Д) Сравнительный анализ картины «Полонез» Т. Квятковского и Полонеза Ф. Шопена.



Рассмотрите картину, автором которой является Теофиль Квятковский – польский художник, представитель романтизма. Художник являлся другом композитора Фредерика Шопена и польского поэта Адама Мицкевича и был одним из самых выдающихся талантов польского романтизма в живописи. Многие картины художника появлялись на выставках, связанных с Шопеном или с романтическим искусством.

Данная картина, выполненная в технике акварели, является подготовительным эскизом к картине «Полонез Шопена» с символическим изображением реального исторического персонажа и изображающая интересную групповую сцену. Рисунок выделяется лёгкостью изображения - художник мастерски безупречно и смело упростил формы. Однако, миниатюра художника выражает его пристрастие к красоте без излишней сентиментальности.

Полное название всей картины – «Полонез Шопена – бал в отеле Ламбер».

Подумайте, что связывает картину Т. Квятковского и музыку «Полонеза ля мажор» Ф. Шопена?

Т. Квятковский. Полонез

 

- На картине мы наблюдаем рыцаря в доспехах, ведущего под руку молодую даму. Этот центральный дуэт дополняется неброскими акварелями с сидящими или стоящими детьми, а также различными фигурами в исторических костюмах.

Глядя на картину, ощущаешь атмосферу роскоши, богатства и важности – ровно также, как и в музыке Шопена. Как и музыка его полонеза, картина Квятковского оптимистична и позитивна.

Мы наблюдаем национальные сцены польских традиций - рыцарские и благородные: картину придворной жизни, оформленную даже несколько театрально. Изображённые люди носят как исторические костюмы, так и современную одежду.

Название картины «Полонез» - скорее всего, символическое: мы не видим танцующих людей, лишь возможное приглашение к нему, но изображение важности, пышности и благородства будто помогает услышать торжественные звуки величавого танца.

Углубление в тему. Фредерик Шопен. Краткая биография

Фредерик Шопен (1810 - 1849) – композитор, исполнитель.

Родился Шопен 22 февраля 1810 года поблизости Варшавы. Ещё в детстве в биографии Фредерика Шопена проявились музыкальные способности, в том числе к импровизации. Во время обучения в училище Шопен много времени посвящал музыкальным занятиям. Он учился у Войцеха Живного (чешский пианист, композитор и музыкальный педагог, первый учитель Ф. Шопена) и польского композитора и педагога немецкого происхождения Юзефа Эльснера.

Выступать со своими произведениями Шопен начал с 1829 года. В следующем году он покинул Варшаву, а в 1831 поселился в Париже. Там моментально стал известным, обрёл множество поклонников.

Впервые в биографии Шопена заболевание лёгких остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами. В 1848 году знаменитый музыкант поселился в Лондоне, став не только выступать на публике, но и преподавать. Самочувствие Шопена все ухудшалось, а вскоре - после возвращения в Париж - он умер. За свою биографию Шопен создал множество произведений для фортепиано, был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке.

5. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни Г. Струве, стихи А. Барто «Бьют там-тамы» - https://youtu.be/X9iteVabc-4

Песня композитора Струве «Бьют там-тамы» соответствует теме нашего урока, связанной с одним из выразительных музыкальных средств – ритмом: при её разучивании будем использовать три способа звукоизвлечения:

1. ритмически организованная речь (проговаривание текста в ритме музыки);

2. пение;

3. ритмичные хлопки в ладоши.

Каждый способ проучиваем отдельно, потом соединяем их в исполнении песни.

Текст песни:

1. Бьют там-тамы, бьют там-тамы.
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики пляшут, на ногу легки.
Если звуков рокотанье -
Слышен всплеск речной волны,
Мы танцуем под там-тамы,
Мы танцуем под там-тамы -
Славный танец тишины.

Припев: Если в звонком бурном ритме
Разговор ведёт там-там,
«Ты танцуй!» - он говорит мне в ритме
И как будто пляшет сам.

2. Бьют там-тамы, бьют там-тамы.
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики пляшут, на ногу легки.
Бьют там-тамы ,бьют там-тамы.
Кончен день счастливый самый!..
И хотя замолк там-там, -
Ходит музыка там-тама
Вслед за нами по пятам.

Припев.

Рефлексия

· Что объединяет и что различает мазурку и полонез? Расскажи на примере мазурки си-бемоль мажор и полонеза ля мажор Ф. Шопена.

Итог

Оба этих польских танца — мазурка и полонез – считаются символами Польши. Основная разница между ними в том, что полонез — торжественный, степенный танец-шествие, а мазурка — более разнообразный, подвижный, прыжковый танец. Полонезами балы обычно открывались, а мазурками — заканчивались.

Полонез, как и мазурка, поначалу не являлся бальным танцем. В XVI веке он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Лишь позднее полонез стал придворным и чисто инструментальным танцем – символом польского национального духа.

Для Шопена полонез - это жанр, неотделимый от национальной истории, но претворённый не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

Вопросы и задания

1. Какова специфика польских танцевальных жанров мазурки и полонеза?

2. Выучи текст песни Г. Струве «Бьют там-тамы».

3. Подготовь краткое сообщение о жизненном или творческом пути Ф. Шопена.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!