Классификация музыки в театрализованных представлениях



Значение музыкальной драматургии

Музыкальное оформление - неотъемлемая часть технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Режиссёру - постановщику необходимо владеть основами музыкальных знаний, принципами музыкального оформления.

При подготовке культурно-досуговой программы используются многие выразительные средства (слово, декорационные оформление, свет), которые находятся во взаимодействии, органично связаны между собой и служат образному воплощению темы. От грамотного использования выразительных средств зависит художественный уровень досуговой программы и её степень воздействие на аудиторию.

Одним из важных элементов является музыка. Её роль в художественно- образном решении того или иного мероприятия очень велика. Музыка как не один другой вид искусства способна с большей силой и полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональное состояние человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой безграничен. От образов интимных и нежных, от печальных и скорбных звучаний - до ликующих и торжественных. В сценическом воплощении культурно-досуговой программы эмоциональная выразительность музыки открывает перед режиссёром широкие возможности. С помощью музыки достигается высокий эмоциональный накал в развитии действия. Музыка может активно влиять на характер культурно-досуговой программы, поэтому восприятие зрителями происходящего на сцене становится более доходчивым, более впечатляющим. И всё – таки главным элементом в культурно-досуговой программе является игра актёра, а музыка – это искусство, которое помогает раскрыть содержание. Музыка формирует впечатления, но делает это незаметно, оставаясь «вне поля зрения». В КДП нет места самостоятельной музыки, даже если она гениальна. Такая музыка может не вписываться органично в КДП, может тормозить темпо - ритм программы. Музыка должна несколькими штрихами характеризовать те или иные моменты действия т.к. она обладает эмоциональной яркостью, образной выпуклостью. Должна сочетать лаконизм и содержательность. Наряду со сценарной драматургией, музыкальная драматургия способна раскрывать событийный ряд, создавать музыкальный портрет персонажей, участвовать в раскрытии конфликта. Как бы ни был занимателен литературный сценарий, если он не найдёт яркого воплощения в музыке, то представление не станет цельным и убедительным. А иногда сценарий, не обладающий занимательностью событий, может благодаря музыке приобрести необычайную выразительность. В КДП музыка от песни до крупной симфонической формы также становится частью, главным средством выражения конфликта, ведущей идеей. Именно с её помощью выражается подтекст, внутреннее состояние персонажей. Именно музыка - средство психологического обоснования поведения персонажей. Решая вопросы музыкального оформления, режиссёр возлагает на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности. В одних случаях она звучит по ходу действия и сюжетно оправдана, обусловлена предлагаемыми обстоятельствами. В других – она вне каких - либо мотивированных связей с происходящим и выражает внутреннее действие, подтекст. В связи с этим музыка в КДП бывает:

- сюжетная, введение которой всегда оправдано ситуацией, действующие лица слышат её и на неё реагируют. Иногда мелодия может звучать в воображении персонажей и это тоже сюжетная музыка. т. к. действующие лица выражают к ней своё отношение. Сюжетная музыка звучит в повседневной жизни персонажей, она помогает воссоздать черты конкретной исторической обстановки и звучит в исполнении героев.  Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении персонажей или доноситься из СМИ или с предполагаемого объекта.

-условная музыка не является зримым компонентом действия, персонажи на неё не реагируют, как бы её не слышат.

Вместе с тем эта музыка активно воздействует на зрительское восприятие. Драматургические возможности условной музыки (фоновой) широки и разнообразны. Условная музыка является действенным средством выражения конфликта, главной движущей силой театрализованного представления, развитие действия становится более динамичным. Музыка может отражать темы: жизни и смерти, борьбы, мечтаний, тревожные предчувствия, сражение, молитвы, радость, жалобы, движение. Эта музыка внутренней духовной жизни персонажей. Такую музыку называют психологической, эмоциональной. Условная музыка более сильное художественное средство – по содержанию может быть иллюстративной, ассоциативной, контрастной событию, раскрывающей событие или обобщающей действие. Ввести условную музыку в КДП труднее. Условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания режиссёра-постановщика. Выразительные возможности такой музыки очень широки. Для неё могут быть привлечены разнообразные оркестровые, вокально-хоровые средства, произведения камерного характера, отдельные инструменты. Действенная роль условной музыки проявляется и в её конструктивно-композиционной функции. Подчёркивая опорные события, завершая тот или иной эпизод, музыка способна придать КДП стройность и завершённость.

Классификация музыки в театрализованных представлениях

Каждая КДП имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится.

Музыкальный пролог – это начальный музыкальный раздел. Цель – подготовить развитие основных эпизодов программы, написанных в характере всего представления или контрастный ему. Музыкальный пролог выполняет роль вступления или экспозиции. Основная задача

пролога – вступления, собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Музыкальный пролог-экспозиция – это лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части.

Музыкальный пролог имеет сюжетное построение – вступление, изложение основной темы или тем, заключительная часть.

Музыкальный пролог может быть представлен:

- увертюрой;

- музыкально-пластическим плакатом;

- музыкально-сценической композицией;

- музыкальным видеопрологом;

- музыкально-поэтической композицией.

Характер музыкального пролога определяется спецификой программы (концерт, праздник, карнавал, народное гуляние, презентация, развлекательная программа).

Увертюра – в ней используются музыкальные произведения, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

Увертюра вводит зрителя в атмосферу мероприятия, эмоционально подготавливает его к восприятию сценического действия. Музыка увертюры может знакомить зрителя с эпохой, социальной средой. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия.

Музыкально-пластический плакат - синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность - содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, имеет чёткую тематику, направленность и сюжетное построение.

Музыкально-поэтическая композиция – органическое единство слова и музыки при лаконичном ёмком содержании и драматургической завершённости.

Музыкально-сценическое действие – в основе используется метод театрализации.

Музыкальный видеопролог – может быть наполнен кино-видеоматериалом в зависимости от специфики и характера программы.

Музыкальный эпизод – самостоятельный раздел программы. При раскрытии содержания используются разнообразные выразительные средства и средства музыкального языка. Музыкальный эпизод имеет завершенное композиционное построение. Это синтез готовых музыкальных произведений, которые раскрывают событие, обладающее драматургической законченностью (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения - песня, инструментальное произведение, хореографическая композиция. Вставной музыкальный номер должен быть тесно связан с темой, идеей театрализованного представления и быть органично вмонтирован в сюжет программы. Номер, включаемый в программу, помогает создавать сценическую композицию.

Музыкальный антракт - миниатюрная увертюра к действию. Это связующее звено между эпизодами. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы. Звучит во время перестановки декораций, перестроений, паузы.  Музыка антракта может трансформироваться. Ей можно придать характер торжественности, нежности, скорби, радости, тревоги, возвышенности, приподнятости применив жанровую трансформацию.

Музыкальные финалы – подводят итог мыслям, чувствам. В финале заложена основная мысль события, обобщающая идея. Музыкальный финал предполагает выход всех участников на сцену. Это могут быть сводные художественные коллективы. Музыкальный финал имеет массовый характер. Иногда используются приёмы активизации зрителей: коллективное пение, скандирование, шествие. Музыкальный финал должен завершать восприятие КДП, обобщать в музыке уже высказанное. Музыка в конце театрализованного представления подводит итог мыслям и чувствам, музыкой утверждается идея мероприятия.

                     Функции музыки в театрализованных представлениях

1. Эмоционально-смысловая.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 738; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!