Стиль поведения при конфликте.



Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств.

Существует пять основных стилей поведения при конфликте:

-    конкуренция или соперничество;

-    сотрудничество;

-    компромисс;

-    приспособление;

-    игнорирование или уклонение.

Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль конкуренции или соперничества – этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

1 – обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

2 – чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

3 – должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

Однако следует сказать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Данный тип поведения присущ людям с активной жизненной позицией и тем, кто предпочитает идти собственным путем. "Чтобы выиграл я, ты должен проиграть". Человек стремится удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека.

Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху как в делах, так и в личной жизни. Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

"Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть". Самый эффективный стиль поведения в конфликте.

Стиль компромисса – суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.

"Чтобы каждый из нас что-либо выиграл, каждый должен что-то проиграть". Недостатком данного стиля поведения является то, что проблемы решаются поверхностно. Используется тогда, когда:

o оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,

o когда устраивает временное решение,

o какие-то уступки помогут сохранить отношения.

Стиль уклонения – реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.

Многие стараются избежать конфликта. "Никто не выигрывает, поэтому я ухожу от него". Люди используют данный стиль поведения в следующих случаях:

o не хотят проиграть,

o боятся,

o нет времени и т.д.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы. "Чтобы ты выиграл, я должен проиграть". Используют тогда, когда нет достаточной власти. Но не рекомендуется использовать тогда, когда человек обижен.

 

В предупреждении конфликтов важное место занимают как психологические, так и этические факторы. Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, без соблюдения которых невозможно бесконфликтное общение. Среди этих принципов можно было бы назвать, в первую очередь, такие как:

1 - принцип презумпции порядочности партнера по общению;

2 - принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности достоинства субъектов общения;

3 - принцип толерантности и альтруизма;

4 - принцип милосердия;

5 - принцип «справедливости и благородства»;

6 - принцип ненасилия.

Принцип презумпции порядочности (по аналогии с правовым принципом презумпции невиновности) предполагает отношение даже к совершенно незнакомому партнеру по общению как к порядочному, достойному уважения человеку, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества. Если, к примеру, человек плохо одет или подстрижен, если он работает просто сторожем или дворником и т.д., то это совершенно не может означать, что к этому человеку можно относится высокомерно, общаться «сверху», ущемлять его человеческого достоинство, унижать и оскорблять.

Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства тесно связан с предыдущим и является по существу его логическим продолжением. Как показывает опыт в сфере предупреждения и разрешения конфликтов в общении, краеугольным камнем в возникновении конфликтных ситуаций является именно подавление человеческого достоинства. Достоинство как осознание человеком самоценности своего собственного «Я», своих прав (на жизнь, на счастье, на свободу......) и моральных обязанностей (быть благородным человеком, не унижать других, помогать слабым, не лгать, держать слово...) является той «хрустальной», хрупкой ценностью общения, которую совсем не трудно сломать, но очень трудно сохранить в неприкосновенности. Речь идет именно о суверенитете, о праве каждого человека самому определять свое достоинство, ибо никто, кроме него не может его правильно оценить и судить.. Между партнерами по общению есть только один вид равенства - равенство в праве на достоинство. Так же как все граждане равны на выборах и их голоса равны по значимости, так и в общении право каждого участника общения на неприкосновенность собственного достоинства ничем не должно отличаться от аналогичного права своего партнера.

Принцип толерантности (терпимости) и альтруизма: несмотря ни на какие благие пожелания, в общении всегда случаются непредвиденные нежелательные ситуации, которые без терпимого отношения к ним необходимо представляют собой реальную возможность возникновения конфликтных ситуаций и даже конфликтов. Принцип толерантности связан со всеми вышеперечисленными принципами, следование ему является своеобразной гарантией, обеспечивающей их выполнение: именно нетерпимость может являться началом разрушения гуманистических ценностей и норм общения. Толерантность самым тесным образом связана с альтруизмом и основана на нем: если человек не подавит в себе эгоистические наклонности, то быть толерантным очень и очень сложно. Терпимость и нужна бывает, как правило, в тот момент, когда требуется противовес, компенсация чьим-то эгоистическим потребностям.

