Социальная значимость программы
Необходимость и актуальность разработки программы обусловлена тем, что не все дети, подростки и люди среднего возраста по материальным возможностям могут заниматься в детских школах искусств, детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы студии эстрадного вокала позволит детям, подросткам и людям среднего возраста реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у воспитанников исполнительских умений и навыков эстрадного пения, необходимых для дальнейшей практической концертной деятельности, а также создание условий для развития гармоничной личности и формирования истинных духовных ценностей.
Задачи:
Обучающие – дать элементарные знания музыкальной грамоты; отработать координация слуха и голоса; добиться ритмичного выполнение движений под музыку; обучить элементарным музыкальным терминам; обучить основным принципам звукоизвлечения при пении. Необходимо сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция); – сформировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
Воспитательные – прививать дисциплинированность; умение работать в команде; способствовать формированию музыкального вкуса, вести нравственное воспитание, приобщение к культуре.
|
|
Развивающие – формирование певческих навыков; развитие певческого диапазона; привить навыки сценической культуры; умение держаться на публике; выражать творческие потребности; формирование уверенности в себе.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.
Отличительной особенностью данной программы является то, что исполнители не только учатся правильно использовать свой голосовой аппарат для звукоизвлечения, но и совмещать вокал со сценической пластикой, а также на занятиях приобретают дополнительно элементарные знания английского языка (в программу включены многие упражнения, распевки на английском языке), упражнения на актерское мастерство с целью раскрепощения и приобретения уверенности на сцене.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы
Данная учебная программа предназначена для учреждений дополнительного образования и рассчитана на двухлетний курс обучения дошкольников от 5 лет, детей и подростков школьного возраста, юношей и девушек до 35 лет.
|
|
Сроки реализации программы (продолжительность процесса, этапы)
Формы и режим занятий: формируются группы по 6-10 человек для первого года обучения, 8-12 человек для второго и третьего года обучения, с учетом возрастных рамок и вокальной подготовленности. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся три раза в неделю по 1 часу Общее количество часов за год – 144 часа.А также обучение проводится индивидуально в дуэтах, трио, квартетах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Наличие элементарных знаний музыкальной грамоты; наличие координация слуха и голоса; умение ритмичного выполнять движения под музыку; знания элементарных музыкальных терминов; знание основных принципов звукоизвлечения при пении. Наличие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция)
Критериями успешности обучения детей и подростков служат:
– концертные выступления;
– участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.
Формы проведения итогов реализации программы:
Итогом реализации данной программы являются ежегодные отчетные концерты, в которых задействованы все участники программы, исполняющие несколько разноплановых номеров как сольно, так и в ансамбле.
|
|
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция данной программы заключается в формировании умений певческой деятельности и совершенствовании специальных вокальных навыков, таких как развитие певческого голоса, овладение различными вокальными приемами, формирование певческой опоры, звукообразование, артикуляция, ансамбль. Программа формирует сценическую культуру с целью воспитать из воспитанников профессиональных исполнителей.
Основными принципами программы является коллективная и индивидуальная работа (контроль качества выполняемых заданий), доброжелательность, поощрения воспитанников, личностное развитие каждого воспитанника, мотивация к самовыражению, креативности, проявлению творчества.
