Г) Повторное прослушивание фрагмента «Мазурки» Шопена. Ритмическое интонирование



Задание: Простучать ритм танца.

Полонез

Ещё один трёхдольный танец – полонез. Он тоже имеет польское происхождение, что видно даже из его названия. По-французски слово polonaise означает «польский», по-итальянски оно так и записывается – polacca, в России было распространено название «польский».

Полонез представляет собой торжественный танец-шествие в умеренном темпе, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров – полузабытая картина давно ушедших времён.

Его называют ещё «королём маршей» за подчёркнутую грациозность и торжественность. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Возникший в Польше около XV века, сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем определение полонеза: «Танец-шествие польского происхождения. Известен по меньшей мере с XVI в. Размер трёхдольный, затакт, как правило, отсутствует; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз. Первоначально сопровождался пением и исполнялся на свадьбах и во время торжественных церемоний. Позднее стал придворным и чисто инструментальным танцем; в этой форме распространился по всей Европе, где воспринимался как аристократическое проявление польского национального духа» (с. 681).

Сегодня вы познакомитесь с музыкой шопеновского полонеза – не просто танца, а целого произведения искусства. Ведь обычно этот танец открывал бал: под него гости парами входили в роскошный зал, раскланивались, приветствовали друг друга. Шопен превратил жанр полонеза в концертное фортепианное произведение, фантазию в ритмах полонеза.

Полонезы Шопена — это настоящие гимны его родине. В музыке слышится восторженное прославление её величия.

Так как Шопен писал музыку преимущественно для своего любимого инструмента — фортепиано, в полонезах Шопена фортепиано передаёт звучание целого оркестра. Энергичные ритмы полонезов Шопена могут заставить трепетать даже самых бесчувственных и безучастных. В их звучании собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши...

Прослушайте музыку Шопена, отметьте характерные черты полонеза.

А) Слушание. Ф. Шопен. Полонез ля мажор

Б) Музыкальный анализ

Характер музыки – благородный, рыцарский, горделивый, и пышно-торжественный и воинственно-героический одновременно, маршеобразный. Композитором передана необычайно яркая картинность образов - музыка легко вызывает определённые зрительные ассоциации: перед нашим мысленным взором как бы встают образы древних поляков - крепкого сложения, ясного ума, необузданной храбрости в сочетании с рыцарством. Характерной чертой музыки полонеза также является стремление к монументальности.

По отношению к полонезу особенно справедливыми кажутся слова Сен-Санса: «Музыка Шопена - это всегда картина».

Музыкально-выразительные средства, используемые Ф. Шопеном при передаче образа:

· размер – трёхдольный;

· ритм – маршевый;

· фактура – сложная, аккордовая, включающая яркие гармонические краски;

· стиль – концертный;

· регистр – огромный регистровый диапазон: использование всей фортепианной клавиатуры;

· форма – трёхчастная.

Преимущест­венно аккордовая фактура обладает в инструментовке фортепиано оркестровой мощью. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, по­добная призывному военному сигналу. Общий тон выбран эпико-величавый, настроение – патриотическое.

В) Работа над нотным примером

В полонезе (нотный пример 11) ученики отмечают многозвучные аккорды, чёткие упругие ритмы, широкий охват регистров.

Г) Повторное слушание. Пластическое интонирование

Прослушайте ещё раз величественную музыку полонеза Шопена и постарайтесь передать это величие в движении.

Основной ход танца «полонез» состоит из трёх элементов:

1. Шаг с мягким подъёмом на счёт «раз»;

2. Проходящий шаг на счёт «два»;

3. Шаг с мягким опусканием на счёт «три».

Эта последовательность шагов неизменно повторяется в течение всего шествия. Бальный шаг Полонеза исполняется с носка, слегка отделяя каблук от пола. Свободные руки опущены вниз и немного отведены от корпуса.

При желании можно исполнить так же реверансы и лёгкие поклоны.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!