Принцип справедливости и благородства предполагает следование стереотипу «общение на равных», изъятия из общения всех конфликтогенов, «элементов и знаков превосходства», в первую очередь. Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью. «Великий человек обнаруживает свое величие, - писал Карлейль, - тем, как он обращается с маленькими людьми». Это суждение может быть основой для понимания принципа благородства в общении: во-первых, не демонстрировать своего превосходства, даже когда оно очевидно, не разыгрывать и не афишировать роль победителя (это требование обязательно, например, в Японии) и, во-вторых, признать вообще, что маленьких людей нет, что люди все имеют равные естественные права и разница между ними в том, что совершают они разные поступки, судить которые со стороны по справедливости очень-очень сложно и поэтому нужно убедиться в мудрости библейского наставления «не судите» и следовать ему.

Принцип милосердия в общении выражается в признании человека таким каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды (а они, наверное, есть у каждого человека и всегда). Сострадание основано, прежде всего, на любви, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

Принцип ненасилия при выборе всех основных параметров и направленности общения является, наверное, определяющим. Именно нарушение этого принципа ведет к ущемлению человеческого достоинства субъектов общения. Среди всех нравственных принципов предупреждения конфликтов принцип ненасилия является самым важным и определяющим. Ненасилие как принцип предупреждения конфликтов в общении предполагает ненасильственное общение даже по отношению к такому партнеру, который ведет себя не должным образом, но не допускает прямого оскорбления окружающих. Этот принцип означает, что человек не должен ни при каких обстоятельствах (в том числе и защищая свои интересы) подавлять и унижать достоинство собеседника (а должен стремится к равноправному диалогу, к соблюдению норм сохранения суверенитета внутреннего мира своего партнера), применять средства насильственного давления (включая такие завуалированные как гипноз), следовать путем агрессивной ненависти, унижений, шантажа, угроз (тем более убийств, ограблений, вымогательств и т.д.). В Дхаммападе содержится мудрая мысль о том, что «не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью - таков вечный закон». Особенно на этапе зарождения конфликта любые элементы насильственного характера совершенно недопустимы, так как они, как правило, вызывают в ответ еще большую насильственную реакцию и, в конечном счете, приводят к конфликту.

2. Законспектируйте (кратко) определение конфликта, типы конфликтов, стили поведения при конфликте, принципы бесконфликтного поведения. К стилям поведения при конфликте самостоятельно приведите примеры из жизни.

10.09.2020

Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и взаимодействия. Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, логикой, психологией и другими дисциплинами. Виды ораторской речи. Типы ораторов.

1. Прочитайте лекционный материал.

Ораторское искусство (синонимы «риторика», «красноречие») – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой – информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей. Родиной красноречия считается Древняя Греция. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали в Египте, в Ассирии, в Вавилоне, в Индии, но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляется систематические работы по его теории. Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около V в. до н.э. Насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость, стала объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, опровергнуть мнение оппонента, граждане Афин должны были хорошо владеть искусством слова и умением спорить. Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н.э.

В средние века и в новое время продолжается развитие ораторского искусства. В XVI-XIX вв. в Европе появляются учебники риторики на национальных языках. В 60-х гг. ХV в. на Западе и Востоке (Япония) происходит возрождение классической риторики. Возникает особая область филологии – неориторика. Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится, она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других. 

● Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная (передача информации); для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов и т. д.

● Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики; в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных, синтаксис логизированный, книжный, фраза отличается грамматической и логической полнотой и т. д.

● Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна, экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности; широко используются общественно-политическая лексика, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика; нередко часть лексики актуализируется, приобретает новые смысловые оттенки; используются средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи и т. д.

● Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав во всем его семантическом богатстве, со всеми прямыми и переносными значениями слов; грамматический строй со сложной и разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь, точнее – литературно-разговорный подстиль. Такие выступления являются частично или полностью своеобразной подготовленной импровизацией (если, конечно, речь не читается) и выражением спонтанной устной речи, с импровизационной, спонтанной манерой изложения.

