Типы офицеров николаевской эпохи в романе «Герой нашего времени»



Будто в полемике с пушкинским идеалом М.Ю. Лермонтов через 4 года после выхода в печать «Капитанской дочки» публикует «Героя нашего времени» (1840) и представляет офицера Григория Александровича Печорина.

Печорин ‒ странствующий офицер, дворянин-интеллектуал. Невозможность применения своих способностей в жизни современного ему общества порождает в его душе холодность, равнодушие и эгоцентризм. Лермонтов создал собирательный портрет офицера последекабрьской эпохи XIX века.

Печорин вобрал в себя пороки «всего поколения в полном их развитии». Автор диагностирует «болезнь века» [Лермонтов: 1964,7-8].

В отличие от Петра Гринева, принцип, которому следует Григорий Печорин, содержит в себе неверие, сомнение, отрицание. Он дискредитирует традицию и существующую до него мораль. Печорин, как крайний индивидуалист, признает только собственное сознание. Все решения он принимает по собственному волеизъявлению. Печорин приносит в жертву своему эгоизму судьбы и жизни окружающих его людей.

Е.Н. Иваницкая в своей статье характеризует «печоринство» как «режим несвободы», «вид приспособления к авторитаризму» эпохи правления Николая I, а самого Печорина называет позером и фразером

Михаил Юрьевич дорожил честью русского офицера. Он обратил внимание на текущее положение армии в обществе. Военная служба была престижным занятием.

Особое расположение в обществе приобреталось благодаря мундиру. Н.А. Логунова, рассматривая типологию воинской личности, отмечает разные типы офицеров ‒ это ««старый кавказский служака», закаленный в опасностях, трудах и битвах (Максим Максимыч), так называемые «слётки», приехавшие на Кавказ за чинами (Грушницкий), и те, кто оказался здесь волею обстоятельств (Печорин)» [Логунова: 2013,29]

Максим Максимыч воплощает лучшие национальные качества русского народа, но наряду с этим ему также свойственны инертность, ограниченность умственного

кругозора. С.П. Шевырев писал о Максиме Максимыче как о«цельном характере коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования». Он «при мнимой наружной холодности воина, наглядевшегося на опасности, сохранил весьпыл, всю жизнь души» [Шевырев: 1841,530].

«Лермонтов выделяет типы людей, для которых желание создать карьеру и найти удачную партию, пользуясь тяготами войны, важнее морально-этических и социальных аспектов народного бедствия,

‒ отмечает Н.А. Логунова. ‒ Таков, например, Грушницкий».

«Война для Грушницкого ‒ романтическая завеса истинных корыстолюбивых намерений, а не воинский долг или трагическая необходимость» [Логунова: 2013, 33].

Грушницкий стремится выделится, не обладая ни талантом, ни особыми личными качествами. Между Печориным и Грушницким контрастность не так заметна на первый взгляд, но кажущаяся близость их социальных и культурных позиций есть близость мнимая: между ними скоро обнаруживается настоящая ‒психологическая, культурная, социальная

пропасть, ставящая их, как явных противников, друг против друга с оружием

в руках.

С.П. Шевырев характеризует Грушницкого как «пустого малого», отмечает его тщеславность: «в нем даже нет и того чувства, которым отличались прежние наши военные, – чувства чести. Это какой-то выродок из их общества, способный к самому подлому и черному поступку. Автор примиряет нас несколько с этим созданием своим, незадолго перед смертью, когда Грушницкий сам сознается в том, что презирает себя» [Шевырев: 1841,522]

Для Печорина военная карьера ценности не представляла. Ему не свойственны ни «карьеризм и военное честолюбие (как в случае с Грушницким)»,ни «солдатская дисциплинированность (как у Максим Максимыча)» [Логунова: 2013,34]. Н.А. Логунова считает, что «отсутствие высокой цели сделало его пассивным и безразличным» [Логунова: 2013,34].

Итак, для богатого офицера-аристократа война ‒ это способ быстрого карьерного роста или поиска сильных ощущений. Для незнатного офицера война становится «тяжелой необходимостью, средством для обеспечения условий существования» [Логунова: 2013, 34]. Печорин сознает несовершенство мира и пытается найти выход, а Максим Максимыч еще не испытывает внутреннего противоречия. Как офицер старого поколения он не понимает Печорина.

Печорин чувствует себя «нравственным калекой» потому, что человек, живущий в обществе, лишенном глубоких, разумных целей деятельности, и обреченный на бездействие, неизбежно деградирует» [Мануйлов: 1966, 218]. Несмотря на рефлектирующее сознание в герое присутствует внутреннюю дисгармония, возникшая из-за отсутствия деятельности, которая, в свою очередь, привела к атрофии определенных сторон личности.

Эпизод встречи Печорина и Максим Максимыча демонстрирует холодность первого, что для Д. Благого «служит доказательством морального превосходства «народного, демократического персонажа»по сравнению с «аристократом» Печориным» [Григорьян:1975,15].

Вулич для Печорина тоже лишь орудие эксперимента: своим пари он провоцирует Вулича на весьма возможное самоубийство. Точно такой же эксперимент Печорин проделывает, стоя перед заряженным пистолетом

Грушницкого. Печорин до конца верен своему времени ‒времени, подвергнувшему пересмотру коренные вопросы человеческого существования.

Вулич принадлежит к тому же поколению, что и Печорин. «Он довольствовался тем, что бесцельно дразнил и испытывал судьбу, не сомневаясь в ее власти над человеком. Это убеждение подчеркивало его

склонность играть своей жизнью» [Герштейн: 1976, 39]

Максим Максимыч – честный офицер, образ которого позже воплотится в образе капитана Тушина «Войны и мира» Л.Н.Толстого. Сравнив образы Гринева и Печорина, добавим, что Гринев ищет успокоения в тихом семейном счастье. Печорин, напротив, ищет бури, испытаний, так как тишина и покой не для него. Его натура жаждет приключений.

В итоге, Гринев все-таки обретает семейное счастье, а путь Печорина ведёт к самоистреблению. Григорий Александрович становится героем своего времени, отказавшегося от духовных основ.

«Печорин более близок к Чацкому, с его критически острым, озлобленным умом, с его ненавистью к светскому обществу» [Григорьян:1975,243] главное действующее лицо в обоих произведениях обладает чертами байронического героя. «Печорин ‒ не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцетрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки сомнения» [Григорьян:1975,245].

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!