сюжетных линий.

Участие музыки в конфликте

Конфликт – основа сценария. Музыка способна быть носителем конфликта, обострять противоречия, становится самостоятельным драматическим фактором, подводить к кульминации. Музыка активный участник драматургии. В этом случае темы добра и зла должны вторгаться друг в друга, создавая драматургическую заострённость. Тема добра постепенно должна вытеснять тему зла и торжественно звучать в кульминации.

Одна из наиболее ярких функций музыки - её уча­стие в конфликте. Музыка, обостряющая противоречие.

Музыкальное драматургия должна быть связана со всей системой художественных образов и "работать" на идею КДП.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!