Уже сама работа над речью и с речью приводит к отходу от строгой книжности. Степень книжности или разговорности зависит от индивидуальных навыков оратора. Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А.В. Луначарского: «...Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того ближнего, к которому я обращался с речью. Но у нас нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что оно находит именно тот резонанс, которого мы хотим... Следовательно, нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому слово обращено». Замечательные слова. Речь влияет на слушателей интеллектуально, и эмоционально. Но влияет лишь в том случае, если выступающий хорошо знает психологию аудитории и учитывает ее. Искусство речи глубоко психологично и глубоко социально. И многое зависит от того, каким языком мы говорим. Конечно, сухая книжная речь обладает незначительной силой воздействия. Именно «устность» речи и делает ее доходчивой, оказывает положительное влияние на слушателей. Вот мнение по этому поводу известного лингвиста Д.М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи – вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную». Действительно, оратор постоянно находится между Сциллой и Харибдой, между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той, и с другой стороны.

Книжность и разговорность – вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора. Сильная книжность сушит речь. Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания. Так что же такое разговорный стиль? Он противопоставлен книжным стилям, обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений; основная его функция – общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую речь. Его лексика и фразеология характеризуется наличием большого пласта общеупотребительных, нейтральных слов, разговорных слов, имеющих эмоционально-экспрессивную и оценочную окраску, разговорной фразеологии. Синтаксис – преобладанием простых предложений, сложносочиненных и бессоюзных, экспрессивных: восклицательных, побудительных, вопросительных и т. д.

 Роды и виды ораторской речи. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия:

● придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства;

● духовное (церковно-богословское);

● военное красноречие – обращение полководцев к солдатам;

● дипломатическое;

● народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты. 

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

социально-политическое,

академическое,

судебное,

социально-бытовое,

духовное (церковно-богословское).

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А.В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас «Наука побеждать» наглядно показывают, как искусно владел он словом. Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII – начала XIX в. М.И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII-XVIII вв. видное место занимает А.О. Ордын-Нащокин. Во второй половине XVIII в. при Екатерине П выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г.А. Потемкин и Н.И. Панин. Обращались к народу с яркими речами и руководители крестьянских восстаний – Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были ораторы из народа. Их речи не дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по «прелестным письмам» (воззваниям).

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX вв., как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика. Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления. Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. В работах зарубежных исследователей (П. Сопер «Основы искусства речи») выделяются следующие разновидности ораторских выступлений в зависимости от общей целевой установки: информационная речь, развлекательная речь, воодушевляющая речь, убеждающая речь, призывающая к действию.

Типы ораторов.

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

 

Качества хорошего оратора.

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

● начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;

● оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,

● важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;

● смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;

● широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;

● умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;

● оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

 

Подготовка речи к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако в риторике существуют общие правила подготовки публичного выступления, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Подготовка публичного выступления, как правило, включает в себя следующие этапы:

1) выбор темы и определение основного содержания выступления;

2) определение цели выступления;

3) составление предварительного плана;

4) поиск и отбор материала;

5) работу над композицией;

6) работу над речевой формой выступления;

7) репетиция выступления;

8) произнесение речи;

9) анализ выступления.

Готовясь к выступлению, следует учитывать общие требования к публичной речи:

1) решительное начало выступления;

2) драматизм;

3) сдержанную эмоциональность;

4) краткость;

5) диалогичность;

6) разговорность;

7) установление и поддержание контакта с аудиторией;

8) понятность главной мысли;

9) решительный конец.

2. Заданием в одной из практических работ данного курса станет выступление с заранее подготовленной речью. Обдумайте выбор темы. Тема должна быть вам близка и интересна. Продолжительность выступления составит не более пяти минут. Учитывайте это.

Письменное задание:

1. Сформулировать три возможных темы вашего выступления. Например: Современные танцевальные клубы в Череповце. Разноцветное окрашивание: опасно ли это для волос? Современное российское кино. Как провести лето во время пандемии? «Ведьмак» на уровне «Боль и страдания»: как и зачем. Политическая обстановка в бывших советских республиках. В общем, вы можете выбрать и сформулировать любую интересную вам тему.

2. Составьте план выступления к одной из ваших тем.

 

 

Ваши работы я жду на почту tashka_17@mail.ru до вечера 13.09.2020. Ваши предыдущие работы я получила, не волнуйтесь. Пусть староста отпишется отдельным письмом, я вышлю результаты проверки двух предыдущих работ.

Всем спасибо J


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!