IV.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Первый год
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 | Знакомство с голосовым аппаратом, его строением | 36 | 2 | 34 |
2 | Формирование вокальных навыков. | 52 | 3 | 49 |
3. | Знакомство с основными понятиями сценической культуры. | 16 | 2 | 14 |
4 | Индивидуальные занятия. | 30 | 3 | 27 |
5. | Нотная грамота | 10 | 4 | 6 |
Итого | 144 | 14 | 130 |
Второй год
|
|
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 | Голосовой аппарат, его строение, роль в пении | 42 | 8 | 34 |
2 | Знакомство с более сложными вокальными приемами. | 28 | 5 | 23 |
3 | Формирование сценической культуры. | 16 | 6 | 10 |
4 | Индивидуальные занятия. | 48 | 1 | 47 |
5. | Нотная грамота. Основные музыкальные термины | 10 | 8 | 2 |
Итого | 144 | 28 | 116 |
Третий год
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 | Значение всех составляющих голосового аппарата в звукообразовании | 44 | 4 | 40 |
2 | Использование различных вокальных приемов в пении | 40 | 6 | 34 |
3. | Формирование профессионализма в исполнительстве | 36 | 4 | 32 |
4 | Индивидуальные занятия. | 24 | 2 | 22 |
Итого | 144 | 16 | 128 |
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации программы
Первый год
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 1.1 1.2 | Знакомство с голосовым аппаратом, его строением. Формирование правильного певческого звука Расширение звуковысотного диапазона | 36 24 12 | 2 2 0 | 34 22 12 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Формирование вокальных навыков. Звукообразование в эстрадном пении. Певческое дыхание. Дикция. Ансамбль и строй. | 52 2 24 12 14 | 3 0 1 1 1 | 49 2 23 11 13 |
3. 3.1 3.2 3.3 | Знакомство с основными понятиями сценической культуры. Работа над сценическим образом. Подготовка к праздникам, концертам Концертная деятельность | 16 8 4 4 | 2 0 0 0 | 14 8 4 4 |
4 4.1 4.2 | Индивидуальные занятия. Разучивание произведений с солистами. Работа над проектами песен. | 30 26 4 | 3 2 1 | 27 24 3 |
5. | Нотная грамота | 10 | 4 | 6 |
Итого | 144 | 14 | 130 |
Второй год
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 1.1 1.2 1.3 | Голосовой аппарат, его строение, роль в пении Формирование правильного певческого звука. Овладение собственной манерой исполнения Расширение звуковысотного диапазона | 42 30 4 8 | 8 2 1 0 | 34 28 3 8 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Знакомство с более сложными вокальными приемами Звукообразование в эстрадном пении. Опорное дыхание. Певческая позиция Дикция и артикуляция Ансамбль и строй. Исполнение песен с элементами двухголосия | 28 12 3 5 15 | 5 2 1 1 1 | 23 10 2 4 14 |
3 3.1 3.2 3.3 | Формирование сценической культуры. Работа над сценическим образом, движениями Подготовка к праздникам, концертам Мастер-классы по актерскому мастерству | 16 6 6 4 | 6 0 0 0 | 10 6 6 4 |
4 4.1 4.2 | Индивидуальные занятия. Разучивание произведений с солистами. Работа над двухголосием в ансамбле | 48 38 10 | 1 1 0 | 47 37 10 |
5. | Нотная грамота. Основные музыкальные термины | 10 | 8 | 2 |
Итого | 144 | 28 | 116 |
Третий год
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 1.1 1.2 1.3 | Значение всех составляющих голосового аппарата в звукообразовании Работа над правильным звуковедением Овладение собственной манерой исполнения Расширение звуковысотного диапазона | 44 14 15 15 | 6 5 1 0 | 38 9 14 15 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Использование различных вокальных приемов в пении Использование эстрадных приемов в исполнении Опорное дыхание. Певческая позиция Дикция и артикуляция Ансамбль и строй. Исполнение песен с элементами многоголосия, пение каноном | 40 10 8 8 8 6 | 6 3 1 1 1 0 | 34 7 7 7 7 6 |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 | Формирование профессионализма в исполнительстве Мастер-классы по актерскому мастерству Работа над танцевальными движениями, пластикой Великие вокалисты, их манера исполнения | 36 16 18 2 | 4 0 2 2 | 32 16 16 0 |
4 4.1 4.2 | Индивидуальные занятия. Разучивание произведений с солистами. Работа над многоголосием в ансамбле | 24 14 10 | 2 0 0 | 22 14 10 |
Итого | 144 | 18 | 126 |
VI. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.
Организация деятельности воспитанников на занятиях студии эстрадного пения осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия.
К практическим методам можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения, мастер-классы по актерскому мастерству. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения.
Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые методы позволяют воспитанникам осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены.
На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”, рука – нотный стан, игровые приемы (“Ритмическое эхо”, “Парад звезд”, “Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Свечи”, “Артикуляционная разминка”).
В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам.
Техническое оснащение занятий: для реализации данной программы необходим кабинет, в котором имеется музыкальный инструмент (синтезатор, пианино), магнитола или ноутбук (для работы с фонограммами), сидения для учеников, аудиозаписи, нотный, методические пособия, микрофоны, специальная усилительная аппаратура.
При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи. После контрольных уроков и концертных выступлений обязательно должна осуществляться рефлексия.
Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у воспитанников тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Одаренные дети и подростки могут принимать участие в больших праздниках и тематических концертах. В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты, где исполняются песни, разученные в течение года.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса воспитанников в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественного звучания.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном воспитанникам материале. При составлении репертуарного плана кружка необходимо учитывать вокальные данные воспитанников и на их основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных на занятиях.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!